Конспект педагогического совета на тему «Контроль над качеством знаний – одно из важных средств повышения эффективности образовательного процесса»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа села Никольского

заместитель по учебно-воспитательной работе
Маркова Ольга Ивановна




Тематический педсовет

«Контроль над качеством знаний – одно из важных средств повышения эффективности образовательного процесса»

Тематический педсовет
«Контроль над качеством знаний – одно из важных средств повышения эффективности образовательного процесса»
Цель: привести в систему знания педагогов о контроле над качеством знаний, рассмотреть школьную оценку и ее виды.
План педагогического совета:
Вступление. Работа с понятийным аппаратом по теме.
Актуализация знаний педагогов об основных функциях контроля знаний, о его видах, методах и формах.
Школьная оценка и ее виды.
Работа в парах «Портрет зайца».
Практическая работа (групповая) «Виды оценки результатов обучающихся»
Представление опыта работы.
Подведение итогов.
Решение педагогического совета.

Вступление. Работа с понятийным аппаратом по теме.
Слайд 1
Уважаемые педагоги! Тема нашего педагогического совета «Контроль над качеством знаний – одно из важных средств повышения эффективности образовательного процесса».
Слайд 2
Прошу вас продолжить фразу: «Систематическая информация о состоянии знаний учащихся позволяет учителю..»
(Предполагаемые ответы: оперативно использовать рациональные способы и средства обучения, точно управлять учебным процессом, прогнозировать результаты усвоения знаний, форсированности умений и навыков, выявлять нравственно-ценностные ориентации личности учащегося.)
Слайди3
Определение контроля по М.Д. Касьяненко:
(в узком понимании) изучение состояния процесса в данный момент и его сопоставление с планируемым или нормативным (обратная связь, педагогический срез и др.);
(в широком значении) комплексный контроль, включающий не только оценку состояния процесса в соответствии с нормативными его характеристиками, но и разработку рекомендаций на будущее, коррекцию процесса, помощь учителю и учащимся.
Слайд 4
Неотъемлемым компонентом образовательного процесса является диагностика, с помощью которой определяется достижение поставленных целей.
Составляющие диагностики процесса и результатов обучения:
Контроль – операция сопоставления, сличение запланированного результата с эталонными требованиями и стандартами.
Проверка (структурный компонент контроля )– процесс установления успехов и трудностей в овладении знаниями и развитии, степени достижений целей обучения (не всегда сопровождается оценкой).
Учет – представление о динамике и полноте процесса овладения знаниями (количественный подсчет, фиксация, накопление и хранение информации о результатах проверки знаний учащихся по усвоению соответствующего материала).
Оценка – суждение о качестве выполненной работы, об успехах.
Отметка – качественное и количественное выражение по заданной шкале успешности обучающихся

Попробуем дать определение контролю знаний. Контроль знаний – это.(ответы учителей).
Слайд 5
Предполагаемый ответ: контроль знаний - это единство всех компонентов, процесс выявления и измерения усвоения знаний учащихся, их качества, процесс исправления ошибок в области содержания, речи, логики ответов, ведущий к коррекции результатов обучения.

Актуализация знаний педагогов об основных функциях контроля знаний, о его видах, методах и формах.
Слайд 6
Основные функции контроля знаний.
Система контроля знаний, включающая проверку и оценку результатов, выполняет следующие основные функции:
1.Образовательная (задача не столько выявить уровень обученности, сколько способствовать научению, исправить ошибки, проинструктировать, помочь в дальнейшем продвижении).
2.Стимулирующая (контроль должен вдохновлять ученика, вселять уверенность в достижении более высокого уровня).
3.Аналитико-корректирующая (педагогическая рефлексия учителя, коррекция и самокоррекция учеником собственной учебно-познавательной деятельности).
4.Воспитывающая и развивающая (формирование адекватной самооценки, ответственности, целеустремлённости и других социальных ценностей).
5.Контрольная (формирование достижений, их соответствие нормам и стандартам).

