Воспитательное мероприятие на тему:Наурыз- праздник добра и возрождения


Классный час на тему:
« Наурыз – праздник добра и возрождения»

Подготовила и провела :
Воспитатель 0 «В» класса
Нурумбетова М. С.
19. 03.2015г










Тема:
Наурыз – праздник добра и возрождения

Цели:
Ознакомить учащихся с историей возникновения праздника Наурыз, как он праздновался в других странах и в Казахстане.
Воспитывать у учащихся интерес и уважение к обычаям и традициям казахского народа.
Развивать у учащихся культуру речи, актерское мастерство, публичное выступление перед аудиторией и развивать память. Привить любовь к музыке, танцам, ко всему прекрасному.
Формировать понятие о празднике Наурыз . Прививать уважение и любовь к традициям и обычаям казахского народа. Воспитывать толерантность и дружелюбие ко всем национальностям, проживающим на территории Казахстана
Развивать эстетический вкус и память.
Оборудование :
Класс украшен : драпировка, плакаты и воздушные шары.
Воспитанники в национальных костюмах.
Музыкальные инструменты. Пейзажи «Мой Казахстан» Плакат «Здравствуй, Наурыз!».








Исполняем гимн РК
Беседа о празднике
Тюркоязычное население степей отмечает 1 (14) марта Наурыз. Само слово «наурыз» - «март» восходит к персидским нау «новый» и руз «день» и переводится «новый день, новый год». Для земледельца и скотовода март месяц есть начало года, когда плодится скот, когда отступают вместе с весенним теплом болезни и недомогания, когда начинается весна и возрождается природа.
Наурыз сопровождается множеством ритуальных моментов. Все поздравляют друг друга с наступающим новым годом. Уважаемым старикам во время застольных трапез почетно преподносились отваренные височные части воловьих голов, молодежь отведывала специально приготовленное пшеничное куже (жидкая каша, похлебка), включающие в себя семь разных компонентов. Пелись песни, велись веселые и шумные состязания в острословии, юморе. Наурыз – привнесенная с исламом традиция, естественный и логичный рубеж между зимой и летом, голодом и сытостью. Как отдельный ритуал этого праздника сохранился обычая съедать голову согыма. Та хозяйка считалась бережливой и гостеприимной, у которой до этого дня хватило мяса, а голова коровы, быка, забитого на согым, сохранилась в свежести и от засолки и хранения не потеряла вкусовых качеств. Из этой головы и готовили замечательный бишбармак, приглашали гостей.
До сих пор с 14 по 21 марта все ходят друг другу в гости, узнают, как прошла зима, желают друг другу здоровья. Молодые должны посещать старших. В старину между враждующими племенами в эти дни заключалось перемирие. Люди просили прощения друг у друга, мирились перед весенней и летней страдой.

Жизнь и быт казахского народа связан с 4 видами скота. Это: лошадь, верблюд, корова, овца. Они могут служить и едой, и транспортом для передвижения по просторным степям, и одеждой. Про них казахский народ слагал песни, рассказы, сказки, пословицы. Также у каждого вида этого скота имелись покровители. Например: покровитель лошади – «Комбар ата», овцы- «Шопан ата», верблюда – «Ойсыл кара», коровы – «Зенш баба». Они также были хозяйством каждого казаха. Лошадь-царь домашнего скота. Лошадь являлась почитаемым животным. Группу лошадей называли уйыр. Из лошадиного молока изготавливали лечебный напиток –кумыс. У казахов почитаемым после лошади – верблюд. Он служил для перекочевки. Бывают 2 вида верблюдов: двугорбый – бактериан, и одногорбый – дромедор. Следующим является корова. Существует много пород коров. Группы верблюдов и коров называют – табун. И ещё одним из видов домашнего скота является овца. Группу овец называют – отара. Все эти 4 вида скота имеют огромное значение для жизни населения Казахстана. Из них получают шкуру, продукты питания, молочные продукты: Катык, айран, сметану, шубат, кумыс и другие.

Хорошо, а теперь отгадайте загадки.

Заплелись густые травы
Закудрявились луга
Да и сам я весь кудрявый
Даже завитком рога.
(барашек)
2. Хоть зверь я горбатый,
Но нравлюсь ребятам.
(верблюд)

Рыжий молокозавод
День жует и ночь жуёт
Ведь траву не так легко
Не мой бы труд,
Не мой бы бег
Ты плохо жил бы человек,
Но в век машины и мотора,
Боюсь в отставке буду скоро. (конь)
ВОСПИТАТЕЛЬ
Предлагаю я игру,
Позабавить детвору

Игра: «Байга».
( Игроки парами встают на линию старта. Это наездник и конь. !й игрок – конь – вытягивает руки, 2й держит. Они бегут до линии финиша. Наездник, кто первый прискакал к финишу, должен подпрыгнуть и достать платочек, подвешанный на стойке).
СТИХИ РАССКАЗЫВАЮТ ДЕТИ
ДИМА

Если случится в моей жизни благое дело Я разделю эту радость с самым близким другом Я разделю с этой радостью Наурыз Разделите со мной эту радость, друзья. Далее он говорит: Молодец, человек который мало говорит, он золотой человек, Кто много говорит, он серебряный человек. Таким образом, много говорят наши старики.
Дарига

Мы здесь сегодня собрались, Чтоб встретить праздник – Наурыз! Улыбки, шутки, звонкий смех, Пусть радуют сегодня всех! Возьмемся за руки, друзья, Ведь мы – единая семья: Татарин, русский и казах, Литовец, немец и поляк. За нашим праздничным столом Мы вместе песни запоем!
Воспитанники поют песню «Астана»
Шехназ Открыта дверь для всех гостей - Для пожилых и для детей. Весна навстречу нам идет, Весна на праздник всех зовет, Народы самых разных стран Шлют поздравленья в Казахстан! Играй, баян, звени, домбра: Желаю счастья и добра, Здоровья и терпения, Отличного настроения, Чтобы мечты у всех сбылись – Здравствуй, праздник Наурыз! * * * * * Бекторе Мы любим праздник – Наурыз. Мы в этот день попьем кумыс. А вкусный наурыз – коже, Сварит тебе твоя аже Наурыз – это празник равноденствия, А еще плюс и приветствия! В этот день не обижай, А с улыбкой приглашай Всех людей и всех детей. Не стесняйтесь, приходите! И на праздник поглядите!
Слово-благословение. Они специально готовятся, чтобы их слова западали в душу людей и надолго они запомнили их. Это доброе пожелание заканчивается древними словами: ''Пусть будет благополучным народ! Пусть будет много светлого (молока)! Пусть этот день принесет обилие! Пусть все зло и все черные дела провалятся сквозь землю! Пусть духи предков всегда поддерживают нас!".
Учитель: Наурыз – вечный праздник единства природы и человека, он установлен не людьми, , а изначально дан человеку и определен самой Природой и отражает взаимоотношение и суть Матери-Природы и человека как ее дитя. Он в представлении казахов – Праздник праздников. Он не подвержен изменениям политики, идеологии, расовых, религиозных и других представлений, разъединяющих человечество. Вполне возможно, что когда жители нашего общего дома – планеты Земля поймут изначальную истину о том, что все люди – прежде всего дети единой Матери-Природы, этот праздник станет всеобщим.

15