Развитие познавательных навыков у обучающихся средствами технологии организации коллективной творческой деятельности (КТД)


Департамент образования Администрациигорода Дзержинска Нижегородской областиМуниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей «Эколого – биологический центр»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя школа №1»
Конкурс методических разработок «Развитие познавательных навыков у обучающихся при реализации программы «Разговор о правильном питании» 1,2,3 части»
«Развитие познавательных навыков у обучающихся средствами технологии организации коллективной творческой деятельности (КТД)»
Разработала:
Ситдекова Светлана Евгеньевна,
учитель начальных классов,
Стаж работы в программе 1 год
Адрес:
Нижегородская область, г.Дзержинск,
ул. Свердлова д.21, (88313) 36-03-47
г.Дзержинск
2017 г.
Содержание
Введение………………………………………………………………………………. 3 Глава 1 Теоретические аспекты формирования познавательных УУД с помощью приемов и методов организации коллективной творческой деятельности (КТД)……………………………………………………… 4 1.1.​ Сущностные характеристики познавательных УУД. ………………………… 4 1.2.​  Методика организации коллективной творческой деятельности ……… 5-12 Глава 2 Система работы в ходе реализации программы 13-19 Глава 3 Система мероприятий по просвещению родителей в вопросах организации правильного питания детей младшего школьного возраста. ………………….. 20 Глава 4 Занятие по внеурочной деятельности: КТД «Веселые старты» …….. 21-28 Глава 5 Оценка эффективности работы. Отзывы.......................................................29 Список литературы…………………………………………………………. ............30 Приложение
Введение Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Новые социальные запросы общества определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». Перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты. Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.. Цель работы:  описать приемы и методы технологии (КТД) как средство формирования познавательных УУД; сформировать представление о связи рациона питания и образа жизни. Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе. Предмет исследования: процесс использования технологии (КТД) как средство формирования познавательных навыков при реализации программы «Разговор о правильном питании». Задачи исследования: 1.​ Раскрыть сущностные характеристики познавательных УУД. 2.​ Охарактеризовать приемы и методы КТД .3.​ Описать педагогический опыт по использованию КТД .База исследования: МБОУ «Средняя школа №1» г.Дзержинска Методы исследования: -​ Теоретический анализ литературы; -​ Анализ продуктов деятельности учащихся; -​ Метод наблюдения.
Практическая значимость: Представленные методики могут быть использованы педагогами начальных классов Глава 1. Теоретические аспекты формирования познавательных УУД с помощью приемов и методов технологии коллективной творческой .деятельности. 1.1.​ Сущностные характеристики познавательных УУД. Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершеенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.Одной из особенностей УУД является их универсальность, которая проявляется в том, что они - носят надпредметный, метапредметный характер; - обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; - обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; - лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания; - обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося. Качество усвоения знания определяется характером и многообразием видов универсальных действий: личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных. Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы. Общеучебные универсальные действия: *​ самостоятельное выделение и формулирование познава​тельной цели; *​ поиск и выделение необходимой информации; приме​нение методов информационного поиска, в том числе с по​мощью компьютерных средств; *​ структурирование знаний; *​ осознанное и произвольное построение речевого вы​сказывания в устной и письменной форме; *​ выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; *​ рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; *​ смысловое чтение как осмысление цели чтения и вы​бор вида чтения в зависимости от цели; *​ извлечение необхо​димой информации из прослушанных текстов различных жанров; *​ определение основной и второстепенной инфор​мации; свободная ориентация и восприятие текстов художе​ственного, научного, публицистического и официально-дело​вого стилей; *​ понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; *​ постановка и формулирование проблемы самостоятель​ное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Особую группу общеучебных универсальных действий со​ставляют знаково-символичес кие действия:—моделирование — преобразование объекта из чувствен​ной формы в модель, где выделены существенные характе​ристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая) ; —преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Логические универсальные действия: *​ анализ объектов с целью выделения признаков (суще​ственных, несущественных); *​ синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; *​ выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; *​ подведение под понятие, выведение следствий; *​ установление причинно-следственных связей; *​ построение логической цепи рассуждений; *​ доказательство; *​ выдвижение гипотез и их обоснование.— самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. 1.2.​Методика организации коллективной творческой деятельности  Формы коллективной творческой деятельности от других форм отличаются прежде всего характером постановки воспитательных задач и освоения опыта воспитанников. В воспитательном мероприятии педагог открыто ставит задачу перед детьми, передает им готовый опыт. В процессе коллективной творческой деятельности воспитатель тоже ставит задачи, но делает это незаметно. Дети как бы сами «открывают» эти воспитатель ные задачи, вместе со взрослыми и под их руководством создают новый опыт, применяют
. Стадии коллективного творческого дела (КТД) (по методике И.П. Иванова)
Стадии Педагогическое целеполагание Методы, формы деятельности коллектива
Предварительная работа воспитателя
(1 стадия) Для чего, с кем? С какой целью? Кто может помочь? Как подключить детей, родителей? Кому быть организатором? «Нацеливающие» воспитательные мероприятия: «стартовые беседы», товарищеская беседа, рассказ размышление, убеждение на собственном опыте.
Коллективное планирование
(2 стадия) Какие дела проведем? На радость и пользу кому? Где лучше проводить? С кем лучше проводить? Сбор-старт: обоснование предложений, анализ задач на размышление. Творческий поиск Открытая дискуссия. Деловая игра. Побуждение ободрением похвалой, помощью доверием. Выборы «совета, дела» и др.