На экране показаны функции.
Как вы понимаете, в чем заключается каждая из функций? (ответы учителей)
Как вы думаете в современных условиях какая функция доминирует над всеми перечисленными. (образовательная). Значительную роль играют и технологические функции контроля как процесса: управляющая, повторительная, закрепляющая, обобщающая.

Виды, методы, формы контроля (раздаточный материал для учителей).
Слайд 7

В методике обучения утвердились четыре вида контроля: предварительный, текущий, тематический и итоговый. (Приложение 1)
Слайд 8
До настоящего времени не сложилось единого мнения о методах, методических приемах, формах контроля знаний учащихся, поэтому, например, фронтальная беседа в разных классификациях может определяться как форма, метод или как вид контроля. Такое положение дел вызывает сложности в практике обучения. Методы контроля - это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической работы учителя. Разработанные классификации методов контроля знаний учащихся содержат двойственные функции: с одной стороны, самостоятельную функцию в контроле, с другой - учебно-познавательную функцию в обучении учащихся. (Приложение )1
Слайд 9
Номенклатура форм контроля знаний учащихся также широка. В таблице представлены формы контроля, которые могут быть равноценно использованы по выбору учителя. (Приложение 1)
Характеристика основных форм контроля знаний учащихся в раздаточном материале (устная проверка, фронтальная устная проверка, уплотненный опрос, письменная работа, практическая работа, зачет).
Слайд 10
Важным средством контроля знаний учащихся является школьная документация: тетради, дневники, электронные дневники, классный журнал, портфель достижений и личные дела учащихся. Тетрадь – зеркало учебной работы ученика и учителя. Она дает представление об уровне знаний и навыков учащихся. Контроль за ведением тетрадей проводится по следующим параметрам:
система проверки всех письменных работ;
система работы над ошибками;
соблюдение единого орфографического режима;
внешний вид тетрадей; каллиграфия и работа над почерком.
Слайд 11
В целях рационального использования форм контроля знаний рекомендуется соблюдать ряд требований:
реализация личностно ориентированной направленности;
возможность использования различных вариантов одной формы проверки знаний учащихся в целях обеспечения дифференциации обучения; контролирующих заданий и строгим алгоритмом действий;
получение учителем за возможно короткий срок большего количества обратной информации о степени усвоения знаний;
адаптивность форм к имеющемуся уровню проверки знаний учащихся;
организация быстрого, краткого и чёткого ответа учащегося на конкретный вопрос учителя с компактной формулировкой контролирующих заданий и строгим алгоритмом действий;
возможность учителя быстро оценивать ответ ученика как на конкретный вопрос, так и на проверочную работу в целом;
достижение каждым учеником на конкретном этапе проверки реально возможного уровня обученности в соответствии с нормами оценивания.

В раздаточном материале вы сможете ознакомиться с тем, какие формы и методы можно использовать на различных этапах урока.

Организация контроля знаний позволяет выстроить перечень связанных между собой содержательно – временных этапов мониторинга (раздаточный материал).
I. Подготовительный этап включает:
определение цели контроля знаний;
отбор основных знаний, подлежащих контролю;
выбор форм учебной деятельности, организационных форм проведения контроля;
составление заданий, эталонов ответов в соответствии с учебной программой.
II. Контрольно-исполнительский этап предполагает решение следующих основных задач:
выдача заданий и разъяснение плана их выполнения, получение ответов учащихся;
управление контролем, слежение за самостоятельностью выполнения заданий;
организация самоконтроля, выполнение контрольного задания, сравнение собственного ответа с эталоном.
III. На заключительном этапе осуществляются:
сбор и обработка ответов учащихся;
выделение контрольного результата, выставление отметок;
анализ отклонений реальных результатов обучения от планированных, выявление трудностей в усвоении знаний;
определение направлений коррекции знаний;
представление результатов проверки;
анализ ошибок и упущений в системе планирования и содержания работы учителя по усвоению знаний;
составление системы мероприятий по повышению качества и эффективности образовательного процесса;
накопление контрольных работ.

