Исследовательская работа Энциклопедия одного слова
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Горняка
Муниципальный этап Международного конкурса учебно-исследовательских работ по русскому языку « Язык всем знаниям и всей природе ключ».
Энциклопедия одного слова «человек»
Работу выполнила Воронина Юлия,
Ученица 8 Б класса.
Руководитель
Суртаева Татьяна Николаевна,
учитель русского языка и литературы.
г. Горняк
2013
Энциклопедия одного слова «человек»
Содержание
Введение.
Основная часть.
Глава 1.
Значение и этимология слова «Человек».
1.1Слово «человек» в толковых словарях русского языка. Сходство и различие лексического значения данного слова в этих источниках.
1.2 История происхождения слова «человек».
Глава 2.
Слово «человек» и его «родственники».
(Словообразование и морфемика) Глава 3.Слово «человек» в лексике и фразеологии.3.1.Многозначность слова .3.2.Слово «человек» и его синонимы.3.3.Слово «человек» и его антонимы.
3.4.Слово «человек» во фразеологических оборотах
Глава 4 . Слово «человек» в литературе.
Заключение.
Введение
По словам Л.Н. Толстого : «Слово – дело великое . Великое потому ,что словом можно соединить людей , словом можно разъединить их. Словом можно служить любви , словом же можно служить вражде и ненависти».
Чем можно измерить глубину слова? Наверное, более всего значением этого слова , историей появления ,функционирования его в нашем языке . Помочь понять слово , познать его глубину нам помогут словари.
« Многие знают: листать словари – огромное удовольствие. Откроешь на полминуты и не можешь глаз оторвать от лесенки слов, на которой покоится жизнь с ее прошлым, с ее нынешним пульсом, со взглядом в завтра, с названием шумных мест и закоулков Земли, с проблемами, именами, с тайнами и загадками», - утверждает писатель – публицист В.М. Песков. Действительно, трудно представить жизнь современного человека без «общения» со словарём.Толковые, этимологические, орфографические, словообразовательные, орфоэпи-
ческие, синонимические и другие словари помогают углубить, расширить наши знания как в области лингвистики в целом , так и отдельного слова. Эти справоч-
ники решают вопросы культуры речи каждый в своем плане. В наше время словарей и справочников много, из них можно узнать все о словах, но удобней было бы создать словарь, где будет помещена информация только об одном слове (его происхождение, лексическое значение, орфоэпические и орфографические нормы и т.д.). Это будет энциклопедия одного слова. Создав словари одного слова, мы сможем рассмотреть его с научной точки зрения ( с точки зрения каждого из раз-делов науки о языке), узнать, как живет слово в литературе ,киноПонять, как через слово в языке отражается духовная жизнь народа. Один из вариантов словарей 21 века - это словарь одного слова, другимисловами, энциклопедия. Поэтому актуальность проблемы может быть определена возможностью
создания такого словаря. Слово «человек» показалось мне особенно интересным, значимым в нашей жизни, в жизни общества , его культуре Избранная тема (Энциклопедия одного слова «человек»);поиски материа-лов о жизни данного слова в языке ; ответа на вопрос , как связаны значение, функционирование слова «человек» с историей языка, жизнью общества , опре-делили цель исследования .
Цель работы: составить энциклопедию одного слова, то есть собрать как можно больше материала о жизни слова в языке: этимологии, значениях и о
функционировании его в повседневной речи, художественной литературе и устном народном творчестве.
Задачи исследования:
Определить параметры работы со словом «человек», найти в словарях информацию о нем.
Составить комплексное представление слова.
Выявить, как связано слово «человек» с историей языка и жизнью народа.
Гипотеза: слова показывают нам, что каждое (в том числе и слово «человек») имеет свои корни и связано не только с историей языка , но и духовной жизнью народа.
Предмет исследования : лингвистика
Объект исследования: слово «человек»Методика исследования:1.сравнение;2.сопоставление 3.анализ материалов Интернета 4.классификация
Основная часть
Глава 1
Значение и этимология слова «Человек»
1.1.Слово «человек» в толковых словарях русского языка. Сходство и различие лексического значения данного слова в этих источниках.
Прежде чем сравнивать лексическое значение слова «человек» в толковых словарях разных авторов, я обратилась к своим одноклассникам с просьбой по-участвовать в анкетировании по данной тематике. Участие приняли 18 человек.
