Пути и средства формирования наглядно-действенного мышления у младших школьников с умственной отсталостью.

Пути и средства формирования наглядно-действенного мышления
младших школьников с умственной отсталостью.
При выборе путей и средств формирования мышления младших
школьников с умственной отсталостью следует исходить из того, что
мышление ребенка формируется в процессе различных видов деятельности
(предметной, игровой), общения, в единстве с процессом овладения речью.
В основу формирования наглядно-действенного мышления этих
учащихся должно быть положено развитие самостоятельной
ориентировочно-исследовательской деятельности при решении проблемно-
практических задач, а также формирование основных функций речи. В свою
очередь, это позволяет укрепить слабую взаимосвязь между основными
компонентами познания: действием, словом и образом.
В процессе действия с предметами у учеников с данной патологией
появляется мотив для собственных высказываний: рассуждений,
умозаключений. На этой основе формируются образы-представления,
которые становятся более гибкими, динамичными. При совершении действий
с предметами и изменении реальной ситуации у учащихся начальных классов
коррекционной школы VIII вида создается фундаментальная основа для
становления образов-представлений. Таким образом, наглядно-практическая
ситуация является своеобразным этапом установления у этих детей прочной
связи между действием и словом. На основании этой связи могут строиться
полноценные образы-представления.
В качестве одного из путей формирования наглядно-действенного
мышления умственно отсталых младших школьников, с учетом выявленных
в ходе экспериментального исследования его особенностей развития, может
быть предложена следующая система игр-упражнений, направленная на
развитие ориентировочно-исследовательской деятельности обследованных
испытуемых экспериментальной группы. Эта система игр-упражнений
состоит из 4 разделов. Ее цель – развитие наглядно-действенного мышления
умственно отсталых младших школьников. Задачи: развитие восприятия,
обучение учеников выполнять сортировку по различным признакам (цвет,
форма, величина), развитие навыков конструирования, развитие мелкой
моторики. При подборе игр были использованы модифицированные игры-
упражнения из работ Л.Ф. Тихомировой и Э.Г. Пилюгиной . Время
выполнения одного упражнения – 7-10 минут.
Система игр-упражнений представлена с учетом следующих
принципов: игровая мотивация действий; доступность заданий; постепенное
усложнение практических задач; повторяемость, возможность
самостоятельного поиска решения задачи каждым ребенком; наблюдение
умственно отсталых младших школьников за действиями одноклассников в
целях подкрепления собственного опыта опытом наблюдения, что дает
материал для обобщения; включение речи в процесс решения проблемно-
практических задач.
В первом разделе рекомендуются подготовительные игры-упражнения,
в процессе которых у младших школьников с умственной отсталостью
формируются обобщенные представления о вспомогательных средствах и
орудиях фиксированного назначения, которые человек использует в
каждодневной жизни. Приведем примеры игр-упражнений этого раздела:
1. Сортировка по форме.
Цель: научить умственно отсталых младших школьников выполнять
простейшую сортировку по одному признаку, правильно называть разные
формы.
Материал: Ведерко с крышкой и 2 больших блюдца, разные по форме и
одинаковые по цвету и размеру предметы (кубик, мячик). На предметах
нарисованы рожицы разных животных (на кубиках – котята, на мячиках –
зайчата).
Процедура. Педагог показывает ученику ведерко, закрытое крышкой, и
поясняет, что в нем что-то есть. Снимая крышку, педагог демонстрирует
учащемуся несколько непохожих предметов, находящихся в ведерке и
называет их, убирая в ведро. Затем педагог предлагает ребенку самому
достать какую-нибудь игрушку. Ученик вынимает мяч или кубик, и педагог
просит учащегося назвать этот предмет. Если ребенок затрудняется с
ответом, взрослый называет предмет сам и просит ученика несколько раз
повторить. Затем предмет кладут в одно блюдце, объясняя, что теперь здесь
живут кубики. Так продолжается с каждым предметом. Если ребенок
вытаскивает одинаковые по форме игрушки, педагог просит его положить их
в соответствующее блюдце («к его друзьям»). По мере выполнения действия
педагог хвалит ученика. Затем игра повторяет с тремя формами: кубик,
мячик и ромбик.
2. Сортировка по цвету.
Цель: научить младших школьников с умственной отсталостью выполнять
простейшую сортировку по одному признаку, правильно называть цвета.
Материал: Ведерко с крышкой и два больших блюдца, разные по цветы
(красные, синие, желтые) и одинаковые по форме и размеру предметы, на
которых нарисованы рожицы разных животных (на кубиках – котята, на
мячиках – зайчата).
