«Компетенции учителя — основа успешного развития компетенций учащихся»
Выступление заместителя директора по учебной работе Булавко Е.В.
Педагогический совет
«Компетенции учителя - основа успешного развития компетенций учащихся»
Каждый человек обладает потенциалом двигаться в
естественном положительном направлении.
Каждому педагогу присущи чувство собственной
ценности, достоинства и способность направлять
свою жизнь и двигаться в направлении самоактуализации,
личностного и профессионального роста.
В.Э. Пахальян.
Модернизация образования в Республике Беларусь имеет своей целью повышение его качества, достижение новых образовательных результатов, адекватных требованиям современного общества. Современные глобальные тенденции и переход к информационному обществу, предъявляют новые, более высокие требования и к системе образования в нашей стране.
Современный педагог призван решать задачи, требующие серьезных педагогических усилий. Освоение нового содержания, новых форм и методов преподавания, поиски эффективных путей воспитания, необходимость учитывать очень быстрые изменения, проходившие в обществе и информационном поле преподавания предмета, все это под силу лишь психологически здоровому, профессионально компетентному, творчески работающему педагогу. Объем информации, необходимый для эффективной работы, нуждается в систематическом расширении. Постоянное пополнение и обновление знаний – важная сторона профессиональной деятельности любого специалиста.
Поэтому основным направлением работы в нашей школе является развитие профессиональной компетентности учителя, который способен умело организовать деятельность учеников, передать обучающимся определенную сумму знаний для успешного развития их компетенций.
Сегодня на педсовете мы постараемся актуализировать развитие профессиональных компетентностей педагога, постараемся осознать границы не только собственной компетентности, но и профессиональной.
Важнейшим показателем деятельности учителя является его профессиональная компетентность. А что ж лежит в основе профессиональной компетентности?
Обратим внимание на подходы к определению профессиональной компетентности. В толковом словаре С.И.Ожегова компетентность определяется как характеристика знающего, осведомленного, авторитетного в какой-либо области специалиста. По мнению В.Н.Введенского профессиональная компетентность педагога не сводится к набору знаний, умений, а определяет необходимость и эффективность их применения в реальной образовательной практике. Понимание профессиональной компетентности как «единства теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности» можно найти в трудах Бориса Семеновича Гершунского.
Несмотря на неоднозначность представленных подходов профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.
Современные процессы модернизации образования выдвигают на первый план не формальную принадлежность учителя к профессии, а занимаемую им личностную позицию, обеспечивающую отношение к педагогическому труду. Именно такая позиция ориентирует педагога на понимание современных реалий, мотивов и способов взаимодействия с ребенком. Только зрелость личностной, профессиональной позиции учителя обеспечивает замену традиционных ценностей обучения на ценности развития личности учащегося и, следовательно, повышение качества его образования, развитие его компетенций.
Так как любые преобразования, происходящие в современной школе, находятся в прямой зависимости от уровня профессионально-педагогической компетентности педагога, его личностных качеств, а также от уровня развития мотивационно - ценностной ориентации на профессию «педагог», то встает вопрос о необходимости развития профессиональной компетентности педагога, его мастерства, развития профессионально-ценностных ориентаций и качеств, творческого стиля мышления, освоения современных педагогических технологий, саморазвития и полноценной самореализации в избранной профессии.
Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. Современному педагогу становится необходимым постоянно повышать уровень своих профессиональных компетентностей: предметной, методической, коммуникативной, информационной, общекультурной, правовой.
Работа учителя есть сложнейшая психическая реальность, представленная в виде многомерного пространства, состоящего из трех взаимосвязанных элементов:
- педагогическая деятельность;
- личность учителя;
- психолого-педагогическое общение.
Все они объединены единой глобальной задачей развития личности ученика, но не накладываются друг на друга, не повторяются, не дублируются, а вступают в сложные диалектические отношения. При этом каждое из них в процессе труда учителя выступает то предпосылкой, то средством, то результатом развития.
Готовясь к очередному уроку, учителю следует каждый раз задавать себе вопрос – что важнее для моих учеников: постичь химические законы, правила русского или иностранного языка, математические формулы или, постигая их, обогатить и осознать себя, своё место в этом огромном мире?
Учителю необходимо стараться создавать ситуацию успеха на уроке, вселять уверенность в своих учеников, дать почувствовать значимость, определить свою самоцель, достичь максимального результата в общем развитии.
Урок формирования учебных компетенций является дидактической системой и требует особого подхода. Такой урок основан на учебно-педагогическом прогнозировании ожидаемого результата. Структура урока подчинена триединой цели, каждый этап имеет свою учебную задачу и предполагает получение промежуточного образовательного продукта, качество которого служит гарантом результативности урока. Итоговый образовательный продукт представляет собой своеобразную материализацию заявленной цели. Эффективно организованный процесс учения (а не обучения) – это активная творческая деятельность учащихся, основанная на познавательном интересе, что даёт возможность избежать учебных перегрузок, предупредить снижение работоспособности на определённых этапах урока.
