Доклад на тему Проблемное обучение на уроках истории



Технология проблемного обучения на уроках истории.
Учитель истории и обществознания Макарова Л.В.

Технология проблемного обучения на уроках истории.
Залогом успешного развития страны в современных условиях будет воспитание гармонически развитого подрастающего поколения, способного успешно жить и трудиться в рыночной экономике, уметь создавать материальные и духовные блага, быть патриотом своей родины и законопослушным гражданином. Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслительных способностей. Если обучение ведет к развитию творческих способностей, то его можно считать развивающим обучением, то есть такое обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников в процессе изучения цели основ наук.
Особое место в реализации данного направления отведено школьному курсу истории:
- этот предмет уникален по своему влиянию на формирование системы мышления, давая возможность молодым людям правильно оценивать современные исторические и социальные процессы;
- он воспитывает в личности такие важные для жизни качества, как широта мировоззрения, гражданственность;
- подготавливает молодёжь к самостоятельной жизни в современном мире.
Основная цель преподавания истории в школе – развитие личности ученика на основе знания прошлого и умения ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры. Что же предполагает данная цель?
Развитие личности предполагает:
• формирование творческого мышления,
• способности критически анализировать прошлое и настоящее,
• делать собственные выводы на основе самостоятельного изучения исторических источников.
История должна ставить учеников перед проблемами нравственного выбора. Ученик получает право на субъективность и пристрастность, на обоснование своих решений нравственных проблем истории. Всему этому способствует технология проблемного обучения.
Считается, что теоретическую основу современной технологии проблемного обучения разработал Джон Дьюи. Основываясь на результатах своей деятельности в опытной школе Чикаго (США), в 1909 г. в книге «Как мы мыслим» он заявил о высокой эффективности обучения, в котором организована активная деятельность по самостоятельному решению детьми учебных проблем. Отвергая догматическое обучение, Дьюи впоследствии обосновал и психологические механизмы способности ребёнка решать проблемы.
В отечественной педагогике идеи проблемного обучения стали актуальными начиная со второй половины 1950-х гг., а в 1960-е гг. в научно-педагогической и методической литературе обосновывается богатый потенциал решения учебных проблем и выявляются способы организации проблемного обучения. Можно сказать, что проблемное обучение является современным уровнем развития практической педагогики и дидактики.
В работах М.И. Махмутова проблемное обучение рассматривается как вид развивающего обучения, сочетающий самостоятельную систематическую, самостоятельную поисковую деятельность обучающихся с усвоением ими готовых знаний, а структура методов выстроена на основе целеполагания и принципа проблемности.
В. Оконь утверждает, что проблемное обучение – это ряд таких действий, как создание проблемных ситуаций, формулирование задач, контролирование учеников при решении данных задач, проверка этих решений, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний.
По мнению И.Я. Лернера, проблемное обучение характеризуется тем, что ученики под руководством педагога принимают участие в поиске решения новых для них познавательных и практических задач.
Проблемное обучение – система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управление поиском решения проблемы. Усвоение новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя. Проблемное обучение предполагает также организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно поставленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания.
Суть активности, достигаемой при проблемном обучении, заключается в том, что ученик должен анализировать фактический материал и оперировать им так, чтобы самому получить из него новую информацию. Другими словами это расширение, углубление знаний при помощи ранее усвоенных знаний или новое применение прежних знаний. Нового применения прежних знаний не может дать ни учитель, ни книга, оно ищется и находится учеником, поставленным в соответствующую ситуацию. Это и есть поисковый метод учения как антипод методу восприятия готовых выводов учителя.
В структуре функций проблемного обучения выделяются общие и специальные функции.
К общим функциям проблемного обучения относятся следующие: - усвоение учащимися целостной системы знаний и способов деятельности, способствующей тому, чтобы учащиеся могли применять новые знания на практике;
- развитие интеллектуальных способностей учеников, их познавательной самостоятельности;
- формирование диалектико-материалистического мышления учеников, т.е. мышления, основанного на выявлении и сопоставлении фактов в их взаимосвязи;
- создание условий для всестороннего развития личности.