Процедура проведения игры аналогична предыдущей.
3. Конструирование: простой образец.
Цель: развитие навыков конструирования по простейшему образцу, развитие
мелкой моторики рук.
Материал: Бруски разных форм, образцы.43
Процедура. Учащемуся предъявляется один образец и предлагается составить
игрушки по нему.
Во второй раздел включены игры-упражнения, в процессе которых
умственно отсталые младших школьников знакомят с проблемными
практическими ситуациями, учат анализировать эти ситуации и использовать
предметы-заместители. Приведем примеры игр-упражнений этого раздела:
1. Сортировка по форме и цвету.
Цель: научить младших школьников с умственной отсталостью выполнять
сортировку по двум признакам, правильно называть разные формы и цвета.
Материал: Ведерко с крышкой и два больших блюдца, разные по форме и
цвету и одинаковые по размеры предметы (красный, синий, желтый кубик,
мячик и прямоугольник). На предметах нарисованы рожицы разных
животных.
Процедура. Педагог показывает ученику ведерко, закрытое крышкой, и
поясняет, что в нем что-то есть. Снимая крышку, педагог демонстрирует
учащемуся несколько непохожих предметов, находящихся в ведерке и
называет их, убирая в ведро. Затем педагог предлагает ребенку самому
достать какую-нибудь игрушку. Ученик вынимает мяч, кубик или
прямоугольник, педагог просит учащегося назвать этот предмет. Если
ребенок затрудняется с ответом, взрослый называет предмет сам и просит
ученика несколько раз повторить. Затем предмет кладут в одно блюдце,
объясняя, что теперь здесь живут кубики. Так продолжается с каждым
предметом. Если ребенок вытаскивает одинаковые по форме игрушки,
педагог просит его положить их в соответствующее блюдце. По мере
выполнения действия педагог хвалит ученика. После того, как ребенок
разложил предметы по форме, педагог обращает его внимание на то, что они
похожи и по-другому, игра повторяется.
2. Сортировка по цвету и размеру.
Цель: научить младших школьников с умственной отсталостью выполнять
сортировку по двум признакам, правильно называть размеры и цвета.44
Материал: Ведерки разных цветов и два больших блюдца, разные по размеру
(большие и маленькие) и цвету (красный, синий, желтый) и одинаковые по
форме предметы, на которых нарисованы рожицы разных животных.
Процедура проведения игры аналогична предыдущей. Возможны разные
комбинации предметов: сложить красные предметы в красное ведерко,
остальные также, ориентируясь на цвет; сложить большие предметы в
большие ведерки, маленькие – в маленькие.
3. Вкладывание предметов разной величины и цвета в разные отверстия.
Цель: развитие навыков конструирования, умения учитывать форму и цвет
при манипулировании с предметами, развитие мелкой моторики рук.
Материал: 2 коробочки разного цвета с углублениями по форме игрушек,
игрушки разных форм – елочки и грибочки зеленого и красного цвета.
Процедура. Педагог показывает ученику коробочку и поясняет, что елочки
бывают зеленого цвета, размещает в коробочке зеленую елочку. Затем
педагог показывает учащемуся красные элементы и поясняет, что такого
цвета бывают грибочки. Вслед за елочкой педагог размещает в коробочке и
грибочек – элемент красной мозаики. Затем снова берет элемент зеленого
цвета (елочку) и размещает его. Далее инициатива передается ребенку,
педагог просто помогает, не забывая называть цвет предметов и предлагая
ученику повторить.
Третий раздел составляют игры-упражнения, в ходе которых у
младших умственно отсталых школьников формируются способы
ориентировки в условиях проблемной практической задачи, а также метод
проб как основной способ решения наглядно-действенных задач. Приведем
примеры игр-упражнений этого раздела:
1. Сортировка по величине и форме.
Цель: научить младших школьников с умственной отсталостью выполнять
сортировку по двум признакам, правильно называть формы и величины,
развитие мелкой моторики рук.
Материал: 8-10 решеток с вкладышами (большие и малые круги, квадраты и
треугольники).
Процедура. Решетка прислоняется к стене. Педагог показывает ученику
решетку и объясняет, что сегодня «дом» (решетка) большой, новый и есть
много игрушек (вкладышей). Далее он поясняет, что все окна в доме можно
закрыть, но сначала надо посмотреть внимательно: окна есть большие и
маленькие. Педагог жестом обводит разные отверстия, затем объясняет, что
окна разные не только по величине, но и по форме. Показывая на круглые
отверстия, педагог поясняет: «Вот такие, круглые». Продемонстрировав
квадратные гнезда, он подчеркивает: «Эти окошки вот такие, они другой
формы». Затем ребенку предлагается взять по любому большом предмету,
отыскать соответствующие окошки и закрыть их, затем маленькими
вкладышами этой же формы предлагает закрыть соответствующие отверстия
и т.д.