Школьная оценка и ее виды
Слайд 12
Особую значимость в контроле знаний учащихся имеет процесс оценивания знаний.
Работа в парах. На столах листы и карандаши.
На листах нарисуйте зайца в полный рост, оцените его, поставьте себе отметку.
Поменяйтесь листами друг с другом в паре и оцените зайца соседа.
Слайд 13
А теперь оцените свои работы по таким критериям:

Наполненность листа
Полный лист-3 балла

Заполнен на половину
листа- 2 балла
Заполнен на треть листа-1 балл

Цветовая гамма

Использование 4 и более цветов- 3 балла
Использование 2-3 цвета-2
балла
Использование 1 цвета- 1
балл

Количество частей тела
Нарисовано более 5
частей тела-3 балла
Нарисовано 3-4 части
тела -2 балла
Нарисовано 1-2 части
тела - 1 балл

Использование аксессуаров, фона (морковка, травка и др.)
Нарисован аксессуар и фон – 2 балла
Использован аксессуар либо фон – 1 балл
Нет аксессуаров и фона – 0 баллов

Отметка: «5» -10-11 баллов, «4» -7-9 баллов, «3» - 5-6 баллов.


Какие виды оценивания были применены? (взаимооценка, самооценка, критериальное оценивание).
Насколько отличались оценки и почему?
Какую оценку вам было легче всего поставить и почему?

Вывод: вначале вы самооценили себя, взаимооценили друг друга, а потом оценили свои работы по критериям, критериальное оценивание, что оценки отличаются друг от друга, так как при самооценивании были (например) самокритичны и поставили низкую оценку, легче всего было оценить по критериям. И наиболее объективной оценкой была та, что выполнялась в соответствии с критериями.

В соответствии с ФГОС основным объектом оценки результатов образования выступают требования Стандарта, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы.
Слайд 14
Рассмотрим какие требования предъявляются к оценочной деятельности учителя в соответствии с ФГОС:
систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения;
критериальный подход, предполагающий предъявление учителем к каждой работе (до её выполнения учеником) критериев оценки, отражающих цели учебного задания;
разнообразие форм проведения контроля;
уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки, а также к представлению и интерпретации результатов измерений;
комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных (процедуры оценки должны быть ориентированы на более широкие образовательные результаты, нежели знания и умения в рамках учебных дисциплин (учебные достижения);
система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включились в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.
Слайд 15
По результатам тематического месячника «Система оценивания результатов обучающихся» было выяснено, что наиболее популярными формами оценки результатов учащихся являются:
оценивание по 4-бальной системе (без «единицы»);
выставление только оценок «пять» и «четыре»;
оценивание в виде символов, фигур;
выполнение заданий на выбор с предопределенной отметкой на «5», «4» и «3» (карты разного цвета);
вручение цветных жетонов, цветов и т.д.;
фиксирование ответов на доске;
выставление поурочного балла;
выставление отметок в тетрадь достижений;
использование листов самооценки;
использование рабочих листов с критериями оценки к каждому заданию;
использование маршрутных листов;
хлопанье в ладоши;
использование карт для самостоятельной работы с последующим оцениванием учителем;
вручение медалей «Лучший ученик»;
взаимопроверка, взаимооценка;
рейтинговое оценивание (за выполнение разнообразных заданий учащиеся получали фиксированное количество баллов по шкале, разработанной учителем, эти баллы суммируются и служат основой для выставления определенной отметки по теме);
Можно использовать для выставления оценки по разделу, либо зачета по элективному курсу.
вручение сертификатов на выставление отметки «5» по предметам по итогам работы в рамках внеклассного мероприятия «Инфизмат»;