Подготовка дела
(3 стадия) Как развивать положительные качества ребят? Как преодолевать отрицательные качества ребят? Как включить всех ребят в активный творческий поиск? Как научить ребят преодолевать трудности, не поддаваться соблазнам? Увлечение добрым сюрпризом. Помощь товарищеским советом. Доверие. Товарищеское поощрение. Увлечение делом, поиском, романтикой, героизмом, игрой. Обсуждение.
Товарищеский контроль. Обсуждение. Уточнение проекта коллективного творческого дела.
Проведение дела
(4 стадия) Как воодушевить воспитанников? Помочь им сосредоточиться на главном в КТД? Как увлечь воспитанников личным примером? Как добиться радостной перспективы близкого успех. Как научить ребят выходить из затруднительного положения? Общественно-гуманистические КТД. Познавательные КТД. Художественные КТД. Спортивные КТД. Формы операции, эстафеты, конкурсы, смотры, диспуты, соревнования
Подведение итогов
(5 стадия) Как убедить ребят в необходимости дальнейшего улучшения своей и окружающей жизни? Как научить воспитанников анализировать и оценивать свою работу? Как сделать, чтобы коллективный анализ стал традицией? Товарищеский разбор. Сборы -'огоньки". Похвала, поддержка, побуждение. Товарищеское приучение. Деловой спор. Награда. Обсуждение. Критика. Контроль. Требование. Наказание.
Ближайшие последствия
(6 стадия) Как научить ребят реализовывать выводы и предложения? Как научить воспитанников использовать полученный опыт в жизни коллектива? Как научить учащихся осуществлять собственные решения? Творческие группы. Расстановка сил. Доверие. Радостная перспектива. Изменение режима Выполнение чередующих пору чений. Преемственность вся в делах. Перспектива.Взаимопощь
Каждый этап КТД имеет свои задачи и особенности, но есть некоторые сквозные педагогические идеи, пронизывающие все этапы. Таким образом, целевой и содержательный аспекты стадии коллективного творческого дела заключаются в следующем: деятельность педагога и воспитанников; возможность выбора дел, групп, ролей, вплоть до участия - неучастия в общем деле; подчеркивание вклада каждого, признание ценности мнений и позиций всех ребят. Иначе говоря, делами можно считать такие события в жизни коллектива, когда воспитанники активно действуют, сами решают что, как и для кого (чего) делать, сами организуют свою деятельность. Но здесь необходимо сказать, что не всякая деятельность является системоообразующей, она должна быть лично значимой. Первая стадия – предварительная работа. Её цель: изучить интересы и запросы ребят. Главное умение педагога на этом этапе – уметь создать ситуацию выбор, выбора разумного и творческого. Педагог может провести стартовую беседу, во время которой необходимо увлечь воспитанников радостной перспективой интересного и полезного дела. Для кого? Когда? Где? Кто? С кем вместе? Таким образом провести диагностику уровней интересов и потребностей воспитанников, отобрать их личностные интересы и потребности, направить их на развитие личности. На этом этапе педагог и детский коллектив формирует образ «Мы» и одновременно, каждый осознает себя частью-песчинкой коллектива. При правильно педагогически организованном процессе педагог сможет найти ответ на вопрос: Какие мы? Каков наш коллектив? Перспективы его становления и развития? Ребенок может найти ответ на вопрос: Какой Я? Как Я чувствую себя в коллективе? Принимает ли меня коллектив и принимаю ли коллектив Я? .Вторая стадия - коллективное планирование. Здесь действуют сами дети. Они ищут ответы на поставленные вопросы в микроколлективах (группах, звеньях). Этот разговор условно называют сбором-стартом. Успех его во многом обеспечивает ведущий. Он составляет выдвинутые варианты, задает наводящие, уточняющие вопросы, предлагает обосновать выдвинутые идеи, ставит дополнительные «задачи на размышление». Завершается поиск выбором совета дела. Таким образом, при личном участии каждого члена коллектива сообща создается проект предстоящего дела. Но необходимо подчеркнуть авторство идей и предложений, подчеркнуть ценность как принятых, так и не принятых идей, подчеркнуть роль критиков, организаторов. Педагог на этом этапе не диктует свои условия, не навязывает своего мнения, а размышляет вместе с детьми, отвечает на поставленные вопросы.
Методы и приемы коллективного планирования:
Увлечение радостной перспективой. Приемы: «Давайте помечтаем?», «Давайте попробуем?», «Представьте себе, что….»; Увлечение добрым делом;
Увлечение творчеством. Приемы: «Давайте подумаем, как сделать наши дела интересными, необычными, неожиданными», «Все дела выполнять творчески - иначе зачем?»
Увлечением борьбой с трудностями. Этот прием хорошо работает с детьми подросткового возраста;
Увлечение красивым и гармоничным;
Увлечение необычным Приемы: «Почему?» «Кто разгадает тайну?»
Увлечение смешным и веселым.
Формы коллективного планирования: «Мозговой штурм». Воспитанники в группах через обмен индивидуальными мнениями ищут наилучшие варианты решения проблемы, задачи. В ходе «мозгового штурма» мо жет создаваться «банк идей», то есть набор возможных идей решения проблемы. «Шум» микрогруппы. Обсуждение проблем идет по микрогруппам, где вырабатывается общее мнение или несколько вариантов. Затем каждая группа может сделать презента цию своего проекта. Лучший вариант выбирается на всеобщем голосовании. Защита творческих программ, проектов, сценариев, планов. Каждый член коллектива защищает свой вариант, подводится итог этого поиска и рождается решение. Деловая игра. Игра – одно из самых древних занятий людей. Взрослые и дети всегда играют с удовольствием. В процессе игры происходит освоение новых социальных ролей, приобретение нового опыта и познания своих возможностей. Игры позволяют выстроить аналитическую деятельность в коллективе, находить выход из конфликтных ситуаций, определять психологический климат в коллективе, учит разрабатывать и выстраивать концепции, вживаться в разные ситуации и роли, и конечно формирует коллектив. Виды деловых игр: Игра-проблема, Игра-вердикт, Игра –Проект Спецвыпуски клубных газет. «Каким быть нашему клубу?». «Анкета мнений и предложений. Существует большое количество видов анкет: индивидуальные анкеты в форме прямых вопросов, анкеты-газеты, анкеты-оценивание представленного утверждения в баллах.