На первый вопрос: «Как, по вашему мнению, можно объяснить лексическое значение слова человек? » - были даны следующие ответы :
каждый из нас -6;
разумное, мыслящее существо,-4;
Хомо Сапиенс- 4;
люди – человеки-1;
творение Божие- 2;
никогда об этом не задумывался -1.
Таким образом, можно сделать вывод, что большая часть одноклассников, опрошенных мною, связывает значение этого слова с развитием общества, счи-тает что это существо, обладающее разумом , даром речи ,умением свободно мыслить.
Чтобы конкретизировать, углубить, сравнить и обобщить лексическое значение слова «человек», обратилась к толковым словарям В. И.Даля, Д. Н. Ушакова, С. И. Ожегова, Т. Ф. Ефремовой, современному толковому словарю, энциклопедическому словарю, Викисловарю.
При сопоставлении статей в данных словарях выявила общее в объяснении значения этого слова:
Человек - общественное существо, высшее из земных созданий.
Обладает свободной волей, разумом, высшими чувствами.
Даром речи.
Вместе с тем, сравнивая значение данного слова, обратила внимание:
в словарях Д. Н. Ушакова, С.А.Ожегова обращено внимание, что слово «человек» многозначное.
1. Живое существо, в отличие от животного обладающее даром речи и мысли и способностью создавать и использовать орудия в процессе общественного труда...
2. То же, Как обладатель лучших моральных и интеллектуальных свойств (книжн. ритор.). Человек - Это звучит гордо. М. Горький.
3. Употр. в знач. местоимения: всякий (т. е. любой человек), никто (т. е. ника-кой человек), кто-н. (т. е. какой-н. человек) и т. п. Ему ничего не стоит обидеть человека.
4. При крепостном праве - дворовый слуга или вообще помещичий служитель (в частности - в отличие от крестьян-земледельцев).
На основании сравнения и сопоставления можно сделать вывод , что значе-ние слова «человек», действительно, связано с историей возникновения и разви-тия общества. Человек - высшее из земных созданий, обладающее свободной во-лей, разумом, даром речи. Данное слово имеет несколько лексических значений.
1.2. История происхождения слова «человек».
Значение и этимология слова нередко связаны между собой. Какова история происхождения слова «человек»? Чтобы найти ответ на этот вопрос, обращаюсь к этимологическим словарям и узнаю, что слово «человек» не имеет общепри-нятой этимологии.
Можно выделить несколько версий происхождения данного слова.
Вот что говорится о нём в «Кратком этимологическом словаре» Н.М. Шанского, В.В.Иванова и Т.В.Шанской, изданном в Москве в 1975 году: «общеславянское, происхождение неясно. Возможно, является сложным словом, состоящим из двух частей: « чело» и « век». Первая часть (чело) имела значение «верх, возвышен-ность», откуда далее – «высшее качество» ; вторая( век) значение «сила» . В этом случае первоначальное значение слова « человек» может быть определено как «обладающий полной силой, взрослый мужчина».
Несколько подробнее пишет о слове А. Преображенский в своём «Этимологическом словаре русского языка»: "чело - соотв. цел. – (целый – здоровый); - век – сила; след., значит обладающий полной силою”[11, с.284.].
Но определённого вывода он не делает, ограничиваясь лишь тем, что приводит множество параллелей слова в других языках и значения, в которых это слово употребляется.
