Выспупление Управление домашними заданиями.
Проскурина Анна Петровна учитель математики I квалификационная категория, ГБОУ РХ «Черногорская специальная (коррекционная) школа-интернат». учащихся
Управление домашними заданиями учащихся.
Урок начинается с домашнего задания, с того, когда, как и, главное, зачем его дают учащимся. Продуманное, взвешенное, интересное домашнее задание способно творить чудеса. А чтобы оно было таким, надо сделать все возможное, чтобы, выполняя работу, ученик пусть хоть на секунду почувствовал бы вкус хотя и крошечного, но лично им сделанного для себя открытия, а значит, понял бы, что эта работа может приносить радость и пользу. А для этого ребят надо увлечь предметом. И диалектика здесь простая: интересно на уроке и домашнее задание не в тягость, а интересное, с душой выполненное дома задание неоценимо помогает уроку. В.А. Сухомлинский, например, в своей книге так писал об этом: «Нельзя забывать, что ребенок, не испытавший радости от ученья, не познавший чувства гордости после преодоления трудности – несчастный человек. Дать ребенку ощутить радость труда, наполнить его сердце гордостью и чувством собственного достоинства – первостепенная задача педагогики».
Домашняя учебная работа тесно связана с работой на уроке и рассчитана главным образом на развитие самостоятельности учащихся и их творческого мышления. Задание на дом органически вытекает из предыдущего урока, является его продолжением и готовит последующий урок. Оно минимально по объему, что обязывает планировать каждый пункт задания, знать его назначение. Необходимо осознать тот колоссальный вред, физический и моральный, который несет нашим детям состояние давящей необходимости выполнить домашнюю работу, которую подчас из-за поистине гигантского объема школьник чисто физически сделать не может. Кроме этого, необходимо учесть, что мы часто не показываем ученику самого важного: зачем ему это нужно. Зачастую задания на дом выпадают из системы уроков, и представляют собой случайные собрания задач, упражнений.
С первых уроков надо стремиться индивидуализировать домашнее задание в соответствии со способностями и возможностями конкретного ученика. Задание должно быть посильным для большинства, не очень простым для сильных учащихся. Чтобы удовлетворить этим требованиям, его надо составить из двух частей: 1) общей для всех учащихся; 2) творческого или трудного задания. Объём задания зависит и от времени года. Конечно, сначала следует проводить такую работу на уроках, но позже давать в качестве домашнего задания. И еще, сознательно используйте домашнее задание в целях развития любознательности, интереса к учебе и творческих способностей. Особенно ориентируйтесь на те цели, которые с вашей точки зрения являются актуальными для данного класса или ученика. Домашнее задание нужно планировать! Причем, необходимо перспективное планирование – это может быть чтение какой-то литературы, задания, требующие наблюдений, задания, связанные с подготовкой докладов, дискуссий. Эти задания должны побудить школьников углубить знания, полученные на уроках, и проявить при этом активность.
Выдача домашних заданий – самое слабое звено в дидактике. На них обычно не остаётся времени. Учитель в лучшем случае может написать параграф на доске или дать краткое объяснение того, что нужно сделать дома. Но этого недостаточно, потому что в этом случае домашнее задание выступает обезличенно и невыразительно, поэтому необходимо использовать разнообразные приёмы, чтобы активизировать внеклассную деятельность учащихся. Приведу несколько примеров из опыта моей работы:
*ярмарка – продажа, на которой учитель «продаёт» домашние задания, установив каждому бальную цену;
*учитель вместе с учениками при достаточной высокой плотности урока старается вчерне обговорить все детали домашнего задания;
* учитель в начале изучения темы сообщает все задания, которые необходимо выполнить, поделив их на обязательные и дополнительные, письменные и устные;
* хорошо также записывать попарно тех учащихся, которые изъявили желание вместе выполнить одно из предложенных учителем домашних заданий;
* важно наряду с обязательными репродуктивными заданиями давать как можно больше остроумных, увлекательных по форме и по содержанию, творческих, проблемных, поисковых заданий;
* Придумать условие интересной задачи. Иногда, что задать на дом, решается прямо на уроке, когда видно, чему дети научились, а чему еще нет, на каком уровне находится класс или отдельные ученики, каким должен быть следующий шаг к достижению цели. Планирование не исключает, а, наоборот, предполагает реакцию на сложившуюся в классе ситуацию.