Час вопросов и ответов. Ребятам предлагается задать любые вопросы на любые интересующие их темы. Самые интересные могут стать темой диспута.
Копилка интересных предложений. В клубе работает почта, которая принимает письма, бандероли с интересными предложениями и ответами. Разведка интересных и полезных дел. Дается задание группе детей найти, разведать, узнать: что для нас всех значимо и интересно. Завершается поиск выбором совета дела. Третья стадия - коллективная подготовка. Самое важное на этом этапе - распределение поручений. На основе добровольности, заинтересованности и желания сформировать группы: оформление, программа, пресса, сюрприз. Действия воспитанников в необычных условиях требуют быстрых решений, экспромтов, импровизациии в них особенно четко проявляются положительные качества детей, их слабости. Мастерство учителя на этом этапе заключается в умении заинтересовать ребят, помочь поверить в свои силы. Что делать, если кто-то не хочет участвовать ни в одной из групп? А такие дети будут! Лучше оставить таких ребят в покое, но всегда таких детей стараться привлекать, напоминать, что они часть коллектива. Например, нам так не хватало сегодня твоего юмора. Бывает так, что в самом начале некоторые ребята увлекаются, а потом быстро охладевают к делу, так как не приобрели еще умения преодолевать трудности. Поэтому велика роль взрослого, старшего товарища, характер его воздействия на детей, взаимодействия с ними. Не допуская открытого давления, взрослый по-товарищески побуждает детей к целенаправленному, творческому и самостоятельному участию в осуществлении общего замысла. Как? Может увлечь добрым сюрпризом или заинтересовать «трудного» секретным договором с ним. Оказать особое доверие ответственным поручением: «Только ты можешь это сделать». В некоторых случаях педагог подсказывает варианты выполнения работы, дает совет по использованию источников для поиска.
Четвертая стадия - проведение КТД - это итог работы, проделанной при подготовке. На этой стадии осуществляется конкретный план, составленный советом дела, с учетом того, что наработано группами (бригадами, звеньями). Воспитанники в разных формах демонстрируют опыт, накопленный в ходе планирования и подготовки дела. Не нужно бояться отклонений от замыслов, возникающих во время проведения КТД из-за разных непредвиденных обстоятельств. Не следует также бояться и ошибок, допущенных участниками. Все это тоже школа жизни. Педагог, по возможности, незаметно для всех участников дела, для которых оно организуется, направляет детей, регулирует их настроение, помогает сгладить неудавшиеся моменты. Ведущие принципы этого этапа:
Добровольность и заинтересованность;
Возможность выбора в самореализации;
Сочетание подготовительных моментов и импровизации;
Деятельность на радость и пользу людям;
Внимание к каждому (со стороны самих ребят и со стороны взрослых);
Сотрудничество друг с другом и со взрослыми.
Коллектив для личности.
Пятая стадия - коллективное подведение итогов - важный этап. Педагог должен поставить задачи для размышления: что у нас было хорошо и почему? Что не удалось и почему? Что предлагаем на будущее? В какой форме это целесообразно проводить? «Разговор по кругу» или «Орлятский круг». Могут быть использованы внешние атрибуты: свечи, талисман круга, общая песня, гимн клуба. Можно высказывать пожелания друг другу и т.д. На какие вопросы можно получить ответ в ходе проведения рефлексии? -Что хорошо? Что плохо? - Почему нам это удалось? Не удалось? -Что продолжить? Что сохранить? -Каков вклад каждого в общее дело? -Кому сказать спасибо? -Что я могу сказать о самом себе? Какие выводы я сделаю для себя? -Что изменить? Что внести нового? Как это сделать? - Кому мы принесли сегодня радость и пользу? -Что я открыл в себе, в людях? - Как я оцениваю своё участие? -Анкетирование. Разработайте анкеты, если получится, то лучше с детьми. -«Время на шум». Сначала обсуждение идет по группам, а затем группы делятся выработанными мнениями. «Газета-лапша». Здесь можно и порисовать, и пофантазировать, и покритиковать. -Совет: для выпуска стенгазеты заранее приготовьте клей, фломастеры, сделайте вырезки из различных газет, которые отражают настроение, придумайте рубрики: предложение, критика, поддержка и т.д. -Цветопись. С помощью выбранного цвета можно оценить мероприятие. Психологи, считают, что цвета определяют характер человека и выбор цвета изменяется от изменения настроения или социального фактора. Характер и выразительность цвета может значительно меняться в зависимости от различных ассоциаций.
- Референдум «Философский стол». Он позволяет посредством включения участников в дискуссию обеспечить анализ деятельности, проведенного мероприятия, поиск и нахождения решения. Вопросы должны быть сформулированы проблемно, от 3-5. Последний вопрос должен подводить итоги всему мероприятию.
-«Ассоциация». Проводится тоже по кругу. Можно предложить назвать предмет, явление, ощущение от проведенного мероприятия.
