Открытый урок Волшебная сила добра


Тема: Волшебная сила добра  
Цели: расширить представления учащихся о понятии «доброта». акцентируя внимание на проявлениях ее как качества человека в повседневной жизни.
 
Задачи: 1. углубление знаний о доброте как ценности и качестве человека; 2. развитие способности и умения проявлять доброту и определить се как качество человека; 3. воспитание стремления видеть доброе в людях и проявлять доброту по отношению к ним. 
Ход урока
1.      Организационный момент. (слайд №1)
Круг радости
По приветствовать учащихся. Добрый день! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра, мира и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей.
Сегодняшний урок я хочу начать со стихотворения Сергея Острового В жизни по-разному можно жить: В горе можно. И в радости, Вовремя есть и вовремя пить, Вовремя делать гадости. А можно так: На рассвете встать И, помышляя о чуде, Рукой обнаженной солнце достать И подарить его людям Я желаю вам солнечного дня, солнечного настроения и добрых людей вокруг. 
Цитата урока (Слайд № 2)
«Доброта украшает жизнь, разрешая все противоречия, запутанное делает ясным, трудное - легким, мрачное - радостным» {Л. Толстой).Учебная информация (слайд №3)
Источник добра находится внутри нас. Хорошие мысли любовь в сердце порождают добро. Доброжелательное отношение к окружению, действия, свободные от предрассудков, честность и порядочность в поступках не только создают атмосферу добра, но и увеличивают пространство добрых дел вокруг человека.
(Слайд №4)
1. Как вы считаете, чтобы к нам хорошо относились, какие качества мы должны в себе воспитать? (Ответы учащихся: любить труд, быть честным, помогать старшим, быть сильным, милосердным, добрым, внимательным …) 
2. Как вы думаете, а с чего вы можете начать свой путь добрых поступков, благородных решений? (ответы ребят: помощь родителям, бабушкам и дедушкам, ухаживать за младшими, сходить в магазин, в аптеку за лекарством, …) (Слайд №5)
- Что же такое доброта? (ответы учащихся) Ассоциации к слову «добро».
Работа с кластером
(Слайд №6)
Давайте подберем к слову доброта прилагательные:
Д- добрый, драгоценный, дорогой
О – обожаемый, очаровательный
Б – бодрый, богатый
Р – радостный, робкий
О – очаровательный, общительный
(Слайд №7)
Беседа
-  Можно ли утверждать, что добро обладает волшебной силой? Почему?
-   Как и в чем проявляется волшебная сила добра?
-   Приходилось ли вам сталкиваться с настоящим, активным проявлением добра? Расскажите об этом.
-  Перечислите явления повседневной жизни, которые ассоциируются у вас с понятием «добро».
-   Делаете ли вы добро? В чем это проявилось?
(Слайд №8)
Разминочна «Кто самый добрый?»
         Ребята, как вы считаете, а вы добрые? (Ответы детей).
Давайте проверим. Мы сыграем в игру «Кто самый добрый». Часто в жизни случаются ситуации, когда людям, и не только людям, то есть всему вокруг: и животным, и растениям необходимы наши доброта и отзывчивость. Давайте представим себе, что наступил такой момент. Сейчас я буду зачитывать вам различные ситуации, а вы должны будете предложить свои варианты решения. Как вы поступите, если:
-  «Вы услышали плач ребенка во дворе…»
-  «Ваш друг получил плохую отметку…»
-  «Ваша мама пришла с работы очень усталая…»
-  «Ваш дедушка попал в больницу…»
-  «Вашего товарища обидели…»
-  «Вы увидели собачку с раненной лапой…»
-  «Вы видите мальчика с рогаткой…»
-  «Дети из соседнего двора залезли на черешню, и безжалостно ломают ветки, срывая ягоды…»
Молодцы, ребята. Каждый из вас очень добр. Самое главное не быть добрым только на словах, а совершать как можно больше хороших поступков.
(Слайд №9)

