Тема самообразования Проблемное обучение
Проблемное обучение
Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.
Дистервег1
Цель технологии проблемного обучения: содействовать развитию у обучающихся критического мышления, опыта и инструментария учебно-исследовательской деятельности, ролевого и имитационного моделирования, возможности творчески осваивать новый опыт; способствовать поиску и определению учащимися собственных личностных смыслов и ценностных отношений.
Хочу отметить, что применение проблемного подхода на уроках биологии имеет свои трудности:
-требуется большее количество времени, чем при «традиционном» изложении материала учителем.
- ученик должен обладать определенным запасом знаний, поскольку отсутствие их не позволит ему успешно обсуждать поставленную проблему.
- учитель должен постоянно повышать свою эрудицию, быть оперативным в работе в целом и на уроке в частности.
Однако преимущества проблемного подхода очевидны:
- у учащихся в наибольшей степени развиваются навыки познавательной самостоятельности.
- формируется умение творчески, нестандартно решать учебные задачи.
- при реализации проблемного подхода большинство учащихся начинают положительно относиться к учебе.
- интерес к предмету заставляет школьников больше читать биологической литературы, расширяя свои познания в области биологии.
Исходные идеи:
Развитие авторской позиции ученика в образовательном процессе.
Безоценочный характер реакции на высказывания учащихся в ходе проблемного обучения.
Целостная включенность ученика в образовательный процесс, связанная и с рациональным познанием, и с интуитивной, часто неосознаваемой работой в эмоционально-личностной сфере.
1Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. М., Просвещение, 1987
Диапазон опыта очень широк. Это проблемные ситуации на различных этапах урока, система «урок – внеклассная работа – объединение «Экология»» (использование результатов летних наблюдений, экспериментов), нестандартные формы проведения уроков, принципов проблемного обучения при личностно – ориентированном подходе в обучении, проектный метод.
Теоретическая база
Формирование познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей, способов деятельности системой проблемных ситуаций на основе идей М. И. Махмутова и по Е.Л. Мельниковой.
Развитие механизмов самореализации, саморазвития, адаптации, самозащиты, самовоспитания, необходимых для становления самобытного личностного образа и диалогического и безопасного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией - Ш.А.Амонашвили.
Для оптимизации учебно – воспитательного процесса использовала работы академика Ю. К. Бабанского.
Использую информационные технологии обучения (компьютеризации обучения), программу Intel Обучение для будущего в России, созданная под руководством Я.Быховского.
Алгоритм осуществления решения проблемных ситуаций на уроке (по Махмутову)
1.Формулирование проблемы и вопросов к учащимся. 2.Самостоятельное совершение мыслительных действий и операций учащимися, направленное на поиск решения данной проблемы. 3. Поиск необходимой дополнительной литературы. 4.Коллективное или групповое обсуждение найденных способов решения, оценивание их рациональности, нахождение слабых сторон и недостатков предложенных вариантов решения, ведение поиска путей их преодоления. 5.Самостоятельное или совместное с учителем подведение итогов решения задачи; обоснование выбора лучшего решения; проверка его правильности.
Алгоритм осуществления проблемного подхода в обучении (по Е.Л. Мельниковой)
1.Постановка проблемной задачи, ориентированной на ситуацию, побуждающую к поиску неизвестного. 2. Осознание, решение поставленной проблемы на основе построения гипотезы и ее проверки
3. Применение знаний для решения конкретных задач и выражение «новых» знаний научным языком.
4. Творческое применение «открытых» знаний.
Проблемная ситуация ( проблема( поиск способов ее решения( решение проблемы ( выводы
Организация учебно-воспитательного процесса
Проблемную организацию образовательного процесса основываю на возникновении внутренних противоречий. Учащиеся должны испытывать необходимость в преодолении посильных трудностей, чтобы у них возникала постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. Кроме этого полноценное обучение возможно при кооперации учащихся между собой, без прямого вмешательства преподавателя. Следовательно, необходимо сочетание индивидуальных и коллективных форм обучения, так как восприятие учебной информации может происходить и при фронтальных занятиях, а вот усвоение знаний, овладение учащимися учебными умениями и навыками – лишь при собственной деятельности учащегося.
Образовательный процесс подразделяю на три этапа:
1. Вводно-мотивационный.
На этом важном этапе осуществляю вызов у учащихся познавательного интереса к предстоящей работе, создание у них ясного общего представления о её целях и содержании. Самостоятельное определение и формулирование темы и целей урока, приводит к актуализации субъективного опыта, совершенствованию важнейших качеств интеллекта (речи, внимания, памяти, мышления и других). Чем острее встаёт проблема, тем активнее процесс познания (принцип «доминанты»).