Из вышесказанного следуют выводы: - при планировании урока не забывайте о домашнем задании. Имейте в виду, что домашнее задание, направленное на усвоение всеми школьниками основных знаний и умений, зависит от того уровня общего развития, на котором в данный момент находится класс или отдельные учащиеся; - перспективное планирование домашнего задания необходимо, если вы используете его с целью развития личностных качеств учащихся; - задавайте на дом только тогда, когда вы уверены, что сможете выделить на уроке время для проверки и оценки выполнения задания.
Домашние задания можно по мере необходимости дифференцировать.
На уроке, который для всех школьников протекает практически одинаково, создают предпосылки для развития индивидуальности личности. Для школьников, которые овладели навыками выполнения определенных заданий, повторное выполнение таких же заданий – требование заниженное. Было бы лучше освободить этих ребят от обязательного домашнего задания и посоветовать им поработать над заданием повышенной сложности. Именно домашнее задание позволяет успешней использовать индивидуальные особенности и учитывать склонности учащихся.
На доске заранее записаны домашние задания трёх уровней и ученики выбирают себе комбинацию подходящих для них вариантов, или то же самое выдаётся ученикам в начале урока и они в конце урока, в классе выбирают себе задания по интересу и по плечу.
Дифференцированные домашние задания удовлетворяют потребность учащихся в тренировке, позволяют восполнить пробелы в знаниях. Индивидуальные домашние задания должны получать и хорошо успевающие и одаренные ученики, потому, что такие задания способствуют развитию их способностей, углублению их знаний. Особые задания должны ставить перед учащимися трудности, преодоление которых сделает более плодотворной работу на уроке.
Можно использовать дифференцированные домашние задания для закрепления материала, для развития индивидуальных способностей учащихся и их применения в интересах всего коллектива.
Оживить урок помогут комплексные задания, рассчитанные на длительное время. Такие задания можно использовать для изготовления учебных и наглядных пособий (например, в 5 классе дети дома делают модели различных геометрических фигур, необходимые для дальнейшей практической работы на уроках геометрии), это может быть подготовка доклада и защита его перед коллективом класса, проведение выставки, длительное оказание помощи группе слабоуспевающих одноклассников.
Выше говорилось, важную роль играет обязательная проверка и оценка домашнего задания. Хорошо когда пользуешься при оценке ученического труда определённой системой стимулов:
- благодарная запись в дневнике;
- маленькая грамота;
- небольшой сувенир;
- открытка, книга с дарственной надписью;
- развернутая оценка (наряду с цифровой оценкой делается запись, раскрывающая отношения учителя к достижениям ученика).
Наши учебные планы нацелены на всестороннее развитие личности школьника: каждый предмет вносит в этот процесс свой специфический вклад. Человек развивается в деятельности и с помощью деятельности. Отсюда вывод: домашнее задание, привлекая школьников к деятельности, стимулирует их личностное развитие. Оптимальное развитие каждого учащегося вряд ли возможно без индивидуальных, особых домашних заданий.
Литература:
Бибина О.А.Изучение геометрического материала в 5-6 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школы 8 вида - пособие для учителя – дефектолога Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС – 2005г.
Перова М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе М. «Просвещение «2000г
Перова М.Н. ,Эк В.В. Программа по математике для 5-9 классов специальной (коррекционной)школы 8 вида :Под редакцией Воронковой В.В.- М . Гуманит .изд. центр ВЛАДОС -2000г.
Перова М.Н.Дидактические игры и упражнения по математике во вспомогательной школе М.2000г.
Пузанова Б.П.Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития : Олигофренопедагогика М.центр «Академия»,2000.
Воронкова В. В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе . – М. Школа –Пресс 1994г.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
15