Кроме того, происхождение слова «человек» имеет еще старославянские и латышские версии. Сопоставляя статьи известных лингвистов о старославянском происхождении данного слова, обратила внимание, что оно имеет два варианта : старославянское и православное ( старославянское ), которые не противоречат друг другу , а, скорее. дополняют и уточняют этимологию слова «человек» По первой, правильное звучание слова «человек» – «человече». Состоит из двух составляющих: «чело» (по этой версии «лоб») и «вече» (в старославян-ском в XVI веке собрание – на Руси, сбор жителей города, взрослых, имеющих голос, принимающих законы, решения о войне или мире, призыве и изгнании князей, заключении договоров с соседями и подобное).[19,с.383.] По старославянской (православной) – «целовече»: цело (целое) и вече (сбор), что можно прочитать как «собранное в единое целое», «объединяющее в себе Тело, Дух и Душу живое существо». [_16,т.3,с.237] Латышская версия : происхождение слова «человек» идет от c^еlо (челядь). Первая часть -- c^еlо- -- сближается с че/лядь. Во второй части усматривают родственное литовское vai~kas "мальчик, ребенок", латышское vaiks -- то же, древне-прусское waiх "слуга". Интересна религиозная трактовка происхождения слова «человек», которая также отражает все вышеперечисленное, однако вносит свой смысл. Религиозная антропология гласит, что словом Божьим изначально были сотворены два мира – духовный и материальный, которые по своей природе абсолютно противопо-ложны друг другу. Человек же был создан, чтобы объединить необъединимое: мир материи и мир духовный, тленное с нетленным. [_20,с.398]
Ещё одно объяснение этимологии данного слова есть в «Славянорусском корнеслове» Александра Семеновича Шишкова. Но сначала несколько слов об этом великом русском человеке. Адмирал и госсекретарь, один из защитников Отечества, верой и правдой служивший четы-рем царям. Министр просвещения и президент Российской Академии наук, он был одним из самых образованных людей России. А.С. Шишков возводит этимологию слова «человек» непосредственно к понятию «слово»: слово - словек - цловек - чловек - человек. «И дело не только в том (хотя и это немаловажно), что таким образом подчеркивается главное отличие людей, как существ словесных, мыслящих словами, от всего живого, сотворенного Богом, но и в том, что Слово - это прежде всего имя Самого Бога! На какую же неизмеримую высоту поднимает нас эта мысль, какое высокое достоинство придано всем нам»,-замечает по этому поводу исследователь трудов А.С.Шишкова лингвист Ф.Ирзабеков в своей книге « Тайна русского слова»( 21, с.11) Анализируя и сопоставляя материалы этимологических словарей разных авторов (Преображенский А. Г« Этимологический словарь русского языка» ; Шанский Н.М. «Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов»; Фасмер М. «Этимологический словарь русского языка»; Черных П. Я. « Историко-этимологический словарь современного русского языка.» ), увидела общее и определила несколько версий происхождения слова «человек».
1. На старославянском слово «человек» звучит как «человече» и состоит из двух слов: «чело»- лоб, и «вече»– народное собрание на Руси в начале XVI вв.
2. Происходит от старославянского (православного) «целовече» и состоит из двух слов: «цело»-целое, «вече»-сбор, то есть слово «человек» обозначает собранное в целое, в единое. Человек - это есть живое существо, одновременно объединяющее в себе Тело, Душу, Дух. 3. c^elove^kъ или сокращенное из него -- *c^ьlove^kъ, откуда происходит
латышское ci\lve,~ks человек. Первая часть -- c^еlо- -- сближается с че/лядь, далее -- с древне-индийским ku/lam "стадо, множество, семья, род", греческим t loj "толпа", ирландским cland, сlаn "потомство, род", литовским ki\ltis, kilti\s "род". Во второй части усматривают родственное литовское vai~kas "мальчик, ребенок", латышское vaiks -- то же, древне-прусское waiх "слуга". 4.В этимологическом словаре А. Преображенского : «чело» - соотв. цел. – (целый – здоровый); - «век» – сила; след., значит обладающий полной силою”. Человек – существо социальное, обладающее разумом, сознанием. Впервые в древнерусской литературе происхождение слова «человек» встречается в послании к князю северного Переславля Ярославу Всеволодовичу некоего Даниила, в «Молении Даниила Заточника», написанного им князю Ярославу Всеволодовичу. Нынешнее звучание слова имеет два корня: «чело», имеющее несколько переводов на современный язык, самыми частыми из которых являются «чело» и «слово»; и «век» – вечность, «вече»- сбор. Таким образом, предки, от которых берет начало наш современный сло-варь, объясняли значение этого слова, как «обращенного ликом или словом к вечности». Стоит сказать, что такое их представление согласуется с принятой позднее православной антропологией и со многими представлениями современ-ных наук. Исследуя и сопоставляя материалы об этимологии слова «человек», прихожу к выводу, что , несмотря на различия в толковании происхождения данного слова, оно связано не только с историей языка, но и историей развития общества.
Глава 2.Слово «человек» и его «родственники».
(Словообразование и морфемика) Исходя из того, что существует несколько версий этимологии слова «человек», можно было предположить : в словообразовании данного слова тоже могут быть изменения в морфемной структуре , связанные с историей развития языка. Чтобы выяснить это, обратилась к словообразовательным и морфемным
словарям, работам лингвистов : Г. Пауля («Принципы истории языка» ), В.В.Лопатина( «Русская словообразовательная морфемика»),Е.А.Земской ( «Как делаются слова ?»). Действительно, в ходе исторического развития языка словообразовательная и морфемная структура слова могут меняться , что проявляется в изменении количества морфем , их значений , функций. Это и есть исторические изменения в морфемной и словообразовательной структуре языка.
