ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОГО АСПЕКТА НА УРОКАХ РУСРЕАЛИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (на материале устаревшей лексики)
В.А. Андреенко
МОУ «Уразовская СОШ№ I» (п. Уразово Валуйского р-на)
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ АДАПТАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ
ЯЗЫК» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Современное российское образование переживает сложный период, не имеющий в истории аналогов по остроте и динамичности. Этот факт не может не вызвать проблем на современном этапе обучения русскому языку в начальных классах. Проблемы начального языкового образования обусловлены разными причинами, важнейшими из которых, на наш взгляд, являются следующие: вариативность современных программ, реализующихся в начальной школе («Перспективная начальная школа», «Школа России», «Начальная школа XXI века», «Гармония» и др.), новые требования ФГОС второго поколения для начальной школы.
В то же время является очевидным, что русский язык занимает особое место в ряду других предметов школьного обучения, при этом его приоритетность нашла убедительное обоснование в трудах отечественных лингвистов и методистов. Во-первых, успехи в изучении всех школьных предметов определяются успехами в овладении языком, так как язык является важнейшим средством воспитания и развития ребенка. Во-вторых, с помощью языка человек осознает роль своего народа в прошлом и настоящем, приобщается к культурному наследию, к процессам духовного развития общества и нации. В-третьих, ведущая роль учебного предмета «Русский язык» определяется социальными функциями русского языка - государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения и консолидации народов России, родного языка более 80 % граждан России. «Язык, - как справедливо отмечает Н.М. Шанский, - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи прагматической информации, средоточением духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания, средством хранения и усвоения знаний и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов. «Он нужен всем, всегда и везде» [7: 3].
Каждый творчески работающий учитель задумыйается над тем, как адаптироваться к новым требованиям развивающегося общества, как сделать обучение русскому языку более эффективным, и как повысить адаптивный потенциал самого учебного предмета «Русский язык».
Считаем, что таким средством является технология проблемно-диалогического обучения, при которой учитель создает на уроке проблемные ситуации, подводит учащихся к осознанию проблемы и ее формулировке, организует поиск гипотезы, ее проверку, обобщение результатов и применение полученных знаний.
Технология проблемного диалога универсальна, так как применима к любому предметному содержанию и на любой ступени обучения. Автор данной технологии - Е.Л. Мельникова, которая легко и доступно изложила основные положения проблемно-диалогического обучения в книге «Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками» [5]. В Настоящее время технология проблемного обучения нашла много сторонников среди учителей и ученых-методистов, которые разрабатывают различные аспекты реализации в практике школьного обучения данной технологии. Так, Н.В. Ладыженская, пишет о преемственности в использовании проблемно-диалогической технологии в курсе риторики [4].
А.А. Вахрушев и И.В. Кузнецова предлагают использовать технологию при работе в малых группах [1]. А.Н. Дибленкова считает, что использование технологии проблемного диалога способствует реализации принципа психологической комфортности [2]. Н.А. Новак описывает возможности использования проблемно-диалогической технологии по Образовательной системе «Школа 2100» на различных уроках в начальной школе: русский язык, окружающий мир, математика [6]. Г.А. Данюшевская анализирует влияние проблемно-диалогического обучения на творческое и личностное развитие младших школьников [3].
Проблемно-диалогическая технология, по мнению ученых-методистов и учителей-практиков, дает возможность так строить урок, чтобы ученики не оставались пассивными слушателями и исполнителями, а превращались в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой, и поэтому дети лучше усваивают лингвистический материал, поскольку знания они не получают в готовом виде, а открывают сами. Проблемно-диалогическое обучение обеспечивает, по словам Е.Л. Мельниковой, творческое усвоение знаний. «Это значит, что ученик проходит четыре звена научного творчества: постановку проблемы и поиск ее решения - на этапе введения знаний; выражении решения и реализацию продукта - на этапе воспроизведения (проговаривания) знаний. При этом, в отличие от научного творчества, ученик формулирует учебную проблему, открывает субъективно новое знание и выражает его в простых формах» [5: 18].
Проблемно-диалогическая технология используется на уроках изучения нового материала и дает возможность заменить традиционное объяснение учителя «открытием» знаний. Приведем пример использования данной технологии на уроках русского языка в начальной школе при изучении темы «Гласные в суффиксах имен существительных -ек, -ик».
