Комплексный подход к организации коллективной творческой деятельности студентов

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РФ
НОВИСИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ –
ФГБОУ ВО «СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Выпускная квалификационная работа

по курсу «Организация воспитательной работы в условиях современной образовательной организации»

Тема:
Комплексный подход к организации коллективной творческой деятельности студентов (на примере Иркутского театрального училища)





Выполнила:
Сальникова Н.И.,
слушатель курса
повышения квалификации

Проверил:
Чуб Е.В., к.п.и., доцент
зав. кафедрой современных
образовательных технологий
НИДО-СибГАУ

Новосибирск 2016
Содержание
13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc449270824" 14Введение 13 PAGEREF _Toc449270824 \h 1431515
13 LINK \l "_Toc449270825" 14Часть 1. Особенности организации воспитательной работы в среднем профессиональном образовании 13 PAGEREF _Toc449270825 \h 1451515
13 LINK \l "_Toc449270826" 141.1 Воспитание в социальном и профессиональном аспектах 13 PAGEREF _Toc449270826 \h 1451515
13 LINK \l "_Toc449270827" 141.2 Характеристика системы среднего профессионального образования в сфере культуры 13 PAGEREF _Toc449270827 \h 1491515
13 LINK \l "_Toc449270828" 141.3 Основные направления воспитания, реализуемые в системе среднего профессионального образования сферы культуры и искусства 13 PAGEREF _Toc449270828 \h 14151515
13 LINK \l "_Toc449270829" 14Часть 2. Коллективная творческая деятельность как обязательный элемент воспитательной системы в Иркутском театральном училище 13 PAGEREF _Toc449270829 \h 14201515
13 LINK \l "_Toc449270830" 142.1 Характеристика воспитательной системы в Иркутском театральном училище 13 PAGEREF _Toc449270830 \h 14201515
13 LINK \l "_Toc449270831" 142.2 Комплексный подход к планированию воспитательной работы с учетом различных направлений воспитания 13 PAGEREF _Toc449270831 \h 14251515
13 LINK \l "_Toc449270832" 142.3 Технология организации творческого мероприятия 13 PAGEREF _Toc449270832 \h 14331515
13 LINK \l "_Toc449270833" 142.4 Опыт проведения творческих мероприятий в Иркутском театральном училище 13 PAGEREF _Toc449270833 \h 14371515
13 LINK \l "_Toc449270834" 14Заключение 13 PAGEREF _Toc449270834 \h 14411515
13 LINK \l "_Toc449270835" 14Список использованной литературы 13 PAGEREF _Toc449270835 \h 14441515
15
Введение

В современном обществе в последнее время появляются высказывания, говорящие о высоком интересе к среднему профессиональному образованию, позволяющему молодому человеку освоить профессию с приобретением квалификации специалиста среднего звена. Необходимость в специалистах среднего звена, обладающих большим операционным инструментарием и автоматизированными навыками работы, освоивших большой пласт практического материала и способных, в случае необходимости, к расширению знаний за счет теоретизации и обобщения (при продолжении образования в высшей школе), сохраняет уровень среднего профессионального образования и утверждает его актуальность в современном обществе. Специфика обучения специалиста по программам среднего профессионального образования вносит коррективы в такой неотъемлемый компонент педагогического процесса, как воспитание. Учебная деятельность в сфере культуры предъявляет особые требования к работе по формированию молодых специалистов, планирующих работать по специальностям укрупненной группы специальностей «Сценические искусства и литературное творчество», в том числе и в качестве преподавателей творческих дисциплин и руководителей театральных коллективов. Актуальность работы состоит в необходимости рассмотреть воспитательный компонент процесса подготовки специалиста среднего звена квалификации «Актер, преподаватель» (творческих дисциплин) в свете сложившихся в современном обществе тенденций. Цель работы – уточнить особенности системы организации воспитательной работы в среднем профессиональном учебном заведении на примере Иркутского театрального училища. Задачами являются:
раскрытие понятия воспитания в его социологическом аспекте и как составляющей педагогического процесса в области профессионального образования;
уточнение значимых особенностей процесса получения профессионального актерского образования, влияющих на воспитательный компонент;
анализ характеристик воспитательного процесса в Иркутском театральном училище.
В ходе написания данной работы мы опирались на организационно-правовые, теоретические, учебно-методические источники. Материалом для практического анализа послужил опыт организации и реализации воспитательной работы в Иркутском театральном училище в 2014/2015 и 2015/2016 учебных годах.
Работа состоит из двух частей, введения, заключения, оглавления и списка литературы. В первой части раскрываются основные теоретические понятия в их взаимосвязи – воспитание, профессиональное образование, система профессионального образования в области искусств. Особое внимание уделяется комплексному подходу к воспитательному процессу в системе СПО при реализации различных направлений воспитания. Во второй части дается детальная характеристика системы воспитательной работы в СПО сферы искусств на примере Иркутского театрального училища. Отдельно рассмотрена технология организации творческого мероприятия, учитывающая специфику учебного заведения, и приведен анализ ряда проведенных внутриучилищных мероприятий.
Часть 1. Особенности организации воспитательной работы в среднем профессиональном образовании
1.1 Воспитание в социальном и профессиональном аспектах
Воспитание как педагогическая категория рассматривается в современной педагогической науке с разных позиций. Это и общественное явление, и деятельность, и процесс, и ценность, и система, и воздействие, и взаимодействие и т.д. В широком социальном смысле воспитание – воздействие общества и социальной среды на человека в целом, т.е. фактически воспитание отождествляется с социализацией. В широком педагогическом смысле воспитание – педагогический компонент социализации, целенаправленное воздействие на ребёнка воспитательными институтами общества. Воспитание в узком педагогическом смысле – воспитательная работа как целенаправленное формирование у детей системы определённых нравственно-эстетических качеств. В ещё более узком значении воспитание – это решение конкретных воспитательных задач, таких как воспитание определенных нравственных качеств [9: Т.1]. Таким образом, одним из важнейших аспектов воспитания является его социальная направленность.
Задача воспитания всегда выражает историческую потребность общества в подготовке поколения, способного реализовывать определенные общественные функции и социальные роли. То есть системы, обусловливающие характер и задачи воспитания, соответствуют сложившимся этническим и национальным традициям, особенностям политического строя, уровня развития государственности, определенной ценностной иерархии, идеологической доктрине государства. В мировой практике известны спартанская система воспитания, система рыцарского воспитания, домострой, воспитание джентльмена и другие [2: 25]. Средства воспитания используются для сохранения функционирования общества в его существующем виде и развитие в заданном историческом направлении.
Образование, в частности профессиональное, является одним из приоритетных сфер интересов государства. В Российской Федерации система образования всех уровней опирается на федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ. Социальная направленность воспитания при сохранении индивидуальности личности зафиксирована законодательно. Воспитание в законе определяется как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [6: гл. 1, ст. 2]. Действуя в интересах общества и в то же время предоставляя личности возможность выявить и развить свою индивидуальность, воспитание в системе образования на сегодняшнем этапе реализует гуманистические, антропоцентрические идеи. Современный социальный заказ представлен совокупностью ориентиров, которая формирует:
целостную и научно-обоснованную картину мира,
самосознание гражданина, ответственного за судьбу Родины,
приобщение к общечеловеческим ценностям и адекватное поведение по отношению к этим ценностям,
креативность и творческое начало как черты личности,
самосознание помощи в самореализации [14: 176].
Воспитание нового поколения представляет отдельную проблему, являющуюся национальным делом. Сегодня подростка нужно защитить от агрессии внешней среды и научить достойно жить в меняющемся социуме, проектируя продуктивную социальную среду. С другой стороны, молодого человека надо ввести в практику личностного самоопределения, формирования собственных взглядов и позиций, готовности нести ответственность за результаты своей деятельности [8]. Двунаправленность воспитания – на взаимодействие с внешней средой и на внутренний мир человека – характеризует комплексность воспитательной работы в процессе формирования специалиста среднего звена. Будущий профессионал должен, во-первых, уметь правильно взаимодействовать с окружающими и уметь организовывать сферу своей деятельности, а с другой стороны, важно сохранить и развить его личностные особенности, которые дадут ему возможность самоопределения и самоактуализации в профессиональной сфере.
Одним из основных видов деятельности личности как члена общества является труд, социально полезная профессиональная деятельность. Воспитание в ходе приобретения личностью профессии в этой связи рассматривается как специальная работа сотрудников образовательного учреждения, направленная на становление у субъектов образования системы убеждений, нравственных норм и других качеств личности, предусмотренных получаемым образованием [12]. Специалист должен обладать определенным перечнем личностных качеств, присвоить ценностные ориентиры, которые признаются в той или иной сфере профессиональной деятельности как обязательные и формирующие парадигму поведения, и организовывать свои действия в рамках предписываемых норм и правил.
Таким образом, процесс формирования профессионала, специалиста среднего звена, связан не только с обучением, передачей знаний и навыков. Важным в педагогическом процессе на данном этапе является воспитательный аспект: освоение профессиональных компетенций неразрывно связано с присвоением студентом определенной системы ценностей, убеждений и норм, характерных для получаемой профессии. Однако при этом развитие и становление личности обучающегося остается основной целью воспитания. Задачи воспитания могут быть обозначены следующим образом:
создание условий для гармонического развития личности обучающегося;
включение обучающегося в жизнь социума в качестве полноправного его члена с вытекающими из этого правами и обязанностями;
приобщение обучающегося к особой системе ценностей и нравственных ориентиров конкретной профессиональной деятельности.
Рассмотрим особенности системы среднего профессионального образования в сфере культуры, отражающиеся на организации воспитательной работы с будущими специалистами в области искусств.
1.2 Характеристика системы среднего профессионального образования в сфере культуры