Продолжите фразу - Добрый человек – это тот, • кто любит людей • готов в трудную минуту прийти им на помощь. • любит природу и бережет ее. • вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим • кто всегда доброжелателен к людям • кто думает не только о себе, но и о других. Добрый человек - значит относящийся к людям с расположением, проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь, отзывчивый. 
(Слайд №10)
Притча «Все начинается с добра»
Вопросы: Основная смысл притчы в чем?
Чтение (слайд № 11)
Прочитать письмо Д.Лихачева из книги «Письма о добром».  
1.Согласны ли с мнением автора о том, что самая большая цель жизни связана с творением добра?2.Как вы думаете, где истоки добра?
3.На ваш взгляд, в чем суть творения добра?
(Слайд №12)
Минутка тишины.
Всегда приятно видеть, как дети улыбаются друг другу. Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие на прекрасный остров, который называется «Остров Доброты и Отзывчивости».
Если вам хочется, то вы можете закрыть глазки и послушать музыку. (Звучит музыка. Пауза).Представьте себе красивый, зеленый остров, вокруг которого плещутся волны теплого моря (пауза).
На этом острове живут мальчики и девочки. Мальчики сильные и смелые, а девочки – нежные и ласковые (пауза).
Они очень дружные и веселые ребята. Всем девочкам и мальчикам хорошо вместе. Они умеют дружить и никогда не ссорятся (пауза).
Всем мальчикам и девочкам радостно и хорошо вместе. Они улыбаются солнышку и держат друг друга за руки. Они – настоящие друзья, потому что добрые и отзывчивые
Я скажу: «Хорошо быть добрым! Хорошо быть отзывчивым!», и вы откроете глазки. Вздохните глубоко. Потянитесь ручками вверх. Хорошо. Молодцы
(Слайд №13)
Причта «Один стакан молока»
В чем смысл этой притчи (ответы учащихся )(Слайд №14)
Самостоятельная работа. Выполнение тестовых заданий.
Тест «Добры ли вы?»
1.    У вас появились деньги. Могли бы вы истратить все, что у вас есть, на подарки друзьям?
2.    Товарищ  рассказывает вам о своих невзгодах, которые вас мало интересуют. Дадите ли вы ему это понять?
3.    Если ваш партнер плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы ему иногда поддаваться, чтобы сделать приятное?
4.    Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?
5.    Любите ли вы злые шуточки?
6.    Вы злопамятны?
7.    Сможете ли вы терпеливо выслушать даже то, что вас совершенно не интересует?
8.    Умеете ли вы на практике применять свои способности?
9.    Бросаете ли вы игру, если начинаете проигрывать?
10.  Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?
11.  Вы охотно выполняете просьбы?
12.  Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?
А теперь вы можете засчитать себе одно очко за ответ «да» на вопросы 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ «нет» на вопросы 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.
Вы набрали больше 8 очков.
Вы любезны, нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми — всем не угодишь, да и на пользу вам это не пойдет.
Вы набрали от 4 до 8 очков.
Ну что же, ваша доброта — вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на все, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровными со всеми, чтобы люди не обижались.
Вы набрали меньше 4 очков.
Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательнее, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения.
(Слайд №15)
Построение синквейна. Правила составления синквейна: 1. В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным). 2. Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные) 3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия) 4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи) 5. Пятая строка – одно слово, синоним темы. Доброта Понимающий душевный Дарит облагораживает поддерживает Доброта спасёт мир Милосердие 
(Слайд №16)Учитель: Основное назначение человека - творить добро. Может быть, именно поэтому еще в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами З – "Земля", М – "Мыслите", Л – "Люди", буква Д обозначалась словом "Добро". Азбука как бы призывала: - Люди Земли, Мыслите и творите Добро! Помните этот призыв, ребята, всегда следуйте ему. Путь к доброте - нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым - трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках. 
(Слайд №17)
Круг от сердца к сердцу
Не прячьте доброты своей, Откройте сердце всем наружу. Тем, что имеете, щедрей Делитесь, распахните душу. Дарите только теплоту: Ребенку, женщине и другу, И отодвиньте пустоту. Жизнь все вернет сполна по кругу. К вам возвратятся свет, любовь, Мечта и счастье к вам вернется. И нежной лаской вновь и вновь 
В вас чья-то радость отзовется. 
А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли.
• Добрые слова - корни • Добрые мысли - цветы • Добрые дела - плоды • Добрые сердца - сады. Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами. 
Учащиеся становятся в круг и исполняют песню «Дорогою добра»