Можно выделить следующие требования к организации обучения в рамках компетентностного подхода:
К целям:
Цели образования необходимо описывать в терминах,
отражающих новые возможности обучаемых, рост их личностного потенциала.
Цели обучения должны быть направлены на развитие у
учащихся способности использовать полученные в ходе учебного процесса знания.
К отбору содержания:
Определение целей предмета должно предшествовать
отбору его содержания: сначала надо выяснить, для чего нужен данный учебный предмет, а затем уже отбирать содержание, освоение которого позволит получить желаемые результаты.
Необходимо учитывать, что знания могут иметь различную ценность и что увеличение объёма знаний не означает повышения уровня образованности. Повышение уровня образованности в ряде случаев может быть достигнуто лишь при уменьшении объёма знаний, который обязаны усвоить школьники.
К отбору приемов, методов, средств:
Учащиеся должны достигать личностные результаты
путем получения опыта самостоятельного решения проблем.
Необходимо взаимодействие учебного предмета с
другими составляющими образовательного процесса.
Формирование и совершенствование учебных компетенций требует особого подхода и в отслеживании результатов образовательной деятельности учащегося.
Традиционные формы педагогического контроля знаний, умений и навыков учащихся далеки от оптимального варианта: они культивируют репродуктивную, подражательную деятельность, не обеспечивают в должной степени условий для формирования творческих способностей учащихся.
В соответствии с современным технологическим подходом к системе образования должны быть поставлены новые задачи: в центре внимания педагога -познавательная деятельность самого учащегося и ее продуктивные формы в рамках компетентностного подхода.
Адаптивная система контроля знаний опирается на самоцелеполагание и самооценку уровня достижения поставленной цели, что позволяет самим учащимся решать проблему развития себя как личности в соотнесенности с образовательными запросами, ценностными приоритетами.
Большую роль в организации осознанного самоконтроля [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] мотивация на успешность в образовательном процессе.
Критериями сформированности познавательной мотивации являются:
-наличие интереса к выполняемому заданию,
-потребности видеть новое,
-умение посмотреть на известное с новой точки зрения.
Должна быть решена проблема мотивации учебной деятельности школьников путем реализации модели «учения с увлечением».
Центральным моментом в организации обучения с целью формирования компетенций, необходимых школьнику в современных условиях, является поиск и освоение таких технологий и форм обучения, в которых акцент ставится на самостоятельной и ответственной учебной деятельности самих учащихся.
Таким образом, урок, формирующий учебные компетенции, имеет законченную композицию, представляет собой целостную систему взаимосвязанных и взаимопроникающих системообразующих процессов. В этом случае урок и весь образовательный процесс по предмету воспринимается как совместный проект учителя и ученика, одинаково заинтересованных в прогнозируемом результате, достижении успеха. Реализации этих задач способствует использование современных педагогических технологий.
В формировании ключевых компетенций необходимо сочетание урочной и внеурочной деятельности, так как данные компетенции формируются во всем жизненном пространстве ученика, которое является более широким, чем школьное.
Формирование, развитие и совершенствование учебных компетенций происходит в системе «урок – факультативные занятия – внеклассная деятельность».
Анализ посещенных уроков показал, что учителя уделяют внимание формированию социально-личностных компетентностей. С этой целью педагоги создают ситуации успеха для обучающихся.
Компетенция в постановке целей и задач педагогической деятельности обеспечивает эффективное целеполагание в учебном процессе. На уроках учителя обеспечивают реализацию личностного подхода, ставят ученика в позицию субъекта деятельности.
Анализируя деятельность педагогов школы можно наблюдать, как учителя внедряют в свою деятельность такие методы, которые позволяют не просто накапливать изолированные факты и умения, а применять и использовать их, связывая с конкретными реальными проблемами.
Интересно проходят уроки у Костенко Людмилы Валентиновны, Жуковской Оксаны Викторовны, Шверин Лилии Вадимовны, Змушко Ольги Леонидовны, Гринько Ирины Михайловны, Лавровой Натальи Николаевны, Буценко Натальи Александровны, Малащенко Галины Васильевны, Никитенко Валентины Владимировны. Олехнович Елены Анатольевны и других.
От качества работы учителя зависит и качество обучения учащихся. Анализ результатов образовательной деятельности непосредственно определяется уровнем профессионализма педагогов.
Благодаря целенаправленной, планомерно выстроенной работе по развитию профессиональной компетентности учителей учащиеся нашей школы на протяжении многих [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] показывают стабильные результаты учебной деятельности.
В современных условиях только активная жизненная позиция, повышение профессионального мастерства помогает педагогу обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.
