Конспект урока по развитию речи на тему Дикие животные зимой
Тема: Дикие животные зимой.
Цель: - Закрепить знания о диких животных.
Задачи:
Образовательные:
1. Активизация и закрепление словаря по теме.
2. Упражнение в падежном согласовании.
3. Подбор однородных прилагательных к существительным.
4. Упражнение в согласовании и практическом употреблении притяжательных прилагательных.
5. Познакомить детей с тем, как дикие животные готовятся к зиме.
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать внимание, логическое мышление, связную речь, любознательность и фантазию.
2. Развивать эмоционально-волевую сферу и общую моторику.
3.Развивать умения использовать интонационную выразительность на примере стихотворного диалога.
4. Развитие навыка связной речи, составление рассказа, по схеме.
Воспитательные:
Воспитывать интерес и любовь к животному миру, уважительное и бережное отношение к природе, чувство сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному.
Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Здоровье»
Оборудование: магнитофон; мяч; наборное полотно; дидактическое пособие «Зимний лес»; предметные картинки с изображением диких животных (лиса, медведь, волк, заяц, белка, еж); панно «Следы на снегу»; маски-шапочки с изображение диких животных (лиса, медведь, волк, заяц, еж, белка); схема; силуэты диких животных, презентация.
Ход деятельности:
Организационный момент.
Чтение стихотворения А. Фета (слайд 2)
-Послушайте стихотворение:
«Мама! глянь-ка из окошка -
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело -
Видно, есть мороз.
Не колючий, светло-синий
По ветвям развешен иней -
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты».
Актуализация знаний. Мотивация на деятельность.
-Ребята, какое время года описал Фет? (Это зима)
Сядет тот, кто назовёт развлечения детей на улице зимой. (Слайд 3)
-Мы продолжим говорить о зиме. (Слайд 4)Совсем недавно мы вспомнили о том, какие зимующие птицы встретились нам на участке во время прогулок и сделали коллективную работу.
-Вспомните, а какие птицы зимуют в лесу? Перечислите их (ответы детей)
-Вы хотели бы узнать о том, как готовились к зиме животные?
(Слайд 5) Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь, какая птица?
Всё открой, не утаи!
Ты же видишь, мы свои.
3. Изучение нового материала.
-Мы побываем в царстве живой природы и посмотрим, как животные приготовились к зиме. А попадём мы туда только тогда, когда отгадаем загадки матушки Зимы.
-Матушка Зима пришла к нам со своим верным спутником. Свои загадки принесла в виде фонаря. Отгадаете загадки, зажжётся фонарь и появится животное. Животных разместим в лесных хоромах: каждого на своё место, в свой дом, уголок.
Кого вы видите на слайде?(слайд 6)
Игра «Кто живет в лесу».
-Загадка первая: (слайд 7)
1) Кто по ёлкам ловко скачет,
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)
-А как зимует белка? (К зиме белка утепляет своё гнездо, (слайд 8) строит она его в развилках веток, в дуплах деревьев; делает запасы; (слайд 9)может съесть побеги кустарников и почки деревьев). Грибы летом и осенью белка сушит сама. Надкусит грибок – вкусен ли? Потом наколет на сучок – пусть сохнет до зимы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков белка насушит за лето.
(слайд 10)К зиме белочка делает съестные припасы. Потешно смотреть, как белка ищет орехи: стукнет лапкой по веткам орешника и смотрит, какая больше качается. Значит, на этой ветке орехи. На еду и про запас отбирает самые лучшие плоды.
-Загадка вторая: (Слайд 11)
1)Зимой – беленький,
А летом – серенький.
Никого не обижает,
А всех сам боится. Заяц.
-Какие изменения произошли в жизни зайца?(слайд 11)
(Зимой заяц надевает белую шубку и становится не заметным на снегу. Поэтому легко и не боясь хищников, передвигается по глубокому снегу. Широкие лапы, обросшие к зиме шерстью, не дают ему провалиться в снег)-Что ест заяц (Питается корой деревьев, замёрзшей ягодой и под снегом находит пищу)
-Загадка третья:
-Кто же придёт следующий? (слайд 12)
1)На овчарку он похож,
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.(Волк)
-Чем же занимается волк?
(Зимой из-за недостатка пищи волки становятся менее осторожными. На охоту иногда выходят даже днём, близко подходят к селениям, нападают на скот. Существует даже поговорка: «Волка ноги кормят»?
- Загадка четвертая. (слайд 13)
-Что означает она?
