Урок-путешествие по самопознанию Планета Добра

Учитель: Денисенко Наталья Александровна.
Самопознание. 3, 4 класс.

Тема: Урок-путешествие «Планета Добра».

Цель: углублять представления учащихся о нравственных качествах человека.

Задачи: развивать представлений учащихся о добре и зле;
воспитывать стремление совершать добрые дела, быть добрее друг к другу;
развивать такие качества, как доброта, отзывчивость, вежливость.

Оборудование:
интерактивная доска,
конверты с пословицами,
цветные листы для коллажа, ножницы, клей, маркеры,
ватманы, плакат с нарисованным солнышком.

Деятельность учителя
Деятельность детей

1. Круг радости.
- Давайте пожелаем друг другу что-нибудь хорошее.

2. Игра «Ассоциации». Определение темы урока.
- Ребята! Давайте сформулируете тему урока, собрав из разрезных букв слово.
- Почему оно цветное?
- Что такое добро?
- Назовите АССОЦИАЦИИ к слову ДОБРО.

- Что есть зло? (ассоциации)

3. Тренинг.
- Мы живем с вами на планете Земля. Коль существуют на нашей планете добро и зло, значит люди могут творить и добрые, и злые дела. Вспомните, когда вы встречали в жизни добро, а когда зло?
- А теперь нарисуйте зло на листочке, а потом сомнем его и выбросим, чтобы убрать его из своей жизни.

4. Беседа.
- Вы любите путешествовать? Давайте представим, что мы отправились с вами в путешествие и приземлились на планету добра.
- Какие люди здесь живут?
- Какие они совершают поступки?

Добрым быть совсем, совсем не просто:
Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета.
Доброта – не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.

Будет вертеться Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.

Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.

Доброта, как солнце, светит
Радуются взрослые и дети.

5. «Сказочный герой – добрый или злой?»
- Вы все любите сказки. Поиграем в игру «Сказочный герой – добрый или злой». Ребята с мамами и бабушками помогут нам в этом. К нам в гости пришли сказочные герои. Если этим героям есть место на нашей планете – хлопаем, а нет – так топаем!

(Пираты, кот в сапогах, принцесса, ангел)
Доктор Айболит:
- Иду, иду! Спешу, спешу! Что такое? Что случилось? Кому плохо?

- Так! Вам плохо? (Хватает первого попавшегося гостя за руку, считает пульс) Пульс хороший. Покажите язык, так, посмотрите налево, направо. Нет, тут больной - не больной. (Поворачивается к другому гостю) Или вам плохо? Живот болит? Что ели на обед? Все хорошо? О-о-о! Какой горячий! Вам, молодой человек, необходима госпитализация! Срочная, немедленная госпитализация!

Пираты:
1-й:
Пардон, сеньоры и сеньориты,
Визит случайный простите наш.
И слишком строго нас не судите,
А то ж сорвется
Весь абордаж.
Экскьюзми, дамы, что мы небриты,
Ведь на бритье пиастров нет.
И вы, чем можете, нам помогите!
Мадам, позвольте с вас снять браслет!
2-й:
Я на острове далеком
Много лет тому назад
В яме темной и глубокой
Закопал бесценный клад.
С ним дружков убитых пару.
Вот он крест на карте старой!
Мне традиции велят
Делать так, ведь я – пират!


Кот в сапогах:
Про этого котика знают все дети -
Он пылью дорожной пропах.
Все то, что другие коты не умеют,
Умею Я КОТ В САПОГАХ!
Я младшему брату достался в наследство,
И тот захлебнулся в слезах.
Но то, что другие коты не умеют,
Умею Я КОТ В САПОГАХ!
Кто может легко обвести вокруг пальца
Жнецов, косарей на лугах?
Кот в кедах? Не может!
Кот в туфлях? Не может!
А может лишь КОТ В САПОГАХ!

Капризная Принцесса:
Капризная Принцесса
сказала - Я хочу
подснежников зимою.
Я щедро заплачу!
Все развели руками -
цветов зимою нет,
взамен ей предложили
искусственный букет.

Капризная принцесса
в смятенье и в слезах,
дрожит от возмущенья
корона в волосах.
- Я к розовому платью
подснежники хочу,
изысканный букетик
я приколю к плечу.
Вели запрячь карету!
Гоните лошадей!
Я в зимний лес поеду,
скорее же, скорей!

Ангел:
Если прислушаться к музыке сердца,
И на мгновенье забыть о делах,
Ты, приоткрыв бесконечности дверцу,
Ангела света узришь в небесах.
Светлые кудри спадают на плечи
А за спиной два огромных крыла,
Это твой ангел явился на встречу,
Он не покинет тебя никогда.

- А еще к нам пришла одна девочка!
Девочка Любочка:
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все!
Девочки на празднике
Соберутся в круг.
Как танцует Любочка!
Лучше всех подруг.
Кружится и юбочка,
И ленточка в косе.
Все глядят на Любочку,
Радуются все.
Но если к этой Любочке
Вы придете в дом,
Там вы эту девочку
Узнаете с трудом.
Она кричит еще с порога,
Объявляет на ходу:
- У меня уроков много,
Я за хлебом не пойду!
Едет Любочка в трамвае –
Она билета не берет.
Всех локтями раздвигая,
Пробирается вперед.
Говорит она толкаясь:
- Фу, какая теснота!
- Говорит она старушке:
- Это детские места!
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Вот какая Любочка
Во всей её красе.

- Мы очень рады видеть вас, присоединяйтесь к нам. А плохим героям не место на нашей планете!