2. Операционно-познавательный
На этом этапе создаю условия для изучения учащимися учебного материала, усвоения знаний, овладения умениями и навыками, различными действиями. Изучение учебного материала произвожу путём развёртывания исходной проблемной задачи в систему более частных, исследовательских и учебных. Постановка их перед учащимися и решение осуществляется на фронтальных, индивидуальных и коллективных занятиях.
Чем выше ступень обучения, тем больше самостоятельных и коллективных форм познания.
3. Рефлексивно-оценочный.
На этом этапе важно провести обобщение изученного материала, а затем итоговый контроль и оценку выполнения всей программы изучения учебного минимума. Для дальнейшей мотивации учения создаю условия для выявления причин, способствующих достижению учебных целей и препятствующие этому; выявления средства учебной работы, с помощью которых получены те или иные результаты.
На уроках биологии отдаю предпочтение методам:
частично-поисковым: эвристическая беседа, практические занятия, поисковые задания, проблемные семинары, сбор материала.
поисково-исследовательским: лабораторные работы, экскурсии, эксперимент, проект.
практическим: тестирование.
проблемным: ответ на проблемный вопрос, выступления, решение биологических задач.
информационно-развивающим: диалоги, дискуссии.
игровым.
Использую приёмы:
Опора на жизненный опыт.
Учет вектора познавательного интереса.
Побуждение к поиску альтернативных решений.
Выполнение творческих заданий (по желанию).
Предъявление заданий на смекалку.
«Мозговая атака».
Создание ситуаций успеха.
Стимулирующее оценивание.
Чаще развитие познавательной активности осуществляю с помощью следующих способов обучения:
1. Проблемное изложение
Этот способ организации проблемного обучения наиболее уместен в тех случаях, когда учебный материал сложный, когда учащиеся не обладают достаточным объемом знаний, когда они впервые сталкиваются с тем или иным явлением и не могут установить необходимые ассоциации.
2. Мультимедийные ресурсы
Учебное занятие, проведенное с помощью мультимедийной презентации, максимально иллюстрирует учебный материал, способствует развитию интереса, внимания и других личностных качеств, качественному усвоению знаний. Такая форма преподавания эффективна на любом типе урока, но максимально на уроках, где требуется моделирование какого-либо процесса. Например, на уроке в 9 классе «Доказательства эволюционного происхождения человека» используется как иллюстративное доказательство одной из гипотез.
3. Исследовательская работа во время проведения лабораторных и практических работ, уроков-экскурсий.
Одним из путей осуществления организации проблемного обучения является постановка исследовательских заданий. Особенностью исследовательских заданий является то, что сначала, как правило, выполняется практическая работа по сбору фактов (опыты, эксперимент, наблюдение, работа над книгой, сбор материала), а затем их теоретический анализ и обобщение. При этом проблема очень часто возникает не сразу, а в ходе обнаружения несоответствия, противоречия между выявленными фактами. Процент самостоятельности при этом крайне велик, и увеличивается с возрастом учеников.
4. Решение биологических задач.
1. Биологическая задача - это наиболее удачный способ не только привлечения внимания учащихся к той или иной проблеме, но и постановка самой проблемы. Так при изучении темы «Наследованные болезни, сцепленые с полом» урок целесообразно начать с задачи: «В семье здоровых родителей рождается мальчик больной гемофилией (не свертывание крови). В семье паника. Откуда снова появилась болезнь, если последний раз в роду болезнь была у прадеда по материнской линии?». Ответ находят после получения знаний.
2. Во время контроля знаний часто применяется тестовый контроль, позволяющий установить объем полученных знаний, а биологические задачи – качество усвоения материала, умение использовать свои знания на практике. Главное – не просто правильно решить задачу, а понять путь к решению. Самостоятельное решение задачи – это маленькое открытие для каждого учащегося, это чувство удовлетворенности, положительные эмоции, не утомительная нагрузка, а интересная работа.
5.Электронные учебники.
Работа с электронными учебниками позволяет не только формировать знаний и умений, но и вырабатывать опыт творческой деятельности. Учащиеся имеют возможность быстро получить необходимую информацию, в виде фото и видеоматериалов, схем и др., которые оживляют восприятие материала. Так на уроке в 9 классе по теме «Химический состав клетки» появляется возможность совершенствования творческих способностей на этапе закрепления и контроля знаний. Как правило, благодаря особой тренировочной системе, построенной на поэтапном усложнении заданий, на положительную оценку срабатывают ученики всех трех уровней обучаемости, а это стимулирует процесс познания.
6. Проектная деятельность.
Проявляя интерес, получая определенный багаж знаний и весь свой творческий опыт, создаются экологические проекты, являющиеся одной из форм практической реализации проблемного обучения. По своей структуре они приближенные к подлинному научному исследованию, то есть включают в себя доказательство актуальности темы; определение проблемы, предмета и объекта исследования; определение задач, методов, источников информации, выдвижение гипотез; обобщение результатов, выводов; оформление результатов; выявление новых проблем.
