Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему Дикие птицы


«Дикие птицы»
Цель: Формировать преставление о зимующих и перелётных птицах. Задачи: Закрепить понятие «перелётные, зимующие, водоплавающие птицы».
Знать их строение, внешние признаки, их повадки и передвижение. Также развивать умение образовывать существительные в родительном падеже, сложные слова. Подбирать слова-антонимы. Воспитывать внимательное отношение к языку, желание говорить правильно.
Материал: Предметные картинки зимующих и перелётных птиц, разрезные картинки птиц, грамзапись пения птиц. Игрушка кота.
Ход занятия. Звучит грамзапись пения птиц. На магнитной доске изображение зимующих птиц.
Педагог:
- Выпал в лесу первый снег. Замело полянки и дорожки, пригорки и овражки. Стоят деревья все в снегу. Тихо. Ни одна ветка не шелохнётся. Вдруг на лесную поляну прилетела ворона и подняла крик: «Птицы! Летите скорее сюда! Мы приход зимы проворонили, не заметили. Зима пришла, а мы не подготовились!»
- «Что ты каркаешь!» - отвечает тетерев. У меня есть перья. Это и есть моё спасение. Птичьи перья от холода спасут, а глубокие сугробы от врагов защитят. Ночью мы, тетерева, спим глубоко под снегом. Нас там ни один хищник не достанет. А днём высоко на деревьях сидим, клюём почки да семена разные. Мы зимы не боимся. Каждый к зиме по-своему готовится. Перья и у тебя есть, а почек, семян да ягод сухих на деревьях и для тебя хватит. Не замёрзнешь и с голоду не пропадёшь.
- Назовите зимующих птиц.
1. Назовите ласково птиц, которых вы видите. сова - совушка воробей - воробушек
синица - синичка ворона - воронушкаснегирь - снегирёк ласточка -
- Какая из этих птиц лишняя?
- Назовите перелётных птиц? Почему их называют перелётными? Что есть только у птиц? Что умеют делать все птицы? (летать)
Птицы осенью (улетают)
Весной птицы (прилетают)
С дерева на дерево (перелетают)
К кормушки (подлетают)
С кормушки (слетают)
В гнёздышко (влетают)
2. Хорошо птицам в тёплых странах, но почему же они возвращаются назад.
- Чем занимаются птицы по возвращению на Родину? (строят гнёзда, выводят птенцов, ищут корм, растят птенцов...)
- Из чего птицы вьют гнёзда? (из перьев, из прутиков, из пуха, из мха, из соломы.)
3. Радуются птицы весне, но каждая по-своему. Как? Что делают? Воробей - чирикает, скачет, прыгает, летает, клюёт.
Грач - ходит, перепрыгивает, ищет корм.
Утка - плавает, ныряет.
Цапля - ловит лягушек, стоит, ходит, перешагивает.
Ласточка - щебечет, парит.
4. Рады пернатые весне на разные голоса. Ласточка - щебечет.
Соловей - поёт. Утка - крякает. Кукушка - кукует.
Приветствуют их зимующие. Воробей - чирикает. Синица - поёт. Голубь - воркует. Сорока - трещит. Ворона - каркает.
5. Но у всех птиц есть один очень страшный враг - кот. Для маленьких птенцов он не кот, а котище.
У него не усы, а...
Не лапы, а...
Не глаза, а...
Неуши, а...
Давайте прогоним его от наших птиц.
6. Дидактическая игра «Чего не хватает» Силуэт птицы без какой-нибудь части тела.
{нет хвоста, глаз, крыльев и т.д. Дети называют)7. Физкультминутка
Птички прыгают, летают.
Крошки птички собирают.
Перышки почистили,
Клювики почистили.
Птички летают, поют,
Зёрнышки клюют.
8. Кто это? {сравнение цапли и воробья)У воробья туловище мелкое, а у цапли крупное.
У воробья голова маленькая, а у цапли...
У воробья клюв короткий, а у цапли...
Воробей юркий, а цапля...
Где живёт каждая птица? Что означает слово «водоплавающая»? Из каких двух слов образовано?
9. Дидактическая игра «Длинное слово»
- Я вам говорю два коротких слова, а вы одно длинное.
У цапли длинные ноги - длинноногая.
У синицы жёлтая грудь - желтогрудая.
У дятла красная голова - красноголовый.У аиста белое крыло - белокрылый.
10. Итог занятия.
Анализ занятия.
- Ребятам сложно было образовывать существительные в родительном падеже. Не справлялись со сложными словами.
- Дети справились и правильно поняли смысловые оттенки значений существительных, образованных с помощью суффикса -ищ-
- Следует продолжать обучать образовывать сложные слова, совершенствовать умении находить однокоренные слова.