2. Сортировка по величине и цвету.
Цель: научить младших школьников с умственной отсталостью выполнять
сортировку по двум признакам, правильно называть разные формы и
величины, развитие мелкой моторики рук.
Материал: Матрешки двух цветов (синий, желтый) с тремя вкладышами трех
размеров (большая, средняя, маленькая).
Процедура: Педагог показывает ученику матрешку, встряхивает – внутри
что-то гремит. Открывает крышку и показывает вторую матрешку, среднюю,
затем – маленькую. Закрыв большую матрешку, педагог ставит игрушки
рядом. Фиксирует внимание на их величине, согласуя слова с жестом: одна
матрешка маленькая, прячется в ладони, а другая большая, ее в ладонь не
спрячешь. Затем предлагает учащемуся показать маленькую матрешку. Далее
педагог открывает среднюю матрешку, прячет в ней маленькую и предлагает
ребенку закрыть ее второй половинкой. То же делается с большой и средней
матрешками. Затем ученику предлагается самостоятельно разобрать и46
собрать матрешку. После сортировки по величине проводится сортировка по
цвету.
3. Конструирование: средняя сложность.
Цель: развитие навыков конструирования, развитие мелкой моторики рук.
Материал: Бруски разных форм, образец.
Процедура: Учащемуся предъявляется один образец и предлагается
составить по нему игрушку.
Четвертый раздел содержит игры-упражнения на определение
причины, нарушившей привычный ход действия или явления. Приведем
примеры игр-упражнений этого раздела:
1. Сортировка по величине и форме.
Цель: научить младшего школьника с умственной отсталостью выполнять
сортировку по двум признакам, правильно называть разные величины и
формы, развитие координации движений.
Материал: 3 пирамидки на конической основе, каждая из четырех брусков
разных по форме (круглые, квадратные, треугольные) и равномерно
убывающих по размеру.
Процедура. Педагог показывает одну пирамидку конической формы,
состоящую из четырех колец. Фиксирует внимание на том, что кольца разные
(сопровождает показ словесным уточнением). Снимая кольца, складывает их
в один ряд справа от основания пирамидки. После показа педагог предлагает
следующее кольцо снять ученику и положить рядом с уже размещенными на
столе предметами. Далее кольцо снимает педагог, затем – учащийся.
Обратный процесс нанизывания на стержень колец, убывающих по величине,
начинается с большого кольца. Важна не только величина, но и
пространственное расположение кольца, поскольку при конической основе
его нижняя часть шире верхней, и если ребенок неправильно собирает
пирамидку, то между соседними кольцами образуется пустое пространство.
После того, как ученик научится правильно собирать пирамидку, обращается47
его внимание на форму брусков и теперь пирамидки составляются по
признаку формы.
2. Сортировка по величине и по цвету.
Цель: научить младшего школьника с умственной отсталостью выполнять
сортировку по двум признакам, правильно называть разные величины и
цвета, развитие мелкой моторики рук.
Материал: На листе бумаги нарисовано 8 фигур (2 очень большие, 2
поменьше, 2 еще меньше и 2 совсем маленькие), половина из них с одной
стороны закрашена зеленым или красным цветом, половина только обведена
по контуру (соответствующего цвета, линия жирная).
Процедура. Педагог берет фигуру красного цвета и, называя цвет,
накладывает ее на соответствующую фигуру, обведенную по контуру тем же
цветом, обращая внимание на то, что теперь фигуры «нет», она слилась с
фоном. Далее ученику предлагается самостоятельно продолжить
упражнение.
3. Конструирование: сложный образец.
Цель: развитие навыков конструирования, развитие мелкой моторики рук.
Материал: Бруски разных форм и цвета, образцы.
Процедура. Ученику предъявляется один образец и предлагается составить
игрушки по нему.
На каждом из этих этапов видоизменяется роль педагога. На начальном
этапе, когда у младших школьников с умственной отсталостью формируются
целенаправленные действия, педагог широко использует совместные
действия с учащимся, умение подражать. При этом все действия взрослый
обобщает в своих речевых высказываниях. Затем активизируются
самостоятельные поисковые способы ориентировки и практические действия
ученика в проблемно-практической ситуации, которые он фиксирует в
активной речи. В дальнейшем у него формируется умение планировать свои
практические действия при решении проблемно-практических задач.