Исследовательская работа Профилактика умственного утомления у старшеклассников


МАОУ «Кондратовская средняя школа»
Профилактика умственного утомления у старшеклассников посредством физических упражнений.
Выполнила
Учитель физической культуры
Старцева Анастасия Викторовна
Кондратово 2015г.

Содержание.
Введение………………………………………………………………..3
Актуальность…………………………………………………………..4
Умственное утомление………………………………………………..5
Исследование.
Подготовительный этап…………………………………………..6
Основной этап……………………………………………………..7
Заключительный этап……………………………………………..8
Заключение…………………………………………………………….9
Список литературы…………………………………………………..10
Приложение………………………………………………………11-14
I Введение.
Одной из задач государственной политики согласно Закону «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (2007), является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения путем вовлечения детей и подростков в систематические занятия физическими упражнениями и спортом. Но, несмотря на усилия, предпринимаемые государством, тенденция к дальнейшему снижению уровня здоровья детей школьного возраста сохраняется. Анализ динамики умственной работоспособности показал, что к факторам утомления, в первую очередь, относятся порядок, номер урока, т.к. показатели умственной работоспособности у учащихся подвержены изменению в течение учебного дня, недели, года. У большинства здоровых детей отмечается два выраженных подъёма работоспособности: первый – с 8 до 11часов, второй – в 16-17 часов. К концу недели работоспособность снижается. Максимальные её значения отмечаются во вторник и в среду, в пятницу – снижение. Эти особенности необходимо учитывать при построении режима, отводя на деятельность, предъявляющую к организму повышенные требования, часы, совпадающие с оптимальным функциональным состоянием. Но все-таки огромная учебная нагрузка и недостаток физической активности создают психологическую напряженность и способствуют умственному переутомлению детей. В этой связи требуются использовать такие средства физической культуры, которые бы в полном объеме могли дать детям не только психологическую разгрузку, но и помочь в восстановлении умственной работоспособности. Следствием этого является утомление и связанный с ним рост заболеваемости.
II. Актуальность.
Современная информационная эпоха диктует нам все более жесткий ритм жизни. Интенсивный поток информации, увеличение умственной нагрузки, частые стрессы, обрушивающиеся на нас длительно и всесторонне, вызывают ответную реакцию организма - переутомление. Его можно сравнить с состоянием компьютера, у которого «полетел» жесткий диск. С точки зрения сбережения здоровья школьников особое внимание следует уделить переключению с умственного труда на физическую деятельность, со статической работы - на двигательную активность. Известно, что занятия физической культурой не только благотворно влияют на здоровье, но и укрепляют нервную систему, стимулируют умственную деятельность, благодаря улучшению мозгового кровообращения.
Цель исследования.
Выявить эффективность выполнения комплекса физических упражнений для профилактики умственного утомления.
Для реализации цели сформулируем следующие задачи:
разработать комплекс физических упражнений,
теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность применения комплекса в профилактике умственного утомления старшеклассников.
III. Существуют различные трактовки утомления и взгляды на механизм его возникновения. Современные авторы считают, что трудно дать однозначное определение утомлению. Его можно оценивать по чувству усталости, снижению специфической работоспособности, изменению физиологических функций и уровня их регуляции.
Бесспорно также то, что утомление — физиологическая реакция организма на нагрузку. Подтверждением этого может служить тот факт, что сопутствующие утомлению изменения носят временный характер и исчезают без специальных воздействий на организм в процессе отдыха или при перемене деятельности. Несомненно, что на развитие утомления оказывают влияние также и отношение к учебе, мотивация волевых усилий.
Умственное утомление – это утомление, возникшее при выполнении умственных нагрузок, характеризующее снижением показателей умственной работоспособности, понижением эмоционального тонуса, внимания, интереса к работе. Утомление необходимо устранять, так как постоянное напряжение может вызвать переутомление организма. А это уже более серьезный показатель, который означает крайнюю степень утомления находящаяся уже на грани с патологией. Переутомление может быть результатом больших физических и умственных нагрузок. Часто переутомление вызывают и неправильный образ жизни, недостаточный сон неправильны режим дня и т.д.
Профилактика утомления заключается в следующих действиях:1) Временная смена умственной деятельности на физическую, выполнение комплекса упражнений.
2) Правильное питание (включение в рацион злаков, овощей, фруктов, кисломолочных и нежирных продуктов).
3) Соблюдение режима дня.