Рассмотрим словообразовательное гнездо от исходного слова «человек» по словарю А.Н.Тихонова.[ 14,с.346]
13 EMBED Word.Document.8 \s 1415
Не противоречит этим данным и словарь З.А.Потихи (Приложение№1)На основании сопоставления морфем можно сделать вывод, что в структуре этого слова, действительно, есть исторические изменения.Если исходить из версии Преображенского А. Г.о происхождении слова «человек», то в структуре этого слова такой тип исторического изменения как сращение ( «чело» + « век» ) Сращение (слияние) образуется путём слияния воедино целого словосочетания, то есть слияние слов без каких-либо изменений в их морфемном составе и без участия соединительных гласных. Кроме того, мы видим и фонетические изменения (чередование согласных в корне слова –К /Ч ), тоже связанные с историей происхождения слова «человек» , которое в Древней Руси звучало как « человече».
Глава 3.Слово «человек» в лексике и фразеологии.3.1.Многозначность слова .3.2.Слово «человек» и его синонимы.3.3.Слово «человек» и его антонимы.3.4.Слово «человек» во фразеологических оборотах.3.1.Многозначность слова «человек».Слово «человек» многозначное. Подтверждение можно увидеть в словарях Д. Н. Ушакова, С.А.Ожегова, на что было обращено внимание в главе первой о лексическом значении этого слова.(1. Живое существо, в отличие от животного обладающее даром речи и мысли и способностью создавать и использовать орудия в процессе общественного труда...2. То же, Как обладатель лучших моральных и интеллектуальных свойств (книжн. ритор.). Человек - Это звучит гордо. М. Горький.3. Употр. в знач. местоимения: всякий (т. е. любой человек), никто (т. е. никакой человек), кто-н. (т. е. какой-н. человек) и т. п. Ему ничего не стоит обидеть человека. 4. При крепостном праве - дворовый слуга или вообще помещичий служитель (в частности - в отличие от крестьян-земледельцев).Данное слово имеет несколько лексических значений.
3.2.Слово «человек» и его синонимы.Увидеть многогранность слова «человек» помогают и синонимы. В «Словаре русских синонимов и сходных по смыслу выражений» Н. Абрамова к слову даны следующие : Челове
·к- лицо, личность, муж, особа, персона, индивид (индивидуум), индивидуальность; мужчина, мужик, парень, взрослый, старик, юноша, юнец, мальчик, молодой человек, смертный. - Мн. ч.: люди, люд, народ, публика. Обед на двенадцать персон (на двенадцать кувертов). Охотники народ неразборчивый. Ни одной души. Людей много, да человека нет. Выходить в люди. Гибла масса невинного люда.-Действующие лица (в театральной пьесе), персонажи, герои. -Прислуга | Человек, подай стаканчелове
·к в лета
·х, в почте
·нных лета
·х, в прекло
·нном во
·зрасте стари
·к
человек-кремень упрямый
человек науки ученый
человеколюби
·вый ла
·сковый
челове
·к ре
·дкой души
· добрый
челове
·к с и
·менем знамени
·тый, сла
·вный
челове
·к стра
·нный чудак
челове
·к с уголо
·вной репута
·цией преступникэксцентри
·чный -чудак
В Викисловаре
Синонимы к слову «человек»
землянин; частичн.: хомо сапиенс;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], в старой России прислуга в ресторане, трактире и т. п. Розанов крикнул человека и велел скорее запрячь лошадей, а сам стал наскоро одеваться;
слуга, половой, официант
Данные этих словарей позволяют сделать выводы, что синонимы отличаются оттенками значения, сферой употребления, связаны с историей общества и историей языка. 3.3.Слово «человек» и его антонимы.В словарях антонимов [6,13] языковые антонимы не найдены, из контекстуальных выделены следующие:
животное,
зверь,
недочеловек.
3.4.Слово «человек» во фразеологических оборотах.
Являясь частью словарного состава языка , фразеологические выражения различаются стилистической окраской, различны по происхождению. Обратившись к фразеологическим словарям русского языка [ 5,7,17,18], убедилась, что при составлении словарей широко использованы русские пословицы и поговорки, фольклор, произведения русских классиков, библейские выражения и др.Так ,например, из произведений русских классиков в русский язык пришли выражения:
Человек в футляре Человек в футляре- Ирон. (Человек), живущий своими узкими интересами; отгородившийся от людей, от жизни; косный и замкнутый. По рассказу А. П. Чехова «Человек в футляре» --Вы человек в футляре, картонная душа, папка для дел! (Б. Лавренёв. Рассказ о простой вещи).
