Урок русского языка во 2 «А» классе по УМК «Начальная школа ХХI века» по теме: «Правописание слов с суффиксами –ик- -ек-».
Открытый урок русского языка во 2 «А» классе по УМК «Начальная школа ХХI века» по теме: «Правописание слов с суффиксами –ик-; -ек-».
учителя начальных классов Маховой Натальи Валентиновны
МОУ «СОШ№5» г. Балаково Саратовской области.
Тема:
«Правописание слов с суффиксами –ик- ; -ек-».
Цель:
Формировать представления о написании суффиксов
–ек-; -ик-.
Задачи:
Формирование представлений о написании слов с суффиксами – ек-; -ик-.
Осознанное овладение нормами русского языка на основе теоретических знаний.
Развитие умений сравнивать, выделять существенные признаки изучаемого явления, делать выводы.
Воспитание любви к родному языку, эстетическое воспитание к слову. Формирование личности школьника: самостоятельности мышления, умение работать в парах, вести учебный диалог.
Тип урока
Открытие новых знаний.
Методы
Обучения:
частично-поисковый,
исследовательский,
диалогический.
Методы
Преподавания:
побуждающий,
словесный,
наглядный.
Оборудование:
мультимедийный проектор,
компьютер,
экран,
сигнальные карточки,
опорные таблицы,
Ход урока.
Организация класса.
Звенит звонок,
Зовёт всех на урок. Слайд 2.
Актуализация класса.
-Сегодня 10 декабря. Откройте свои тетради.
-Посмотрите, как сегодняшнее число записал Виктор Перестукин, герой мультфильма «В стране невыученных уроков».
Слайд 3. 10 дикабря.
Класная робота.
- Проверьте, правильно ли написано? Объясните правильное написание этих слов.
- Запишите себе в тетрадь.
Слайд 3. (меняет по щелчку) 10 декабря.
Классная работа.
Минутка чистописания.
-Внимание на доску. Посмотрите на правильность соединений букв.
( учитель пишет на доске с комментированием онок ёнок )
-Пропишите соединения букв до конца строчки.
-Что можно сказать про эти соединения? ( это суффиксы)
-Какое значение имеют эти суффиксы? (уменьшительно- ласкательное)
-Почему в написании этих суффиксов разные первые буквы?
(после твёрдых согласных и шипящих Ж,Ш,Ч – пишется –онок-; после мягких согласных, кроме Ч – пишется –ёнок-)
- Придумайте устно несколько слов с этими суффиксами.
Открытие новых знаний.
Постановка проблемы.
- Ребята, Витя Перестукин в записи числа сделал много ошибок.
-Как вы думаете, почему так произошло? (не учит русский язык).
-Надо отправить Витю в страну « Русского языка», чтобы он познакомился с правилами правописания слов.
- Но ворота в страну заперты на замок и нужен ключ, чтобы открыть ворота.
Слайд 4.
- Нам помогут слова: замок, ключ.
Слайд 5. Замок , ключ.
- Образуйте уменьшительно-ласкательную форму этих слов.
( замочек, ключик)
-Запишите транскрипцию этих слов.
з а м о ч, и к к л, у ч, и к
- Запишите под каждой транскрипцией эти слова буквами.
( если дети напишут)
замочик, ключик.
замочек, ключик.
-Объясни, почему вы так написали? Посмотрите, как эти слова пишутся в русском языке.
Слайд 5. Замочек Ключик
- Почему так получилось?
- В какой части слова мы умеем проверять безударные гласные?
- Как узнать в какой части слова эти безударные гласные?
- Разберите по составу, вспомните алгоритм разбора слов по составу.
Слайд 5.
- В какой части слова безударные гласные? (в суффиксах)
-Умеем ли мы проверять безударные гласные в суффиксах?( нет)
- Хватает ли нам наших знаний? (нет)
- Над чем мы с вами будем работать сегодня?
( Правописание слов с суффиксами –ек-, -ик-).