Специальные функции проблемного обучения:
- формирование умений творческого усвоения знаний, применения системы логических приемов или отдельных способов творческой деятельности;
- формировании умений творческого применения знаний, т.е. применение усвоенных знаний в новой ситуации;
- накопление опыта творческой деятельности, овладение исследовательскими методами, приобретение способности решать практических проблем и задачи художественного отображения действительности;
- формирование мотивов, потребностей учения, т.е. создание таких потребностей, как социальных, нравственных, познавательных. Главные цели проблемного обучения:
1.Развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений.
2.Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении.
3.Воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.
4.Развитие профессионального проблемного мышления.
Данная технология ориентирована на личностную структуру обучения. Обучение по данной технологии, способствует активизации и интенсификации деятельности учащихся.
При объяснении нового материала на уроках истории могут использоваться две формы проблемного обучения - проблемное изложение и поисковая беседа.
В ходе проблемного изложения проблему ставит и решает учитель. Не просто излагается материал, а рассматриваются возможные подходы и пути решения. Учащиеся следят за логикой рассуждения, анализом, глубже усваивают материал.
Например. Проблемное изложение можно использовать при изучении истории государственной символики в 9-х, 10-х, 11-х классах. Спорным, например, остается вопрос: откуда взялся на Руси образ двухглавого орла? Учащимся предлагаются разные точки зрения историков по этому вопросу.
Смысл поисковой беседы в том, чтобы привлечь учащихся к решению выдвигаемых на уроке проблем с помощью подготовленной заранее системы вопросов. Использовать эта форму можно в тех случаях, когда дети обладают необходимыми знаниями для активного участия в решении выдвигаемых проблем.
Например, в начале обобщающего урока в 9-м классе по теме «СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» даются задания проблемного характера: «В чем источники и каково значение победы советского народа в Великой Отечественной войне? Почему такой дорогой ценой была достигнута победа?»
Исследовательская атмосфера уроков проблемного обучения позволяет вовлечь учащихся в активный познавательный процесс. Меняется роль учителя. Он — консультант, помощник, наблюдатель, источник информации, координатор. Учитель становится организатором самостоятельного учебного познания учащихся.
Центральные понятия проблемного обучения:
- проблема;
- гипотеза;
- проблемная ситуация;
- проблемный вопрос;
- проблемная задача;
- творческая задача;
- самостоятельная работа.
Проблема – (от греч. problema – задача) – сложный вопрос, задача, требующая решения. (С.И. Ожегов); сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, изучения.
Учебная проблема – противоречие между известными ученику знаниями, умениями и навыками и новыми фактами или явлениями, для понимания и объяснения которых прежних знаний недостаточно. Ответ на учебную проблему должен получить учащийся либо под руководством учителя, либо самостоятельно. Для проблемного обучения характерно выполнение следующих действий учащихся:
- выявление проблемы;
- формулирование;
- поиск решения;
- решение.
Гипотеза (от греч. hypothesis – основание, предположение). –предположение, касающееся возможного пути решения проблемы, которое еще не подтверждено, но и не опровергнуто. Как правило, гипотеза формулируется в виде сложноподчиненного предложения с придаточным условным: «Если …, то…», «может быть», «предположим», «допустим», «возможно, что если…».
Алгоритм по работе с гипотезой:
- выдвижение гипотезы;
- ее теоретическое обоснование;
- экспериментальная проверка гипотезы.
Например: Что произошло, если бы Дмитрий Донской проиграл Куликовскую битву?
Проблемная ситуация – это центральное звено в проблемном обучении, а также психологическое состояние интеллектуального затруднения, которое возникает у человека, если он не может объяснить новый факт при помощи имеющихся знаний.
Признаки проблемной ситуации:
1.Необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом знании.
2.Наличие неизвестного для учащегося.
3.Знания должны быть достаточными у учащегося для самостоятельного поиска.
Создавая на уроках истории проблемные ситуации, используя другие способы проблемного обучения, учитель может выйти за пределы минимального образовательного стандарта и научить школьников применять творческие методы исследовательского характера.