Однако следует признать, что преобладают в нашей работе все же традиционные уроки, на которых ученики часто остаются в положении пассивных слушателей. Причина этого, возможно, не только в нежелании учителя, в частой нехватке времени, но иногда и в неумении эффективно организовать деятельность детей. И как следствие возникают следующие проблемы:
1. Увлечение планированием урока без достаточной связи с другими;
2. Слабое знание типологии уроков, а поэтому их однообразие;
3. Слабое знание личности школьника и классных коллективов;
4. Недооценка специального продумывания задач урока;
5. Перегруженность содержания учебного материала, необоснованное стремление отойти от учебника;
6. Недостаточное внимание к применению знаний, оторванность теоретических знаний от их использования;
7. Слабое развитее групповых и индивидуальных форм обучения;
8. Увлечение фронтальными формами даже там, где они не эффективны;
9. Слабое использование урока в интересах развития коллектива, недостаточная опора на коллектив с целью реализации его воспитательных возможностей на уроке;
10. Односторонний подход к дифференциации обучения (преимущественно дифференциация объема и степени сложности);
11. Пассивная позиция части школьников в учебном процессе;
12. Бессистемность в формировании навыков рациональной организации учебного труда и др.
Отсюда возникают и школьные проблемы:
Отчуждение содержания обучения от ребенка.
У учащихся постоянно возникают закономерные вопросы: «Зачем мне это учить? Понадобится ли это мне в жизни? Почему так много задают?» Учащиеся часто не видят актуальности, важности для себя многих изучаемых дисциплин. Объем учебного материала превышает возможности восприятия большинства учащихся.
Недостаточно эффективная работа школы по обеспечению
необходимого уровня социализации выпускников.
Урок оторван в основе своей от реальной жизни. В то время как школьники могли бы больше взаимодействовать со многими социальными институтами общества, решая те или иные учебные задачи.
3. Недополучение многими учениками и выпускниками школ тех знаний и умений, которые требуются от абитуриентов вузов. Многие школьники учатся ниже уровня своих возможностей. Очевидна ограниченность возможностей традиционных методик обучения. Необходимо повышение результативности учебного процесса.
И поэтому надо знать, что в образовательном процессе ключевые компетентности могут быть приобретены учеником, если соблюдены следующие условия:
деятельностный характер обучения;
ориентация учебного процесса на развитие
самостоятельности и ответственности ученика за процесс и результаты своей деятельности;
создание условий для понимания учениками ценности
знаний и универсальных способов действия, которым учат в школе;
интеграции содержания образования для выработки в
сознании ребенка целостной картины мира;
обеспечения единства урочной и внеурочной
деятельности для развития ученика.
Если будут соблюдены данные условия, то учащиеся:
1. Овладеют ключевыми компетенциями, способствующими достижению успеха в изменяющихся условиях современного общества (навыки самостоятельной исследовательской деятельности, коммуникативные способности, общекультурная
подготовка, знание и владение коммуникационными средствами связи и др.).
2.Сформируют целостное представление о явлениях в окружающем мире и мире ценностей, современное мировоззрение культурного человека.
3.Смогут проектировать и управлять собственной деятельностью не только в сфере школьного образования, но и в рамках дополнительного образования, творческих, спортивных мероприятий.
4.Овладеют культурой взаимоотношений со сверстниками, учителями; минимизируются конфликтные ситуации в школе и дома.
А учителя расширят возможности для:
1. развития педагогического творчества, исследовательской деятельности;
2. достижения образовательных результатов, фиксирующих успехи детей за счёт применения продуктивных, исследовательских, творческих методик и развивающихся технологий обучения и модернизации содержания образования, ориентированного на компетентностный подход;
3. овладеют способами личностных, диалоговых форм взаимоотношений с учащимися и их родителями за счёт привлечения детей и родителей к процессу образования и повышения их ответственности за результаты образовательной деятельности.
В заключение хотелось бы сделать вывод:
ключевые компетенции являются перспективным
направлением в науке и практике образования;
компетентностный подход предполагает
конструирование модели выпускника, а затем под эту модель подбирается содержание по развитию ключевых компетенций.
Компетентностный подход, который набирает силу в современной школе, является отражением осознанной потребности общества в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применить свои знания.
Думается, что в сегодняшней совместной деятельности мы постараемся по – новому оценить свою деятельность и станем работать в ногу со временем.
Деловая игра «Модель профессиональной компетентности»
Цель игры: Выработка в группе единого взгляда на личностные и профессиональные качества педагога и разработка на их основе модели профессиональной компетентности.
Задача: Разработать модель профессиональной компетентности педагога.
Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным. Поэтому понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.
Закончить свое выступление хочу словами
В.А. Сухомлинского «Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы»
Рефлексия: Игра "Проблема на ладошке”
ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ:
1. Продолжать работу над проблемой обеспечения качества образования путём организации деятельности обучающихся в рамках компетентностного подхода.
Постоянно
2. Принимать участие в тематических проблемных семинарах, консультациях районного, областного, республиканского уровней по данному вопросу.
В течение 2014 – 2015 учебного года
3. Методическому совету школы внести дополнения в системный анализ урока с позиции компетентностного подхода к обучению.
до 30 января 2015 года
4. Администрации школы посредством посещения уроков оценивать уровень профессиональных компетенций педагогической деятельности педагогами школы, выяснять имеющиеся у педагогов затруднения и спланировать в новом учебном году заседание методического совета по их устранению.
2014 – 2015 учебный год
5. Учебно – методическим объединениям учителей-предметников способствовать накоплению и тиражированию опыта по данной проблеме, выносить положительный опыт на обсуждение заседаний УМО, семинары.
Постоянно
15