Рабочая программа элективного курса «Работа с научной литературой в ходе проектной и исследовательской деятельности старшеклассников по русскому языку» для учащихся 10 класса (профильный уровень)
Заявка
Для участия в региональном конкурсе программ элективных курсов в системе профильного обучения
Регистрационный номер №
Дата регистрации заявки
Предметная область:____Русский язык________________________________
Номинация: углубление отдельных тем обязательных предметов_________ федерального компонента и предметов по выбору______________________
Ф.И.О. автора программы: Гусева Людмила Михайловна________________
Наименование образовательного учреждения, в котором работает автор программы (указывается по Уставу учреждения)__государственное_______ _бюджетное общеобразовательной учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательныйцентр» с.Воротнее________
_муниципального района Сергиевский Самарской области_______________
Контактный телефон участника конкурса ( с указанием междугороднего телефонного кода): (846) 55 41210
Электронный адрес участника: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Директор школы: О.П. Коршикова (подпись)
М.П.
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр»
с. Воротнее муниципального района Сергиевский Самарской области
Рабочая программа
элективного курса
«Работа с научной литературой в ходе проектной и исследовательской
деятельности старшеклассников по русскому языку»
для учащихся 10 класса
(профильный уровень)
Учитель русского языка и литературы
высшей категории
Гусева Людмила Михайловна
2014
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена в соответствии с Государственным стандартом общего образования по русскому языку, на основе пособия Абрамовой С.В.: Русский язык. Проектная работа старшеклассников. 9-11 классы, М., Просвещение, 2011, предназначенного для учителей общеобразовательных школ, работающих в классах профильного уровня. Программа курса рассчитана на учащихся 10 класса. На изучение курса отводится 17 часов.
Цель программы:
-создание мотивационной базы для осознанного выбора социально- гуманитарного профиля обучения;
- приобретение учащимися практических навыков исследовательской и проектной работы, которые будут полезны для дальнейшей учебы в школе и в вузе;
- повышение интереса школьников к русскому языку через свежий взгляд на привычный предмет;
-формирование ключевых компетентностей;
- развитие личности через познание мира, других людей, самопознание и потребности в рефлексии: объективном оценивании своих достижений в соотнесении их с приложенными усилиями.
Цель курса:
- углубить и расширить знания в области лингвистики;
- передать технологию проектной и исследовательской работы по русскому языку;
-научить старшеклассников поиску научной литературы по теме исследования;
- сформировать практические навыки работы с научной литературой;
- усовершенствовать навыки переработки текста;
- развить самостоятельность в приобретении знаний, научное мировоззрение, интеллектуальные и творческие способности.
Планируемые образовательные результаты
Знаниевый образовательный результат:
-применять знания о системности языка, достижениях лингвистической науки;
-применять технологию проектной и исследовательской деятельности;
-находить и использовать основные источники информации, связанные с исследованием;
- анализировать композицию и лексические особенности научного стиля речи;
- применять основные виды переработки научной литературы;
- уметь самостоятельно добывать знания;
- уметь грамотно оформлять, представлять и оценивать исследовательскую и работу.
Компетентностный образовательный результат.
Коммуникативная компетентность: владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях представления опыта исследовательской деятельности.
Культуроведческая компетентность: понимание русского языка как системы, развивающейся вместе с развитием общества; владение нормами речевого поведения и речевого этикета.
Информационная компетентность: умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с научной литературой (чтение, конспектирование, составление тезисного плана, аннотация, цитирование, обзорный конспект, оформление ссылок и списка литературы)
Описание способов оценки планируемых результатов.
Формы контроля
Критерии оценки
1.Устный опрос, беседа по темам курса.
Знание понятий «языковая личность» и «лингвистическая компетенция».
Сформированность лингвистической компетенции:
- умение применять знания о системности языка;
-иметь представление об исследовательской работе по русскому языку;
- умение применять знания о достижениях лингвистической науки, об ученых- русистах.
Сформированность коммуникативной компетенции:
- готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию;
- умение общаться на лингвистические темы (в форме монолога, диалога);
- умение публично выступать.
Сформированность культуроведческой компетенции:
- понимание русского языка как системы, развивающейся вместе с развитием общества;
- владение нормами речевого поведения и речевого этикета.
2. Практикум. Работа с таблицей.
Составление программы с детализацией задач каждого этапа УИР работы.
Знание этапов УИР и умение использовать составленную программу УИР
3.Практикум. Работа с фрагментами исследовательских работ.
Нахождение и исправление ошибок в формулировках тем.
Умение грамотно формулировать тему исследовательской работы
4.Практикум с использованием ПК (сеть Интернет), ресурсов медиатеки.