Профессиональное образование является особой сферой педагогической деятельности. Его сущность состоит в том, чтобы подготовить человека к определенной профессиональной деятельности, дать ему необходимую систему знаний, практических умений и навыков [13]. В основном законе, регулирующем образовательную сферу, профессиональное образование определяется как вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности [6: гл. 1, ст. 2].
Основополагающими понятиями в области профессионального образования можно считать понятия «квалификация» и «образовательный стандарт». Квалификация есть уровень компетенций, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности. Образовательный стандарт – это совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Компетенция – подтвержденная способность использовать знания, навыки, личные, социальные и / или методологические способности в работе или учебных ситуациях, в профессиональном и личностном развитии. Согласно теории самодетерминации человека в профессии, развитие компетенций определяется следующими постулатами:
люди по своей природе активны со своими потенциальными возможностями и внутренней силой;
людям свойственна тенденция к росту и развитию для интегрированного функционирования и выполнения различных требований;
оптимальное развитие и действия присущи людям, но они не происходят автоматически.
Эти элементы оказывают воздействие на индивидуальные различия в проявлениях компетенций. Компетенции (квалификация) и требования производительности (образовательный стандарт) связаны между собой: компетенции – это запрос на способности и умения при выполнении работ, требование же предполагает, что человек должен сделать для выполнения задачи работы, но это не означает, как он это должен сделать [1]. Образовательная система, таким образом, регулирует получение гражданами квалификаций с опорой на образовательный стандарт, отражающий социальный заказ общества в различных сферах функционирования социума.
Система образования в Российской Федерации представляет собой определенную, взаимосвязанную иерархию образовательных заведений, отличающихся по уровню и профессиональной направленности образования. [3: 20]. В российской образовательной системе установлены следующие уровни профессионального образования:
среднее профессиональное образование;
высшее образование – бакалавриат;
высшее образование – специалитет, магистратура;
высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации [6: гл. 2, ст. 10].
 Для оптимального функционирования системы образования важна не только определенная целостность и стабильность каждого звена системы, взаимосвязь и преемственность ее ступеней «по вертикали», но и динамичность развития, стремление к вариативности и способность гибко реагировать на изменения образовательных потребностей и возможностей общества. [3: 21]. Общество на современном этапе претерпевает изменения, оказывающие форматирующее влияние на всю систему образования. Одной из тенденций последних десятилетий в сфере профессионального образования в сфере культуры стал массовый переход учреждений СПО в разряд высших учебных заведений, однако востребованность специалистов среднего звена в профессиональной сфере сохраняет высокий уровень занятости выпускников средних профессиональных учебных заведений.
Среднее профессиональное образование является особым, качественно определенным уровнем системы профессионального образования, занимающим значительное место в удовлетворении текущих образовательных потребностей личности и общества. «Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования» [6: гл. 8, ст. 68]. Одной из важнейших характерных черт среднего профессионального образования является возможность его получения на базе основного общего образования (9 классов), что позволяет выпускникам начать профессионально ориентированное обучение значительно раньше и приступить к трудовой деятельности с более раннего возраста.
Сфера культуры является одной из специфических отраслей жизнедеятельности человека. Подготовка специалистов, работающих в данной отрасли, требует выполнения определенной совокупности требований к их квалификации.
Сфера культуры в широком смысле понимается как система организаций и лиц, осуществляющих деятельность по созданию, сохранению, распространению благ, удовлетворяющих потребности людей в эстетических переживаниях, развлечении и информации. Многообразие видов культурной деятельности можно подразделить на группы, выполняющие различные функции и удовлетворяющие потребности разной направленности (таб. 1):
Таблица 1. Виды культурной деятельности
Вид культурной деятельности
Функциональная направленность
Ведущие потребности