IV. В своей работе я провела маленькое исследование, которое заключалось в том, чтобы отследить, возможно, ли посредством физических упражнений предотвратить, а также провести профилактику умственного утомления. Эксперимент проходил в три этапа:
1. Подготовительный этап.
2. Основной (экспериментальный) этап.
3. Заключительный этап.
4.1 В подготовительном этапе проведена работа с информацией, составлен комплекс физических упражнений для профилактики умственного утомления. Комплекс был разработан по следующим критериям:
- простота выполнения упражнения,
- упражнения должны быть на разные группы мышц.
Комплекс физических упражнений:
1. И.п. ноги на ширине стопы руки внизу круговые движения головой поочередно в правую, в левую сторону.
2.И.п. ноги на ширине плеч, руки в стороны.
Повороты туловища вправо, влево.
3.И.п. ноги на ширине плеч, руки на поясе.
Наклоны вправо, влево.
4.И.п. ноги на ширине плеч, руки в стороны вперед.
на «раз» мах правой ногой к левой руке, на «два» и.п., на «три» мах левой ногой к правой руке, на «четыре» и.п.
5.Прыжки на скакалке 30-50 раз.
6.И.п. сидя на полу, ноги врозь. Наклоны вперед.
Хочу предложить вашему вниманию еще один комплекс упражнений для снятия усталости, предложенный Д.В.Керни.
Бодрость за одну минуту по Д.В. Керни
Предлагаемый комплекс, рассчитанный всего на 1-2 минуты, поможет освободиться от постепенно накапливающейся усталости.
1. Быстро потрите друг о друга пальцы рук - 5 сек.
2. Быстро потрите разогретыми теплыми пальцами щеки вверх-вниз - 5сек.
3. Часто постучите барабанной дробью по макушке головы - 5 сек.
4. Сожмите руку в расслабленный кулак. Энергично поглаживайте внутреннюю и внешнюю сторону предплечья - 3 раза.
5. Осторожно надавите на щитовидную железу (ниже кадыка) большим и указательным пальцами – 3 раза.
6. На шее найдите сонную артерию, осторожно нажмите пальцами с одной стороны, сосчитав до «5». Освободите ее; дышите глубоко, то же самое проделайте на другой стороне.
7. Большим пальцем нащупайте впадину в основание черепа (у места соединения головы с позвоночником). Нажмите, сосчитав до «3», отпустите. Повторите 3 раза.
8. Массаж рефлекторных зон ног:
а) сожмите кончик большого пальца, затем подушечку большого пальца. Если заметите болезненную точку, разотрите ее до исчезновения боли.
б) плотно захватите большими и указательными пальцами рук ахиллово сухожилие, сдавите его, отпустите. Повторите по 3 раза на каждой ноге.
в) быстро потрите верх ступни рукой (или пяткой другой ноги).
9. Раскрытой ладонью похлопайте ногу спереди, сбоку и сзади от ступни до паха.
Если, заканчивая самомассаж, вы чувствуете, что по телу разлилась приятная теплота, то цель достигнута.
Далее для работы сформировали группу участников из пяти человек, все они ученики 9 В класса. Данной группе было предложено выполнять следующие действия:
-выполнять предложенный комплекс упражнений,
-соблюдать режим дня,
-придерживаться правильного питания.
4.2 Основной этап (экспериментальный). Данные условия группа участников эксперимента должны выполнять на протяжении одного месяца. С 5.10.2015г. - 31.10.2015г. участники приходили в спортивный зал на перемене после третьего урока, выполняли предложенный комплекс физических упражнений в течении 10-15 мин. На протяжении этого времени участники должны были отслеживать состояние организма, уровень усталости, эмоционально состояние, до выполнения и после, фиксировать данные в таблицу №1. по окончанию исследования участники писали заключение, в котором описывали все изменения организма, которые они заметили или ощутили. По итогам заключений участников был составлен вывод.
По итогам исследования, обрабатывая заключения участников эксперимента, можно утверждать, что выполняя предложенный комплекс упражнений в течение 10-15 мин каждый день, профилактика умственного утомления наблюдается, а если организм участника пребывал в состоянии утомления, то успешно справлялся, восстанавливая силы, возвращая организм в обычный режим работы с ним об этом свидетельствуют данные таблицы №3.
4.3 На заключительном этапе проводилась обработка полученной информации, соотношение полученных данных в таблице самоконтроля участников эксперимента, в итоге был сформирован вывод о проделанной работе, составлен доклад работы, и выполнена презентация.
V. Заключение.
По итогам своей работы могу сказать, что я реализовала свою цель, выявила эффективность выполнения комплекса физических упражнений для профилактики умственного утомления. Так как при выполнении данного комплекса, даже после такого короткого промежутка времени уже наблюдается изменения в показателях состояния организма, такие как: повышение настроения, улучшение самочувствия, позитивное эмоциональное состояние. Главное, чтобы это сопровождалось соблюдением режима дня и правильным питанием и тогда вы будете бодры, полны энергией и сил для обучения, достижения своих целей и реализации себя как личности. И не останавливаться на этом, продолжая выполнять физические упражнения самостоятельно. В результате проведенной работы, можно сделать следующий вывод, что рациональное чередование умственной и физической работы, поможет сохранить хорошую работоспособность у школьников в процессе учебной деятельности.
VI. Список литературы:
Апанасенко, Г.Л. Физическое развитие детей и подростков. – Киев : Здоровье, 2000. – 80 с.
Бодров В.А., Розенблат В.В. Физиологические проблемы утомления. – Москва, 2007. – 120 с.
Тихомирова Л.Ф. – Упражнения на каждый день. – Ярославль: Академия развития, 2001. – 144 с.
Шевцов В.В. Общие основы теории и методики физической культуры в вопросах и ответах. – Тюмень: ИПК ПК, 2005. – 78 с.
https://ru.wikipedia.org/wiki\ytomleniehttp://www.medical-enc.ru/19/utomlenie.shtmlhttp://smsport.ru/expo/katalog/borba/kraevs/http://zdravoe.com/120/p1615/index.htmlhttp://cutlife.ru/zdorove/chastota-pulsa-kak-rasschitat.htmlhttp://www.sport-4health.com/coordin.phphttp://www.kraskizhizni.com/poleznoe/1568-utomlenie-u-schkolnikov
Приложение
Таблица №1
Показатели состояния организма участников исследования до проведения исследования.