На доске записаны слова: кузнечик, сыночек.
Учитель: В какой части слова находится орфограмма? Верно, в суффиксе.
Выделим суффиксы в этих словах (суффиксы -ек и -ик).
Какой гласной различаются суффиксы? (гласными е и и).
Как можно проверить безударную гласную? Мы знаем, как правильно вставить безударную гласную в корне, а в суффиксе - не знаем, так как для безударной гласной в суффиксе мы затрудняемся подобрать проверочное слово. И поэтому перед нами стоит задача сформулировать орфографическое правило правописания безударной гласной в суффиксах -ик и -ек имен существительных. Что можно предположить?
Ученики высказывают предположения.
Учитель: Попробуйте изменить слова, задав к ним вопрос Р. п. (нет сыночка).
Что произошло с суффиксом? (гласная «убежала»).
Изменим также второе слово (нет кузнечика).
Гласная осталась (да, осталась).
Прочитайте другие слова с суффиксами -ик и -ек.
Понаблюдайте, в суффиксах каких слов гласная «убегает». Как вы думаете, какая гласная, и или е, убегает? Выделите суффикс в слове сыночек. Какая гласная осталась? Сформулируем правило правописания в суффиксах -ик и -ек безударной гласной.
Как видим, проблемная ситуация появляется тогда, когда у учащихся отсутствуют знания для теоретического обоснования учебного задания. Затруднение возникает при сопоставлении языковых фактов и постановке гипотезы в связи с необходимостью определить условия написания гласных в суффиксах существительных -ек, -ик.
Считаем, что адаптивный потенциал технологии проблемного диалогического обучения достаточно высок и обусловлен тем, что данная технология:
во-первых, воспитывает активную личность, формирует инициативность, развивает способность к сотрудничеству. Наш опыт использования данной технологии свидетельствует о том, что активными и самостоятельно думающими становятся даже слабоуспевающие ученики с низким уровнем развития. И если в начале активно работают 10-15 % учащихся, то как правило к концу учебного - более 50%;
во-вторых, стимулирует умственное развитие, повышает интеллектуальный потенциал. Наблюдения за учащимися позволяют утверждать, что младших школьников увеличивается объ-
ем памяти, развивается речь, дети становятся более внимательными;
в-третьих, способствует прочному усвоению знаний, так как проблемная ситуация обеспечивает сильную мотивацию и способствует полному осознанию материала.
Эффективность применения этой технологии подтверждается результатами анкетирования учащихся, динамикой повышения качества обучения. Провозглашаемое новым стандартом развивающее обучение предполагает переход на такие формы работы, которые опираются на самостоятельную учебно-познавательную деятельность. В задачи учителя в связи с этим входит организация исследовательской работы детей, с тем чтобы они сами додумались до решения ключевой проблемы урока и могли объяснить, как действовать в новых условиях. Решению этих задач способствует проблемно-диалогическая технология.
ЛИТЕРАТУРА
Вахрушев А.А. Как мы предлагаем использовать технологию работы в малых группах / А.А. Вахрушев, И.В. Кузнецова // Начальная школа плюс До и После. - 2003. - № 6. - С. 15-18.
Данюшевская Г.А. Влияние проблемно-диалогического обучения на творческое и личностное развитие младших школьников / Г.А. Данюшевская // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - № 8. -С. 12-14.
Дибленкова А.Н. Как реализовать принцип психологической комфортности на уроках / А.Н. Дибленкова // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - № 8. - С. 21-23.
Ладженская Н.В. Преемственность в использовании проблемно-диалогического метода в курсе риторики / Н.В. Ладыженская // Начальная школа плюс До и После. - 2003. - № 6. - С. 14-15.
Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: пособие для учителя / Е.Л. Мельникова. - М., 2006. - 168 с.
Новак Н.А. Применение проблемно-диалогической технологии на уроках по программе «Школа 2100» / Н.А. Новак // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - № 8. - С. 17-20.
Шанский Н.М. Школьный курс русского языка. Актуальные проблемы и возможные решения / Н.М. Шанский // Русский язык в школе. - 1993. - № 2. - С. 3-7.
15