П: - Мы тоже хотим остаться.
Пр: - Мы больше не будем!
Л: - Мы исправимся!

6. «Ручеек добра».
- Ребята, давайте оставим их. Но тогда вам нужно сыграть в нашу игру. Она называется «Ручеек Добра». Встаньте парами друг за другом, соединив руки вверху дугой. Это ручеек. Первый герой проходит через «ручеек» и выбирает себе нового партнера, при этом говоря ему приятные слова – комплименты.

- Как замечательно это у вас получилось! Я думаю, вы справились с заданием.
- Сохраните этот климат доброжелательности в классе. Говорите друг другу больше хороших, добрых слов. От этого вы и сами будете становиться добрее.

7. Королевы Мудрости.
- Как вы думаете, какие люди живут на нашей планете? Назовите их качества?
- Вежливый человек – это правила приличия, которые помогают выразить доброе отношение к другим людям.
- А разобраться с этим нам помогут королевы Мудрости.

Придумано кем-то просто и мудро
При встречи здороваться (доброе утро).
Доброе утро – солнцу и птицам.
Доброе утро – улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
И доброе утро продлится до вечера.
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит . (добрый день).
Мальчик вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь .. (здравствуйте).
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого . (спасибо).
Когда нас бранят за шалости,
Говорим . (простите пожалуйста).
И во Франции, и в Дании
Говорят, прощаясь (до свидания).
Всем вам с большой любовью
Желаю крепкого (здоровья).

8. Работа с пословицами.
- Молодцы! Вы так хорошо отвечали на вопросы. Не могли бы вы нам помочь. У нас есть волшебные МУДРОСТИ, но злой колдун их перепутал. Помогите нам их собрать.

9. Ларец Добродетелей.
- Молодцы! За это мы дарим вам ЛАРЕЦ добродетелей.

- Как вы думаете, что там?
-Чтобы узнать, что в этом ларце, нужно произнести заветные слова: «Если я хочу стать добрее, мне нужно научиться?
*помогать там, где нужна моя помощь;
*понимать другого;
*заботится о близких;
*выручать друзей в беде;
*не ссориться;
*улыбаться тем, с кем общаешься;
*сочувствовать.
- Как вы думаете, трудно всё это делать?

Добро и зло творить
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней!

10. Весы.
- Как вы думаете, чего на земле больше: добра или зла? Может быть, нам помогут это узнать старинные весы?
- На одну чашу весов мы будем класть «зло».
- Чтобы победить зло, надо постараться, чтоб перевесила чаша весов с «добром». Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по капельке положим их на чашу весов с «добром».
- Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки - в реку, реки - в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь
не зря, если построил дом, вырастил сад, воспитал ребенка. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.

11. Составление коллажа «Мир прекрасен».
- В каждой группе вы должны вырезать из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки птиц и зверей. А теперь соберем общую картину. Получается красивая аппликация.
- Как мы назовем эту картину?

12. «Солнышко».
- Нашей картине чего-то не хватает.
- Мы сейчас его сделаем, а в этом нам поможет вот это слово – ДОЛОНЬ.
- Знакомо ли вам его значение?
- Обсудите в группе.
- Это очень древнее слово, которое мы сейчас забыли. Оно начинается со слова ДОЛ - долина и обозначает часть руки.
- Какую?
- Правильно ладонь. Покажите свои ладошки. Ваши пальчики дружат друг с другом. Они помогают вам выполнять разную работу.
Так вот, наше солнышко мы сделаем из наших ладошек. Обведите и вырежете их, это будут наши лучики.
- Какие чувства вы испытывали на сегодняшнем уроке?
- Впереди нас ждёт много славных дел, но прежде мы должны вырасти настоящими людьми. Ведь делать добро – это здорово!

13. Круг «От сердца к сердцу».
Спроси у жизни строгой:
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
Забудь свои заботы,
Падения и взлёты.
Не хнычь, когда судьба ведёт
Себя не как сестра.
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо –
Спеши к нему, всегда иди
Дорогою добра!
Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов!
Не забывай, что эта жизнь –
Не детская игра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный:
Иди, мой друг, всегда иди
Чем ты людям помог?

Дети и родители в «Круге радости» говорят друг другу пожелания.



На доске появляется слово


Это все хорошее, доброе, красивое.
Например, весна, солнце, улыбка, мама, учитель...
Это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, несчастье.





(Ответы детей.)


Рисуем и выбрасываем









6 учеников рассказывая стихотворение, составляют композицию – «Сердце»


























Дети исполняют роли сказочных героев.

















































































































































Добрые, хорошие, ласковые, умные, милые, вежливые.






Бабушки в костюмах королев читают стихи, дают задания.

















Дети достают из конвертов разрезанные пословицы и складывают их правильно, объясняют смысл.






Выслушиваются предположения детей.

На интерактивной доске дети вынимают из ларца премудрости-добродетели.

По мере произнесения этих слов детьми из ларца вынимаются и прикрепляются к доске слова.











Учитель показывает самодельные чашечные весы.
Таблички с надписями: Зависть. Жадность. Грубость. Предательство. Война. Ложь.




















«Мир», «Как прекрасен этот мир», «Добро победило зло».




Солнышка.

Читают с доски.

Выслушиваются ответы детей.


















Совместное исполнение песни «Дорога добра».


Доброе слово – лучше мягкого пирога.


Доброе слово человеку, что
дождь
в засуху.
Не
одежда красит человека,
а его добрые дела.

ДОЛОНЬ