Все мы люди, все человеки о слабостях человеческой природы. М.Горький пьеса «На дне» Все мы люди, все человеки Я откровенно скажу про себя боюсь, но иду. Думаю, что и вы испытываете то же чувство. Степанов Есть фразеологизмы со словом «человек», заимствованные из других языков:
Человека ищу
Этими словами древнегреческий мудрец Диоген отвечал всем любопытствующим, которые проявляли интерес, что же он делает? Оказывается, Диоген средь бела дня, бродил по улицам с фонарем в руке. Он заглядывал во все закоулки и укромные места и что-то безрезультатно искал.Как оказалось, мудрец своим поступком хотел показать всем людям, что многие качества характера и натуры, которые человек должен иметь, очень редки, что отыскать его человека чрезвычайно сложно. Сегодня выражение «человека ищу» является синонимом высоких требований к моральному облику людей.
Некоторые напрямую связаны с определёнными событиями в жизни общества.
Так появился фразеологизм
“Люди доброй воли”
Сейчас так называют людей, выступающих за мир между народами и за дружбу людей всех национальностей.Это выражение появилось в 1950 году, когда Постоянный Комитет Всемирного конгресса сторонников мира на съезде в Стокгольме, столице Швеции, использовал их в опубликованном им воззвании:«Мы призываем всех людей доброй воли со всего мира»В современных СМИ можно встретить и другое близкое по смыслу выражение. Часто говорят о «миссии доброй воли»: это когда представитель одной страны направляется в другую для мирных переговоров или для улучшения отношений между странами.
Примеры фразеологизмов со словом «человек» даны и в других словарях , например во «Фразеологическом словаре русского языка» Федосова И.В., Лапицкого А.Н ( Приложение №2 )[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Глава 4
Слово «человек» в литературе.
Слово «человек» нередко встречается в пословицах и поговорках , метко оттеняющих и стороны жизни ,и нравственные ценности общества, и качества самого человека.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
В сборнике « 20000 русских пословиц и поговорок »существует целая рубрика «Пословицы, поговорки о человеке.» ( Приложение№3)
Приведу несколько примеров из неё :Человек живёт век, а его дела - два.Без ума человеку сума.Не женат не человек.
Птице крылья, человеку разум.
Не хлебом единым сыт человек.В сборнике « Русские пословицы и поговорки» Под. ред. В.Аникина [2,с.78]
пословицы и поговорки со словом «человек» собраны по определённой тематике:
Человеческая сущность определяется отношением человека к труду:
Человек познаётся в труде.
Лошадь познаётся в езде, а человек - в труде.
Лошадь познаётся в езде, а человек - в беде.
Золото испытывают кислотой, а человека - золотом.
Человек родится, а пальцы у него уже к себе гнутся.
Сам себе никто не враг.
Трудно распознать человека:
Человек - не орех: его сразу не раскусишь (не узнаешь).
Человека узнать - пуд соли вместе съесть.
В чужую душу не влезешь.
Чужая душа - потёмки.
Есть в жизни ситуации, когда человек узнаётся быстрее:
Хочешь человека узнать - дай ему власть.
Хочешь человека узнать - дай ему взаймы.
Каждый человек - загадка.
о пороках и недостатках:
В каждом человеке есть волчьей шерсти клок.
Все мы люди, все мы человеки.
Людей много, а человека нет.Нередко это слово звучит на страницах Библии. Приведу несколько примеров.
«Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его» (Лк.6,45).
« исходящее из уст – из сердца исходит – сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека » (Мф.15,18-20).
Слово «человек» используют в своих произведениях русские писатели. « Сборник образных слов и иносказаний» [7,с.3,62]приводит множество примеров употребления данного слова .Вот некоторые из них :
«Человеку свойственно ошибаться» -И.С.Тургенев «Рудин» (с.3)
«Я человек и , как человек, могу ошибаться»-М.Е.Салтыков-Щедрин «Помпадуры»(с.62)
«Как ни глупы слова дурака, а иногда бывают они достаточны, чтобы смутить умного человека»-Н.В.Гоголь( с .5)
Подводя итоги по данной главе, прихожу к выводу, что это слово достаточно часто используется в художественном слове, связано с нравственными идеалами и представлениями русского народа.