Шестая стадия - ближайшее последействие КТД. Общественное мнение, выработанное на стадии коллективного подведения итогов, становится содержанием ближайшего последствия в процессе которого воспитатель организует использование опыта, накопленного при планировании, подготовке, проведении и обсуждении дела. На общем сборе в анкете дети и взрослые высказали предложения, поделились своими впечатлениями, переживаниями. Говорили о том, чему научились. Педагогу все это надо взять на заметку, чтобы использовать в дальнейшей работе. Известно, что далеко не все воспитанники готовы осуществлять свои собственные решения, закреплять приобретенный опыт. Поэтому сразу же после подведения итогов КТД необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы коллективно приняться за осуществление тех предложений, которые были высказаны на итоговом сборе. Намечается программа последовательных действий, определяются новые дела. Схема реализации КТД Целеполагание Планирование Реализация .Условия педагогического успеха коллективного творческого дела Чтобы обеспечить реализацию воспитательных возможностей КТД, педагогу необходимо соблюдать определенные условия. Первое условие - нельзя нарушать последовательность действий (стадий) при подготовке и проведении любого КТД, допускать изменения позиции, роли, которая определена педагогу как старшему товарищу. Второе условие - подготовка и проведение любого КТД требует того, чтобы взрослые вместе с детьми опирались на опыт предшествующих дел, необходимо учитывать опыт и знания учащихся, полученные в учебно-воспитательном процессе; ранее используемые форм. Третье условие - общая забота. Надо научиться включать каждого воспитанника как своего младшего товарища в совместные действия на общую радость и пользу. Четвертое условие - товарищество. Педагог должен всегда проявлять внутреннее, духовное отношение к воспитаннику как к младшему товарищу.
Пятое условие - единство мыслей и действий, воли чувств. Воздействовать так, чтобы развивать в единстве все три стороны личности растущего человека: познавательно-мировоззренческую, эмоционально-волевую и действенную. Шестое условие - единый коллектив. Влиять так, чтобы способы воздействия воспитателей на воспитанников были бы и способами воздействия самих воспитателей на себя, а также способами воздействия воспитанников друг на друга, на воспитателей и каждого воспитанника на самого себя. Седьмое условие - творчество, а не шаблон. Влиять так, чтобы использовать в единстве различные виды воспитательного воздействия - незаметное и открытое, прямое и опосредованное, но использовать непременно творчески, не допуская формализма и унылого, убивающего неординарность однообразия. Выводы первой главы. Последнее время все больше проявляют интерес к методике КТД, многие педагоги возлагают на неё большие надежды, полагая, что она должна решить все проблемы воспитания сразу и целиком. Но можно успешно усвоить технологию как механическую строну методики, но так и не сдвинуться с «мертвой точки». После этого сразу обвинить методику в несостоятельности, так и не поняв, что ведущими её составляющими являются стиль отношения с детьми и изменение содержания воспитательного процесса: умение сотрудничать, строить личность в процессе работы на пользу людям, и главное необходима личность педагога особого типа. Нужен педагог, который сумеет, построить воспитательный процесс так, чтобы он строился не для перестраховщика, а для радости и развития растущего человека. Из всех показателей оценки методики КТД главным следует считать самочувствие в ней человека. Методика хороша, если в ней хорошо каждому ребенку и взрослому.
Глава 2 Система работы в ходе реализации программы Календарно – тематическое планирование
№ Название темы Цель Задачи Основные понятия Форма Результат Формирование познавательных навыков
1-2 Если хочешь быть здоров Познакомить учащихся с героями программы, сформировать представление о важности правильного питания. формировать представление о ценности здоровья, значении правильного питания Здоровье, питание, правила питания Урок-игра, приемы: « «Представьте себе, что….»; -знать героев программы;
-уметь называть полезные продукты -характеризовать свойства некоторых продуктов;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
-характеризовать влияние употребления различных продуктов питания на здоровье человека;
выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
анализировать собственные действия по режиму питания;
Формировать умения самооценки и самоконтроля;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке
3-4 Самые полезные продукты Дать представление о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день; научить детей выбирать самые полезные продукты формировать представление о продуктах ежедневного рациона; продуктах, которые нужно есть часто; продуктах, которые нужно есть иногда
формировать представление о том, какие продукты наиболее полезны для человека
формировать представление о необходимости ответственно относиться к своему здоровью и питанию Продукты, блюда, здоровье Сюжетно-ролевая игра «Мы идём в магазин», деловая игра -знать полезные продукты: овощи и фрукты, молочные продукты, мясо и рыбу. 5-7 Как правильно есть Сформировать у школьников представление об основных принципах гигиены питания развивать представление об основных правилах гигиены питания, важности их соблюдения;
развивать основные гигиенические навыки, связанные с питанием Питание, здоровье, правила гигиены Игра-обсуждение «Законы питания» -знать правила гигиены питания;
-уметь выполнять эти правила в повседневной жизни; 7-8 Удивительные превращения пирожка Дать представление о необходимости и важности регулярного питания, соблюдения режима питания формировать представление о роли регулярности питания для здоровья;
формировать представление об основных требованиях к режиму питания Здоровье, питание, режим Соревнование
Тест. Знать типовой режим питания школьника и уметь его соблюдать 9-10 Из чего варят каши, и как сделать кашу вкусной Сформировать у детей представление о завтраке как обязательном компоненте ежедневного меню, различных вариантах завтрака формировать представление о завтраке как обязательной части ежедневного меню;
расширить представление о блюдах, которые могут входить в меню завтрака
формировать представление о каше как полезном и вкусном блюде Завтрак, режим, меню, каша, крупа Конкурс «Самая вкусная и полезная каша» Знать о компонентах ежедневного меню и различных вариантах завтрака. 11-12 Плох обед, если хлеба нет Сформировать представление об обеде как обязательном компоненте ежедневного рациона питания, его структуре. формировать представление об обеде как обязательной части ежедневного меню
формировать представление об основных блюдах, входящих в состав обеда, об опасности питания «всухомятку» Обед, блюдо, первое блюдо, второе блюдо, десерт, закуска, меню Урок –представление (театрализованный) Знать о ежедневном рационе питания школьника 13-14 Полдник. Время есть булочки -познакомить детей с вариантами полдника, дать представление о значении и роли молока формировать представление о полднике как обязательной части ежедневного меню