п\п Показатели ФИО участников исследования
Синьковская Ксения Романкова Елена Зайцев Артем Жгулёв Степан Нигаматуллина Эвелина
1 Нарушения режима + + + + +
2 Самочувствие 2 3 3 3 3
3 Настроение 2 3 3 2 2
4 Правильное питание - + - + -
5 Состояние утомления 4 3 3 3 4
«+» Нарушение режима дня присутствовало.
« - » Нарушения режима дня не было.
Показатели «самочувствие» и «настроение» оцениваются по пятибалльной шкале, по возрастанию:
1б – очень плохое самочувствие, настроение.
2б – плохое самочувствие, настроение.
3б – удовлетворительное самочувствие, настроение.
4б – хорошее самочувствие, настроение.
5б – отличное самочувствие, настроение.
Состояние утомления также оценивается по пятибалльной шкале, по убыванию:
1б – утомления нет.
2б – низкий уровень утомления.
3б – средний уровень утомления.
4б – высокий уровень утомления.
5б – состояние переутомления.
Таблица № 2
Показатели организма участников исследования, после двух недель выполнения комплекса физических упражнений для профилактики умственного утомления.

п\п Показатели ФИО участников исследования
Синьковская Ксения Романкова Елена Зайцев Артем Жгулёв Степан Нигаматуллина Эвелина
1 Нарушения режима + - - - -
2 Самочувствие 3 4 3 3 4
3 Настроение 4 3 4 4 4
4 Правильное питание + + + + +
5 Состояние утомления 3 3 3 3 Таблица № 3
Показатели организма участников исследования, после месяца выполнения комплекса физических упражнений для профилактики умственного утомления.

п\п Показатели ФИО участников исследования
Синьковская Ксения Романкова Елена Зайцев Артем Жгулёв Степан Нигаматуллина Эвелина
1 Нарушения режима - - - - -
2 Самочувствие 4 4 4 4 4
3 Настроение 4 4 4 4 4
4 Правильное питание + + + + +
5 Состояние утомления 2 2 3 2 2
Таблица № 4
Показатели организма участников исследования, по окончанию выполнения комплекса физических упражнений для профилактики умственного утомления.

п\п Показатели ФИО участников исследования
Синьковская Ксения Романкова Елена Зайцев Артем Жгулёв Степан Нигаматуллина Эвелина
1 Нарушения режима - - - - -
2 Самочувствие 4 4 4 4 4
3 Настроение 4 5 5 5 4
4 Правильное питание + + + + +
5 Состояние утомления 2 1 1 1 2
Таблица № 5
Среднее значение показателей состояния организма до исследования.

п\п Показатели ФИО участников исследования Синьковская Ксения Романкова Елена Зайцев Артем Жгулёв Степан Нигаматуллина Эвелина Среднее значение
1 Самочувствие 2 3 3 3 3 2,8
2 Настроение 2 3 3 2 2 2,4
3 Состояние утомления 4 3 3 3 4 3,4
Таблица № 6
Среднее значение показателей состояния организма после исследования.

п\п Показатели ФИО участников исследования Синьковская Ксения Романкова Елена Зайцев Артем Жгулёв Степан Нигаматуллина Эвелина Среднее значение
1 Самочувствие 4 4 4 4 4 4,0
2 Настроение 4 5 5 5 4 4,6
3 Состояние утомления 2 1 1 1 2 1,4
Соотношение значений показателей состояния организма в ходе исследования.