Конспект занятия — Деловая игра На шаг впереди! (8 класс)
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Центр детского творчества «Гном»
Конспект занятия для детей 14-15 лет
Деловая игра
«На шаг впереди!»
Подготовила:
Якимова Наталья Петровна
педагог организатор
первой квалификационной категории
г. Березники, 2016 г.
Цель: создание условий для раскрытия лидерского потенциала учащихся, освоения ими активного стиля общения.
Задачи:
Выявить ребят, обладающих лидерскими и организаторскими способностями.
Отработать навыки групповой деятельности, развить и реализовать творческие способности.
Сформировать положительный и благоприятный климат в группе.
Продолжительность занятия: 40 минут.
Раздаточный материал: шариковые ручки, блокноты, микрофоны, эмблемы телепередач, буклеты, буклет-программа развития.
Ход занятия:
Слайд №1
Добрый день! Я рада нашей встрече. Меня зовут Наталья Петровна, я педагог организатор центра детского творчества «Гном». И чтобы наше с вами занятие прошло сегодня успешно, я предлагаю выполнить вам следующее задание. Сейчас по моей команде на счет три вам предстоит выбросить руки определенным способом. Вы можете показать мне кулак, вы можете руки скрестить или просто показать мне ладони. (Дети показывают). Спасибо. Вы мне показали свой настрой на занятие. Кто показал кулак – тот очень энергичный человек, кто скрестил руки – ему сегодня не очень хочется работать, может настроение не очень хорошее, кто показал ладони – тот готов к работе, к новому общению. Я вижу, что большинство готовы к работе, а другие, надеюсь, в процессе нашего общения откроют свои ладони.
Упражнение «Без командира»
Нередко нам приходится встречаться с людьми, которые, кажется, только и ждут, чтобы ими руководили. Их кто-то обязан организовывать, направлять, так как проявить собственную инициативу (и затем отвечать за свои решения и поступки) люди подобного типа боятся. Есть и другой тип людей, которые всегда знают, кто и что должен сделать. Понятно, что и мы с вами принадлежим к тому или иному типу людей, либо к какой-то смешанной – между тем и другим типом – группе.
Слайд №2
В задании, которое вы попробуйте сейчас выполнить никто и никем не будет руководить. Весь смысл упражнения в том, что при выполнении той или иной задачи каждый из участников сможет рассчитывать только на себя. Любой контакт между участниками запрещён: ни разговоров, никаких знаков, ни хватания за руки.
Прошу занять свободное пространство. Во время музыки вы ходите хаотично, как только музыка останавливается, выполняете мое задание, но помните, работаем молча, учимся понимать друг друга на телепатическом уровне! (музыка)
Прошу группу построиться в круг. Очень хорошо! Продолжаем. (музыка)
Прошу группу построиться в треугольник. Отлично! Не нарушаем правила, помните. (музыка)
Прошу построиться в шеренгу по росту. Замечательно, с задачей справились. Присаживайтесь.
Тяжело остаться вдруг без чьих-то советов, указаний?
Обратили внимание, что некоторым, так и хотелось кем-нибудь управлять. А кто-то стоял в полной растерянности, не зная, что предпринять и с чего начать. Значит легче работать в группе, где есть кто? (Ответы) Лидер.
Ребята, скажите, пожалуйста, кто, по вашему мнению, такой лидер? (Ответы)
Слайд №3
Лидер (от англ. ведущий, руководитель) – лицо, пользующееся большим авторитетом, влиянием в какой-либо группе, ведущий за собой людей, то есть лидер всегда на шаг впереди. Поэтому тема нашего занятия – «На шаг впереди!».
Слайд №4
Сегодня на занятии мы постараемся выявить ребят, обладающих лидерскими и организаторскими способностями.
Мне хотелось бы узнать ваше мнение, лидером рождаются или становятся? (Ответы) Многие люди стали в своей жизни сильными и уверенными лидерами, хотя в детстве лидерскими особенностями вовсе не отличались. И необязательно быть лидером во всем, в каждой сфере деятельности может быть свой лидер.
Игра «Ведущий телепередачи»
Слайд №5
Ребята, сейчас мы с вами отправимся на необычную телестудию, где вы сможете попробовать себя в роли телеведущего разных программ. Предлагаю каждому набор телеведущего (шариковая ручка и блокнот), и объединится в три группы по цвету ваших шариковых ручек.
На нашей телестудии будет запущено 5 программ. На каждую программу группе необходимо выбирать телеведущего, без повторов участников, то есть каждый побывает в роли телеведущего.