художественное творчество
создание культурных продуктов
эстетические

сохранение культурного наследия
сохранение культурных благ
эстетические, информационные

клубная и развлекательная деятельность
создание и распространение культурных благ
развлекательные, информационные

массовое создание и распространение культурных благ (индустрия культуры)
создание и распространение культурных благ
информационные, развлекательные, эстетические


Спецификой сферы культуры является то, что здесь различные виды деятельности соотносятся друг с другом не как разные ступени или уровни обслуживания, а являются альтернативными способами удовлетворения эстетических, развлекательных, информационных потребностей и конкурируют друг с другом за внимание и время людей [15].
Неотъемлемым элементом профессиональной подготовки в сфере культуры является творчество. Творчеством называют деятельность в области искусств, конструирования, создания и реализации новых проектов, научного познания. Способность к творчеству креативность считается особым качеством личности. [9: Т. 2]. Работа по раскрытию творческого потенциала и развитию креативности предполагает индивидуальный подход к обучению наряду с выполнением обязательных требований образовательного стандарта.
Согласно федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», подготовка квалифицированных творческих и педагогических работников в области искусств осуществляется на принципах непрерывности и преемственности через реализацию образовательных программ в области искусств. Реализация этих программ направлена на выявление одаренных детей и молодежи в раннем возрасте, профессиональное становление, развитие обучающихся, основанное на возрастных, эмоциональных, интеллектуальных и физических факторах, а также последовательное прохождение взаимосвязанных этапов профессионального становления личности [6: гл. 11, ст. 83].
Среднее профессиональное образование в сфере культуры является одним из важных звеньев профессиональной подготовки специалистов. Так, в настоящее время в Российской Федерации реализуются образовательные программы следующих уровней:
I уровень – детская школа искусств (по видам искусств), являющаяся базой будущего профессионального образования.
II уровень – училище или колледж искусств - образовательные учреждения среднего профессионального образования, дающие выпускнику альтернативные возможности, в частности, работать по приобретенной специальности или продолжить обучение в высшем учебном заведении. При этом для музыкального, хореографического и изобразительного искусств среднее профессиональное образование является необходимым уровнем образования.
III уровень – высшее учебное заведение искусств, в котором повышается уровень профессиональных умений и навыков, уже полученных на предшествующем уровне образования [5].
Таким образом, на систему профессиональной подготовки специалистов среднего звена для сферы культуры влияют следующие факторы:
Федеральный государственный образовательный стандарт, в котором изложены требования к перечню приобретаемых в ходе обучения компетенций и уровню их освоения (социальный заказ);
индивидуальный подход к раскрытию личностного творческого потенциала каждого студента;
направленность сферы культуры на создание, распространение и сохранение культурных благ для удовлетворения эстетических, развлекательных и информационных потребностей общества.
Эти факторы определяют особые формы организации педагогического процесса, в частности, воспитания, в средних профессиональных учебных заведениях сферы культуры.




1.3 Основные направления воспитания, реализуемые в системе среднего профессионального образования сферы культуры и искусства
Система учреждений профессионального образования осуществляет подготовку к определенным видам труда в экономической и социальной сферах. При этом учреждения среднего профессионального образования не только обеспечивают общественное производство квалифицированными кадрами, но и создают условия для дальнейшего продвижения личности в системе образования. Однако проблема воспитания сохраняет актуальность, его качественного определения и целенаправленного развития. Рост интереса у молодежи к современным социокультурным процессам и личностному самоопределению свидетельствует о том, что их стремление к получению профессионального образования выходит за рамки простого овладения узко профессиональными знаниями и навыками. Необходимо создать оптимальные условия для развития личности обучающегося, оказать ему помощь в самовоспитании, самоопределении, нравственном самосовершенствовании, освоении широкого круга социального опыта. [8]. Система профессионального образования, таким образом, направлена на формирование человека и как специалиста, и как личности.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года [10] предполагает реализацию ряда направлений работы в области воспитания, среди которых поддержка института семейного воспитания, информационная культура поведения, гражданское воспитание, патриотическое воспитание, духовное и нравственное воспитание, приобщение к культурному наследию, физическое воспитание и формирование культуры здоровья, трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, экологическое воспитание.
Таким образом, направлениями реализации нового подхода к организации воспитательной деятельности в профессиональной школе сферы культуры и искусства являются следующие:
утверждение отношений сотрудничества учащихся и преподавателей в управлении учреждениями профессионального образования;
развитие студенческого самоуправления;
использование возможностей дополнительного образования для преодоления расхождений между качеством подготовки специалистов и реальными требованиями рынка труда, между рыночным спросом и индивидуальными потребностями личности; для реализации профессионального потенциала будущего специалиста; повышения его ответственности за свою карьеру и социальные последствия своей профессиональной деятельности;
развитие досуговой, клубной деятельности как особой сферы жизнедеятельности учащейся молодежи и функционирования молодежной субкультуры;
развитие и совершенствование работы сети служб социально-психологической помощи учащейся молодежи в учреждениях профессионального образования;
изучение и распространение опыта организации воспитания обучающихся в общественных организациях и учреждениях профессионального образования, продуктивно использующих научно-профессиональный потенциал, возможности социальных, культурных, исторических традиций региона.
Воспитание учащихся и студентов в системе СПО, ориентированное на формирование базовой культуры личности, может и должно включать в себя:
дальнейшее развитие социального и жизненного опыта личности, мотивационной сферы, социально-коммуникативных навыков и умений;
формирование навыков принятия решений в последовательном и ответственном осуществлении своих социальных функций;
поддержку профессионального роста;
гражданское самоопределение;
осознанное формирование социально приемлемого образа жизни и пр.
Реализация указанных задач предполагает:
разработку содержания, форм и методов воспитания, адекватных функциям учреждений профессионального образования различных типов и видов, а также модели специалиста, которого они готовят;
сочетание личностных интересов и профессиональных возможностей;
создание необходимых условий для самореализации личности обучающихся в различных сферах (клубная деятельность, вторичная занятость, спорт, туризм, реализация педагогических наклонностей и др.).
Важным практическим аспектом формирования личности будущего успешного профессионала является профессиональная ориентация учащейся молодежи, которая не прекращается с поступлением молодого человека в учреждение профессионального образования [8].
Одна из педагогических традиций профессионального образования в сфере культуры и искусства – трактовка образовательного процесса как учебно-воспитательного, когда студентам транслируется не только информация, но и осуществляется передача ценностных основ культуры, а воспитание личности ставит целью раскрытие необходимости постоянного личностного и профессионального совершенствования. В то же время констатируется профессионально-практическая направленность получаемых студентами знаний и навыков, культуросообразность образовательного процесса, а также развитие творческой составляющей педагогического процесса, в том числе через реализацию творческих достижений студентов и преподавателей в социально-культурной практике (фестивали, конкурсы профессионального мастерства и т.д.). Необходимым является также поддержание в учреждении СПО постоянно развивающейся культурно-образовательной среды, создающей условия для профессионального и личностного совершенствования будущих специалистов. Профессиональное образование в сфере искусства являет собой эффективный механизм трансляции культуры. Одним из направлений оптимизации работы этого механизма является создание педагогической системы развития с опорой на важнейшие для российского образования идеи воспитания человека нравственного, ответственного, обладающего широким спектром знаний и одновременно высококвалифицированного специалиста, трудолюбивого, умеющего отстаивать собственные жизненные принципы, стремящегося к достижению не только материальных, но и духовных жизненных и профессиональных целей [11: 27-29]. К приоритетным направлениям развития профессионального образования относятся качественное изменение его содержания и реформирование методик, форм, подходов к преподаванию. Развитие образования направлено на активизацию познавательной самостоятельности студента, на воспитание творческой личности специалиста с высокой профессиональной компетентностью, на развитие его эстетического мировосприятия и этического отношения к действительности. Кроме того, необходимо развивать способность будущего специалиста к адаптации к социальному окружению [11: 50]. Сочетание педагогических традиций в сфере культуры и новых вызовов времени формируют сегодняшнее состояние образовательного процесса в учебных заведениях СПО и воспитательной работы как его неотъемлемой части.
Основными направлениями воспитательной работы в среднем профессиональном образовании сферы культуры являются нравственное, гражданское, патриотическое, эстетическое, информационное, экологическое, валеологическое, физическое, экономическое воспитание, которые реализуются в педагогическом процессе, Педагогический процесс, в свою очередь, направлен как на формирование профессионала, обладающего компетенциями согласно образовательному стандарту, так и на гармоничное развитие личности через индивидуальный подход и поддержание творческой атмосферы учебного заведения.