Так как все дети разные и способы оценивания результатов должны быть различны. Давайте рассмотрим какие виды оценки результатов обучающихся можно использовать в своей работе.
Слайд 16
Работа в группах по теме «Виды оценки результатов обучающихся». Каждой группе выдается таблица, с помощью клеящего карандаша заполнить таблицу, используя характеристики оценок (на отдельных листах). После подготовки каждая группа отчитывается о проделанной работе.
Задание для 1-й группы
Представьте себе двух персонажей. Первый – трудолюбивый, старательный, но малоспособный ученик, которому учеба дается трудно, да и домашних условий для полноценного развития маловато. Назовем его Петя. Второй персонаж – способная, но с ленцой ученица, имеющая все возможные домашние условия для учебы. Назовем ее Таня.
Проведем мысленный эксперимент. Учитель проверяет технику чтения в классе. Петя читает 10 слов в минуту, Таня – 120. Исходя из норм оценивания, Петя получит двойку, Таня – пятерку. В следующей четверти Петя читает уже 20 слов в минуту, а Таня – 120. Петя снова получает двойку (не дотянул до 30 слов, чтобы получить тройку), хотя читает вдвое больше, Таня пятерку. В результате у Пети отбито желание учиться (а ведь он так старался!), а у Тани в душе поселилось равнодушие: она получила «пятерку» за полное отсутствие улучшение темпа чтения. Впредь можно не напрягаться..
При таком оценивании результаты обучающихся сравниваются между собой. Подобную практику кандидат психологических наук А.Кушнир называет оценкой состояния: «Пятерка ли, тройка ли- обе одинаково бессодержательны для развития». Он предлагает применять «оценку собственного развития – оценку изменения состояния», которая не сравнивает детей между собой и с нормативом, а выставляется за собственное позитивное развитие ребенка.
Проанализируйте действие оценок состояния и развития и заполните таблицу, используя представленные характеристики.
Действие оценок состояния и развития
Оценка
Что фиксирует?
Параметры оценивания
Развивающий эффект
Что отражает?

Состояния





Развития






Характеристики:
Состояние ребенка.
Изменение состояния ребенка.
Сравнивает детей друг с другом.
Не сравнивает детей друг с другом, а сравнивает каждого с ним же вчерашним.
Не стимулирует стремление к развитию.
Стимулирует стремление к развитию.
Может не отражать реальных результатов уровня обученности учеников с разным уровнем способностей.
Отражает реальные результаты уровня обученности.

Слайд 17 Отчет 1 группы
Действие оценок состояния и развития
Оценка
Что фиксирует?
Параметры оценивания
Развивающий эффект
Что отражает?

Состояния
Состояние ребенка
Сравнивает детей друг с другом.
Не стимулирует стремление к развитию
Отражает реальные результаты уровня обученности

Развития
Изменение состояния ребенка
Не сравнивает детей друг с другом, а сравнивает каждого с ним же вчерашним.
Стимулирует стремление к развитию
Может не отражать реальных результатов уровня обученности учеников с разным уровнем способностей.




Задание для 2-й группы
Оценка накопительная – оценка, предполагающая выбор учеником определенного количества заданий из большого количества предлагаемых (для того, чтобы получить «пятерку» необходимо набрать 75% положительных ответов, причем набрать их можно как «качеством», так и «количеством»: можно решить много простых задач или несколько сложных).
Вычитательная оценка – предполагает полное усвоение знаний, умений, навыков и не предоставляющая ученику право выбора выполняемого задания (школьник должен выполнить все предложенные задания – 100%, это соответствует «пятерке», а если задания выполнены не полностью, из «пятерки» вычитается соответствующее количество баллов).
Проанализируйте действие вычитательной и накопительной оценок и заполните таблицу, используя представленные характеристики.
Действие вычитательной и накопительной оценок
Оценка
Что фиксирует?
Право выбора и учет индивидуальности
Регулятивные действия

Накопительная




Вычитательная





Характеристики:
Пробелы в знаниях, умениях и навыках.
Наличие знаний, умений и навыков.
Предоставляет ученику право выбора задания и учитывает индивидуальность ученика.
Не предоставляет ученику право выбора задания и не учитывает индивидуальность ученика.
Оставляет без контроля пробелы в знаниях, т.к. ученик выбирает только те задания , которые усвоил.
Контролирует весь объем обязательных знаний.

