Формирование функциональной грамотности посредством проекта «Риторический айтыс»
Лобанова Любовь Георгиевна
учитель русского языка и литературы
ОСШГ №2 г.Актобе
Формирование функциональной грамотности посредством проекта «Риторический айтыс»
Как сердцу высказать себя?
И где найти нам те слова,
Что мир откроют людям,
Прекрасный мир!
Мир жизни, в радуге горя,
Постигнешь ты однажды
И скажешь: «Счастлив я,
Что жил уже однажды»
Л.Г. Лобанова
Русский язык – национальное достояние русского народа, один из наиболее развитых языков мира. В Республике Казахстан русский язык является средством общения русских лиц и лиц нерусской национальности. По Конституции Республики Казахстан русский язык получил статус официального языка наряду с государственным, казахским.
Основная цель обучения русскому языку казахов и других лиц нерусской национальности – помочь учащимся овладеть знаниями о русском языке и его богатствами, вооружить учащихся умениями и навыками свободного пользования устной и письменной речью. Работаю учителем русского языка 32 года. В 2010 году мне было предложено поделиться опытом на международных курсах Московского института Открытого образования по теме «Национально-культурная специфика речевого поведения в теории и практике преподавания русского языка». Данная тема заставила задуматься над решением назревшей проблемы в обучении русскому языку казахов и других лиц нерусской национальности в условиях русскоязычной школы. В классах, где я преподавала, казахи и другие лица нерусской национальности составляли большую половину. Чтобы решить данную проблему, я начала поиск новых форм, приемов, методов. Ведь существуют же методики преподавания русского языка в казахскоязычной школе, казахского языка в русскоязычной школе. А вот с методикой преподавания русского языка лицам нерусской национальности в русскоязычных классах я не встречалась на своем преподавательском пути. До 2007 года мало кто задумывался о специфике обучения казахов русскому языку в условиях, о которых сказано выше. Я хорошо понимаю, язык народа- это способ мышления. И постижение языков разных народов расширяет горизонты мышления. Сегодня я вижу цель как учителя-словесника не только в том, чтобы дать знания, но и формировать у учащихся умение полноценно реализовывать свои возможности посредством обучающего общения , интерес и уважение к другим народам. Цель определяет задачи:
- независимо от типа школы по языку обучения учащиеся должны знать язык Республики Казахстан и язык межнационального общения;
- быть подготовленными к дальнейшей жизни, учебе, труду в условиях Казахстана.
Для учителя-словесника в русскоязычных классах задачи, я думаю, должны быть специфическими:
- помочь учащимся средствами своего предмета глубже осознать и усвоить общечеловеческие гуманистические ценности русской и казахской национальных культур;
- способствовать адаптации школьников к условиям данной республики;
- помочь им глубже осознать в процессе обучения историю и духовные ценности русской нации, позаботиться о сохранении и развитии национальной самобытности и самосознания детей разных национальностей, обучающихся в русской школе.
Решение поставленных задач вышеизложенной проблемы потребовало от меня применения новых форм и видов учебной деятельности, ведущих к освоению умений и навыков устной и письменной речи, ее правильности и культуры, выражающейся в точности, осмысленности, целесообразности, выразительности, богатстве. Освоение всего вышеперечисленного способствует воспитанию культуры речевого поведения у учащихся русской и нерусской национальностей применительно к различным сферам и ситуациям общения с учетом адресата.
«Риторический айтыс» - это форма уроков обучающего общения, отражающая национально культурную специфику речевого поведения и обучающего общения. Я долго искала форму урока, способствующую эффективному обучению русскому языку. В итоге поиска - создание собственной концепции данной формы урока, одним из принципов которой является обучающее общение.
«Риторический айтыс» - это дискуссия с разделением интеллектуальных функций, основанная на дебатной технологии. Примеры формы: увлечь собой. Функция: как сердцу высказать себя. Компонент – личностно-ориентированный. Приемы: «свободный микрофон», говорения, обсуждения, сочинения, высказывания, слушания. Стратегии: «ассоциации», «кластер», «оставьте последнее слово мне», «интервью от мира героя», «тонкие и толстые вопросы», эссе, групповая работа, «авторский стул», «мастерская писателя», «синквейн», «мозговой штурм». Обязательны три этапа: побуждение, осмысление, рефлексия. Методы: словесный, наглядный (рисунки, газеты), практический, самостоятельный, индивидуальный опросы, фронтальный опрос, проблемно- поисковый, привитие интереса к учению, предмету учащихся русской и нерусской национальностей.Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая, дифференцированная. Типы таких форм уроков меняются в связи с темой: обобщающе-повторительные уроки, уроки развития речи, урок-шоу, урок-концерт, уроки говорения и слушания, урок-дебаты. Участники таких уроков – учащиеся 5-11 классов, учителя, родители, приглашенные гости. Группы участников, которые будут состязаться в говорении, желательно составлять из представителей как русской, так и нерусской национальности, из учащихся разных возрастных групп. Например, в риторическом айтысе на тему «Любовь – это сердце всего» участвовали ученики 8-10 классов; в айтысе на тему «как сердцу высказать себя» - ученики 7, 9 классов; в айтысе на тему «Старый друг …» - учащиеся 9, 11 классов.