формировать представление о продуктах и блюдах, которые могут быть включены в меню полдника Полдник, меню, хлебобулочные изделия, молоко и молочные продукты Конкурс-викторина «Знатоки молока» Знать о пользе молока и молочных продуктах; 15-16 Пора ужинать -формирование представления об ужине как обязательном компоненте ежедневного рациона питания формировать представление об ужине как обязательной части ежедневного меню
расширить представление о блюдах, которые могут быть включены в меню ужина Ужин, меню
  Урок-практикум -знать об основных блюдах, подаваемых на ужин; основные правила приёма пищи во время ужина. 17-18 Где найти витамины весной формировать представление о роли витаминов для здоровья человека, основных продуктах — источниках витаминов
формировать представление о важности и необходимости включения в рацион питания растительной пищи Витамины, фрукты, овощи Урок  - блиц-турнир «Где прячутся витамины» 19-20 Как утолить жажду -сформировать представление о значении жидкости для организма человека, цености разнообразных напитков формировать представление о роли воды для организма человека
расширить представление о разнообразии напитков, пользе различных видов напитков Жажда, здоровье, напитки Урок-игра «Посещение музея воды» -знать о вреде газированных напитков,
Знать о важности достаточного потребления воды 21-23 Что надо есть, если хочешь стать сильнее -сформировать представление о связи рациона питания и образа жизни, о высококалорийных продуктах питания расширить представление о роли спорта для сохранения и укрепления здоровья
формировать представление о продуктах и блюдах, которые нужно включать в рацион питания человека, занимающегося спортом Здоровье, спорт, питание Игра «Веселые старты» Знать, когда организм нуждается в дополнительном количестве жидкости, углеводах, а когда количество углеводов увеличивать не стоит высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
-работать по предложенному учителем плану;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке совместно с учителем и другими учениками;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему;
24-25 На вкус и цвет товарищей нет -познакомить детей с разнообразием вкусовых свойств различных продуктов и привить практические навыки распознавания вкусовых качеств наиболее употребительных продуктов познакомить детей с разнообразием вкусовых свойств различных продуктов и блюд
формировать представление о том, как происходит распознавание вкуса
формировать умение описывать вкусовые свойства продуктов и блюд Вкус, блюда, продукты Урок-исследование -знать, что школьнику важно соблюдать режим питания 26-28 Овощи, ягоды и фрукты — витаминные продукты -познакомить детей с разнообразием фруктов, ягод, их значением для организма расширить представление о пользе фруктов и овощей как об источниках витаминов
расширить представление об ассортименте блюд, которые могут быть приготовлены из растительной пищи Овощи, фрукты, витамины, здоровье Урок – панорама  «Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты» Знать о пользе витаминов и их значении для организма человека 29-31 Каждому овощу — свое время -познакомить детей с разнообразием овощей, их полезными свойствами развивать представление о пользе фруктов и овощей
формировать представление о сезонных фруктах и овощах Овощи, фрукты, витамины, здоровье Урок  - блиц-турнир «Где прячутся витамины» Знать о пользе овощей;
уметь готовить витаминные салаты 32-33 Праздник урожая -закрепить полученные знания о законах здорового питания; познакомить учащихся с полезными блюдами для праздничного стола. обобщить знания о правильном питании
расширить представление о наиболее полезных продуктах и блюдах Питание, здоровье, блюда Урок - ролевая игра «Русская трапеза»; Знать основные законы здорового питания
Глава 3 Система мероприятий по просвещению родителей в вопросах организации правильного питания детей младшего школьного возраста
Основные мероприятия Срок Исполнители
1. Проведение классных родительских собраний по темам
- совместная работа семьи и школы по формированию здорового образа жизни дома. Питание учащихся.
- профилактика желудочно-кишечных заболеваний и инфекционных, простудных заболеваний. Итоги медицинских осмотров учащихся сентябрь
октябрь
декабрь врач, медсестра
2 .Участие в программе «Разговор о правильном питании» В течение года классный руководитель
3. Анкетирование родителей «Питание глазами родителей» сентябрь медсестра
4. Проведение совместных внеклассных мероприятий: «Путешествие по улице Правильного питания», КТД «Веселые старты» и т.д. родители, класс.руководитель 5. Индивидуальные консультации медсестры школы «Как кормить нуждающегося в диетпитании» первый вторник каждого месяца медсестра
6. Родительский лекторий «Здоровье вашей семьи» февраль психолог
7. Встреча медицинского работника с родителями
- «Личная гигиена ребенка» апрель-май медсестра, классный руководитель
8. Анкетирование родителей «Ваши предложения на новый учебный год по развитию школьного питания» май классный руководитель
Между семьей и школой вырабатывается единство взглядов в отношении к здоровью и физическому развитию ребенка. Наиболее эффективными формами сотрудничества педагогов с родителями в вопросах формирования культуры здорового питания детей стали открытые уроки по программе «Разговор о правильном питании», классные часы, КТД с родителями, соревнования "Папа, мама, я - здоровая семья". Результатами проводимой работы стали: - стабилизация уровня состояния здоровья школьников; - уменьшение количественных показателей заболеваний объясняется регулярно проводимыми лечебно-профилактическими и санитарно-гигиеническими мероприятиями; - получают сбалансированное, витаминизированное питание в школьной столовой. - включенность педагога и родителей в деятельность по сохранению здоровья школьников; - сотрудничество с родителями учащихся при организации урочной и внеурочной оздоровительной работы
Глава 4. Занятие по внеурочной деятельности
«Разговор о правильном питании»
Тема занятия: «Что надо есть, если хочешь стать сильнее. КТД «Веселые старты» »
Цели пропаганда занятий спортом,формировать представление о связи рациона питания и занятий спортом; развивать умение участвовать в подвижных играх в соответствии с правилами и соблюдением техники безопасности, способствовать гармонизации детско-родительских отношений;
Внеклассное мероприятие Веселые старты
Планируемые образовательные результаты Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):
научатся: организовывать и проводить со сверстниками и взрослыми подвижные игры и элементы соревнований;
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):
познавательные – овладеют способностью оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;
коммуникативные – выражают готовность слушать собеседника и вести диалог; овладевают диалогической формой речи, способностью вступать в речевое общение, умением пользоваться учебником;
регулятивные – овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся ее выполнять.
