Урок по самопознанию на тему Идем дорогою добра (1 класс) 
Самопознание                                          
  Тема: «Идём  дорогою добра»
Цель: расширять представления детей о добром и отзывчивом человеке.
Задачи: 
– формировать представление о доброте, как важном нравственном качестве человека;
– развивать позитивную самооценку у детей, желание проявлять доброту в словах и поступках;  стремление к самостоятельной познавательной деятельности
– воспитывать доброе, чуткое отношение к окружающим
Ресурсы: компьютер, проигрыватель, иллюстрации, пословицы, учебники, карточки с заданиями для групп              
Ход урока.
                Круг радости 
     Учитель предлагает учащимся повернуться к рядом стоящему однокласснику и поприветствовать его, сопровождая слова движениями 
– Доброе утро, Карина! 		(Улыбнуться и кивнуть 
						головой).
– Доброе утро, Саша! 	(Улыбнуться и кивнуть 
						головой).
После приветствий все вместе произносят слова: 
– Доброе утро, солнце! 		(Поднимают руки, затем 
					опускают).
– Доброе утро, небо! 		(Поднимают руки, затем 
					опускают).
– Доброе утро всем нам! 	(Разводят руки в стороны, 
					затем опускают).
Беседа
-Ребята, какое слово чаще всего встретилось в нашем приветствии?
- О чем мы будем сегодня говорить на уроке самопознания? Прочитайте тему урока.
- А что такое добро для вас?
Подбор  ассоциаций к слову «Добро» 
На доске солнце с названием «Добро» к нему крепятся лучи (мама, любовь,  счастье, солнце, семья, вежливость)
                 -Послушайте стихотворение, которое называется 
                     «Что такое добро?»
Ученица читает стихотворение
Добро – это ты!Добро – это я!Добро – это целая наша Земля!Добро – это праздник в семье,Добро – это песня ручья по весне, Добро – это радости море и смеха, Добро – это также прекрасно, как лето! Когда мама с папою рядом – Добро!И люди идут, улыбаясь в метро,Ну,  в общем, добро – это что-то такое, Что объяснить и не в силах порою!
               -Какое настроение вызывает у вас это стихотворение? Почему?
Рассматривание и анализ иллюстраций.
-Рассмотрите иллюстрации, помещенные на доске, и скажите, что их объединяет? 
-Почему их можно назвать добрыми?
Чтение рассказа 
- Ребята, как выдумаете, нужно ли учиться быть добрым?
-Послушайте рассказ   Л. Толстого «Письмо семилетнему мальчику Захару Шевцову»
-Почему  совсем нелегко совершать  добрые поступки?
-А где или у кого мы можем учиться доброте?
Рассказ ученика.
-Ребята, учиться доброте можно, читая книги.  
Ученица пересказывает рассказ  В. Осеевой «Хорошее»
                  Анализ рассказа.
                  Упражнения
                 Работа в группах
 -Ребята, вы уже многое знаете о доброте, хочется, чтобы вы поделились своими знаниями. Для этого вам нужно поработать в группах и выполнить задания. Работайте дружно, выслушайте мнение каждого товарища.
1 группа 
Соединить начало и конец пословиц
Жизнь дана на добрые дела
Добро помни, а зло забывай
Доброе слово лечит, а злое калечит
За добро добром платят.
2 группа
Составить  правила доброты и записать их.
Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений
- Любить людей знакомых и незнакомых, не обижать их
- Призывать окружающих не обижать друг друга
-Делать добро    для близких и друзей
- Не завидовать
- Не  вредничать 
                 - Не грубить
3 группа
Выполнить задание в учебнике. 
С. 94 учебника, рассмотреть рисунки, обсудить ситуации, изображенные на рисунках  и дать совет детям.
               4 группа 
Вспомнить и записать злых и добрых сказочных героев.
                После выполнения задания, представитель каждой группы 
                выступает перед классом у доски.                 
                Разминка «День и ночь»
-А теперь отдохнем. Я приглашаю вас на разминку, которая называется «День и ночь». 
Играть будем так: когда я говорю «День», вы должны изображать то, как вы делаете добрые дела.  А когда я скажу «Ночь», вы должны спать. Будьте внимательны.
                 Видеопросмотр  мультфильма.
                 -Ребята, я знаю, что вы любите мультфильмы. Сейчас мы с вами  
                   Посмотрим мультфильм, который называется «Просто так». После 
                  Просмотра вы поделитесь своими впечатлениями.         
-Ребята, как вы думаете должен ли человек совершать добрые дела из хороших побуждений или ради какой-нибудь награды или похвалы?
Обсуждение просмотра.
-Почему герои мультфильма так радовались, когда дарили радость другим?
Цитата урока
-А подходит ли пословица    «Добрые дела сердца греют» (Казахская пословица)  к мультфильму, который вы просмотрели?
  -Как вы понимаете эту пословицу?
Наедине с собой.
Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие на прекрасный остров, который называется «Остров Доброты и Отзывчивости». Закройте глаза, представьте себе красивый, зеленый остров, вокруг которого плещутся волны теплого моря. На этом острове живут мальчики и девочки. Мальчики сильные и смелые, а девочки  нежные и ласковые.  Ребята помогают друг другу. Они умеют дружить и никогда не ссорятся.  Они улыбаются солнышку и держат друг друга за руки. Они  настоящие друзья, потому что в их сердце живет доброта.
Творческая деятельность
-А чтобы доплыть до этого острова, нам нужны кораблики. Раскрасьте свой кораблик и дайте ему название, пусть он плывет к острову Доброты.
Ученики раскрашивают кораблики и крепят их к доске, проговаривая вслух название корабля.
Обобщение
-Ребята, мне хотелось бы, чтобы в вашем сердце жили доброта, любовь, милосердие, забота о своих ближних и других людях.
Учитесь доброте  и совершайте добрые поступки.
                Круг «От сердца к сердцу» 
Исполнение песни «Если добрый ты..»
Дождик по земле босиком прошёл,Клёны по плечам хлопал.Если ясный день - это хорошо,А когда наоборот - плохо.Если ясный день - это хорошо,А когда наоборот - плохо.
Слышно, как звенят в небе высокоСолнечных лучей струны.Если добрый ты - это хорошо,А когда наоборот - трудно.Если добрый ты - это хорошо,А когда наоборот - трудно.
С каждым поделись радостью своей,Рассыпая смех звучно.Если песни петь - с ними веселей,А когда наоборот - скучно.Если песни петь - с ними веселей,А когда наоборот - скучно.
Заголовок 315