Слайд 18 Отчет 2 группы
Действие вычитательной и накопительной оценок
Оценка
Что фиксирует?
Право выбора и учет индивидуальности
Регулятивные действия

Накопительная
Наличие знаний, умений и навыков
Предоставляет ученику право выбора задания и учитывает индивидуальность ученика
Оставляет без контроля пробелы в знаниях

Вычитательная
Пробелы в знаниях, умениях и навыках
Не предоставляет ученику право выбора задания и не учитывает индивидуальность ученика
Контролирует весь объем обязательных знаний


Задание для 3-й группы
Вспомните листы открытого учета знаний В.Ф. Шаталова, на которых ручкой выставлялись только «пятерки», остальные отметки выставлялись карандашом и их можно было исправить. Эта идея когда-то считалась новаторской, ведь и сегодня выставленную отметку нельзя исправить, можно только «закрыть». Четвертная и годовая отметки выводятся как среднее арифметическое текущих. И если ученик в начале гола нахватал кучу «двоек», получить итоговую «пятерку» уже не суждено, несмотря на то, что он давным-давно все выучил на «пятерку». Оценку, полученную один раз и навсегда и не предполагающая возможности пересдать на более высокий балл называется статичной.
Оценку, которую можно изменить, пересдать, доучив недоученное и доделав недоделанное, называется динамичной.
Проанализируйте действие статичной и динамичной оценок и заполните таблицу, используя представленные характеристики.
Действие статичной и динамичной оценок
Оценка
Что фиксирует?
Развивающий эффект и учет индивидуальности
Оценка достижений, результативность

Статичная




Динамичная




Характеристики:
Состояние ребенка.
Изменение состояния ребенка.
Стимулирует стремление к развитию и учитывает индивидуальность ученика.
Не стимулирует стремление к развитию и не учитывает индивидуальность ученика.
Способствует своевременному продвижению ученика в развитии.
Позволяет ученику «расхолаживаться» и «откладывать на завтра».

Слайд 19 Отчет 3 группы
Действие статичной и динамичной оценок
Оценка
Что фиксирует?
Развивающий эффект и учет индивидуальности
Оценка достижений, результативность

Статичная
Состояние ребенка
Не стимулирует стремление к развитию и не учитывает индивидуальность ученика
Способствует своевременному продвижению ученика в развитии

Динамичная
Изменение состояния ребенка
Стимулирует стремление к развитию и учитывает индивидуальность ученика
Позволяет ученику «расхолаживаться» и «откладывать на завтра»


Что же делать? Очевидно, что недостатки одних оценок можно компенсировать, достоинствами противоположной, используя их попеременно.
Слайд 20
Кроме этого оценки бывают:
Обязательная – оценка, выставляемая ученику обязательно.
Добровольная – выставляется ученику по его просьбе или желанию. В число добровольных текущих оценок могут входить: результаты участия в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях; результаты участия в обучении других (доклады, рефераты).
Оценка базового уровня – оценка ЗУН, входящих в ФГОС.
Оценка повышенного уровня – оценка ЗУН, выходящих за пределы ФГОС.
Текущая оценка – выставляется ученику за усвоение единичного (эпизодического) знания, умения, навыка. Может быть обязательной базового уровня и добровольной повышенного уровня.
Итоговая оценка -выставляется ученику на основании текущих оценок (четвертная, полугодовая, годовая).
Вывод?
Полнота итоговой оценки может быть обеспечена чередованием вычитательной и накопительной, динамичной и статичной, оценки состояния и оценки развития.
Для общего образования доминирующей служит базовая обязательная текущая оценка, для профильного – добровольная повышенная.
Как скажется такая система оценки на учениках? Петя решил поступать в техническое училище и очень любит физику, но дается она ему с трудом, а Таня решила стать юристом и физика для поступления ей не нужна, хотя дается она ей легко. Маша, зная обязательный минимум, зная формы контроля и количество обязательных текущих отметок, быстро, особо не напрягаясь, «сдаст» физику на достаточную ей «четверку» и высвободит время для занятий по профильному «обществознанию». Добровольные текущие отметки по физике ей не нужны. А вот Петя, который с трудом получает текущие «троечки» по физике, умудрился добровольно подготовить доклад о Ньютоне и реферат об Эйнштейне и получил за это добровольно текущие «пятерки» в итоге «четверка» в аттестате, как и у Тани.
Слайд 21
Важно помнить, что учитель должен перед началом изучения курса ознакомить учащихся с обязательным образовательным минимумом, количеством обязательных текущих оценок, формами контроля и критериями оценивания, с возможностью и условиями получения добровольных текущих оценок повышенного уровня, условиями пересдачи текущих обязательных оценок.
И тогда учащиеся будут воспринимать отметки как справедливые, им будет понятно, почему, за что и по какому принципу выставлена оценка, которая перестанет быть кнутом.
Слайд 22
Представление опыта работы (выступления учителей).