Форма предполагает вовлечение каждый раз новых учеников, не знакомых с основным составом. Расширение аудитории говорящих и слушающих. Материал, используемый для оформления риторического айтыса – плакаты, где перечислены метафорические образы участников. Например, ПОЕЗД, РЕЧКА, ЧАСЫ, КНИГА, ЯНТАРЬ, РОДНИК И ДРУГИЕ. Участники имеют индивидуальные карточки с символическим изображением своего образа.
Плакат с перечислением номинаций победителей для активной работы жюри. Например, ИНТЕРЕСНЫЙ СОБЕСЕДНИК, ЭМОЦИЯ, ОРИГИНАЛЬНОСТЬ, ОБАЯНИЕ.
Номинаций - десять. Планировать можно и более. Аудитория украшается рисунками учащихся. На них изображены различные мины: радости, горя, удивления, плача, негодования, злости, усмешки и другие. Это обязательный материал для урока обучающего общения, урока развития речи.
К урокам данной формы подбираю эпиграф, который отражает цель и задачи. Цели можно ставить разные. Все зависит от выбранной темы. Например, способствовать развитию языковой личности; обучить монологической и диалогической речи, обучить общению лиц русской и нерусской национальностей , культуре речи; регулировать речевое поведение. Чтобы достигнуть цели урока - ставлю задачи:
Создать условия для полноценной реализации возможностей учеников, дать темы для говорения, для открытости общения; создавать речевые ситуации для речевого общения.
Учить навыку монологической, диалогической речи; умению быть открытым для общения; умению высказать свое мнение, умению быть лидером в речевой ситуации; умению понимать собеседника, чужую речь, чтобы стать лидером ситуации; развивать умения анализировать, аргументировать, обобщать, делать выводы; развивать индивидуальные творческие способности, учить видеть свое «Я».
Воспитывать личностные качества учащихся; умения ориентироваться на личность, оценивать другого, полноценно раскрывать свои возможности посредством обучающего общения.
Предлагаю проводить урок "риторический айтыс" в форме "За круглым столом".
Начинается урок обучающего общения со слова учителя, которое занимает 5 минут. Данное слово предполагает обращение учителя к ученикам, к гостям, соперников друг к другу, заключающееся в словах: "Здравствуйте, дорогие друзья". Это необходимый элемент урока. Именно с этих слов начинается открытое общение, общение без страха быть непонятым, какой бы ты нации не принадлежал. Они помогают преодолеть аудиторный страх. Далее следует речевая разминка. Она представлена определенными рубриками.
Рубрика "Мысль дня" - это высказывания учащихся о самых актуальных мыслях сегодняшнего дня. Начинается процесс говорения и слушания, обсуждения доказательств разделения мнений. Обязательным элементом данной рубрики является "дежурный", которого я назначаю, или его выбирает группа участников заранее (дифференцированный отбор). "Дежурный по рубрике" предлагает для обсуждения " за круглым столом" мысль дня. Каждый высказывает свои предположения, делает выводы, используя прием "свободный микрофон". Действуют принципы: "увлечь собой", "стать лидером речевой ситуации". Применяю стратегии «ассоциация», «мозговой штурм», «оставьте последнее слово за мной», «дневник двойной записи» и другие.
Рубрика "Продолжи фразу" - это высказывание участников словесного состязания о том, как закончить фразу. Фраза для обсуждения должна быть у всех, но предлагает тот, кто стал лидером данной речевой ситуации. Использую стратегии «ассоциации», «закончи предложение», «работа в группах».
Рубрика "Мой метафорический образ" - это защита своего образа. Цель данной рубрики: доступная, правильная, монологическая, краткая речь о себе. Принцип: увлечь собой. Учащиеся применяют стратегии «ассоциации», «кластер», «мастерская писателя», «интервью», «авторский стул». Например, мой метафорический образ – янтарь. Ассоциации с янтарем следующие: солнце, яркий желтый свет, прозрачность, море, чистота, блеск, радость, любовь ко всему прекрасному и т.д. Ученики узнают из перечисленных ассоциаций о моей любви к морю, ко всему прекрасному, необычному, о моих личностных качествах: стремление быть честной, доброй, понимающей, загадочной, всегда новой для них. Эта рубрика – шаг к открытости общения, к толерантности.
Жюри начинает работу с момента первой словесной рубрики. Цель работы жюри - определить лидера речевой ситуации. В состав жюри могут входить как участники, так и гости.
Форма данного урока предполагает только положительные эмоции. Если по ходу речевой разминки речь участников становится ярче, образнее, доступнее, в аудитории царит взаимопонимание, гармония. Приходит эмоциональное чувство - мы все - друзья. Это означает, что цель речевой разминки достигнута. Желание общаться должно появиться у всех.
Следующий этап урока - риторический айтыс (состязание собеседников в красноречии).