Часть 2. Коллективная творческая деятельность как обязательный элемент воспитательной системы в Иркутском театральном училище
2.1 Характеристика воспитательной системы в Иркутском театральном училище
Как было установлено в первой части, воспитание как часть педагогического процесса в учреждении среднего профессионального образования сферы культуры и искусств должно реализовывать следующие направления:
нравственное воспитание,
гражданское воспитание,
эстетическое воспитание,
валеологическое воспитание,
трудовое и профессиональное воспитание,
патриотическое воспитание,
воспитание в сфере информационных технологий,
экологическое воспитание,
экономическое воспитание,
физическое воспитание,
приобщение к культурным ценностям.
Эти направления реализуются с учетом специфики образовательной организации, а именно необходимостью создания и поддержания творческой атмосферы учебного заведения при индивидуализированном подходе к обучению и воспитанию студентов.
Особенность образования в области театрального искусства определяется тем, что оно базируется не только на научных знаниях, как в большинстве других сфер, а на непосредственной передаче опыта, умений от учителя к ученику и не только на интеллектуальном, но и на чувственном, духовном уровне. Это обстоятельство в значительной степени определяет специфику образования в области театрального искусства [4]. Иркутское театральное училище – единственное за Уралом среднее профессиональное учебное заведение, готовящее специалистов среднего звена исключительно по специальности 52.02.04 «Актерское искусство» по видам «Актер драматического театра и кино», «Актер музыкального театра», «Актер театра кукол». Узкая специализация позволяет сохранять преемственность образовательного процесса и тесную связь с базами профессиональной практики – театрами г. Иркутска и Иркутской области. Возможность получения профессии актера на базе основного общего образования привлекает абитуриентов из других регионов России. Среди студентов жители Улан-Удэ, Красноярска, Новосибирска, Забайкальского края, Омска, Петропавловска-Камчатского, Алтайского края, Республики Саха (Якутия). После окончания учебного заведения выпускники получают квалификацию «Актер, преподаватель» (творческих дисциплин) и могут либо приступать к профессиональной исполнительской и педагогической деятельности, либо продолжить образование в высшей школе.
Обучение по специальности «Актерское искусство» имеет ряд отличий от других специальностей, относящихся к сфере культуры и искусств. Так, итоговой учебной работой является исполнение ролей в учебных спектаклях. С этой целью студенческая группа формируется подобно труппе театра для обеспечения возможности постановки нескольких учебных спектаклей за время обучения. Обучение при этом ведется руководителем группы – мастером (по аналогии с художественным руководителем театра), который принимает на себя ответственность за весь комплекс профессиональной подготовки будущих артистов. Организация подготовки артистов в форме мастерской и моделирование процесса коллективного творчества репертуарного театра являются признанным в мире достижением, требующим сохранения базовых основ российского театрального образования, не допуская укрупнения специальностей (квалификаций) подготовки [5]. Большая загруженность студентов в течение недели, специфическая форма организации профессиональной исполнительской практики, а также объем осваиваемых учебных материалов влияет на форму организации воспитательной работы в Иркутском театральном училище.
Согласно ФГОС по специальности 52.02.04 «Актерское искусство» [7], устанавливаются следующие характеристики профессиональной деятельности выпускников. Область профессиональной деятельности – исполнительское творчество в профессиональных театрах, театральное образование в ДШИ и других образовательных организациях. Объекты профессиональной деятельности выпускников – литературные, драматические и музыкальные произведения разных эпох и стилей; творческие коллективы; ДШИ и другие образовательные организации, а также образовательные программы, реализуемые в них; зрители театральных представлений и кинозрители; театральные и концертные организации, а также организации культуры и образования. Актер, преподаватель готовится к творческо-исполнительской и педагогической деятельности.
Общие компетенции, которыми должен обладать выпускник, реализуют, помимо образовательной функции, то или иное направление воспитания:
Трудовое (профессиональное) воспитание – ОК 1 (Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес), ОК 2 (Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество), ОК 8 (Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации), ОК 9 (Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности).
Воспитание в сфере информационных технологий – ОК 4 (Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития), ОК 5 (Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности).
Гражданское воспитание – ОК 3 (Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях), ОК 6 (Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством), ОК 7 (Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий).
Полноценное использование воспитательного потенциала учебных дисциплин – ОК 10 (Использовать умения и знания базовых дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности), ОК 11 (Использовать умения и знания профильных дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности).
Помимо указанных, в учебно-воспитательной работе реализуются все направления воспитания в той или иной форме.
Структуру воспитательной работы составляют:
институт классных руководителей (реализация индивидуализированного подхода к обучению и воспитанию, активная работа по адаптации студентов к учебе на I курсе, организация и сопровождение учебного процесса в течение всего периода обучения);
психологическое сопровождение студентов (индивидуальная, мелкогрупповая и групповая работа со всем студенческим коллективом на протяжении всего периода обучения, выявление и коррекция девиантного поведения, психологическая помощь);
кабинет профилактики наркомании и других негативных явлений в молодежной среде (валеологическое сопровождение студентов и преподавателей);
старостат (орган студенческого самоуправления, ежегодно переизбирается);
стипендиальная комиссия (назначение академических и социальных стипендий, в составе – администрация училища, классные руководители, старосты курсов);
комиссия по переводу на места, финансируемые из областного бюджета (в составе – администрация училища, художественные и классные руководители курсов, старосты курсов);
официальный сайт училища, а также группа в социальной сети «Вконтакте».
В сферу деятельности воспитательной части входят: организация внутриучилищных воспитательных мероприятий, сопровождение профессиональной исполнительской практики студентов (на сценических площадках училища и выездных), организация участия студентов и преподавателей училища в мероприятиях других учреждений, документационное и организационное сопровождение участия студентов и преподавателей в фестивалях и конкурсах профессионального мастерства, информационное сопровождение педагогического процесса, организация медицинского сопровождения и другие направления работы.
Воспитательный потенциал как профилирующих, так и общепрофессиональных дисциплин используется довольно активно, причем творческий продукт, получаемый в педагогическом процессе, включается в систему воспитательной работы других образовательных организаций.
Рассмотрим более подробно планирование воспитательного процесса в Иркутском театральном училище с учетом комплексного подхода к его реализации.