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях
Методы и формы обучения индивидуальная, фронтальная
Образовательные ресурсы Мячи, скакалки, ложки, тазики с водой, предметы одежды
Организационная структура
Этапы Деятельность учителя,учащихся, родителей Формы
совзаимо-действия Ход мероприятия Познавательные действия
1 2
3 4 5
I. Танцевальный флешмоб «Веселая зарядка» Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся и родителей
Учитель проверяетготовность, создается эмоциональный настрой. Группой родителей с детьми подготовлен праздничный танцевальный флешмобКоллективная Ведущий:Здравствуйте дорогие друзья! Сегодня  команды самых ловких, быстрых и эрудированных ребят и их родители докажут в честном, открытом и весёлом поединке, что они достойны звания "Чемпионы!" В соревнованиях «Веселые старты» участвуют команды учащихся и родителей.  Пожелаем участникам соревнований успеха, но прежде чем перейти к испытаниям необходимо провести разминку.
Открывает наш праздник флешмоб «Веселая зарядка» (участвуют дети с родителями)
Приложение Получить представление о взаимосвязи физических упражнений выполненных под музыкальное сопровождение и эмоционального настроя
2.
Эстафеты: 1. Чья команда быстрее отгадает витаминный кроссворд
2. «Собери витаминный урожай» Групповая, фронтальная
Ведущий: Команды готовы? Тогда приступим к первому испытанию. Все знают, что человек весел, счастлив, бодр только тогда, когда он здоров. А сберечь здоровье нелегко! А для этого нужно употряблять витамины.( Презентацию про витамины, которые находятся в овощах и фруктах проводят родители)Приложение арбуз А чтобы нам запастись витаминами, нам необходимо собрать урожай .Эстафеты: 1. Чья команда быстрее отгадает витаминный кроссворд Приложение
2. «Собери витаминный урожай» (На линии старта в обруче лежат малые мячи, по сигналу участники берут по одному мячу и переносят на противоположную сторону, складывают их в ёмкости для «витаминов», возвращаются, передают эстафету следующему участнику.)
Осуществляли поиск необходимой информации из рассказа родителей, отвечают на вопросы, делают сравнения
3. Оформление плаката «Что такое здоровый образ жизни» Фронтальная, индивидуальная.
Ведущий: Наши ребята не только быстрые и ловкие, но ещё и эрудированные, могут много рассказать о здоровом образе жизни. Сейчас команды должны помочь оформить плакат «Что такое здоровый образ жизни» Приложение Использовать знаково-символические средства, формировать умения и навыки отбора необходимой информации
4. Эстафета «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!» Коллективная Молодцы! Все прекрасно знают: Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья! Без них нам не прожить. Каждый из вас любит на солнышке понежиться, воздухом свежим подышать и с водой поиграть. Сейчас вам предстоит наполнить емкости водой с помощью ложек. Эстафета «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!» (На линии старта в тазах стоит вода, по сигналу участники берут ложки с водой и переносят на противоположную сторону, выливают в ёмкости для воды, возвращаются, передают эстафету следующему участнику.) Развивать двигательное действие
5 Эстафета «Соберись на прогулку» Коллективная Ведущий: Осень за окном сейчас, часто меняется её настроение: идут дожди, дует холодный ветер. Поэтому нужно одеваться по погоде, чтобы не простудиться. Эстафета «Соберись на прогулку»(из большого количества предметов одежды, необходимо одеться по погоде ) Осуществлять поиск необходимой информации, отвечать на вопросы и делать сравнения
6 Игровой момент “Горшочек каши”. Работа с пословицами.
Эстафета: рассортировать крупы по видам. Фронтальная, индивидуальная.
