Работа над синонимами на уроках письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида
Письмо и развитие речи.
ГБОУ АО «Черевковская СКОШИ» Антонова Надежда Ивановна
Тема « Работа над синонимами на уроках письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида»
Работа по обогащению словарного запаса умственно отсталых школьников является неотъемлемой частью обучения русскому языку в коррекционной школе. Важность этой проблемы объясняется крайне бедным словарным запасом детей. Они не знают многих слов, являющихся названиями предметов, явлений действительности и служащих для выражения отношения к высказываемой мысли. Лексическая бедность, однообразие в построении фраз не позволяют им выразительно описывать явления, предметы, ограничивают возможность логически связно и последовательно излагать свои мысли. Дети с ограниченными возможностями не умеют пользоваться синонимическим богатством русского языка, монологически высказывать свои мысли. Многие отвлечённые понятия они употребляют в конкретном значении или даже совсем ими не пользуются, стараются подобрать слова более простые и понятные. Обогащение словарного запаса значительно облегчает усвоение грамматики. С малым запасом слов – синонимов связан другой недостаток речи умственно отсталого школьника – неумение из имеющегося словарного запаса выбрать нужное, подходящее для точного выражения своей мысли слово. Упражнения на подбор синонимов помогут выбрать более гибкую, красочную и эмоциональную речь детей. Работа над синонимами на уроках письма и развития речи должна осуществляться в практическом плане в сочетании с орфографической и лексической работой. Большинство упражнений следует давать на замену слова синонимом, представляющим определённую трудность в написании. На уроках русского языка в связи с работой над синонимами возможна некоторая стилистическая работа. Так, предлагая упражнения с использованием синонимических замен, следует иметь в виду, что некоторые из заданий допускают не одно, а несколько решений (сражение – бой, битва, сеча, побоище). Учителю следует обращать внимание детей на эти возможности и помогать раскрывать стилистические оттенки каждого слова. Таким образом, нахождение синонимов не только словарная, но и стилистическая работа.
Упражнения для работы над синонимами.
1.К данным словам подобрать слова – синонимы.
К прилагательному ненастная. Слова для справок: холодная, пасмурная, ветреная, солнечная, морозная, дождливая, осенняя.
К наречию медленно. Слова для справок: быстро, не торопясь, еле- еле, скоро, стремительно, потихоньку.2. Выписать слова – синонимы парами.
Прилагательные- синонимы: робкий, дорогой дождливый, ненастный , ценный трусливый.
Глаголы – синонимы: открыть, распахнуть, глядеть, выздороветь, поправиться, смотреть.
Наречия- синонимы: налево, направо, вправо, рядом, влево, мало, около, немножко.
3. К глаголам левого столбика написать глаголы - синонимы из правого столбика
примкнуть заинтересоваться
увлечься воодушевиться
вдохновиться таить
скрывать присоединиться
4. Расположить слова по степени нарастания качеств:
тёплый, прохладный, горячий, холодный, огненный;
действий: мчится, идёт, бредёт, бежит:
признаков действий: быстро, медленно, моментально, еле – еле.
5. К данным прилагательным – синонимам написать подходящие по смыслу существительные.
клейкий … ; вязкий … ; тягучий …( лист, ил, вар)
6. К данным словам подобрать слова – синонимы:
существительные: друг- …( товарищ, приятель);
прилагательные : гигантский - … ( громадный, огромный);
глаголы: торопится -…(спешит);
наречия: недалеко - … ( близко, рядом).
7. К словам написать существительные – синонимы
с разделительным ь: метель – (вьюга);
с безударной гласной, проверяемой ударением: радость - …( веселье);
с основой на шипящую: поддержка - …(помощь).
8.В предложениях выделенные слова заменить словами – синонимами определённой
грамматической категории.
Сложными словами – синонимами.
К пристани причалил пароход. ( теплоход)
Прилагательными – синонимами.
Я прочитал рассказ о храбром герое. (отважном)
Глаголами – синонимами.
Пассажир торопится к поезду. ( спешит)
9. К данным прилагательным – синонимам написать подходящие по смыслу имена существительные.
заграничный -…, ….,…., (паспорт, костюм, курорт);
зарубежный - …,…, …., (гость, учёный, приятель)
10. К глаголам – синонимам написать подходящие по смыслу имена существительные.
приготовить - …, …., (лекарство, обед);
сделать - …, … ( уроки, упражнение)
11. Данные устойчивые словосочетания заменить синонимичными глаголами в неопределённой форме.
зарубить на носу -.. (запомнить);
навести справку - …(справиться);
снять одежду -…( раздеться)
12.Глаголы заменить глаголами- синонимами в повелительной форме с частицей не.
запомните - .. … ( не забудьте);
успокойтесь – .. ….( не тревожьтесь)
13.Написать словосочетания, синонимичные данным.
смышленый мальчик - …, (сообразительный, находчивый мальчик);
храбрый воин - … … (смелый, отважный воин)
Предложенная работа над синонимами может быть использована учителем в старших классах в связи изучением слов определённой грамматической категории или с изучением правописания определённой орфограммы. При этом не следует забывать состав класса, его подготовку и основной принцип дидактики: от простого к сложному.