2.2 Комплексный подход к планированию воспитательной работы с учетом различных направлений воспитания

Воспитательный процесс в любом учебном заведении должен обладать одновременно двумя взаимоисключающими, с первого взгляда, характеристиками: относительной стабильностью в достижении главной цели – формирования гармонически развитой личности, и в то же время подвижностью методов и приемов для реализации конкретных мелких воспитательных задач или для адаптации к новым условиям реализации воспитания. Можно выделить несколько этапов воспитательной работы.
Целеполагание (разработка идеальной модели выпускника образовательной организации).
Анализ уровня воспитанности обучающихся в сравнении с идеальной моделью.
Планирование воспитательной работы по различным направлениям на учебный год с учетом результатов анализа уровня воспитанности обучающихся.
Реализация воспитательной работы (воспитательных воздействий) с адаптацией и корректировкой запланированного к вновь выявленным фактам и обстоятельствам.
Анализ проведенной воспитательной работы (воспитательного воздействия).
В Иркутском театральном училище при планировании воспитательной работы применяется комплексный подход, а именно учет всех элементов, аспектов деятельности, а также внешних факторов. Неразрывность обучения и воспитания также отражается в планировании. Воспитание проводится по всем направлениям и имеет целью формирование личности, гражданина, профессионала. Рассмотрим процедуру планирования воспитательной работы на примере плана на 2015-16 учебный год. Особо отметим направление воспитания, реализуемое в каждом конкретном воспитательном мероприятии (воздействии). Среди направлений – умственное, нравственное, трудовое, физическое, эстетическое, гражданское, патриотическое, правовое, экономическое, экологическое воспитание, воспитание в сфере информационных технологий. Отметим, что трудовое воспитание в обучении по специальности «Актерское искусство» неразрывно связано с творческо-исполнительской деятельностью, поскольку студенты в процессе выполнения профессиональных задач реализуют профессиональную исполнительскую практику.

Таблица 2. План воспитательной работы Иркутского театрального училища на 2015-2016 учебный год
сроки проведения
мероприятие
целевая аудитория
направление воспитания

1 сентября
День знаний (концертная программа)
студенты I-IV курсов, преподаватели, администрация
трудовое, эстетическое

первая неделя сентября
Классные часы на курсах
студенты I-IV курсов
трудовое, правовое


Старостат по выбору председателя совета старост
старосты курсов
гражданское



Совещание классных руководителей
классные руководители


10-12 сентября
Гастроли Московского театра «Et Cetera», Иркутский академический драматический театр им. Н.П. Охлопкова: просмотр спектаклей, творческие встречи
студенты I-IV курсов, преподаватели, администрация
эстетическое, нравственное

18 сентября
Посвящение в студенты
студенты I-IV курсов, преподаватели, администрация
трудовое, эстетическое

20-26 сентября
Х международный театральный фестиваль современной драматургии им. Александра Вампилова, Иркутский академический драматический театр им. Н.П. Охлопкова
студенты I-IV курсов, преподаватели, администрация
эстетическое, нравственное

27 сентября – 4 октября
Областной фестиваль «Дни русской духовности и культуры «Сияние России»: участие в программе фестиваля со спектаклями, композициями, концертными программами, а также в творческих встречах и круглых столах
студенты I-IV курсов, преподаватели, администрация
трудовое, эстетическое, нравственное

сентябрь-октябрь
День здоровья
студенты I-IV курсов, преподаватели
физическое, экологическое

сентябрь
Лекция на I курсе по профилактике негативных явлений в молодежной среде
Студенты I курса
правовое, физическое

1-2 октября
День пожилого человека: благотворительный показ спектаклей «Бабий бунт» (IV курс), «Антон Палыч Чехов однажды заметил» (III курс) для членов ветеранских организаций Иркутска

трудовое, нравственное, гражданское

5 октября
День Учителя (концертная программа)
студенты I-IV курсов, преподаватели
трудовое, эстетическое

октябрь
Экскурсия по Иркутску, посещение музеев города (Центра А.Вампилова, Музея Декабристов и др.)
студенты младших курсов
нравственное, эстетическое

3 ноября
Урок истории «День согласия и примирения»
студенты младших курсов
гражданское

13 ноября
День призывника: выездной показ концертной программы студентов IV курса «Еще тогда нас не было на свете», призывной пункт ст. Гончарово

трудовое, гражданское

27 ноября
Литературно-музыкальная композиция студентов II курса, посвященная 100-летию со дня рождения К.М. Симонова
студенты, преподаватели, администрация училища, приглашенные
нравственное, патриотическое, трудовое, эстетическое

ноябрь
«Дорогой знаний» - IV Межрегиональная олимпиада по общеобразовательным дисциплинам.