Заключение
Целью данной работы стало исследование слова «человек», накопление материала о жизни слова в истории языка и в жизни общества для того , чтобы составить энциклопедию данного слова.
Обобщая изученные материалы ,убедилась: для того, чтобы показать многогранность слова «человек», важно увидеть сходство и различие в толковании лингвистами его значения ,этимологии ; сделать выводы, необходимо обратиться к словарям. По праву можно сказать, что словари – это средство познания мира.
Я использовала в своей работе все типы словарей (толковый, этимологический, синонимов, фразеологизмов), справочную литературу.
На основании анализа, сопоставления, сравнения источников можно сделать следующие выводы :
В толковании, этимологии нет единого мнения лингвистов о лексическом значении, происхождении слова «человек».
Нынешнее звучание слова имеет два корня: «чело», имеющее несколько переводов на современный язык, самыми частыми из которых являются «чело» и «слово»; и «век» – вечность, «вече»-сбор.
Современное звучание слова согласуется с принятой позднее православной антропологией и со многими представлениями современных наук.
Несмотря на различия в толковании значения и происхождения данного слова, оно связано не только с историей языка, но и историей развития общества.
Использование слова «человек» в образных выражениях, пословицах, поговорках ,в художественном слове убеждает: «Слово- дело великое»(Л.Н.Толстой).И познать величие, в том числе слова «человек», нам помогают словари. Думаю, в этом практическая значимость моего небольшого исследования.
Закончить свою работу я хочу словами поэта С.Я Маршака: Усердней с каждым днём смотрю в словарь. В его столбцах мерцают искры чувства. В подвалы слов не раз сойдёт искусства, Держа в руке свой потайной словарь.
Библиография
1.Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. Москва: Русские словари,, 1999.2.Аникин Н.С. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения. - М.: Правда, 1986. -786 с..3.Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. – М.: Правда, 1987– с. 240-2434.Ефремова. Т. Ф. Ефремов. Толковый словарь русского языка. – М. Русские словари, 2000г.5.Жуков В. П., А. В. Жуков .Фразеологический словарь русского языка- М.: Просвещение, 2004.6.Львов, М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка : Пособие для учащихся 5-9 классов. – М.: Просвещение, 2006. – 352с.7.Михельсон М.И. «Сборник образных слов и иносказаний » -М,:СПб,1904(с.3,62)Новое в русской этимологии. I. (Опыт словаря). – М., 2003.8.Молотков А.И. Фразеологический словарь русского языка.- Москва, Русский язык, 1986. 9.Ожегов С.И Словарь русского языка [Текст] / Под ред. чл. корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз. – 1986 . –с. 797 10.Потиха З.А. Школьный словообразовательный словарь русского языка - М., 198511.Преображенский А. Г.. Этимологический словарь русского языка., том второй., П-Я, М., ГОСИЗДАТ, 1959, с.12,84.12.Современный толковый словарь русского языка, Санкт-Петербург,200513.Словарь антонимов русского языка, Москва, АСТ-ПРЕСС 14.Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка.;- Москва, Русский язык, 1972 с.346
15.Ушаков Д. Н Толковый словарь русского языка.- Москва, Русский язык, 1972.16.Фасмер М.С Этимологический словарь русского языка: В 4 т. М., 1994.17.Фёдоров А. И. Фразеологический словарь русского литературного языка. М.: Астрель, АСТ . 200818.Федосов И.В., Лапицкий А.Н Фразеологический словарь русского языка. .[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]-М.: ЮНВЕС, 2003. – 60819.Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. – М.,Просвещение, 1994. Т. 1–2 20.Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. - 7-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2004. с. 398.21.Ирзабеков Ф.Тайна русского слова.- Благовест ,2007г.
