Урок по самопознанию на тему Идем дорогою добра (1 класс)
Самопознание
Тема: «Идём дорогою добра»
Цель: расширять представления детей о добром и отзывчивом человеке.
Задачи:
– формировать представление о доброте, как важном нравственном качестве человека;
– развивать позитивную самооценку у детей, желание проявлять доброту в словах и поступках; стремление к самостоятельной познавательной деятельности
– воспитывать доброе, чуткое отношение к окружающим
Ресурсы: компьютер, проигрыватель, иллюстрации, пословицы, учебники, карточки с заданиями для групп
Ход урока.
Круг радости
Учитель предлагает учащимся повернуться к рядом стоящему однокласснику и поприветствовать его, сопровождая слова движениями
– Доброе утро, Карина! (Улыбнуться и кивнуть
головой).
– Доброе утро, Саша! (Улыбнуться и кивнуть
головой).
После приветствий все вместе произносят слова:
– Доброе утро, солнце! (Поднимают руки, затем
опускают).
– Доброе утро, небо! (Поднимают руки, затем
опускают).
– Доброе утро всем нам! (Разводят руки в стороны,
затем опускают).
Беседа
-Ребята, какое слово чаще всего встретилось в нашем приветствии?
- О чем мы будем сегодня говорить на уроке самопознания? Прочитайте тему урока.
- А что такое добро для вас?
Подбор ассоциаций к слову «Добро»
На доске солнце с названием «Добро» к нему крепятся лучи (мама, любовь, счастье, солнце, семья, вежливость)
-Послушайте стихотворение, которое называется
«Что такое добро?»
Ученица читает стихотворение
Добро – это ты!Добро – это я!Добро – это целая наша Земля!Добро – это праздник в семье,Добро – это песня ручья по весне, Добро – это радости море и смеха, Добро – это также прекрасно, как лето! Когда мама с папою рядом – Добро!И люди идут, улыбаясь в метро,Ну, в общем, добро – это что-то такое, Что объяснить и не в силах порою!
-Какое настроение вызывает у вас это стихотворение? Почему?
Рассматривание и анализ иллюстраций.
-Рассмотрите иллюстрации, помещенные на доске, и скажите, что их объединяет?
-Почему их можно назвать добрыми?
Чтение рассказа
- Ребята, как выдумаете, нужно ли учиться быть добрым?
-Послушайте рассказ Л. Толстого «Письмо семилетнему мальчику Захару Шевцову»
-Почему совсем нелегко совершать добрые поступки?
-А где или у кого мы можем учиться доброте?
Рассказ ученика.
-Ребята, учиться доброте можно, читая книги.
Ученица пересказывает рассказ В. Осеевой «Хорошее»
Анализ рассказа.
Упражнения
Работа в группах
-Ребята, вы уже многое знаете о доброте, хочется, чтобы вы поделились своими знаниями. Для этого вам нужно поработать в группах и выполнить задания. Работайте дружно, выслушайте мнение каждого товарища.
1 группа
Соединить начало и конец пословиц
Жизнь дана на добрые дела
Добро помни, а зло забывай
Доброе слово лечит, а злое калечит
За добро добром платят.
2 группа
Составить правила доброты и записать их.
Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений
- Любить людей знакомых и незнакомых, не обижать их
- Призывать окружающих не обижать друг друга
-Делать добро для близких и друзей
- Не завидовать
- Не вредничать
- Не грубить
3 группа
Выполнить задание в учебнике.
С. 94 учебника, рассмотреть рисунки, обсудить ситуации, изображенные на рисунках и дать совет детям.
4 группа
Вспомнить и записать злых и добрых сказочных героев.
После выполнения задания, представитель каждой группы
выступает перед классом у доски.
Разминка «День и ночь»
-А теперь отдохнем. Я приглашаю вас на разминку, которая называется «День и ночь».
Играть будем так: когда я говорю «День», вы должны изображать то, как вы делаете добрые дела. А когда я скажу «Ночь», вы должны спать. Будьте внимательны.
Видеопросмотр мультфильма.
-Ребята, я знаю, что вы любите мультфильмы. Сейчас мы с вами
Посмотрим мультфильм, который называется «Просто так». После
Просмотра вы поделитесь своими впечатлениями.
-Ребята, как вы думаете должен ли человек совершать добрые дела из хороших побуждений или ради какой-нибудь награды или похвалы?
Обсуждение просмотра.
-Почему герои мультфильма так радовались, когда дарили радость другим?
Цитата урока
-А подходит ли пословица «Добрые дела сердца греют» (Казахская пословица) к мультфильму, который вы просмотрели?
-Как вы понимаете эту пословицу?
Наедине с собой.
Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие на прекрасный остров, который называется «Остров Доброты и Отзывчивости». Закройте глаза, представьте себе красивый, зеленый остров, вокруг которого плещутся волны теплого моря. На этом острове живут мальчики и девочки. Мальчики сильные и смелые, а девочки нежные и ласковые. Ребята помогают друг другу. Они умеют дружить и никогда не ссорятся. Они улыбаются солнышку и держат друг друга за руки. Они настоящие друзья, потому что в их сердце живет доброта.
Творческая деятельность
-А чтобы доплыть до этого острова, нам нужны кораблики. Раскрасьте свой кораблик и дайте ему название, пусть он плывет к острову Доброты.
Ученики раскрашивают кораблики и крепят их к доске, проговаривая вслух название корабля.
Обобщение
-Ребята, мне хотелось бы, чтобы в вашем сердце жили доброта, любовь, милосердие, забота о своих ближних и других людях.
Учитесь доброте и совершайте добрые поступки.
Круг «От сердца к сердцу»
Исполнение песни «Если добрый ты..»
Дождик по земле босиком прошёл,Клёны по плечам хлопал.Если ясный день - это хорошо,А когда наоборот - плохо.Если ясный день - это хорошо,А когда наоборот - плохо.
Слышно, как звенят в небе высокоСолнечных лучей струны.Если добрый ты - это хорошо,А когда наоборот - трудно.Если добрый ты - это хорошо,А когда наоборот - трудно.
С каждым поделись радостью своей,Рассыпая смех звучно.Если песни петь - с ними веселей,А когда наоборот - скучно.Если песни петь - с ними веселей,А когда наоборот - скучно.
Заголовок 315