студенты I-III курсов
умственное

20-30 декабря
Новогодние сказки
студенты младших курсов
трудовое, нравственное

25 января
День студента (концертная программа)
студенты I-IV курсов, преподаватели, администрация
трудовое, эстетическое

15 февраля
День влюбленных, воспитательное мероприятие
студенты I-IV курсов, преподаватели, администрация
нравственное

4 марта
Поздравительная программа с 23 февраля и 8 марта
студенты I-IV курсов, преподаватели, администрация
трудовое, эстетическое

29 февраля
Внутриучилищный конкурс чтецов «Искусство звучащего слова»
Студенты старших курсов
трудовое, эстетическое

26 марта
День открытых дверей (концертная программа)
студенты I-IV курсов, преподаватели, администрация
трудовое, эстетическое

28 марта
День Театра (конкурс самостоятельных студенческих работ)
студенты I-IV курсов, преподаватели, администрация
трудовое, эстетическое

март-апрель
Областной фестиваль «Студенческая весна»
студенты I-IV курсов, преподаватели, администрация
трудовое, эстетическое, гражданское

апрель
Гастрольная поездка в рамках губернаторской программы «Деятели искусств и культуры – жителям Иркутской области» с проектом «Я люблю эту землю»
студенты IV курса
трудовое, нравственное

конец апреля – начало мая
Показ концертных программ и спектаклей, посвященных Дню Победы
студенты II-IV курсов
нравственное, патриотическое, трудовое

конец мая – начало июня
Итоговая государственная аттестация студентов IV курса
студенты IV курса
трудовое, эстетическое

начало июня
Торжественное вручение дипломов
студенты I-IV курсов, преподаватели, администрация
трудовое, эстетическое

В течение года
Контроль над успеваемостью, посещаемостью и условиями проживания в СВЦ
студенты I-IV курсов, проживающие в СВЦ
гражданское, правовое, экономическое


Посещение спектаклей в профессиональных театрах города
студенты I-IV курсов
трудовое, эстетическое


Работа с родителями студентов
родители студентов
гражданское


Индивидуальные беседы со студентами
студенты I-IV курсов



Профилактика социально-негативных явлений среди студентов
студенты I-IV курсов
физическое
правовое,
экономическое


Не отражены в достаточной степени в плане, но предполагают реализацию направления:
умственное воспитание – через проведение уроков как профилирующих, так и общегуманитарных, общепрофессиональных и социально-экономических дисциплин;
физическое воспитание – через систему занятий дисциплин пластического воспитания (физическая культура, сценическое движение и фехтование, танец классический, танец современный);
гражданское и правовое воспитание – через организацию студенческого самоуправления (Старостат);
воспитание в сфере информационных технологий – через привлечение студентов к подготовке материалов к размещению на официальном сайте училища и в группе Вконтакте.
Как видно из приведенных материалов, планирование воспитательной работы на очередной учебный год предполагает учет, прежде всего, цели и задач профессионального образования по специальности «Актерское искусство», взаимосвязь воспитания и обучения, а также постоянную работу по реализации нравственного и эстетического воспитания, являющуюся обязательным и постоянным элементом профессиональной подготовки актера. Гражданскому и патриотическому воспитанию также уделяется много внимания, особо выделяется работа по формированию у студентов осознания социальной значимости получаемой профессии. Требования современного общества к профессионалам сферы культуры также находят отражение в плане воспитательной деятельности в таких воспитательных воздействиях и мероприятиях, как препятствие распространению негативных явлений в студенческой среде (валеологическое и правовое воспитание), профилактика экстремистских проявлений (воспитание толерантности), привитие норм поведения в информационном пространстве (воспитание в сфере информационных технологий).
2.3 Технология организации творческого мероприятия
Система воспитательных мероприятий, сложившаяся в Иркутском театральном училище, предполагает проведение ряда общеучилищных мероприятий. Несмотря на то, что праздничные концерты сложились в традиционную ежегодную схему, каждое мероприятие организуется с применением технологии коллективного творческого дела.
Согласно теории И.П. Иванова, коллективные творческие дела это социальное творчество, направленное на служение людям, Родине, творчество самостроительства личности. Его содержание забота о себе, о друге, о своём коллективе, о близких и далёких людях в конкретных практических социальных ситуациях. Развивающее содержание состоит в переходе от близких к средним, а затем к далёким целевым перспективам. Алгоритм организации и проведения КТД состоит из этапов: поиск, целеполагание и организация, прогнозирование и планирование, реализация, аналитико-рефлексивная деятельность. При этом уровень самостоятельности деятельности учащихся растёт от сотрудничества с преподавателями до полной самостоятельности. Характерные особенности педагогической технологии КТД – свобода обучающихся (в нашем случае студентов) в процессе работы над коллективным творческим делом, в сотрудничестве с преподавателем, а не в подчинении ему, применение методик коллективной работы (мозговой штурм, свободная творческая дискуссия), мотивацией к участию в коллективной творческой деятельности – стремление личности к творчеству, самовыражению, самореализации. [9: T.2]. Подготовка и проведение творческих мероприятий входит в план профессиональной (исполнительской) практики. Развитие творческих способностей и составляет одну из основных задач учебной деятельностей Специфика учебного заведения и характер мероприятий накладывают отпечаток на технологию КТД. Основная форма проведения – праздничный концерт, подготовка к которому осуществляется поэтапно. В отличие от КТД, проводимых в условиях школы, в мероприятиях театрального училища важен не только этап подготовки, но и результат – выход на зрителя (исполнительская практика). В каждом творческом концертном КТД функции участников четко разделены: ответственный курс готовит проведение мероприятия, делает конферанс и наравне и остальными курсами подготавливает капустный (творческий) номер.
Формат этапов проведения коллективного творческого дела
Поиск. В случае традиционных для училища мероприятий данный этап опускается. При проведении незапланированных мероприятий, потребность в которых возникает стихийно в течение учебного года, этап реализуется инициативной группой студентов при поддержке преподавателя (классного руководителя).
Целеполагание и организация. За каждым мероприятием закреплен определенный курс. Для воспитательной системы училища характерно постепенное повышение ответственности за проведение общеучилищных мероприятий: I курс – День здоровья (выезд на природу) и День Святого Валентина (произвольное интерактивное мероприятие на переменах), II курс – Праздничный концерт к 23 февраля и 8 марта (выступление на сцене), III курс – «Любовь моя – Театр!» (конкурс самостоятельных студенческих работ, посвященных Дню театра), Торжественное вручение дипломов выпускникам (праздничный концерт и произвольное интерактивное мероприятие), IV курс – День знаний (выступление на сцене), Посвящение в студенты (выступление на сцене, произвольное интерактивное мероприятие), День студента (день самоуправления, выступление на сцене). Таким образом, за время обучения студенты получают опыт не только участия, но и организации всех мероприятий. Цель и задачи каждого КТД обсуждаются студентами ответственного курса как между собой, так и с преподавателями. Высокий уровень осознанности студентами и преподавателями важности внеурочной творческой деятельности обеспечивает активное включение всех студентов курса в творческий процесс. Организационные задачи ответственного за мероприятие курса таковы:
выявить цель мероприятия и донести ее до студентов I курса для быстрейшего знакомства с образовательной средой и профессией артиста, в случае подготовки мероприятия I курсом цель выявляется в беседах с классным руководителем и мастерами;
организовать время проведения мероприятия и репетиций для других курсов;
обеспечить сопровождение мероприятия: назначить ответственного звукооператора, осветителя; обеспечить распределение мест в зале; привлечь студентов других курсов к оформлению сцены, зала, коридоров;
при необходимости ограничить другие курсы в создании капустного номера тематически.
Прогнозирование и планирование. На данном этапе студенты сочиняют сценарий курсового номера или всего мероприятия, намечают график проведения репетиций. Важным на данном этапе является кураторство со стороны художественного руководителя курса и преподавателей мастерства актера. Степень влияния мастеров с каждым годом понижается: если на I курсе это многократные отсмотры номера, помощь на репетициях, то к IV курсу это однократный показ перед мероприятием. Важным результатом данного этапа является приобретение студентами умения планировать свою учебную и внеучебную деятельность для «вписывания» подготовки к мероприятию в интенсивный учебный график, а также осознание личной ответственности за результат коллективной деятельности.
Реализация. Проведение мероприятий обычно вызывает широкий резонанс в театральной среде города и области, на праздничные концерты и особенно внутриучилищные конкурсы приходят актеры и режиссеры иркутских и областных театров, что положительно сказывается на качестве показываемых номеров. Для будущих актеров важно осознавать важность каждого выхода на зрителя, и интерес со стороны профессиональных театров заставляет студентов тщательно готовить каждое мероприятие.
Аналитико-рефлексивная деятельность. Обязателен разбор и анализ каждого мероприятия на занятиях в рамках мастерства актера и других профилирующих дисциплин. Студенты применяют те же методики, что и при анализе просмотренных спектаклей. Они оценивают не только качество работы других курсов, но и своего курса и себя в частности. Если выявляются проблемы или ошибки, то студенты стремятся их исправить или скомпенсировать в следующем воспитательном мероприятии.
Как видно из приведенного выше разбора этапов проведения КТД, в процессе проведения студенты максимально проявляют творчество, причем выполняют как задачи, поставленные руководством, так и сами участвуют в целеполагании и проектировании. Воспитательные мероприятия носят комплексный характер, поскольку затрагивают и воспитание, и обучение, а также реализуют различные виды воспитания, например, трудовое и эстетическое.