Объявление темы урока.
- Тема сегодняшнего урока:
«Правописание слов с суффиксами –ик-; -ек-».
Слайд 5.
-Мы сегодня узнаем в каких словах пишется суффикс –ик-, а в каких суффикс –ек-.
Для этого мы должны быть очень внимательны. Сейчас мы потренируемся быть внимательными.
На красный свет - стоим;
На жёлтый свет – прыгаем;
На зелёный – шагаем.
Слайд 6.
Физминутка « СВЕТОФОР».
Исследовательская работа..
-Для этого мы понаблюдаем за группой слов.
Арбузик, горошек, бантик, кармашек.
Слайд 7.
- На какие 2 группы можно разделить эти слова?
1 группа- -ик- арбузик - арбузика
бантик - бантика
2 группа - -ек- горошек - горошка
кармашек - кармашка
- Измени форму слова. Что заметили?
4.Выдвижение гипотез.
Посоветуйтесь в парах. И попробуйте ответить на вопрос: когда пишется –ик-, а когда – ек- ?
5. Составление алгоритма .
- Вспомним , что мы делали со словами? (изменяли форму слова).
- Что мы делали дальше? (наблюдали за гласными в суффиксе).
- Что в результате? ( если «убегает» гласный – пишется –ек-; если «не убегает» гласный- пишется –ик-).
Слайд 8.
5.Проверка гипотезы.
- Давайте откроем учебник на странице 115 и проверим наше предположение и правильность алгоритма.
- Прочитайте правило.
- Теперь мы с вами посмотрим отрывок из мультфильма «В стране невыученных уроков».
( просмотр отрывка из мультфильма, где Витя Перестукин вспоминает правило правописания слов с суффиксами –ек-; -ик- )
Первичное закрепление.
1.Фронтальная работа.
-Запишите слова, объясняя написание этих слов.
Слайд 8.
Корабл.к, блиноч.к, лист.к, глоточ.к.
2.Фронтальная работа с сигнальными карточками. ( гласные буквы)
Дождич.к, цвет.к, солдат.к, песоч.к, веноч.к, голубоч.к, мяч.к.
( по мере ответов, слова появляются на экране)
Слайд 8.
Физминутка.
Закрепление ( самостоятельная работа).
- Сейчас вы попробуете работать самостоятельно. Откройте тетрадь «Пишем грамотно» на странице 58. Посмотрите, здесь два упражнения: одно упражнение легче, т.к. там уже сделан первый шаг;
Другое сложнее, там надо все шаги делать самим.
- Подумайте, какую работу вы сможете выполнить сами. Слов много, вы сделаете столько, сколько успеете за 2 минуты. Приступайте к работе, не забывайте опираться на наш алгоритм.
( самопроверка – слайд с правильными ответами)
Слайд 9.
-Кто из вас не допустил ни одной ошибки?
Слайд 10.
-Кто сделал ошибку? Смогли объяснить правильное написание слов с суффиксами –ек- , -ик-? Давайте разберёмся вместе.
- Молодцы!
- Ворота мы помогли открыть Виктору Перестукину.
-Пожелаем ему ДОБРОГО ПУТИ в страну «Русского языка».
Слайд 11.
Итог урока.
Слайд12.
- Мне понравилось, как вы работали, как сами смогли составить алгоритм правописания слов с суффиксами –ек-; -ик- . Особенно хорошо работали..
- Молодцы!
Задание на дом.
Слайд 13.
Т. « Пишем грамотно» страница 59, №3 или страница 60, №4 ( по выбору)
Уч. , с.115, правило.
Слайд 14.
Разбор слова по составу.
Выдели окончание (измени форму слова).
Выдели основу слова.
Выдели корень ( подбери родственные слова).
Выдели суффикс.
Шаг. Измени форму слова.
Шаг. « Убегает» ли гласный?
ДА. НЕТ.
Пиши -ек- Пиши -ик-
15