Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе.
«Словарная работа на уроках русского языка
в начальных классах»
Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию речи учащихся. Направленная на расширение активного словаря детей и на формирование у них умения использовать в своей речевой практике доступные их возрасту и развитию лексические ресурсы родного языка, работа над словом на начальной ступени школьного обучения должна быть той первоосновой, на которой строятся занятия по русскому языку. Овладение словарным составом литературного языка является для учащихся необходимым условием освоения ими языка, его грамматики и правописания. Вот почему работа над словом при обучении русскому языку «заслуживает не меньшего к себе внимания, чем чисто грамматическая; она нужна и для усвоения навыков, и для умственного развития, и для понимания многих грамматических явлений». Не секрет, что запоминание словарных слов представляет значительную трудность. Научить ребенка писать эти слова без ошибок – одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем.
В начальном курсе грамматики, правописания и развитии речи большое значение придается словарно-орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми написаниями, данными в специальных списках для каждого класса. Первоначальные сведения о них дети получают уже в первом классе. Первоклассники знакомятся с правописанием таких слов, как воробей, ворона, сорока…
Навыки написания словарных слов, с одной стороны, во многом зависят от словарных возможностей детей, их активного запаса, с другой, изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений должно способствовать активизации словаря младших школьников.
В поисках приемлемых методов и средств реализации данной проблемы была проведена большая работа по изучению методической литературы, обмену опытом с коллегами, созданию и апробации своей методики.
За основу была взята методика П.С.Тоцкого (см.книга «Орфография без правил»), в частности прием – орфографическое чтение.
Орфографическое чтение можно использовать на любом уроке. Такое чтение использую при подготовке и проведении зрительных диктантов, при выполнении самых разнообразных заданий, устных диктантов. Для достижения максимального эффекта необходимо использовать «орфографическое» чтение на всех уроках. Языковым материалом могут стать пословицы, поговорки, загадки, кроссворды, стихотворения, отрывки художественных произведений. К числу словарно-орфографических упражнений можно отнести различные виды диктантов: комментированный диктант, объяснительный, выборочный диктанты, диктант по памяти и др. Работа над трудными словами может быть продолжена на внеклассных занятиях по русскому языку. Такие занятия непродолжительны, и формы их многообразны.
Мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер, т.е. оно опирается на конкретные представления и образы. В связи с этим у большинства из них преобладает и образный тип памяти. Поэтому на уроках применяю метод, когда для запоминания слова предлагается выполнить рисунок на буквах, которые вызывают трудность при написании. Дети с удовольствием занимаются этим увлекательным делом, а результаты, в итоге, соответствуют ожиданиям. На букве О очень легко нарисовать помидор, а буква И - это ножи, которым можно его резать. Рисунки надо делать только на тех буквах, которые вызывают затруднения при написании.
Используемые приемы способствуют развитию у младших школьников орфографической зоркости. Результатом применения данной методики является грамотное письмо.
Материал для работы со словарными словами.
«Вставь словечко»
Должен он пораньше встать.
Чтоб за партой не зевать.
В ранце ль книжки и тетрадки.
А вопрос такой возник:
Кто он? Это - .... (ученик)
Диктант с загадками
Без рук, без ног-
Под окном стучится,
В дом просится. (Ветер)
Пословица
В субботу на работу, в воскресенье на веселье.
Литературный материал
И у Толи, и у Веры
Обе мамы – инженеры.
( С. Михалков)
Рекомендуемые сборники при работе со словарными словами: Русский язык. 1-4 классы. Работа со словарными словами. Занимательные материалы. Автор Т.М. Анохина. Словарные диктанты 1-2 классы С. Ю. Кремнева и многие др.