Выступление на педсовете «Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе»
МБОУ «Торбеевская средняя общеобразовательная школа №3»
Выступление на педсовете
«Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе»
Подготовила: учитель начальных классов
Шебардина Л.Д.
Январь 2015г.
Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе
Формирование коммуникативных компетенций является актуальной проблемой, решение которой важно как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом. Общество немыслимо вне общения. Именно в сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей.Поэтому коммуникативные умения и навыки – это ключ к успешной деятельности субъекта, да и к успешной жизни в целом.
Поэтому результатом образования, сегодня должны быть не просто знания, умения и навыки, а нечто большее. Это воспитание и развитие свободной, образованной, творческой личности, способной жить в современном мире, готовой к саморазвитию, как в своих собственных интересах, так и в интересах общества.
Вступая в мир взрослых, дети начинают больше взаимодействовать социумом. Им приходится обращаться к незнакомым людям за справкой, получать информацию необходимую им. Это и постоянные контакты с продавцами в магазинах, пассажирами в транспорте. Хотя это и поверхностный уровень общения, он требует хороших коммуникативных навыков (навыков уверенного поведения).
Каково же значение коммуникативной компетенции для младшего школьника?
1. Она влияет на успешность ученика в учёбе. Если ученик стеснительный, чрезмерно скромный, или просто испытывает сильную тревогу при ответе у доски, его ответ будет намного хуже имеющихся знаний. Его оценка, соответственно, ниже.
2. От коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребёнка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Ребёнок должен привыкнуть не только к новому виду деятельности (обучению), но и к окружающим людям. Если он легко находит язык с одноклассниками, то испытывает большой психологический комфорт и удовлетворённость ситуацией. И напротив, неумение общаться со сверстниками сужает круг друзей, вызывает ощущение одиночества в классе, может провоцировать асоциальные формы поведения.
3. Коммуникативная компетентность рассматривается в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.
Коммуникативная компетентность включает в себя:
· Говорение · Чтение · Слушание · Письмо · Понимание информации
· Способность к внешкольной и внеклассной деятельности
Имея опыт работы с учащимися начальных классов, хочется сказать, что возможности, способствующие развитию коммуникативной компетенции, огромны.
Первые коммуникативные умения первоклассники получают с первых дней обучения в школе. С первых страниц учебника, стараюсь поставить своих ребят в ситуации необходимости слышать и слушать, принимать решения, высказывать свою точку зрения на следующие вопросы – прав ли, помоги, а как ты думаешь, ты тоже так считаешь, а ты сумеешь ответить и т. д..
Приобретение коммуникативных компетенций осуществляется на уроках русского языка, литературного чтения, математики и др.
Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на уроках русского языка
В своей работе я использую - это сравнения, классификации, обобщения, анализирования, сопоставления. С этой целью примению следующие задания:
разбор слов по составу;
выделение группы слов с одинаковым корнем;
нахождение слов с одинаковыми приставками и без приставок, объединение их в группы;
нахождение слов с одинаковыми суффиксами;
объяснение лексического значения слов.
На уроках русского языка использую творческие работы, мини-сочинения, работу с пословицами и фразеологизмами.
Очень важно обучать детей не только созданию, но и восприятию высказываний. После самостоятельного написания изложения или сочинения каждый ученик сначала редактирует свою работу. Затем несколько учеников читают свои работы вслух. Одноклассники дают авторам рекомендации, как сделать текст лучше. Затем дети вновь возвращаются к своим сочинениям, улучшают их структуру и содержание.
Коммуникативное развитие на уроках литературного чтения идет по разным линиям. Первая линия: количественное накопление (увеличение словарного запаса, объема высказывания) и вторая линия: качественные изменения (произношение, развитие связной речи, понимание обращенной речи).
Для развития коммуникативной компетентности, и использую на уроках следующие задания:
1 задание: «Рассказ от первого лица». ( так, например, при изучении отрывка из произведения Аллана Милна «Винни-Пух» ребята пересказывали этот отрывок от лица Винни-Пуха.
2 задание: «Комплимент» (сказать комплимент сказочному герою) т,е. похвали.
3 задание: «Сказка в заданном ключе» (сочинить новую сказку, введение в название сказки нового объекта, например «Лиса, журавль и мудрая сова»).
4 задание: «Изменение сказочной развязки» (придумать другое окончание сказки).
5. задание: Рассказ о сказочном герое по плану.
Упражнения: ролевое чтение, ролевые диалоги, работа в парах (разговор двух героев произведения).
На занятиях математикой освоение коммуникативной компетенции подразумевает использование различных коллективных приёмов: работа в группе, дискуссия, дидактические игры и другие.
А также использую:
- практические работы
- математические игры;
- задачки в стихотворной форме:
- чтение математических сказок;
- математические загадки, ребусы.
Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках окружающего мира
Из форм работы, можно назвать следующие:
• проведение заочной экскурсии по выставочным залам, музеям, улицам и площадям городов мира.
• работа в группах и парах, когда дети выполняют задания: Предложите одноклассникам угадать животное по его описанию и др.
• составление вопросов для интервью с художником, писателем, режиссером, актером.
Эти упражнения, развивают у учащихся умение соотносить содержание и форму высказываний с речевой ситуацией, дисциплинируют мышление, оттачивают чувство языка, имеют большое воспитательное значение, так как повышают речевую культуру и культуру поведения в целом.
Любая экскурсия предполагает большой объем информации, учащиеся учатся умению слушать, слышать, воспринимать и обрабатывать информацию: после экскурсий дети делятся впечатлениями в устной форме, пишут мини-сочинения.
Использование компьютерных технологий на уроках окружающего мира позволяет формировать и развивать у учащихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные.
Так же используется для развития коммуникативной компетентности и проектная деятельность. Такие как «Режим второклассника», «Свойства воды» , «Моя малая Родина»
Большое значение для развития навыков общения младших школьников имеет внеурочная деятельность. Она расширяет рамки школьной программы, формирует любознательность, повышает эрудицию школьников, создаёт ситуацию успеха для всех учеников, и сильных, и слабых. Виды, использованных мною внеклассных мероприятий различны: викторины, конкурсы, тематические классные часы, праздники. При подготовке этих мероприятий я стараюсь использовать метод творческих проектов: где привлекаю родителей.
Систематическая работа по формированию коммуникативных компетенций приводит к тому, что:
Во – первых, неуклонно повышается успеваемость и качество знаний учащихся.
Во – вторых, возрастает интерес учащихся к учению. Ученики не просто слушают готовую информацию, а учатся добывать ее сами, в том числе из дополнительных источников.
В – третьих, учащиеся меньше устают на уроке. Так как, общаясь, им приходится передвигаться с места на место, а активные формы обучения играют не последнюю роль в здоровьесберегающем обучении.
В – четвертых, увеличивается количество учащихся с высоким уровнем коммуникативности.
В – пятых, улучшается память учащихся, внимание.
Таким образом, коммуникативные компетенции в свете новых требований к образовательному процессу имеют одно из главных значений - они наделяют человека “самой главной роскошью – роскошью человеческого общения”, влияют на формирование гражданской зрелости, профессионального и личностного самоопределения.