2.4 Опыт проведения творческих мероприятий в Иркутском театральном училище
Как было уточнено ранее, проведение коллективных творческих дел в Иркутском театральном училище организуется с активным привлечением студентов, при высокой степени их автономности. Комплексный подход позволяет интегрировать воспитательные мероприятия в учебную работу по профилирующим дисциплинам специальности «Актерское искусство».
В качестве примера рассмотрим одно из проведенных в училище мероприятий.

Посвящение первокурсников в студенты – 2015

Дата и время проведения: 18 сентября 2015 года
Место проведения: зал учебного театра
Ответственный курс: IV курс специализации «Актер музыкального театра», художественный руководитель заслуженный артист РФ В.В. Варлашов
Цель: повышение мотивации студентов к приобретаемой специальности.
Задачи:
сплочение студенческого коллектива;
знакомство студентов I курса с традициями училища и театра, культурой поведения на сцене;
создание условий для творческого развития и самореализации студентов всех курсов;
профессиональная (исполнительская) практика студентов всех курсов.
Общая концепция: концертная программа по мотивам мультфильма «Король лев», первокурсники – львята, II курс – животные саванны, пришедшие поклониться новорожденным львятам, III курс – гиены, замыслившие недоброе, вожак – лев Шрам (IV курс), IV курс – прайд львов. В финале концерта все животные приходят к согласию и приглашают львят на сцену (первый раз, до посвящения студенты I курса на сцену не поднимаются).
Оборудование: световое и звуковое оборудование сцены, декорации, костюмы, грим, реквизит.
Этапы подготовки:
Сбор студентов IV курса, разработка общей концепции мероприятия (7-10 сентября).
Старостат при заместителе директора по воспитательной работе по проведению мероприятия. Распределение творческих задач между курсами (исключая I курс): тематика творческих номеров, декорирование сцены и коридоров (10 сентября).
Беседа представителей IV курса с первокурсниками для разъяснения смысла и значения мероприятия (11 сентября).
Классный час с первокурсниками для уточнения правил проведения мероприятий в училище, смотр творческого номера (ответного слова), проводят классный руководитель и преподаватели по мастерству актера (12 сентября).
Репетиции конферанса (IV курс), творческих номеров (II-IV курсы), встраивание номеров в общую канву конферанса (14-17 сентября).
Подготовка к проведению дискотеки: подбор плейлиста, списка конкурсов, ответственный – IV курс (16-17 сентября)
Непосредственная подготовка мероприятия: декорирование коридоров, сцены (17-18 сентября).
Проведение праздника: показ творческих номеров, посвящение в студенты с традиционными элементами (подарки от других курсов, солёная каша, театральный грим на лицо, вручение студенческих), дискотека (18 сентября).
Публикация на официальном сайте училища новости о проведенном мероприятии с фотоотчетом, подготовка статьи – IV курс, фото – фотограф училища (19 сентября).
Обсуждение по курсам творческих номеров концерта (профессиональное мастерство), проблем в организации и успешных ходов. Акцентирование внимания студентов на положительном опыте. Поиск возможных решений в ситуациях неудачи. Подготовка анализа мероприятия заместителем директора по ВР совместно со старостами и классными руководителями курсов (21-22 сентября).
Как видно из плана проведения мероприятия, оно организовано в форме коллективного творческого дела, с распределением ролей и обязанностей, распространяется на весь студенческий коллектив, при необходимости подключается преподавательский состав. Важно, что студенты по мере взросления приобретают б
·льшую автономность в реализации задач (творческих и организаторских), например, старосты II курса организуют только свой курс на создание творческого номера и подарков для первокурсников, а IV курс составляет концепцию всего мероприятия, распределяет ответственность за направления работы (дискотека, оформление сцены, коридоров и др.), составляет график репетиций в зале учебного театра, отсматривает номера других курсов для сохранения общей концепции. Анализ проведенного мероприятия должен быть выполнен с учетом мнения студенческого коллектива, поскольку многое из проделанного остается вне поля зрения преподавателей, к тому же опыт аналитической работы необходим будущим актерам и преподавателям творческих дисциплин.
Ответственность за качество проведения мероприятий студенты с готовностью разделяют с преподавателями, ответственными за воспитательную работу. В училище считается делом чести организовать и провести творческое мероприятие, порученное курсу, на высоком уровне, поэтому большинство студентов курса подключается к реализации КТД в том или ином качестве. Важно и то, что в ходе разработки и реализации коллективного творческого дела многие из способностей и талантов студентов, таких как художественные, литературные, не имеющие непосредственного отношения к работе актера, могут быть применены и оказываются крайне полезными. Таким образом формируется и развивается гармоничная личность, способная совершенствовать все свои творческие задатки.