Подведение итогов педагогического совета.
Какой вывод можно сделать в конце нашей встречи? (предполагаемый ответ: контрольно-оценочная деятельность является важным компонентом учебного процесса, которому нужно уделять повышенное внимание).
Оценивание – это механизм, обеспечивающий учителя информацией, которая нужна ему, чтобы совершенствовать преподавание, находить наиболее эффективные методы обучения, а так же мотивировать учеников более активно включаться в свое учение.
Запомните, если:
вас преследует проблема «малая накаляемость отметок»;
в конце урока вы на скорую руку, «с барского плеча» раздаете отметки детям;
в конце урока дети задают вам вопросы «А какая отметка у меня за урок, ведь я отвечал?», «Почему у меня «3», а у Вани «4», а все сделано одинаково?».

Значит вы не продумали систему оценивания результатов обучения учащихся.
Необходимо помнить, что поиски необходимых форм оценки и ее организация - это важнейшая  задача  педагога.
Будьте уверены, что каждый ученик может стать лучше. Создавайте среду, способствующую партнёрству учителя и учеников. Обсуждайте с учениками результаты оценивания и вместе устанавливайте ясные и достижимые учебные цели. Осуществляйте обратную связь, помогая ученикам определить свои следующие шаги и то, как их осуществить.
Рефлексия «Рефлексивный устный журнал методического месячника».
В конце нашего педагогического совета я предлагаю выразить свое отношение к тематическому месячнику «Система оценивания результатов обучающихся», к посещенным открытым урокам. Что вам больше всего понравилось, запомнилось? Что нового узнали о новых подходах к оценке знаний обучающихся? Ваше отношение к разным видам оценивания?
Решение педагогического совета:
Продолжить изучение теоретических основ оценочной деятельности и организовать работу по обобщению опыта педагогов в системе оценки на заседаниях ШМО.
Внедрять в практику работы различные виды, методы и формы контроля.
При оценивании учитывать индивидуальные особенности учащихся.
Оценивание проводить на критериальной основе.
Продолжить работу по совершенствованию системы оценки образовательных достижений обучающихся.





Приложение 1
Виды контроля знаний учащихся
Вид контроля
Краткая характеристика

Предварительный контроль (ориентировочный, диагностический)
Диагностика исходного или начального уровня знаний. Он проводится с целью выявления имеющихся ЗУН учащихся к началу обучения. Применяется обычно в начале учебного года или перед изучением новой темы. Предпосылка для успешного планирования учебного процесса.

Текущий контроль (исполнительный, следящий)
Выявление объема, глубины и качества восприятия учебного материала. Определение имеющихся пробелов в знаниях и нахождение путей их устранения. Выявление степени ответственности учащихся и отношения их к работе, устранение причин, мешающих работе. Выявление уровня овладения навыками самостоятельной работы, определение путей их развития. Стимулирование интереса учащихся к предмету и их активность в познании. Текущее наблюдение за работой класса в целом и каждого ученика в отдельности.