Наиболее значимыми проектами, созданными учащимися школы за последние 3 года, являются «Ответственность за нарушение в области экологии Ардатовского района»; «Этно-экологические аспекты изучения традиционных обрядов и праздников. Празднование Пасхи, Масленицы и Рождества в Ардатовском районе»;
«Этно-экологический маршрут по р.п. Ардатов и селу Леметь»
«Антропогенное влияние на природные сообщества в рекреационных зонах Ардатовского района»
Особое место в системе уроков занимают активные формы урока, не только повышающие эффективность обучения, но и способствующие развитию у учащихся интереса к предмету.
В силу неравномерности развития, различия личностных качеств и других причин делю учащихся на 3 основные группы:
школьники с устойчивой высокой успеваемостью, имеющие достаточный фонд знаний, высокий уровень познавательной активности, развитые положительные качества ума: абстрагирование, обобщение, анализ, гибкость мыслительной деятельности. Поэтому, работая с ними необходимо предусмотреть тщательную организацию их учебной деятельности, подбор более трудных заданий.
школьники со средними учебными возможностями. При работе с этой группой главное внимание уделяется развитию их познавательной активности, участию в разрешении проблемных ситуаций (с помощью меня), воспитанию самостоятельности и уверенности в своих познавательных возможностях. Стараюсь создать условия для продвижения в развитии этой группы и постепенного перехода некоторых в первую группу.
Значительную трудность при подготовке к дифференцированной работе представляет третья группа – дети с пониженной успеваемостью. Для этих учащихся использую опорные конспекты, кроссворды, задания репродуктивного характера.
Однако для успешного осуществления такой работы необходимо соблюдение следующих условий:
между мной и коллективом класса должна существовать атмосфера сотрудничества, доверительные отношения;
постоянное внимание совместной работе всех трех групп, отмечая работу каждой группы в решении общей проблемы;
я обязана внимательно следить за ростом учащихся, замечать любое, продвижение (даже самое небольшое), своевременно переводить детей из одной группы в другую.
Наличие хорошей мотивации и организации активной познавательной деятельности соответственно целям обучения еще не гарантирует достижение планируемых результатов. Необходимо специальным образом управлять учебной деятельностью, то есть следить за полным и правильным выполнением всех предложенных заданий контролировать качество усвоения и обязательно корректировать ошибки. В своей работе использую различные виды контроля: текущий, тематический и итоговый (зачеты, экзамены).
Средства обучения:
вербальные (аудио «Голоса птиц в природе», «звуки Земли»),
наглядные (видеообучение),
электронно-обучающие,
компьютерные,
раздаточный материал:
тестовые задания,
тексты для комплексного анализа,
тексты разноуровневых контрольных работ,
демонстрационный и тренировочный материал для ЕГЭ,
карточки для индивидуальной работы;
библиотечка (рубрики «Это интересно» - книги для дополнительного чтения, учебная литература).
Преобладающие виды деятельности
Самостоятельная деятельность организуется с помощью индивидуальной, групповой, коллективной форм.
Поисковая деятельность предусматривает использование учащимися навыков анализа и синтеза.
Проектная деятельность обеспечивает самостоятельное получение результата в специально организованных учителем условиях дифференциации образовательного пространства.
Исследовательская деятельность предполагает умение учащихся систематизировать и анализировать информацию, обобщать факты, явления, делать выводы.
Приемы стимулирования и контроля, взаимоконтроля, самоконтроля деятельности
Важным моментом является оценка, достойная оценка. Постоянная потребность, рассуждая, использовать уже имеющиеся знания, разумного ребенка обязывает учиться систематически. Плохие оценки стараюсь
не ставить сразу, пытаюсь стимулировать желание доучить.
Выборочная проверка.
Взаимопроверка:
-ученики обмениваются тетрадями и проверяют задание друг у друга;
- учитель проверяет задание у ученика, который первым справился с ним; затем этот ученик проверяет выполнение задания у другого; потом они вместе производят проверку у следующих и так далее;
- учитель назначает консультантов (из числа лучших учеников), и они производят проверку;
- пресс-конференция;
- аукцион знаний.
Самоконтроль:
- по словарям, таблицам, схемам, учебнику, справочникам;
- по образцу
Тест
- поурочный,
- тематический,
- итоговый.
Зачет.
Технология применения форм, методов, средств учебно-воспитательной работы, основанная на их оптимальном выборе в соответствии с поставленными целями и задачами.