Поиск и отбор научной литературы по заданной теме.
Сформированность информационной компетентности:
-умение использовать библиотечные каталоги, справочные издания
(энциклопедии, реферативные статьи, журналы), Интрнет, электронные библиотечные каталоги. Лингвистический энциклопедический словарь, и энциклопедия «Русский язык» для поиска и отбора научной литературы.
5. Тренировочное упражнение
Обучение чтению научной литературы и выделение в тексте признаков научного стиля.
Знание основных признаков научного стиля научно- популярного подстиля речи, целей, условий использования и жанров научного стиля речи.
Умение находить в тексте признаки научного стиля.
6. Практикум. Работа с раздаточным материалом.
Анализ композиции и лексических особенностей текстов научного стиля речи.
Знание основных признаков научного стиля речи, лексических особенностей тексов научного стиля, научных терминов.
Умение пользоваться справочной литературой, энциклопедиями.
7. Практикум. Работа с лингвистической статьей.
Обучение составлению тезисного плана.
Знание различных видов конспектирования.
Умение составлять вторичные тексты, тезисный план, использовать их в ходе УИР.
8.Индивидуальная практическая работа
Оформление УИР (титульный лист, краткий обзор научной литературы, ссылки, список литературы)
Знать требования к содержанию и оформлению УИР.
Умение правильно оформлять УИР
9. Анкетирование
Умение осуществлять рефлексию: что нового узнали, чему научились, что представляло особый интерес, что вызвало затруднения.
Описание оснований для отбора содержания образования
За последние годы такие виды работы как проектная и исследовательская деятельность стали очень актуальны в современной школе. Это объясняется сменой образовательных подходов: от «знаниевого», при котором основной задачей является формирование прочной системы знаний к деятельностному подходу, направленному на самостоятельное активное добывание знаний учащимися. В федеральном компоненте Государственного стандарта общего образования по русскому языку эти задачи конкретизируются. На старшей ступени образования необходимо сформировать такие навыки исследовательской работы: « владение приемами исследовательской деятельности, самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Формулирование результатов». Психологи и педагоги видят в исследовательской и проектной работе школьников огромный образовательный потенциал, поскольку эти виды работы формируют самостоятельность в добывании знаний и исследовательский навыки, воспитывают научное мировоззрение, способствуют усилению положительной мотивации в обучении, развивают личность школьника, её творческие и интеллектуальные возможности, способствуют самопознанию.
В этой связи необходимо научить старшеклассников работать с текстами разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности, умению искать, отбирать и владеть приемами информационной переработки текстов и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов. Не менее важно для старшеклассников при работе с научной литературой умение делать ссылки и грамотно цитировать. Это наиболее универсальные исследовательские навыки, которые важны для любого современного человека, специалиста в любой области.
Кроме того, содержание данного курса направлено на развитие и совершенствование речемыслительных, коммуникативных, творческих способностей, которые влияют на качество усвоения старшеклассниками всех других школьных предметов, а в перспективе, во многом определяют достижения выпускника практически во всех областях жизни, в том числе и профессиональной. Освоение содержания способствует социальной адаптации личности к изменяющимся условиям современного мира.
Учебно- тематическое планирование курса
№ п/п
Название раздела
Количество аудиторных часов
1
Вводное занятие.
1
2
Планирование исследовательской и проектной деятельности по русскому языку.
5
3
Выбор и формулировка темы исследования.
2
4
Работа с научной литературой по теме исследования.
8
5
Заключительное занятие.
1
Всего: 17
Тематическое планирование курса
№ п/п
Тема
Коли-чество часов
Основное содержание по темам
Вводное занятие
1
1
Что позволяет объединить исследовательские проекты и учебно- исследовательские работы по русскому языку.
1
Проектная и учебно-исследовательская работа как инновационные технологии. Какие качества школьника формируют эти виды работ и что их сближает. Существенные отличия проектной и учебно - исследовательской работы. Этапы проектной и учебно - исследовательской работы.
Классификации проектов.
Мотивы старшеклассников, которые могут быть удовлетворены через исследовательскую работу по русскому языку.
Планирование исследовательской и проектной деятельности по русскому языку.
5
2.
Цели и задачи проектной и исследовательской работы.
1
Развитие старшеклассника как языковой личности. Что означают понятия «языковая личность» и «лингвистическая компетенция». Влияние отбора содержания исследовательской и проектной работы на формирование коммуникативной и культуроведческой компетенций.
3
Принципы отбора содержания исследовательских и проектных работ.
1
Принцип научности, принцип опоры на уже полученные знания, этичность, принцип коммуникативности, принцип межпредметных связей. Практическая значимость проектной и исследовательской работы.
