МОУ Юговская средняя общеобразовательная школа. Аналитическая справка по работе учителя-дефектолога за 2013-2014 учебный год

МОУ Юговская средняя общеобразовательная школа
Аналитическая справка по работе учителя-дефектолога
за 2013-2014 учебный год

В начале 2013 – 2014 учебного года было проведено обследование 115 учащихся общеобразовательной школы и продиагностированы учащиеся коррекционных классов – 22 чел., испытывающих трудности в обучении с целью подбора адекватных приёмов и методов обучения.
В 2013 - 2014 учебном году работу со слабоуспевающими учащимися в МОУ средняя общеобразовательная школа ведёт:
- учитель-дефектолог высшей категории
Выявлено слабоуспевающих учащихся с разными нарушениями: 1 кл. – 23 чел., 2 кл. – 9 чел., 3 кл – 11 чел., 4 кл. – 15 чел., 5 кл. – 15 чел., 7 кл. – 3 чел., С(к)К – 22 чел.
По результатам обследования и диагностики на занятия к учителю-дефектологу было зачислено 31 учащихся: 2 кл. – 2 чел., 3 кл. – 11 чел., 4 кл. – 1 чел., 5 кл. – 5 чел., 7 кл. – 1 чел., С(к)К – 11 чел.
Во втором полугодии для коррекции чтения и письма на коррекционные занятия к учителю-дефектологу отправлены 13 учащихся 4 класса для подготовки к ЕМТ.

На ПМПК отправлены:

ФИО учащегося
Класс
Цель отправки на ПМПК
Решение ПМПК

В.
1 класс
для определения образовательного маршрута
определена программа «Особый ребёнок»

Р.
3 класс
для изменения образовательного маршрута
выведен на индивидуальное обучение

Г.
8 С(К)К
для изменения образовательного маршрута
маршрут не был изменён

Н.
8 класс
для подтверждения программы VII вида
подтверждена программа VII вида


11 учащихся 5 класса обследованы школьным консилиумом и отправлены к психиатру на обследование для выбора дальнейшего образовательного маршрута.
Цели коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога:
Оказание своевременной дефектологической помощи детям с особенностями психофизического развития, профилактика и преодоление вторичных отклонений, коррекция нарушений развития в процессе коррекционно-развивающих занятий; консультирование родителей и педагогов.
Основные направления деятельности  учителя-дефектолога:
-  диагностическое направление: выявление уровня актуального развития и зоны ближайшего развития ребенка с ОВЗ с целью определения перспектив обучения и воспитания, динамическое наблюдение за развитием воспитанников;  распределение воспитанников на группы по ведущему дефекту; определение оптимальных условий индивидуального развития в процессе комплексного воздействия на каждого ребёнка;
- коррекционное направление: преодоление и компенсация отклонений в развитии, преодоление разрыва между обучением и развитием в процессе реализации комплексных программ в условиях взаимодействия участников коррекционно - образовательного процесса;
- аналитическое направление: сравнение и обработка результатов успешности усвоения  программ коррекционных занятий с учётом анализа результатов;
- консультативно - просветительское и профилактическое направление: оказание помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения ребёнка; разработка рекомендаций родителям и педагогам в соответствии с индивидуально-типологическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, подготовка и включение родителей в коррекционно - образовательный процесс;
- организационно - методическое направление: участие в подготовке представлений на ПМПК, в педагогических советах, научных конференциях, в работе методического объединения учителей-дефектологов; проведение открытых уроков, мастер-классов, семинаров, оформление документации учителя-дефектолога;
- преемственность в работе специалистов детский сад – школа.
В своей  коррекционно - педагогической деятельности, как учитель-дефектолог  руководствуюсь следующими принципами:
- развивающего обучения, направленного на развитие личности ребёнка, его потенциальных физических и умственных возможностей в специально созданных педагогических условиях;
- воспитывающего обучения, способствующего развитию в ребёнке с ОВЗ необходимых моральных и волевых качеств, с целью формирования его характера;
-  систематичности  и системности в обучении, предполагающем  концентрический принцип  изучения материала;
- доступности, позволяющий раскрыть содержание материала на доступном для ребенка с ОВЗ уровне;
- дифференцированного подхода, позволяющий осуществлять обучение детей по подгруппам в зависимости от их потенциальных возможностей;
- деятельностного подхода, определяющий  подходы к содержанию и построению обучения с учётом ведущей для каждого возрастного периода деятельности;
- индивидуализации обучения, позволяющий осуществлять индивидуальный подход в обучении каждого ребёнка в  зависимости от его психофизических характеристик.
В процессе реализации коррекционно – развивающих программ, в своей практической деятельности  использую разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, современные здоровьесберегающие образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы,  применение которых способствует  укреплению здоровья, максимальной коррекции интеллектуальной недостаточности и оказывает положительное влияние на различные стороны психического  и соматического развития дошкольников. Используя разнообразные формы проведения занятий (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные, целевые экскурсии и прогулки),  опираюсь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук,  возрастной психологии и детской гигиены,  и обеспечиваю охрану жизни и здоровья  воспитанников в период образовательного процесса.
Результативность моей работы, как учителя-дефектолога, определяется успешностью усвоения, сроками прохождения программного материала и положительной динамикой в развитии личности ребёнка в целом.