А теперь внимательно послушайте ваших родителей и скажите, о каких видах каш идет речь. 1. Гречневая каша- Развивает ум. Очень ароматна И на вкус приятна.2. Рисовая каша - полезная,Не дает толстеть.А овсяную простоНужно детям есть.3. Перловая и ячневаяОсобый имеют вкус.Долго не раздумывай,А мотай на ус.4. Пшенная, да если тамЕще и тыква есть,Это такая вкуснятина,Слов восторженных не счесть.5. Да, ребята, понял я: Каша – это сила, каша – это ум. Ешь на завтрак кашу, И расти большим. Игровой момент “Горшочек каши”. Работа с пословицами. (Из горшочка учитель достает части пословицы. Дети собирают пословицу и объясняют, почему так в народе говорят). - Давайте, восстановим пословицы Кашу маслом – пища наша. (Кашу маслом не испортишь) Щи да каша – здоровым будешь (Щи да каша – пища наша) Если про кашу не забудешь, матушка наша. (Если про кашу не забудешь, здоровым будешь) Гречневая каша – да мала чашка. (Гречневая каша – матушка наша) Хороша кашка, не испортишь. (Хороша кашка, да мала чашка)Эстафета: Вам нужно крупы рассортировать по видам. Осуществлять поиск необходимой информации, отвечать на вопросы и делать сравнения
7 Эстафета «Хоккей с мячом» Коллективная Ведущий: Со спортом нужно подружиться Всем тем, кто с ним еще не дружен.Поможет вам он всем взбодриться,Он для здоровья очень нужен!Один из любимых видов спорта у нас в России это - хоккей. И сейчас нашим ребятам предстоит поиграть в хоккей с мячом. Эстафета «Хоккей с мячом» (На линии старта первые участники получает клюшку и мяч, по сигналу участники ведут мяч клюшкой до ворот и забивают мяч, забирают её, возвращаются и передают инвентарь следующему участнику.) Развивать двигательное действие
8 Двигательная минутка
Флэшмоб «Мы маленькие звезды»
Коллективная Двигательная минутка
Флэшмоб «Мы маленькие звезды»
Приложение Получить представление о взаимосвязи физических упражнений выполненных под музыкальное сопровождение и эмоционального настроя
9 Эстафета «Самые меткие» Коллективная Ведущий: Настало время посоревноваться в меткости. Эстафета «Самые меткие» (На линии старта в корзине лежат малые мячи, на противоположной стороне стоит взрослый держит корзину, по сигналу участники команд по одному берут по мячу и стараются попасть мячом в корзину.) Развивать двигательное действие
10 Эстафета «Заботливые родители» Коллективная Ведущий: Родители наших ребят внимательные и заботливые, поэтом их дети всегда будут здоровы. Следующее испытание для родителей. Эстафета «Заботливые родители»(Каждой команде выдается зонт, папа несет за спиной ребёнка, переступая через лужи, а мама бежит за ними, укрывая ребенка зонтом от дождя). Развивать двигательное действие
11 Эстафета «Меню спортсмена» Выступает с беседой врач Елена Владимировна. Коллективная Ведущий: Для каждого из нас мама – самый дорогой и близкий человек, мама - наш друг и помощник. Мама для нас – и модельер, и повар, и даже доктор.
С беседой выступает врач Елена Владимировна Приложение
Эстафета «Меню спортсмена» (перед командами выкладываются разнообразные продукты. Выбрать только те которые полезны для спортсмена). Находить закономерности; отвечать на вопросы, делать сравнения
12 Домашнее задание: рассказать о зимних видах спорта.
Фронтальная, индивидуальная.
Ведущий:
Занятия спортом развивают силу воли, учат быть настойчивым, решительным и смелым. Домашнее задание: рассказать о зимних видах спорта.
Задание 2. Рассмотри картинки. Соедини фигурки спортсменов с изображениями предметов, которые им необходимы для занятий спортом. Формировать умения и навыки отбора необходимой информации; отвечать на простые вопросы, делают сравнения; осознанно строят речевое высказывание в устной форме о видах спорта
13 Рефлексия Коллективная Ведущий: Наши соревнования подошли к концу, настало время наградить всех участников, которые сегодня очень старались.:– Для чего нужны физические упражнения?
Ведущий: Вот и закончился наш праздник. Все участники команд показали свою ловкость, силу, быстроту, а главное – получили заряд бодрости и массу положительных эмоций! Желаем вам крепкого здоровья, почаще улыбаться и никогда не унывать!
(Под весёлую музыку участники соревнований уходят.) Знать значение физ.упражнений в жизни человека
Глава 5 Оценка эффективности работы. Отзывы. Современная ситуация в российском обществе требует обязательного просвещения детей и родителей в вопросах  культуры питания. Общеобразовательная школа вполне способна решить эту задачу с помощью программы «Разговор о правильном питании». Преимущество программы заключается в том, что её материал актуален для детей. Всё что они узнают и чему учатся на занятиях, могут применить в повседневной жизни уже сегодня. Представленная мной система реализации программы «Разговор о правильном питании»   показала  максимальное вовлечение детей и их родителей в  поисковую и творческую работу, в  отработку знаний, навыков в определении продуктов правильного питания, умений организации меню школьника начальных классов, понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей  нашего региона, о чём свидетельствуют рисунки, плакаты, сообщения, презентации самих участников занятий. Результатом моей работы считаю: 100% питание в школе, употребление полезных продуктов питания, соблюдение гигиены и режима питания, реализация правильного питания в семье. Учитывая мнения родителей, я буду планировать работу по программе «Разговор о правильном питании» на следующий год. Главная моя задача как учителя состоит в том, чтобы каждое проведённое занятие приносило детям чувство удовлетворения, радость познания и откровенное желание сохранить своё здоровье как главную ценность человека.  Отзывы в приложении
Список используемой литературы.
Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009,79с.
Деменева Н.Н., Иванова Н.В. Личностно ориентированные педагогические технологии в начальной школе, соответствующие требованиям ФГОС - Учебно-методическое пособие Москва, 2015
3. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел/ И.П. Иванов – Москва, 1989
Приложения
Приложение Флэшмоб «Весёлая зарядка"




Приложение
Арбуз
Он большой, как мяч футбольный,Если спелый - все довольны.Так приятен он на вкус!Что это за шар?