Первая передача «Новости»
Слайд №6
Группы выбирают телеведущих, я вручаю им отличительные знаки-эмблемы и вручаю микрофоны, которые вам помогут войти в роль.
Выбранному телеведущему нужно будет продумать и показать со своей группой сюжет новостей не более 2 минут (может быть на любую тему). Время на подготовку 2 минуты. (Показ придуманных сюжетов)
Благодарю вас за интересные сюжеты.
А теперь, ребята, я вас попрошу, чтобы вы в каждой своей группе вручили этот жетон тому человеку, который, по вашему мнению, в данном испытании наиболее ярко проявил организаторские качества. Этим человеком может оказаться даже и не телеведущий. (После каждой передачи)
Разговор с каждой группой: кого выбрали и почему? (После каждой передачи)
Вторая передача «Спорт»
Слайд №7
Телеведущему нужно будет продумать, показать и рассказать об открытии спортивного комплекса. Вид спорта по группам – бокс, плавание, лыжи. Время на подготовку 2 минуты. (Показ придуманных сюжетов)
Третья передача «Самый умный»
Слайд №8
В течение 1 минуты телеведущему со своей группой нужно написать как можно больше простых предложений, состоящих из трех слов, каждое слово которого, начиналось бы на одну букву (например: «Ребята радуются радуге»). Варианты букв по группам - «Л», «С», «М». Телеведущие выходят в центр, а оставшиеся участники являются группой поддержки.
Четвертая передача «В мире животных»
Слайд №9
Телеведущему нужно будет продумать и показать со своей группой пантомиму из жизни животных. Время на подготовку 1 минута.
(Показ придуманных сюжетов)
Пятая передача «Культура»
Слайд №10
Телеведущему нужно будет продумать, показать и прокомментировать со своей группой сюжет торжественного открытия памятника архитектуры. Время на подготовку 2 минуты.
(Показ придуманных сюжетов)
Спасибо всем. Наша работа на телестудии завершена.
Вопросы для обсуждения:
1.Сложно ли было в роли телеведущего (продумывать, организовывать и реализовывать свои сценарии)?
2.При обсуждении и планировании трудно ли было договориться между собой?
3.Какие качества вам понадобились при выполнении этих заданий?
Лидерские качества по-разному влияют на процесс развития и становления личности лидера. Но выделить одно-два качества оказывающее главное воздействие не возможно. В жизни любого лидера рано или поздно возникают такие ситуации, когда могут понадобиться любые лидерские качества. К тому же лидер сталкивается с разносторонними проблемами и задачами и для их решения необходим широкий спектр лидерских качеств, который и позволит в итоге добиться желаемого результата.
Как вы думаете, какими качествами должен обладать лидер? (Ответы)
Слайд №11
Посмотрите на слайд, где представлены качества лидера. Я предлагаю вам выполнить задание «Цепочка лидера». Для этого нам надо взяться с вами за руки. Мы сейчас будем вставать по одному, и называть те качества лидера, которые, по вашему мнению, Вам не хватает, и Вы бы хотели их развивать. Итак, я начинаю «Я хочу развить в себе…» (Дети встают и перечисляют):
Харизма
Характер
Преданность делу
Сфокусированность
Щедрость
Инициативность
Умение слушать
Позитивная установка
Решение проблем
Взаимоотношение
Ответственность
Уверенность
Самодисциплина
Способность к обучению
Перспективное видение
Вот такими качествами должен обладать лидер.
Рефлексия.
Ребята, вы сегодня на занятии рассуждали, играли, творили.
1.Что нового вы узнали сегодня на занятии?
2.Что запомнилось больше всего?
3.Довольны ли вы полученным результатом? (Ответы)
Посмотрите друг на друга. Среди нас уже с вами определились лидеры, которые имеют жетоны. Я попрошу их сделать шаг вперед, в центр круга. Они были сегодня чуть оригинальней, инициативней, ответственней. Они наиболее ярко смогли продемонстрировать свои лидерские и организаторские качества в работе с группой.
Я хочу вас спросить, ощущаете ли вы себя сегодня лидерами на занятии? Почему? (Ответы)
Если ты всегда впереди,
В массе жизни, в гуще событий
И других готов за собой вести,
Значит ты по натуре – лидер!
На память о сегодняшнем занятии я хочу вручить вам буклеты и программы развития, куда вы можете вклеить свою фотографию.
Слайд №12
Я благодарю вас за работу на занятии, спасибо. До свидания.
Список используемой литературы:
Кипнис М. Тренеруем умение вести за собой, быть лидером, “мотором” и вдохновителем. – М., 2009.
Рудякова О. Н. Психокоррекционная работа со старшеклассниками. – Волгоград, 2008.
Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002.