ПРИЛОЖЕНИЯМорфемное членение (приложение№_1)
человек [П64,П81,П87,Тих]челове'кчелове'ч-ек челове'ч-ин(а),,I, шутл. Человекчелове'чин-к-а,,Iчелове'ч-ишк-а челове'ч-ищ-е челове'ч-ин(а),,II Человеческое мясочелове'чин-к-а,,IIчелове'ч-иц-а челове'ч-еств(о)челове'честв-енн(ый)челове'чественн-очелове'ч-еск(ий)челове'ческ-ое, сущ. челове'ческ-и не-челове'ческ(ий)нечелове'ческ-ипо-челове'ческ-и сверх-челове'ческий,,1челове'ч-ийчелове'чj-е, сущ. [человечье] по-челове'чj-ему [по-человечьему] по-челове'чj-у [по-человечью] по-челове'чj-и [по-человечьи]челове'ч-н(ый)челове'чн-оне-челове'чно,,1челове'чн-остьне-челове'чность,,1не-челове'чн(ый)нечелове'чн-о,,2 нечелове'чн-ость,,2бес-челове'ч-н(ый)бесчелове'чн-о бесчелове'чн-ость бесчелове'ч-иj-е [бесчеловечие] о-бесчелове'ч-и-ть,,1обесчелове'ч-ива-тьобесчелове'чива-ниj-е [обесчеловечивание]сверх-челове'ксверхчелове'ч-еск(ий),,2сверхчелове'ческ-ое, сущ.во-челове'ч-и-ть-сявочелове'ч-ениj-е [вочеловечение] вочелове'ч-енн-ый, прич.-прил.о-челове'ч-и-тьочелове'чить-сяпо-челове'чj-у [по-человечью] по-челове'чj-и [по-человечьи]челове'ч-н(ый)челове'чн-оне-челове'чно,,1челове'чн-остьне-челове'чность,,1не-челове'чн(ый)нечелове'чн-о,,2
нечелове'чн-ость,,2бес-челове'ч-н(ый)
бесчелове'чн-о бесчелове'чн-ость бесчелове'ч-иj-е [бесчеловечие] о-бесчелове'ч-и-ть,,1обесчелове'ч-ива-ть
обесчелове'чива-ниj-е [обесчеловечивание]
сверх-челове'к
сверхчелове'ч-еск(ий),,2
сверхчелове'ческ-ое, сущ.
во-челове'ч-и-ть-ся
вочелове'ч-ениj-е [вочеловечение] вочелове'ч-енн-ый, прич.-прил.
о-челове'ч-и-ть
очелове'чить-ся
по-челове'чj-у [по-человечью] по-челове'чj-и [по-человечьи]
челове'ч-н(ый)
челове'чн-о
не-челове'чно,,1
челове'чн-ость
не-челове'чность,,1
не-челове'чн(ый)
нечелове'чн-о,,2 нечелове'чн-ость,,2
бес-челове'ч-н(ый)
бесчелове'чн-о
бесчелове'чн-ость бесчелове'ч-иj-е [бесчеловечие] о-бесчелове'ч-и-ть,,1
обесчелове'ч-ива-ть
обесчелове'чива-ниj-е [обесчеловечивание]
сверх-челове'к
сверхчелове'ч-еск(ий),,2
сверхчелове'ческ-ое, сущ.
во-челове'ч-и-ть-ся
вочелове'ч-ениj-е [вочеловечение] вочелове'ч-енн-ый, прич.-прил.
о-челове'ч-и-ть
очелове'чить-ся
очелове'чить-ся
очелове'ч-ива-ться,,1
очелове'ч-ива-ть
очелове'чивать-ся,,2 очелове'чива-ниj-е [очеловечивание]
очелове'ч-ениj-е [очеловечение]
обес-челове'ч-и-ть,,2 челове'к-амфи'бия См. амфибия человек-о-ве'дение человек-о-ви'д-н-ый См. вид,,I челове'к-о-де'нь См. день челове'к-о-до'за См. доза челове'к-о-едини'ца См. единый человек-о-зна'ние См. знать,,I человек-о-люб-и'в(ый) См. любить
человеколюби'в-о
человеколюби'в-ость человеколю'б-иj-е [человеколюбие] человеколю'б-ец,,1
человек-о-лю'б-ец,,2 См. любить человек-о-ненави'де-ниj-е [человеконенавидение] См. ненавидеть челове'к-о-ненави'стник См. ненавидеть
человеконенави'стнич-еств-о человеконенави'стнич-еск-ий
человек-о-ненави'стничество,,2 См. ненавидеть
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Приложение№2Фразеологический словарь русского языка. Федосов И.В., Лапицкий А.Н.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
М.: ЮНВЕС, 2003. - 608 с.
Словарь содержит около 10 тысяч фразеологизмов русского языка, употребляющихся в России с XIX века по наши дни.
При составлении словаря широко использованы русские пословицы и поговорки, разнообразный фольклор, произведения русских классиков, библейские выражения и др.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]ЧЕЛОВЕК
ЧЕЛОВЕК.
· Как один человек все сразу, единодушно. Я видел наказание грешника Везут! везут!.. пронесся ропот по толпе. Да, эта толпа ахнула и замерла, как один человек. Мамин-Сибиряк.