Таблица эффективности образовательного процесса
за 2013 – 2014 учебный год
Уровень развития детей
Начало учебного года
Середина учебного года
Конец учебного
года

высокий балл
0%
0%
0%

выше среднего
23%
46%
58%

средний
43%
31%
25%

ниже среднего
23%
16%
15%

низкий
11%
7%
2%


Работа с родителями.
Одним из важнейших направлений в коррекционно – педагогической деятельности учителя – дефектолога является работа с родителями,  как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего интеллектуальную недостаточность. Для того чтобы работа с родителями осуществлялось конструктивно,  необходимо привлекать их к активному участию в педагогическом процессе.  Поэтому, моя задача, как учителя - дефектолога – ориентировать родителей на социальное благополучие своих детей, которое предусматривает раскрытие и развитие возможностей ребенка, обеспечение помощи ребенку в социальной адаптации, формирование социальных и учебных компетенций.
Система работы с родителями включает в себя:
- информационно – аналитическую часть: сбор сведений (анкетирование, опросы)  о родителях, уровне  образования,  наличие или отсутствие  специальных знаний, отношение в семье к детям с ОВЗ, потребность родителей в психолого – педагогической информации  и помощи;
- познавательную часть: совместная работа с родителями (домашние задания, открытые занятия, родительские собрания, консультации, посещение родителями индивидуальных занятий);
-наглядно – информационную часть: ознакомление родителей с особенностями коррекционно - образовательного процесса (буклеты, стенд, индивидуальные консультации).
В рамках работы с родителями проведены консультации по темам:
2013 - 2014 учебный год:
 «Адаптация ребенка к условиям МОУ».
«Почему детям вредно много смотреть телевизор?».
«Гиперактивный ребенок».
«Почему ребёнок говорит неправильно?».
«Развитие зрительно – моторной координации у детей. Дидактические игры в домашних условиях».
«Психогигиена семейного воспитания».
«Как заниматься с ребенком с ОВЗ дома».
«Агрессивный ребенок».
«Психогигиена семейного воспитания».
«Дети с синдромом Дауна. Возможности социальной адаптации».
«Развитие навыков звукового анализа и синтеза».


Используемые диагностические методики:
Обследование уровня речевого развития

О.Е.Грибова. Т.П.Бессонова
Дидактический материал по обследованию речи детей

В.А.Ковшиков
Методика диагностики и коррекции нарушений употребления падежных окончаний существительных

Фотекова Т.А.
Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников

С.Д.Забрамная
Наглядный материал для психолого – педагогического обследования детей


Обследование письма учащихся с ОВЗ 1-4 классов

М.Ю.Максименко, М.С.Ковязина
Пособие для практических занятий по нейропсихологической диагностике


Тестовая методика на выявление дисграфии

Кожушко Н.Ю.
Диагностика и коррекция снижения обучаеости у детей


Используемые коррекционно-развивающие методики (автор, название)

Коррекция нарушений чтения и письма у детей

Методики Н.А. Зайцева
метод наглядного моделирования
Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1 – 4 классах вспомогательной школы
интеллектуально-развивающие словесные игры
Гриханов В.П. Обучение учащихся с интеллектуальной недостаточностью решению арифметических задач
Гусева Г.М., Моргачева Е.Н. Уроки чтения в 3 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Пособие для учителя
Методика И.Н. Садовниковой
С.В. Коноваленко Развитие познавательной деятельности Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой
Методика Садовниковой
ИКТ - технологии
Методики Е.В. Мазановой
Методика Ястребовой и Бессоновой
здоровьесберегающие технологии
Зарин А.П., Баряева Л.Б. Методика формирования количественных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью
Маллер А.Р. Помощь детям с недостатками развития
Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание


Основные проблемы в работе учителя - дефектолога:
- непонимание проблем ребёнка родителями, нежелание идти на контакт со специалистом;
- завышенная самооценка умственного развития учащимися и родителями, безразличное отношение к учёбе ребёнка;
- отсутствие кабинета дефектолога для индивидуальной работы;
- недостаточно налаженная взаимосвязь в системе детский сад - начальная школа;
- отсутствие системы взаимодействия между учителями начальной школы и узкими специалистами;
- отсутствие чётких диагностических методик по работе специалиста и учителя.
Заголовок 1Єђ Заголовок 515