Конспект урока по русской литературе для 6 класса Идеи гуманизма в повести Н.М.Карамзина Бедная Лиза

Урок по русской литературе в 6 классе по теме «Идеи гуманизма в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Цель урока:
формировать в учащихся гуманистическое начало;
способствовать умению учащихся выявлять идеи гуманизма в конкретном произведении.
Ход урока:
Этапы

Содержание урока

Оргмомент
Учитель здоровается с классом. Ученики приветствуют учителя стоя, садятся.

Подготовка учеников к работе на основном этапе
Учитель озвучивает эпиграф, написанный на доске, задает вопросы о значении этих слов. Далее идет обсуждение эпиграфа учителем и учениками. Шестиклассники рассуждают, высказывают свои мнения, отвечают на вопросы учителя. Далее учащиеся записывают в тетрадях число, тему урока. Далее учитель обозначает цель урока: определить, какие образы и художественные приемы использует автор, чтобы показать читателям идеи гуманизма. Ученики внимательно слушают, записывают. Учитель говорит о существовании трёх форм психологизма, приводит примеры из разных произведений. Задача учащихся: определить, какую форму психологизма использует автор. Ученики размышляют, отвечают. Далее учитель подводит учеников к основной части урока: просит назвать автора повести «Бедная Лиза».

Этап усвоения знаний
Учитель просит одного из учеников кратко пересказать повесть «Бедная Лиза». Ученик пересказывает, соблюдая нормы композиции. Остальные ученики внимательно слушают. Далее учитель обращает внимание учеников на текст, просит открыть первую страницу и назвать главного героя. Ученики выполняют задание учителя, открывают текст произведения, отвечают на вопрос. Далее учитель задает вопросы о главном герое произведения – Лизе. Ученики отвечают на вопросы. Учитель просит найти в тексте отрывок о любви Лизы, о её чувствах, об изменениях, происходящих в ней. Далее идет беседа учителя с классом о Лизе. Учитель подводит итог, говорит о том, что рассмотренное сейчас и было психологизмом. Просит учащихся сформулировать определение понятия «психологизм».

Этап первичной проверки изученного материала
Учитель делит класс на группы, дает задания каждой группе. Ученики выполняют работу внимательно и сосредоточенно, используя текст произведения. На выполнение задания даётся 10 минут. Учитель подходит к каждой группе, интересуется, спрашивает, что осталось непонятым. Далее от каждой группы выступает один представитель. Учитель просит учеников записывать за отвечающими. Ученики слушают и записывают. Далее происходит обсуждение образов героев повести. Учитель просит учащихся отвечать громко, отчетливо, ясно и выразительно.

Этап подведения итогов
Учитель подводит итог урока, просит учеников еще раз обратиться к эпиграфу урока и связать его с героями повести. Ученики рассуждают. Происходит беседа между учителем и учениками.

Этап информации о домашнем задании
Учитель записывает на доске домашнее задание: Орест Сомов «Русалка», краткий пересказ. Ученики записывают домашнее задание в дневники.