Конспект урока по обучению грамоте и изобразительному искусству на основе русской народной сказки «Рукавички»

Интегрированный урок по обучению грамоте
в подготовительном классе
по русской народной сказке «Рукавичка»
Цели:
формирование положительной школьной мотивации.
развитие творческих способностей,
развитие и тренировка памяти, внимания и наблюдательности,
обогащение и активизация словаря ребенка, развитие связной речи,
развитие навыков общения и партнерства,
составление и решение простых задач на сложение и вычитание,
развитие навыков изодеятельности,
развитие памяти, словесно-логического мышления,
развитие артистических способностей и фантазии,
развитие организованности и усидчивости.

Оборудование:
развивающие игрушки, предназначенные для детей данного возраста,
колокольчик, рукавичка, геометрические фигуры, для моделирования, шаблон рукавички,
цветные карандаши, пластилин.

Виды деятельности:
лепка, рисование, релаксация, сказкотерапия.

Ход урока

1. Огр. момент
- Сегодня вы стали учениками подготовительного класса нашей школы. У нас она, хотя и маленькая, но уже настоящая школа. А в школе есть свои правила. Хотите узнать какие?

1 правило
Ответить хочешь, не шуми.
А только руку подними.
Ответить хочешь, надо встать,
Когда же сесть позволят – сядь!

2 правило
Парта – это не кровать
И на ней нельзя лежать,
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.

(Звенит колокольчик)

2. Развитие речи
- Сегодня мы с вами попадем в одну очень известную сказку. Что это за сказка, помогут догадаться слова: “Кто, кто в рукавичке живет?” (рисунок “Рукавичка”).
- Давайте вспомним героев этой сказки (дети называют героев, а я выставляю игрушки – героев сказки: Мышка, лягушка, Ежик, Лиса, Волк, Медведь).
(Если дети не помнят сказку, то эмоционально прочитать ее).

- А сейчас у нас состоится кукольный спектакль, а вы станете артистами. А артисты не должны стесняться, говорят громко и четко!
(Инсценировка сказки).
- Хорошо ли, что все звери собрались вместе?
- Как они жили? Почему?
- Плохо ли деду без рукавички?

3. Развитие двигательной памяти
- А теперь давайте поиграем. Если я говорю “Медведь” - вы как мишки переваливаетесь с ноги на ногу, если – “Волк”, то воете “уууу”, если “Лиса”, то воображаете, махая руками, если “Лягушка”, то квакаете, если “Мышка” - пи-пи, а “Ежик” - уф-уф. (Сначала показываю верно, а после начинаю детей путать)

4. Моделирование
- Сейчас мы будем изображать героев сказки при помощи схемы. Рукавичку изобразим.
- А остальных – овалами разной величины.
- А теперь расскажем сказку по схеме..

5. Постановка руки
- Сейчас мы отправляем в гости в нашу рукавичку. Но пройти к гостям не просто. Откроем тетради и повторим за мной:

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я от вас, друзья, не скрою,
Карандаш я так держу.
(показ)

Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь!
- Вы видите в тетради дорожку. Она очень узкая. Ваша задача – “пройти” по дорожке, не выходя за е границы.

- А для того, чтобы вас слушались ваши пальчики, их надо разогреть!

Этот пальчик – самый толстый,
Самый сильный и большой.
Этот пальчик для того,
Чтоб показывать его.
Этот пальчик – самый длинный,
И стоит он в середине.
Этот пальчик – безымянный,
Непоседливый он самый.
А мизинчик, хоть и мал,
Очень ловок, да удал!
(Дети самостоятельно работают в тетрадях)

6. Счет предметов
- Давайте сосчитаем героев сказки. Сколько их всего?
- Положите перед собой столько квадратов, сколько героев в этой сказке?
- Мышка убежала. Сколько героев осталось?
- А теперь снова прибежала. Сколько стало героев?

7. Пространственная ориентировка
Конспект первого урока в подготовительном классе
- Кто пришел первым и поселился в рукавичке?
- Кто пришел за мышкой?
- А кто пришел первым?
- Кто сломал “домик” зверей?

8. Развитие памяти и внимания
Игра “Что изменилось?”
- Посмотрите на зверей, запомните, кто за кем стоит.
(Убирать, переставлять героев, а ребята определяют, что изменилось).

9. Решение стихотворных задач
- А сейчас давайте посчитаем и проверим, какие вы внимательные. Послушайте интересный стишок-загадку и ответьте на вопрос:

А у нашего мишки есть медвежата.
Шесть веселых медвежат
За машиной в лес спешат.
Но один малыш отстал.
А теперь ответ найди!
Сколько мишек впереди?

10. Изодеятельность
- Давайте сделаем деду, который потерял свою рукавичку, приятное. Наверняка, он вернется в лес за рукавицей.
(Разукрасить рукавичку по образцу в тетради или в альбоме).
- Сначала обведете шаблон рукавицы, а после ее разукрасите по образцу.

11. Домашнее задание
- Раскрасить картинку из сказки;
- Придумайте новую сказку, где “Рукавичка” оживает и превращается в “Летучий корабль”;
- Слепите из пластилина любого понравившегося героя сказки “Рукавичка”.

12. Подведение итогов
Хорошо мы потрудились,
Рисовали и резвились,
Но прощаться нам пора!
До свиданья, детвора!





Использованная литература:
Управителева В.Л. Скоро в школу (Сценарии занятий). - М: 1 сентября, 2002, 140 с.
Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста.- Харьков: Фалио, 1997. - 464 с.
15