· Великий, большой (или маленький, ничтожный) и т.д. человек. Чудесный жребий совершился; /Угас великий человек. Пушкин.
· Свой, близкий (или чужой, далёкий) и т.д.человек. Плотникова почувствовала в учительнице близкого человека и доверчиво стала поверять ей свои печали. Изюмский.
· Человек с умом, с сердцем, с совестью и т.д. Что за превосходный это человек! Это с сердцем человек! Достоевский.
· Человек дела, слова, жизни и т.д. Базаров человек жизни, человек дела, но возьмется он за дело только тогда, когда увидит возможность действовать не машинально. Писарев.
· Человек науки, искусства и т.д. [Ботаник] запер дверь своей будочки, чтобы ему не мешали люди, не понимающие даже того, что уж если что-нибудь сказал человек науки, так нужно молчать и слушаться.Гаршин.
· Человек большого (великого) ума, чести, осторожности и т.д. Он был человек большого ума, чрезвычайной начитанности. Писемский.
· Человек старого, прежнего и т.д. закала. Мой брат человек прежнего закала, вспыльчивый и упрямый. Тургенев.
· В обращении (с эпитетами: милый, добрый, молодой и т.д.). Порасскажи-ка нам, добрый человек, сказал один из гостей: что там еще диковинного есть? Загоскин.
· Божий, христов человек (устар.) то же, что блаженный; обычно о страннике, нищем или юродивом. Пришлите мне ради бога стих об Алексее божием человеке. Пушкин. Мужики делали ему всякого рода обиды и оскорбления, приговаривая: Юродивого обижать не надо, юродивый божий человек. Герцен.
· Быть, стать человеком, сделать кого-нибудь человеком; из кого-нибудь вышел человек и т.п. о достойном члене общества; о том, кто достиг в нем известного положения, уважения, влияния и т.п. Ты скажешь: “Перестань, болтун! Будь человек, а не драгун”. Пушкин. Кто может делать такие признания, тот человек. Белинский. [Бондырева:] А может, и за дело возьмется, может, и человеком будет. Еще молод, жаль его. А.Островский. Вот подите же, человек вышел, проговорил отец, кивнув головой на удалявшегося сына, а я, признаться, совсем не ожидал. Гл.Успенский. Вот, Матвей, на твое счастье явился случай хватай его, коли хочешь человеком быть! М.Горький. Его воспитала школа. Общество сделало его человеком. Каверин.
(Приложение №3)
Пословицы, поговорки о человеке.
Не по человеку спесь.Без ума человеку сума.Не женат не человек.Грех сладок, человек падок.Людей много, а человека нет.Птице крылья, человеку разум.Не хлебом единым сыт человек.Цвет в поле человек в воле.Не с богатством жить, с человеком.И худой человек проживёт свой век.Труд человека кормит, а лень портит.Человек хлебом живёт, а не промыслом.Безобычному человеку с людьми не жить.Умный бы ты был человек кабы не дурак.Богатство человека от смерти не избавит.Не место красит человека, а человек место.Птицу кормом, а человека словом обманывают.Рыба ищет где глубже, а человек где лучше.Не пуля, а человек человека из ружья убивает.Человек не без квартирки, а мёртвый не без могилки.Берегись козла спереди, лошади сзади, а лихого человека со всех сторон.
Человеческая сущность определяется, прежде всего, отношением человека к труду:
Человек живёт век, а его дела - два.
Человек познаётся в труде.
Лошадь познаётся в езде, а человек - в труде.
Говорят также:
Лошадь познаётся в езде, а человек - в беде.
Золото испытывают кислотой, а человека - золотом.
Человек родится, а пальцы у него уже к себе гнутся.
Сам себе никто не враг.
Трудно распознать человека:
Человек - не орех: его сразу не раскусишь (не узнаешь).
Человека узнать - пуд соли вместе съесть.
В чужую душу не влезешь.
Чужая душа - потёмки.
Есть в жизни ситуации, когда человек узнаётся быстрее:
Хочешь человека узнать - дай ему власть.
Хочешь человека узнать - дай ему взаймы.
В целом -
Каждый человек - загадка.
Всем свойственны пороки и недостатки:
В каждом человеке есть волчьей шерсти клок.
Все мы люди, все мы человеки.
Людей много, а человека нет.
Трудно подстроиться к человеку:
На живого человека не угодишь.
Когда человек поступает плохо, ему говорят:
Ты человек или нет?
Будь человеком!
13PAGE 15
13PAGE 142815