-А вот другой - зверь лесной:
1) Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост – краса,
Кто это? (Лису)
-Как вы думаете, лиса запасает корм на зиму? Чем же она питается? (ответы детей)
-Подумайте, за кем отправилась лиса?(слайд 14)
Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на неё и хватает острыми зубами. Любит, как кошка, поиграть с добычей. Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.
- Загадка пятая. (слайд 15)
1)Хозяин лесной,
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в берлоге снеговой. (Медведь)
-А сытым или голодным ложиться спать медведь?(слайд 16)
(Уходит медведь в спячку с богатым запасом жира. Прежде, чем лечь в берлогу, путает медведь свои следы, как заяц, петляет по бурелому, воде, скачет вбок со следа, несколько раз проходит по одному месту.
Берлогу – яму, выкопанную где–нибудь под корнями дерева, выстилает травой, сухим папоротником ещё до первого снега. Ложится медведь головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живёт за счёт накопленного жира.
А в феврале с голых ступней медведя сходит старая, грубая кожа, а молодая, нежная, тонкая нуждается в согревании. Облизывая лапы, горячим языком, медведь причмокивает губами. Вот и говорят, что он лапу сосет. На самом деле, он согревает её губами и языком).Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен. Его называют медведь – шатун.
- Загадка шестая. (слайд 17)
1)Дикий зверь тропой бежит,То как хрюкнет, завизжит.С ним детишек караван,Этот зверь лесной – … (Кабан)
-Чем же питается это животное? (Зимой кабаны живут в еловых, смешанных лесах; питаются жёлудями, корнями. Но могут переходить в брусничники; черничники; сосновые боры, где отыскивают подземный корм) .(слайд 18) Зимой кабаны ищут корм на участках, где земля промерзла не очень глубоко, а укрываются в хвойных лесах и чащобах – там снега меньше и легче передвигаться.Летом кабаны наедаются, под кожей нарастает 10-15 кг жира, который расходуется зимой и не дает кабанам погибнуть. Зимой они питаются орехами, сухой травой и другой пищей, которую могут найти под снегом или слоем промерзшей земли. Клыками кабаны могут рыть землю, чтобы найти пищу или устроить лежбище, которое представляет собой яму глубиной 30-40 см, в которой они спят и отлеживаются в солнечные дни, а охотятся ночью или в пасмурные дни.
- Загадка седьмая.(слайд 19)
-Этого лесного красавца вы узнаете, если отгадаете:
«Тяжелы рога по весу,
Ходит важно он по лесу:
Он хозяин, а не гость –
Хмурый и сердитый» (лось)
-Как вы думаете, чем питается лось?
(К числу основных зимних кормов лосей относятся ива, сосна, осина, рябина, берёза, малина; в оттепели они гложут кору)
-Добавлю только одно, за сутки зимой взрослый лось съедает - 12—15 кг.
(слайд 20)Перемещаются лоси зимой в одиночку или небольшими группами, обычно вдоль речных долин, проходя в сутки до тридцати км. Первыми всегда движутся самки с телятами.
Большую часть зимы лоси проводят на гарях, старых зарастающих порубках и на участках, где много лишайников. Большую часть суток зимой лось проводит на лежке, принимая пищу пять или шесть раз. Чаще всего лось кормится во время красивых утренних и чарующих вечерних зорь.
Питаются лоси зимой также мхами и разными лишайниками, снимая их с любимых деревьев, любят обгладывать кору осины, тополя, черемухи и ильма: такие следы деятельности лосей чаще приходится встречать в долинах рек.
-Загадка восьмая.
И последний чудо – гость: (слайд 21)
А этот маленький зверёкКолючий вдоль и поперёк.И лишь животик гладить можно,Его узнать совсем не сложно. Это … (еж)
- Что вы можете сказать про ежа?
С наступлением холодов они погружаются в длительную спячку. Под спячкой принято понимать адаптацию зверьков к неблагоприятным условиям среды. Это прежде всего отсутствие основных кормов, на втором месте - очень низкая температура.
Осенью ежи занимают более глубокие убежища, расположенные под слоем толстой подстилки и земли на глубине до 1,5 метра, поэтому и искусственную нору для ежа нужно располагать не близко к поверхности, чтобы земля возле не промерзала.
Подготовительный период характеризуется и завершением линьки - смены летнего волосяного покрова на зимний.
Норы с ежами засыпает снегом, благодаря чему эти зверьки в полной мере используют термоизолирующие свойства снежного покрова. В каждой норе, как правило, зимует один еж, в особенности если ее он вырыл сам. В вольере также следует устраивать искусственную нору в расчете на одного зверька.