Флэшмоб «Мы - маленькие звёзды




Приложение
Елена Владимировна – мама доктор о выборе питания
Проблема сегодняшнего дня - дети и их родители не уделяют должного внимания на выбор питания, что сказывается на здоровье младших школьников. Вот почему каждому из нас жизненно важно понять и перестроить свой образ жизни и питания согласно требованиям сегодняшнего дня. Правильное питание - это, прежде всего, знание того, что полезно для организма, а что – нет, затем – претворение этого знания в жизнь.
 В возрасте 7-11 лет (младшие школьники) продолжается дальнейшее формирование организма, отличающееся высокой скоростью роста, увеличением массы тела, интенсивностью обменных процессов. В этом возрасте завершается формирование скелета и скелетной мускулатуры, а также сердечно-сосудистой, легочной систем, пищеварительного тракта, системы иммунологической защиты. Для детей школьного возраста питание должно быть сбалансированным по белкам, жирам, углеводам, витаминам и минеральным веществам. С пищей кроме энергии, детский организм должен получать определенное количество веществ, из которых строятся клетки и ткани. Именно от этих веществ зависят физическая и умственная работоспособность, иммунитет. Для бесперебойной работы тканей и органов необходимо, чтобы вещества в полном объеме поступали в организм.Здоровье ребенка – основа здоровья взрослой жизни.
Принципы здорового питания школьников.
Питание школьника должно быть оптимальным. При составлении меню обязательно учитываются потребности организма, связанных с его ростом и развитием, с изменением условий внешней среды, с повышенной физической или эмоциональной нагрузкой. При оптимальной системе питания соблюдается баланс между поступлением и расходованием основных пищевых веществ. Для здоровья детей важнейшее значение имеет правильное соотношение питательных веществ. В меню школьника обязательно должны входить продукты, содержащие не только белки, жиры и углеводы, но и незаменимые аминокислоты, витамины, некоторые жирные кислоты, минералы и микроэлементы. Эти компоненты самостоятельно не синтезируются в организме, но необходимы для полноценного развития детского организма. Соотношение между белками, жирами и углеводами должно быть 1:1:4.
Калорийность рациона школьника должна быть следующей:• 7-10 лет – 2400 ккал • 14-17лет – 2600-3000ккал • если ребенок занимается спортом, он должен получать на 300-500 ккал больше.
Необходимые продукты для полноценного питания школьников.
Питание школьников должно быть разнообразным. Организм человека для поддержания здоровья требует разнообразные питательные вещества. Существует 6 основных групп питательных веществ: белки, жиры, углеводы, витамины, минералы и клетчатка. Различные виды пищи богаты разными питательными веществами .          Белки –это главный строительный материал, они частично идут на энергозатраты организма, стимулируют умственную деятельность. Самыми ценными для ребенка являются рыбный и молочный белок, который лучше всего усваивается детским организмом. На втором месте по качеству мясной белок, на третьем белок растительного происхождения. В рационе ребенка школьного возраста обязательно должны присутствовать следующие продукты: • молоко или кисломолочные напитки; • творог; • сыр ;• рыба ; • мясные продукты ;• яйца .
Жиры –это главный энергетический материал. Усваиваясь, они дают больше калорий, чем белки и углеводы. Необходимые жиры содержатся не только в привычных для нас «жирных» продуктах  масле, сметане, сале и т.д. Мясо, молоко и рыба – источники скрытых жиров. Животные жиры усваиваются хуже растительных и не содержат важные для организма жирные кислоты и жирорастворимые витамины. Ежедневно ребенок школьного возраста должен получать: • сливочное масло; • растительное масло;• сметану.
Углеводы -это поставщики энергии. Их способность откладываться в виде жировой ткани требует от человека разумных ограничений. Они повышают продуктивность умственного труда, стимулируя работу нервной системы.
Необходимые продукты в меню школьника: • хлеб;• крупы;• картофель;• мед;• сухофрукты;• сахар.
Пища школьников должна содержать витамины. Продукты, содержащие основные необходимые витамины и минеральные вещества, обязательно должны присутствовать в рационе школьника для правильного функционирования и развития детского организма.Продукты, богатые витамином А: • морковь;• сладкий перец;• зеленый лук;• щавель;• шпинат;• зелень;• плоды черноплодной рябины, шиповника и облепихи.Продукты-источники витамина С: • зелень петрушки и укропа;• помидоры;• черная и красная смородина;• красный болгарский перец;• цитрусовые;• картофель .Витамин Е содержится в следующих продуктах:• печень;• яйца;• овсяная и гречневая крупы .Продукты, богатые витаминами группы В: • хлеб грубого помола;• молоко ; • творог ; • печень ; • сыр ;• яйца ;• капуста;• яблоки; • миндаль ;• помидоры ;• бобовые .
Питание должно быть по режиму. Режим питания, это одна из главных составляющих здоровья, организм привыкает получать пищу своевременно, каждый день в одно и то же время, таким образом, он вырабатывает свой ритм работы, и все системы функционируют отлажено и без сбоев. Для детей младшего школьного возраста специалисты рекомендуют 4-5 разовое питание, примерное меню на день должно выглядеть следующим образом: — 7.00 до 7.30 — обязательный завтрак дома;— 9.30 до 10.00 — небольшой перекус в школе; — 12.00 до 12.30 — горячий обед в школе или дома; — 15.00 до 15.30 – полдник; — 18.30 до 19.00 – ужин; — 20.30 – легкий перекус за час до сна.Мы часто говорим: «В здоровом теле – здоровый дух». Питание детей тесно связано со здоровьем. Недостаточное поступление питательных веществ в детском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости. Организованное школьное питание регламентируется санитарными правилами и нормами, и поэтому в значительной степени соответствует принципам рационального питания.