Выступление на педагогических чтениях по теме самообразования Изучение народных традиций на уроках технологии
Изучение народных традиций на уроках технологии и во внеурочной деятельности.
Любовь к родному краю.
Знание его истории - основа, на которой только
и может осуществляться рост
духовной культуры всего общества.Д. С. Лихачев.
Начало XXI века обозначило рост интереса к духовной культуре нации. Люди пытаются глубже изучить историю своего народа, вникнуть в сущность национальных ценностей и интересов. Возрождение духовной культуры народа, интереса к своей истории, бережного отношения к национальным традициям весьма актуально.
Одной из важнейших задач современной школы является изучение и освоение духовных ценностей народной культуры и краеведения. Приобщение учащихся к народному искусству, знакомство детей с народными промыслами, ремеслами России и родного края, традициями и обычаями своего народа на уроках и во внеурочной деятельности – одно из средств эстетического, трудового и патриотического воспитания.
Дымковские игрушки, жостовские подносы, шкатулки с лаковым покрытием вносят в нашу жизнь праздничность и красоту. Гжельская керамика, хохломская посуда, городецкие блюдца и доски, берестяные туеса все больше входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняя историческую связь времен.
Называя тот или иной промысел, мы говорим: вологодское кружево, хохломская роспись, палехская лаковая миниатюра, дымковская игрушка, то есть, называем вид искусства и местность, давшую ему жизнь.
Народная культура донесла до нас древние традиции, которые не должны быть забыты.
Архангельская земля особенно интересна тем, что сохранила много самобытных памятников народного искусства XIX века, в которых нашла отражение её сложная история. На уроках мы изучаем основные виды местных народных промыслов:
северный народный костюм;
ткачество;
лоскутное шитье;
орнаментальное вязание;
северная вышивка;
роспись;
кукла;
Козули и тетеры.
Знакомясь с этим материалом, учащиеся узнают о творчестве и эстетике нашего края.
Формы и методы работы:
Проведение тематических занятий.
Оформление выставок для детей по русским народным промыслам.
Изготовление народных игрушек, поделок, рисунков.
Экскурсия в музей, клуб «Берендей».
Работа с методической литературой.
Воспитание современного поколения на основе народных традиций, изучение истории родного края и жизненного опыта я реализую через проектную деятельность на уроках технологии при изучении разделов «культура дома», «кулинария», «декоративно-прикладное творчество». При изучении разделов обучающимся предлагаются темы проектов.
Например, при изучении кулинарии – «Блюда из овощей»; «Каши»; в седьмых классах, знакомясь с темой «Мясо», предлагается проект «Пельмени»; «Традиционные блюда Севера»; «Северные колобки»; «Козули»; «Блюда из рыбы»; «Блюда из грибов». В восьмом классе темы проектов, связанные с народными традициями, обучающиеся выбирают сами, такие как: «Рождество», «Капустные вечерки», «Масленица», «Девичник», «Сибирская свадьба» и др.
При изучении раздела «декоративно-прикладное творчество» - «Лоскутная салфетка»; «Северное лоскутное покрывало»; «История развития лоскутного шитья на Севере»; «История северной народной вышивки»; «Тамбурная вышивка»; «История художественного вязания на Севере»; «История развития северного народного костюма»; «Кукла-оберег»; «Кукла-закрутка».
При изучении раздела «Культура дома» - «Тамбурный шов в предметах быта»; «Мережки в убранстве крестьянской избы»;
Темы проектов являются благодатным полем для духовно-нравственного воспитания - формирования у ребенка личностных качеств, патриотических чувств, стиля жизни, образа мышления, характера взаимоотношений с окружающим миром.
Метод проектов позволяет решить одну из педагогических задач, которая в нынешних условиях стоит очень остро – это воспитание на богатых русских традициях. Опыт народа, мудрость поколений, вот без чего нельзя воспитать полноценную личность. В народной педагогике особое значение придавалось трудовому воспитанию. Когда педагог рассказывает о народных промыслах, у детей появляется желание попробовать сделать что-либо своими руками, познать глубину этого промысла, историческую ценность.
Именно проектная деятельность дает возможность изучить культурные традиции, обряды, что несет в себе воспитывающий потенциал, способствует развитию определенных личностных качеств: трудолюбие, чувство долга, ответственность, стремление к высоким результатам деятельности, бережливости, уважительному отношению к людям и умению взаимодействовать с ними, беречь народное наследие.
Учащиеся самостоятельно работают с литературой, с сохранившимися документами, работают в архиве местного краеведческого музея, посещают «Берендей». У учащихся складывается целостное представление о культуре родного края, ее разнообразии, традициях, богатстве, красоте, преемственности поколений. Полученные знания способствуют развитию национального самосознания, гордости за свой родной край, а также умению использовать полученные знания и навыки в повседневной жизни.
Со своими проектами девочки участвуют в районных и областных олимпиадах по технологии. Например, Синельщикова Алина представила свой проект «Поморские Козули», Катаникова Мария – «Русские блины с капустой», Сибирцева Мария – «Варежки».
На основе творческих проектов девочки пишут исследовательские работы и участвуют с ними в детско-юношеском конкурсе «Дорогой народных традиций». Например, Шпанова Анастасия представила свою работу «Архангелогородская столбушка», Синельщикова Алина – «Сомовская игрушка».
Также изучение народных традиций проходит на нетрадиционных уроках, таких как урок-проект. Для подготовки к уроку учащиеся делятся на творческие группы. Каждой из этих групп дается задание на выбор:
1. История праздника.
2. Обычаи, связанные с проведением праздника.
3. Традиционный русский праздничный стол (сервировка, перечень обязательных блюд и их значимость).
4. Наряды и костюмы, связанные с праздником.
5. Песни, танцы, частушки, потешки и другие обычаи.
6. Оформление кабинета к празднику.
Обучающиеся каждой группы готовят материал и делятся с другими информацией.
Главное в этих занятиях – это воспитание уважения к укладу жизни, быту, обычаям наших предков, стремление сохранить то целое, что еще осталось от несправедливо забытого. На таких занятиях не только достигается какой-либо материальный вещественный результат, но формируются у детей определенные понятия образов, представление чувств и настроения.
Также с учителем английского языка Носур Ольгой Ивановной мы проводим интегрированные уроки, которые также посвящены изучению народных традиций, такие как «Рождественский ангел», «Северные народные ремесла», «Русский и шотландский народные костюмы».
Изучение народных традиций также я продолжаю и во внеурочной деятельности. С пятыми классами мы проводим мероприятие «В наш чудесный огород приглашаем весь народ». Этот праздник посвящен овощам, которые растут на наших северных грядках.
Со старшими девочками мы изучаем традиции празднования и обряды Новогодних праздников, Святок и проводим Рождественские посиделки и Святочные гадания. На этих мероприятиях девочки узнают, какие блюда готовили на Рождественский сочельник, как праздновали эти праздники на Руси.
Мухорина Ксения выступала на исследовательской конференции с работой «Региональные особенности обрядов Крещенской недели».
Также с ребятами мы являемся активными участниками Сессии школы одаренных детей, где ребята также учатся разным видам декоративно-прикладного творчества.
Изучение традиций русского народа, является эффективным средством развития личности школьника. Эта деятельность позволяет приобщить их к национальной культуре, духовно-нравственным ценностям своего народа, сформировать эстетический вкус, воспитать уважение и интерес к народным традициям
Мы живём в России и должны хорошо знать её традиции, гордиться умелыми руками народных мастеров.
13PAGE 15
13PAGE 14115
Заголовок 1Заголовок 215