Заключение

Процесс воспитания в сфере образования – явление многогранное, зависящее от множества факторов и определяемое условиями его реализации.
Воспитание неразрывно связано с обучением. Обучение становится не просто передачей знаний, умений и навыков, приобретением компетенций, а присвоением определенной системы ценностных ориентиров, убеждений, норм поведения, характерных для приобретаемой профессии, которые будут определять эффективность специалиста так же, как и приобретенные знания и навыки. При этом необходимо научить студента взаимодействовать с внешней средой, сохраняя свою идентичность и направленность на самосовершенствование.
Среднее профессиональное образование сферы культуры имеет несколько фундаментальных отличий от других направлений профессионального образования. К ним можно отнести индивидуальный подход к раскрытию личностного творческого потенциала каждого студента, направленность сферы культуры на создание, распространение и сохранение культурных благ для удовлетворения эстетических, развлекательных и информационных потребностей общества, обязательную работу по эстетическому, нравственному воспитанию, так как педагогический процесс в таких учебных заведениях представляет собой трансляцию не только опыта и знаний, но и ценностных основ культуры.
Основными направлениями воспитательной работы в среднем профессиональном образовании сферы культуры являются нравственное, гражданское, патриотическое, эстетическое, информационное, экологическое, валеологическое, физическое, экономическое воспитание. Целью педагогического процесса является формирование профессионала, обладающего компетенциями согласно образовательному стандарту, являющегося нравственным человеком, гармонично развитой личностью, творческой индивидуальностью. Одним из обязательных условий достижения положительного результата обучения является создание и поддержание творческой атмосферы в учебном заведении.
Иркутское театральное училище, являющееся одним из трех средних профессиональных учебных заведений в России, специализирующихся на подготовке по специальности «Актерское искусство». Театральное образование, характеризующееся передачей опыта и умений не только на интеллектуальном, но и на чувственном уровне, определяет специфику учебно-воспитательной работы. Иркутское театральное училище сохраняет традиции театрального образования, готовя специалистов для театров не только Иркутской области, но и России. При составлении плана воспитательной работы учитываются особенности обучения по специальности, характеристика учебного процесса на каждом из этапов обучения, а также применяется комплексный подход к воспитанию. В воспитательной работе реализуются все направления воспитания в разных формах мероприятий, как пассивной профессиональной практики, так и коллективных творческих дел. В училище выстроена система воспитательной работы, имеющая цель (модель выпускника, обладающего профессиональными компетенциями и моральными качествами, являющегося человеком высокой культуры, присвоившего нормы поведения, принятые в обществе и в театральной среде), структуру, комплекс мероприятий и сферу ответственности. планирование воспитательной работы на очередной учебный год предполагает учет, прежде всего, цели и задач профессионального образования по специальности «Актерское искусство», взаимосвязь воспитания и обучения, а также постоянную работу по реализации нравственного и эстетического воспитания, являющуюся обязательным и постоянным элементом профессиональной подготовки актера. Гражданскому и патриотическому воспитанию также уделяется много внимания, особо выделяется работа по формированию у студентов осознания социальной значимости получаемой профессии.
В училище сложилась «сетка» традиционных творческих мероприятий, объединяющих студенческий коллектив, преподавателей и актёров и режиссеров театров Иркутска и области. Помимо ежегодных, в план закладываются мероприятия в рамках деятельности других организаций (участие в фестивалях, Годе культуры в России, Годе литературы в России, Годе российского кино в России, Годе школьного театра в Иркутской области и др.). В течение учебного года план мероприятий корректируется в зависимости от обстоятельств учебного процесса, организуются и проводятся мероприятия, решающие конкретные воспитательные задачи.
К реализации плана воспитательной работы активно подключаются студенты. Ответственность за подготовку и проведение мероприятий распределяется между курсами в рамках работы органа студенческого самоуправления – Старостата. В учащихся воспитывается самостоятельность, умение ставить и решать как творческие, так и организаторские задачи, что отвечает требованиям к квалификации выпускника «Актер, преподаватель» (творческих дисциплин). Поддержание творческой атмосферы в училище способствует раскрытию и развитию всех способностей и талантов студентов, не только актерских, музыкальных и пластических, но и литературных, художественных, интеллектуальных, организаторских, педагогических и других.
Список использованной литературы
Алешина, А.С. Педагогика профессионального образования [Текст] : учебно-методическое пособие по учебной дисциплине «Теория профессионального образования» для аспирантов специальности 13.00.08 / А.С. Алешина и др. – Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2013. – 84 с.
Бордовская, Н.В. Педагогика [Текст] : учеб. пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб. : Питер, 2006. – 304 с., ил.
Голованова, Н.Ф. Общая педагогика [Текст] : учеб. пособие для вузов / Н.Ф. Голованова. – СПб. : «Речь». – 2005, 320 с.
Концепция долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. – URL : [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения 23.04.2016)
Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в РФ на 2008-2015 гг. [Электронный ресурс]. – URL : [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения 24.04.2016)
Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ, ред. от 02.03.2016 – URL : [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения 20.04.2016)
Об утверждении федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 52.02.04 «Актерское искусство» [Электронный ресурс] : приказ министерства образования и науки Российской Федерации. – URL : [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения 20.04.2016)
Основные направления воспитательной деятельности в учреждениях профессионального образования [Электронный ресурс] : Дистанционные материалы к дополнительной профессиональной образовательной программе курсов для руководителей УМО , штатных методистов и председателей МК , ПЦК систем среднего и начального профессионального образования «Деятельность РМО/ГМО в условиях модернизации регионального образования». – URL [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения 19.04.2016)
Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х т. [Электронный ресурс] / Г.К. Селевко. – URL : [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения 20.04.2016)
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва – URL : [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения 23.04.2016)
Стукалова, О.В. Культурно-творческое развитие и профессиональное становление будущих специалистов в сфере культуры и искусства [Текст] : Монография / О.В. Стукалова. – М. : Издательство «ИХО РАО», 2011. – 280с.
Фокин, Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество [Электронный ресурс] : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.Г. Фокин. – URL : [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения 24.04.2016)
Харламов, И.Ф. Педагогика [Электронный ресурс] / И.Ф. Харламов. – URL : [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения 12.04.2016)
Шамова, Т.И. Управление образовательными системами [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова, под ред. Т.И. Шамовой, 4-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 384 с.
Шишкин, С.В. Экономика социальной сферы [Электронный ресурс] : Учебное пособие / С.В. Шишкин. – URL : [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения 22.04.2016)








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215







€ђ Заголовок 1ђђ Заголовок 2ђђ Заголовок 315