Тематический контроль (периодический, рубежный)
Проверка прочности усвоения полученных знаний через более продолжительный период времени. Охватывает значительные по объему разделы курса. Проводится в форме зачета, собеседования, конференции и др. выявление усвоения знаний темы целиком, связи с другими разделами и предметами. Обобщение и систематизация знаний темы.

Итоговый контроль
Выявление степени усвоения знаний раздела, нескольких тем. Проводится в форме зачета, экзамена, контрольной работы, общественного смотра знаний, ролевой игры и др. Оценка ЗУН раздела в соответствии с требованиями учебной программы (стандартов).

Методы контроля знаний учащихся
Выделенный признак
Система методов по выделенному признаку

Использование бинарного подхода к взаимосвязи деятельности учителя и учащихся.
Информационно-сообщающий и исполнительский; объяснительно-иллюстративный и репродуктивный; инструктивно-практический и продуктивно-практический; информационно-побуждающий и частично-поисковый; побуждающий и поисковый (исследовательский).

Источник знаний, характер деятельности учителя и учащихся.
Словесные, наглядные, практические, моторные.

Логические операции с понятиями.
Определение, анализ, синтез, сравнение, ограничение, конкретизация, классификация, доказательство, обобщение.

Уровни учебно-познавательной деятельности и творческой активности мышления учащихся.
Репродуктивные (воспроизведение информации), проблемно-поисковые (продуктивные), творческие (исследовательские).

Степень самостоятельности выполнения задания и этапы усвоения знаний.
Объяснительно-иллюстративные, инструктивно-репродуктивные, проблемного изложения, частично-поисковые (исследовательские).

Организация управления процессом контроля знаний.
Исполнительские, взаимоконтролирующие, самоконтролирующие, оценочные.




Формы контроля знаний учащихся

Выделенный признак
Формы контроля знаний по биологии

По периодичности проведения
Эпизодический, периодический, систематический

По количественному составу учащихся
Индивидуальный (персональный), групповой, фронтальный, классно-обобщающий

По особенностям организации деятельности учащихся и руководства учителя
Письменный, устный, самоконтроль, взаимоконтроль, семинар, ролевая игра, деловая игра, сочинение, домашняя самостоятельная работа, практическая работа, экзамен, реферат

По технологии проведения, характеру изображения, использования ТСО
Графический, программированный, автоматический, дифференциальная работа по карточкам, тестирование, машинный, безмашинный

По интенсивности проверки
Зачёт, уплотнённый опрос, комбинированный

По уровню познавательной самостоятельности учащихся
Репродуктивная воспроизводящая работа, самостоятельная работа с учебным содержанием, самостоятельные практические исследования, эвристическая беседа.