Например, «Князь Владимир Святославович начал свое правление с убийства своего брата Ярополка. Жизнь его была полной многочисленных преступлений и грехов. Летопись говорит о его любвеобильности: пять жен, восемьсот наложниц. Но в памяти народной он остался Владимиром Красное Солнышко, а христианской церковью канонизирован».
Приемом создания проблемной ситуации может быть нестандартная постановка темы урока: «Иван Грозный реформатор или тиран?»
Проблемный вопрос – самостоятельная форма мысли и проблематизированное высказывание, а также предположение или обращение, требующее ответа или объяснения.
Например. На уроке истории в 11-х классах при изучении темы «СССР и Германия в 1940-41 гг.» учащиеся выяснили, что Советский Союз, предпринимая шаги по подготовке к войне, наращивал военную мощь, отодвигал границы. В начале войны немецкая армия быстро продвигалась по территории СССР. Выявляется противоречие и возникает проблемный вопрос: «Как вы считаете, был ли СССР подготовлен к войне с Германией?».
Проблемные задания должны зависеть от возраста, уровня знаний и жизненного опыта учащихся, должны отличаться степенью трудности, глубиной обобщений.
Задание может быть таким: Петр I проводил свои реформы в интересах господствующего класса феодалов. Почему же он встречал сопротивление представителей и целых групп этого класса?
Творческая задача – это задача, при которой необходимо найти новый алгоритм решения.
Творческие задачи позволяют:
- обобщить, повторить и усвоить учебный материал;
- развивать творческие способности учащихся, познавательный интерес,
абстрактное и логическое мышление;
- формировать навыки совместной работы;
Пример. (5 класс История Древнего мира, тема Древняя Греция).
Объясните происхождение крылатых выражений, источниками которых стали греческие мифы о богах. Укажите их современное значение. (Узы Гименея, кануть в лету, весы Фемиды, ахиллесова пята, нить Ариадны и т.д.)
Виды урока: урок – лекция, урок - беседа, урок - рассказ, урок решения познавательных задач, лабораторная работа, ученическое теоретическое исследование.Чтобы проблемное обучение было эффективным, учитель должен реализовать следующие ключевые условия:
- интерес учащихся к содержанию проблемы;
- посильность решения проблемы для учеников данного возраста и уровня подготовленности;
- значимость для ученика информации, получаемой при решении проблемы;
- диалогическое доброжелательное общение педагога с учащимися, тактичность, поощрение педагогом мыслей, гипотез, высказанных учащимися.
Итак, сегодня технология проблемного обучения является одной из ведущих педагогических технологий. Она позволяет организовать обучение, при котором учитель обеспечивает оптимальное сочетание самостоятельной деятельности учащихся с усвоением новых знаний.
Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску. Тем самым, войдя в жизнь, ребенок будет более защищен от стрессов.
Проблемное обучение поддерживает интерес учащихся к истории как к предмету и к истории как к науке. Создавая на уроках истории проблемные ситуации, используя другие способы проблемного обучения, учитель может выйти за пределы минимального образовательного стандарта и научить школьников применять творческие методы исследовательского характера (определение причин по следствиям, реконструкция целого по частям и наоборот и т.п.).
Литература
Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М., Просвещение, 2003 г.
Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. – М., 2004 г.
Бордовский Г.А., Извозчикова В.А. Новые технологии обучения. – М., 2005.
Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. М., 1968
Дайри Н.Г. Основное усвоить на уроке. – М., Просвещение, 1997г.
Дайри Н.Г. как подготовить урок истории. – М., Просвещение, 1997г.
Кудрявцев П.О. Проблемное обучение: Истоки и сущность. – М.: Знание, 2009 г.
Лернер И.Я. Проблемное обучение. М., 1974
Методы обучения в современной школе: Сборник статей./ Под ред. Н.И.Кудряшова. М., 1983.
Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. – М., Просвещение, 2005г.
Селевко Г.Н. Современные образовательные технологии. – М., Народное образование,2011г.
Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории. Учебное пособие для вузов. – Новосибирск, 2006г.
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1969.