Поза спящего ежа очень характерна - зверек сворачивается в шар, так что нос и лапки оказываются прижатыми к брюшку, а хвост прижимается к голове. Такое положение снижает теплоотдачу с оголенных или маловолосяных участков тела и уменьшает поверхность соприкосновения его с воздухом. Животное холодно на ощупь, его температура всего на один градус выше температуры окружающей среды. В процессе зимнего сна практически ежедневно теряется вес, так что за весь период спячки масса зверька снижается порой наполовину. Потеря происходит не только за счет жировой ткани, но и в связи с израсходованием запасов, находящихся в других органах.
Весеннее пробуждение служит сигналом к началу размножения. Однако в условиях неволи ежи очень редко приносят потомство.
-А теперь мы отдохнём и физкультминутку проведём.
4. Физкультминутка
«Топай, мишка, (топаем ногами)
Хлопай, мишка (хлопаем в ладоши)
Приседай со мной, братишка, (приседаем)
Лапы вверх, вперёд и вниз, (движения руками)
Улыбайся и садись.
А рядом заинька сидит.
Зайка серенький сидит (сидя на корточках, шевелим руками, изображая уши заики)
И ушами шевелит
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть, (дрожим стоя)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать, (прыжки на месте)
Кто - то зайку напугал,
Зайка - прыг и убежал.
Это был свирепый волк.
Ходит-бродит серый волк (идут по кругу)
И зубами щёлк да щёлк (стучат зубками)
Шёрстка как щетинка, (опустились на пол, изогнули спинки)
Вздыбилась на спинке.
Повстречалась мне лиса (скрестить руки)
Любопытные глаза, (прищурить глаза)
Притаилась за пеньком (присесть)
Ярко-рыжим огоньком,
И спокойно наблюдает: (ладонь к бровям)
Кто в её лесу гуляет!
Игра «Кто мог оставить следы? »
-Попробуйте, определить, чьи это следы?
Слайд 23. Белка
Слайд 24. Заяц
Слайд 25. Лиса
Слайд 26. Волк
Слайд 27. Медведь
Слайд 28. Ёж
Слайд 29. Лось
-Ребята, подумайте и ответьте: могут ли выжить лесные животные без кормов зимой? (Животным приходится очень трудно зимой, без помощи людей не обойтись) .- А люди могут помочь диким животным зимой? Как называют людей, которые кормят и заботятся о лесных животных? (Лесники, экологи). Какую работу выполняют они в лесу для того, чтобы не погибли звери?
(Для всех животных в лесу делают «Пункты питания». Для лосей подрубают молодые осины, они любят так же ветки рябины. Для кабанов оставляют корнеплоды: свеклу, брюкву, репу, желуди. Животные любят соль. Солью подкармливают лосей и зайцев) .-Что животным страшнее: холод или голод? Почему?(Животные много ходят; бегают в поисках еды; тратят много сил и здоровья. Самый опасный враг – это голод, когда нечего есть. Холод не так опасен, так как у них тёплая шубка)Игра «Кто лишний?»Слайд 30. Лиса, медведь, белка, коза.
Слайд 31. Лиса, волк, белый медведь, бурый медведь.
Физминутка (для глаз). Релаксация.
Игра «Кто, где живет?» (Упражнение в падежном согласовании)
Л: Ребята, а хорошо ли вы знаете, где живут дикие животные? Слайд 33.
(Дети по очереди выходят, берут со стола фигурку дикого животного и прикрепляют ее на дидактическое пособие «Зимний лес», в нужное место)
Игра «Кто какой?» (Подбор однородных прилагательных к существительным)
(На наборное полотно выставляются предметные картинки с изобр. дик. жив.)
Л: Дикие животные все очень разные! Давайте скажем кто какой?
Л: Ребята, лиса какая? Д: Лиса: пушистая, рыжая, хитрая.
Л: Волк, какой? Д: Волк: серый, злой, зубастый.
Л: Белка, какая? Д: Белка живет в дупле на дереве. Слайд 34
Л: Лиса живет в норе.
Медведь спит в берлоге.
Еж живет в норе под пнем.
Заяц спрятался под кустом.
Волк живет в логове.
Л: Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете, где живут дикие животные.
Игра «Чья, чьё»
Берлога
Нора
Дупло
Игра «Какая, какой?» Д: Белка: маленькая, ловкая, пушистая.
Л: Медведь, какой? Д: Медведь: бурый, косолапый, неуклюжий.
Л: Заяц, какой? Д: Заяц: белый, длинноухий, пугливый.
Л: Еж, какой? Д: Еж: колючий, маленький, запасливый.