Цель: рассказать о себе; стать лидером речевой ситуации, раскрыть полноценно свои возможности. Задача жюри (три человека, которые постоянно меняются) - выбрать лидера, обосновать свой выбор, выбирать пару собеседников, присуждать номинации, при выборе основываться на метафорических образах. Например, ПОЕЗД - РЕЧКА; КНИГА - РОДНИК.
Обязательна смена состава жюри и участников айтыса.
Условия состязания:
Каждый должен стать победителем в какой - либо номинации;
На речь отводится 1 минута;
Говорить быстро, увлеченно, уверенно, доступно.
Всего 7 туров. Названия туров зависят от темы риторического айтыса, а название риторического айтыса – от темы урока или внеклассного мероприятия.
Примерные темы для туров:
«Визитка», «Представь себя», «Приветствие», «Увлечь собой».
«Что мне больше всего нравится».
«Мой метафорический образ».
«Чем интересна моя школа».
«Я - счастливый человек!»
«Как можно стать счастливым человеком».7. «Назови свое имя».
Используются стратегии «эссе», «интервью», «кубизм», «мастерская писателя», «авторский стул», «да-нет» и другие.Заключительный этап - рубрика «Фраза для души», «Подари афоризм», «Ладошку на память». Участники обмениваются подарками - афоризмами. Каждый выбирает из предложенных для души. Обязательно в этот момент звучит завораживающая музыка. Желающие делятся мнением о подаренном им афоризме. Были использованы следующие стратегии:
«синквейн», «дневник двойной, тройной записи», «закончи предложения».
Итогом таких уроков становится распределение номинаций. Но самое главное - нравственная сторона урока риторического айтыса (урока обучающего общения). Это обретение веры в себя, в свои возможности, победа аудиторного страха, стремление почувствовать свое «Я», расширить круг общения, найти друзей, умение «высказать себя и сердце не оставить равнодушным». Воспитательная задача неразрывно связана с обучающей: обучить грамотной устной и письменной речи учащихся, создать посредством обучающего общения (риторического айтыса) условия для полноценной реализации возможностей учащихся (стихосложение, переводческая и журналистская деятельность- применение на практике трех языков –написание сочинений разных жанров, актерское ремесло, лидерство…
В конце урока обязательно звучит «спасибо». Я благодарю всех, кто принял участие в айтысе, участники и гости говорят спасибо друг другу за удовольствие открытого общения, за радость «высказать себя». Каждый участник чувствует волнение от предстоящего расставания, ведь кто-то нашел друзей, кто-то единомышленников, кто-то приятного собеседника. Приятно сознавать, что 45 минут смогли сделать мир прекраснее, открытым для общения. «Айтыс» предполагает возможность говорения на 3-х языках в специализированной школе: русском, казахском, английском. Примером такого урока стал «риторический айтыс» на тему «Старый друг…», на котором ученики 8-11 классов состязались, используя тот или иной язык. Итог таких уроков – умение общаться, стремление к компетентности и толерантности, независимо от выбора языка и разных национальностей.
После уроков обучающего общения все испытывают удовлетворение от работы. Мои ученики не бояться высказываться, победив аудиторный страх, с интересом обсуждают темы для говорения, спорят, цитируя, переводя... Каждый стремился быть умным, интересным собеседником, выступить в роли оратора, занять место лидера. Учитель на уроке говорит 5 минут, все остальное время ученики работают самостоятельно. Риторический айтыс как урок обучающего общения предполагает большую подготовку. После урока всегда бывает продолжение: учащиеся не хотят расходиться. Стараюсь похвалить каждого, найти нужные слова одобрения, поддержки, ведь в основе риторического айтыса – положительные эмоции! Уроки обучающего общения стали уроками сотрудничества, где процесс обучения неразрывно связан с процессом развития и воспитания.
Все сказанное выше помогает сделать вывод, что проект «Риторический айтыс» (формы уроков и внеклассных мероприятий) способствует формированию функциональной грамотности учащихся, помогает полноценной реализации возможностей ученика, сотворчеству учителя и ученика и помогает не только обучать русскому языку, но и учить жить в одной стране представителей разных национальностей, в стране, где существует конституционное право: говорить и писать на двух языках - государственном (казахском) и получившим статус официального языка - русском, который является в Республике Казахстан средством общения русских лиц и лиц нерусской национальности, владеющих им.
Литература
1.Профессиональное развитие: из опыта учителей / Под редакцией С. Мирсеитовой, А. Иргебаевой: ИздатМаркет, г.Алматы, 2008г.
2. Хасенов Б.Х. Развитие казахского ораторского искусства в контексте лидерского движения // Этнопедагогика и этнопсихология. А., 2008.
3. «Методика профессионального обучения». Учебное пособие: Скибицкий Э.Г., Толстова И.Э., Шефель В.Г., 2008г.
4.Актуальные проблемы методики преподавания русского языка и литературы в вузе и школе: материалы конференции. Ч.I. – Актюбинск, 2000г.