Характеристика основных форм контроля знаний учащихся
Устная проверка – самая распространённая форма контроля знаний считается Она позволяет проверять правильность, полноту и глубину усвоения единичных и общих понятий. Устный ответ ученика может сопровождаться показом натуральных объектов, таблиц, моделей, зарисовкой схем, постановкой опытов. Обычно на уроке одновременно устно проверяются знания одного - трех учеников. Важно активизировать деятельность всего класса, чтобы устная проверка не носила характера работы «с одним учеником». Учащиеся могут дополнять, исправлять ошибки, задавать дополнительные вопросы по теме устного ответа, оценивать знания ученика. Учителем выявляется не только объем и уровень усвоения материала, но и умение ученика осознанно выстраивать связный рассказ по плану, анализировать, классифицировать факты, приводить примеры из личных наблюдений и информационных источников.
Фронтальная устная проверка (или беглый опрос) отличается от индивидуальной своей лаконичностью. Эта форма сводится к ответам на ряд последовательных вопросов перед классом. Учащиеся, как правило, активизируются, так как учитель может «поднять» с места слабо- и среднеуспевающих.
Уплотненный опрос по существу отличается от традиционной устной проверки высокой оперативностью и интенсивностью. Задаваемые учителем вопросы формулируются так, чтобы они не требовали длительного обдумывания, были понятны настолько, чтобы не пришлось тратить дополнительное время на их «толкование». Одни учащиеся устно поочередно отвечают у доски, используя таблицы, модели и т. п., а другие - отвечают с места, дополняют, исправляют ошибки, допущенные другими учениками.
Письменная работа до настоящего времени остается самой объективной формой проверки знаний. Во-первых, ее результаты свидетельствуют об объективном уровне усвоения материала, правильности и полноте сформированных знаний, а также о характере познавательной деятельности, самостоятельности и эффективности обучения. Во-вторых, в течение 15-20 мин можно проверить знания большого количества учащихся. Однако при составлении заданий для письменной работы следует помнить о том, что они не должны предполагать развернутых описаний и характеристик. Анализ анкетирования учащихся показал, что ученики не любят выполнять письменные работы, так как нужно «красиво и четко оформлять свои мысли».
Практическая работа -это форма применения полученных знаний через сформированные умения и навыки учащихся проводить лабораторные наблюдения, ставить эксперименты.
Зачет как итоговая форма испытаний практикуется преимущественно в IХ классах. Зачеты проводятся по крупным темам один - три раза в год (!). Чаще всего они проводятся в форме индивидуальной устной беседы с учащимися (класс делится на подгруппы), иногда в виде самостоятельной работы по карточкам, каждая из которых содержит по два вопроса и одному заданию. Хорошо успевающие ученики, систематически выполняющие текущие задания, могут поощряться освобождением от сдачи зачета. Для проведения зачетного занятия учитель готовит дидактический материал и распределяет его по карточкам, за 1-2 недели вывешивает на стенде вопросы к зачету, просматривает рабочие тетради.

Использование форм, методов контроля знаний на разных этапов урока:
На этапе первичной проверки понимания учащимися нового материала:
преимущественно объяснительно- иллюстративные и иллюстративно – репродуктивные методы (беседы, описание наблюдений, объяснение понятий, воспроизведение новых знаний). Постановка вопросов репродуктивного характера, а также единичных многофункциональных вопросов, требующих мыслительной активности учащихся. Фронтальные формы контроля.
На этапе проверки и закрепления новых знаний :
преимущественно иллюстративно-репродуктивные и методы проблемного изложения (распознавание, сравнение и анализ, обобщение новых знаний для воспроизведения знаний и их применение по образцу, в сходной ситуации. Фронтальные, реже индивидуальные формы контроля.
На этапе проверки и выявления уровня знаний:
преимущественно иллюстративно-репродуктивные и частично-поисковые, исследовательские методы, сравнение, анализ строения объектов, обобщение приобретённых знаний, самостоятельное решение задачи. Сочетание фронтальных и индивидуальных форм контроля.
На этапе самоконтроля знаний:
преимущественно иллюстративно-репродуктивные методы .Сравнение собственных результатов с эталонами ответов. Развитие саморегуляции личности.





Содержательно – временные этапы мониторинга
I. Подготовительный этап включает:
определение цели контроля знаний;
отбор основных знаний, подлежащих контролю;
выбор форм учебной деятельности, организационных форм проведения контроля;
составление заданий, эталонов ответов в соответствии с учебной программой.
II. Контрольно-исполнительский этап предполагает решение следующих основных задач:
выдача заданий и разъяснение плана их выполнения, получение ответов учащихся;
управление контролем, слежение за самостоятельностью выполнения заданий;
организация самоконтроля, выполнение контрольного задания, сравнение собственного ответа с эталоном.
III. На заключительном этапе осуществляются:
сбор и обработка ответов учащихся;
выделение контрольного результата, выставление отметок;
анализ отклонений реальных результатов обучения от планированных, выявление трудностей в усвоении знаний;
определение направлений коррекции знаний;
представление результатов проверки;
анализ ошибок и упущений в системе планирования и содержания работы учителя по усвоению знаний;
составление системы мероприятий по повышению качества и эффективности образовательного процесса;
накопление контрольных работ.























+ђ Заголовок 1Њђ Заголовок 315