Использование проблемного подхода в обучении биологии, позволяет мне достигать определенных результатов:
- проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом;
- у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация к изучению предмета, познавательный интерес не только к отдельным темам курса, а в целом к биологии;
- возросла эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся; - коммуникативный режим проблемного обучения и самообучения позволяет рационально организовывать и воспитывать культуру умственного труда. Опыт работы позволяет сделать выводы, что аспектами успешного урока биологии являются:
1. Формирование предметной компетентности
·
·показать учащимся значимость биологических знаний
·
·возможность их применения в повседневной жизни
2. Развитие познавательной активности и самостоятельности
·
·не давать знания в готовом виде, а научить самостоятельно их добывать
·
·разбудить в каждом природную любознательность
·
·формировать общие учебные умения и создать условия для саморазвития
·
·постоянно стимулировать познавательную активность и самостоятельность учащихся
3. Формирование информационной культуры
·
·научить работать с информацией: анализировать и систематизировать ее, находить скрытые составляющие, обобщать, творчески перерабатывать.
4. Развитие мышления
·
·каждому ученику помочь освоить основные логические операции
·
·развивать творческое (дивергентного) мышление
5. Развитие творческих способностей
·
·стимулировать творческую активность учеников
·
·создать условия для разных ее проявлений: пусть фантазируют, изобретают, сочиняют, рисуют, изображают, решают творческие задачи, выдвигают оригинальные идеи, находят нестандартные решения и способы деятельности.
6. Формирование коммуникативной компетентности и толерантности
·
·Любой урок это всегда общение
·
·Учить слышать и понимать друг друга, с уважением относиться к любому мнению, к любой точке зрения.
7. Создание психологически комфортной среды
·
·Создавать условия чтобы каждый ученик поверил в себя, в свои силы и возможности, чтобы испытал не только радость познания живой природы, но и радость общения, радость творчества, почувствовал удовольствие от интеллектуального напряжения, ощутил вкус победы над собой.
8.Формирование рефлексивных качеств
·
·Рефлексия помогает ученикам лучше понять себя, оценить свои возможности, осознать трудности, выбрать наилучший путь достижения цели
9.Разнообразие учебной деятельности
·
·Учебный труд интересен, если он разнообразен.
·
·Чередовать разные формы деятельности
·
·Каждый урок должен быть неповторимым, не похожим на другие.
Результативность при проблемном подходе в обучении биологии, позволили мне достичь следующих результатов:
у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация к изучению биологии: возросший интерес к предмету заставляет учащихся больше читать биологической литературы;
более эффективно происходит развитие интеллектуальных умений и навыков учащихся, формируется умение творческого, нестандартного подхода к решению учебных задач, активная деятельностная позиция учащихся в учебном труде;
активный коммуникативный режим проблемного обучения и самообучения развивает монологическую и диалогическую речь учащихся, умение общаться в микро - и макрогруппах.
Библиографический список:
1. Бояринцева Н.Н. Развивающее обучение // Биология в школе.-1999№3
2. Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии. – М.: 5 за знания, 2006.- 144с.
3. Кожемяко М.В. Проблемное обучение на уроках биологии. Статья: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. – г. Мареинск Кемеровская область, Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2004-2005г.
4. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. – СПб.: АРО, 2004. – 368с.
5. Кульневич С.В., Лакоценина Т.Н. Совсем необычный урок: практическое пособие.– Ростов-на-Дону: Учитель, 2001. – 209с.
6. Максимова В.Н. Проблемный подход к обучению в школе. Методическое пособие по спецкурсу. - Ленинград, 1973. – 144с.
7. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Педагогика, 1977.
8. Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. – М.: Педагогика, 1975. – 206с.
9. Мельникова Е. Л. Технология проблемного обучения// Школа 2010.
10. Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. М.: Просвещение, 1987
11. Петрушин О.В. Методы проблемного обучения на уроках биологии //Образование в современной школе. 2003 г.- № 6
12. Северина О.А. , Погорелова О.П., Ермишева М.Р. Мониторинг образовательной деятельности педагогов в условиях новой системы оплаты труда. – Волгоград: Учитель, 2010. – 206с.
13. Ситникова М.И. Творческая самореализация субъектов образовательного пространства. – ГОУ ВПО «Белгородский государственный университет», 2006.- 384с
14. Сухова Т.С.Уроки биологии: технологии развивающего обучения. – М.: Вентана-Графф, 2001.- 322с.
15. Intel/ Обучение для будущего при поддержке Microsoft [Текст]: учебное пособие/ общ. Ред. Е.Н. Ястребцовой, Я.С. Быховского. – М. : Рус. ред., 2004. – 343 с.
16. Шамова Т.И. Управление образовательными процессами. – М.: Академия, 2002.- 384с.
17. Издательский дом "Первое сентября" E-mail: festival@1september.ru
18. http://www.abitu.ru/start/about.esp (программа «Юниор – старт в науку»);
19. http://www.step-into-the-future.ru/ (программа «Шаг в будущее);
20. http://www.iteach.ru (программа Intel – «Обучение для будущего»).
13PAGE 15
13PAGE 14115
Заголовок 315