Л: Лось какой? Д: Лось: рогатый, высокий, сильный.
Л: Молодцы, ребята! Вы много знаете о каждом животном.
4. Работа со словосочетанием и с предложением.
Игра «Узнай, чьи следы?» (Употребление притяжательных прилагательных)
Л: Ребята, посмотрите, а чьи это следы на снегу?
(Дети, на панно «Следы на снегу» показывают и называют, чьи это следы)
Пальчиковая гимнастика. Слайд 36 «ЕСТЬ У КАЖДОГО СВОЙ ДОМ»
У лисы в лесу глухом (Дети загибают пальцы на обеих руках.)
Есть нора — надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет там лапу.
Есть у каждого свой дом, (Удары ладонями и кулачками поочередно.)
Всем тепло, уютно в нем.
5. Составление рассказа по схеме
(Развитие навыка связной речи)
Л: Ребята, кто хочет рассказать о своем любимом диком животном, а поможет вам эта схема. Слайд 37.
Л: О ком ты хочешь рассказать Алина? (спросить 2-3 ребенка)
Д: Я хочу рассказать о лисе.
(На наборное полотно выставляется предметная картинка с изображением лисы)
Д: Это лиса. Лиса дикое животное. Живет она в лесу в норе. Мех у нее рыжий. У лисы вытянутая мордочка, очень хитрые глаза. Уши всегда торчком. У лисы очень красивый, пушистый хвост. Он ей нужен, чтобы заметать свои следы. Ее детеныши маленькие, рыжие лисята.
Д: Это заяц. Заяц дикое животное. Заяц живет в лесу под кустом. Шкурка у зайчика мягкая и теплая. Зимой она белая, а летом серая, так ему легче прятаться от врагов. У зайца вытянутая мордочка, длинные уши и косые глаза. Задние лапы у него длиннее, чем передние. Поэтому заяц быстро бегает. Хвост у него очень короткий. Его детеныши маленькие, косые зайчата.
Игра «Почемучки» (Развитие умения использовать интонационную выразительность на промере стихотворного диалога) слайд 38.
Л: А теперь, чтобы поиграть в игру: «Почемучка» вам надо превратиться в диких животных.
Л: «Вокруг себя обернись и в животного превратись!»
(Дети поворачиваются и надевают маски – шапочки на головы) Заранее выученные слова у каждого персонажа.
Л: Почему, ты еж колючий? Слайд 39.
Д: Это я на всякий случай.
Знаешь, кто мои соседи?
Волки, лисы, да медведи!
Л: Почему же у лисы.
Хвост пушистый, для красы?
Д: Хвост мой длинный и пушистый,
Он не только для красы.
Что бы ни было беды,
Заметает он следы!
Л: Белка, белка почему, ты
Быстро спряталась в дупло?
Д: Потому что там мой домик
Там и сухо и тепло!
Л: Почему, ты заяц белый?
Я понять тебя смогу?
Д: Потому что в шубке белой
Я не виден на снегу!
Л: Почему зимой холодной
Бродишь злой, ты и голодный?
Д: Потому что я волк!
Серый волк зубами щелк!
Л: Мишка, мишка, косолапый!
Почему сосешь, ты лапу?
Д: Я люблю зимою спать,
Лапу бурую, сосать!
И меня вы не будите!
От берлоги уходите!
Л: Молодцы! Вы очень выразительно отвечали на вопросы.
« А теперь вокруг себя вы обернитесь и в ребят опять вы превратитесь!»
(Дети снимают маски – шапочки и садятся на свои места)
6. Художественное творчество
-Перед вами на столах силуэты животных. Выбери себе силуэт и материал, из которого вы сделаете животное. Это могут быть: пластилин, различные крупы, шерсть, цветная бумага. Вспомните, какая окраска у животного в зимнее время? Приступайте к работе. Если кто – то не выполнит работу до конца, то во второй половине дня, вы сможете её закончить. Своих животных вы поместите на листах бумаги форматом А3. Это будет коллективная работа по теме: «Как наши животные живут зимой».
6. Итог занятия.
Л: Вот и закончилась наша прогулка по зимнему лесу. Каких животных мы встретили в лесу.
Д: Мы встретили диких животных.
Л: Ребята, сегодня вы были внимательны и с удовольствием отвечали на все мои вопросы! И на память о нашей прогулке, я хочу подарить вам силуэты диких животных, которые вы раскрасите дома. Слайд 41.
Слайд 40.
Лес дремучий, до свиданья!
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем,
Добрый лес, могучий лес!
Полон сказок и чудес!
Спасибо! Д.з. Слайд 42,43