4
Направление исследования и выбор темы.
1
Понятие исследовательского пространства. Языковые уровни (фонетика, морфемика, морфология, лексика, синтаксис) Сферы функционирования языка
(язык художественной литературы, язык СМИ, научная речь, виртуальное общение и др.)
5
Этапы проектной работы.
1
Определение темы проекта
Выявление проблемы и цели проекта.
Составление примерного плана работы, определение методов исследования. Работа над проектом: сбор информации, анализ собранной информации, формулировка выводов, подготовка презентации проекта. Презентация проекта. Оценка проекта, рефлексия над результатами проекта.
6
Практикум. Составление программы с детализацией задач каждого этапа УИР работы.
1
Составление программы в виде таблицы с описанием этапов работы и деятельности учащихся.
Выбор и формулировка темы исследования.
2
7
Лингвистические проблемы, которые интересуют старшеклассников. Выбор темы.
1
От чего зависит выбор темы. Устный опрос учащихся по интересующим их лингвистическим проблемам. Критерии формулировки темы, наиболее частые ошибки в формулировках.
8
Практикум. Как грамотно сформулировать тему, поставить цели и задачи работы.
1
Работа учащихся по нахождению и исправлению ошибок в формулировках тем исследовательских работ
Работа с научной литературой по теме исследования.
8
9
Поиск и отбор научной литературы по теме исследования.
1
Основные источники информации по проблеме исследования: библиотечные каталоги, справочные издания
(энциклопедии, реферативные статьи, журналы), Интрнет, электронные библиотечные каталоги. Лингвистический энциклопедический словарь, и энциклопедия «Русский язык». Отбор самой необходимой литературы для дальнейшего исследования.
10
Практикум. Поиск научной литературы по заданной теме.
1
Работа в медиатеке. Использование различных источников для поиска необходимой литературы (Интернет, библиотека)
Самостоятельная работа: отбор необходимой литературы.
11
Обучение чтению научной литературы.
1
Основные признаки научного стиля научно- популярного подстиля речи. Цели использования научного стиля речи, условия использования, жанры научного стиля речи.
Самостоятельная работа:
Чтение параграфа «Основные признаки научного стиля речи» по учебнику А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. И составление таблицы «Основные признаки научного стиля речи»
Выполнение упр. 346 данного учебника.
12
Практикум. Анализ композиции и лексических особенностей текстов научного стиля речи.
1
Заполнение таблицы «Основные признаки научного стиля речи». Работа с текстом ( по раздаточному материалу): анализ композиции текста научного стиля речи; анализ лексических особенностей тексов научного стиля: точности, обобщенности, отвлеченности.
Работа со словарями и энциклопедиями:
научные термины.
13
Различные виды конспектирования. Обзор научной литературы
1
Типы конспектов: полный (интегральный) и выборочный
(селективный). Тезисный план. Выборочный и обзорный конспект. Значение анализа научной литературы для ведения исследования. Типичные ошибки в обзорах научной литературы (на примерах фрагментов исследовательских работ)
14
Практикум. Обучение составлению тезисного плана.
1
Составление тезисного плана статьи Крысина Л.П. «Языковая норма и речевая практика» в виде таблицы (тезис - примеры)
Самостоятельная работа:
подготовить краткий доклад по проблеме развития языковой нормы, используя полученный тезисный план.
15
Как оформить ссылки и список литературы
1
Необходимость ссылок на литературу. Различные варианты оформления ссылок. Правила составления и оформления списка литературы.
Оформление и содержание исследовательской работы по русскому языку.
1
16
Оформление и содержание исследовательской работы по русскому языку.
1
Титульный лист, содержание, введение, краткий обзор научной и научно- популярной литературы, основная, исследовательская часть, выводы, список литературы, приложения. Анализ различных фрагментов вступлений, основной части и заключений к исследовательским работам.
Самостоятельная работа:
индивидуальное задание по оформлению УИР.
Заключительное занятие
1
17
Анкета для старшеклассников-исследователей.
1
Осуществление завершающей рефлексии у старшеклассников после изучения данного курса
Характеристика элективного курса в контексте самоопределения старшеклассника.
Элективный курс «Работа с научной литературой в ходе проектной и исследовательской деятельности старшеклассников по русскому языку» поможет старшеклассникам понять, в чем состоят особенности исследовательской и проектной работы, расширить знания о мире и самом себе, научиться грамотно отбирать и перерабатывать научную литературу что, несомненно, пригодиться им в период обучения в высших учебных заведениях и будущей профессиональной деятельности. Содержание курса способствует выявлению и решению лингвистических проблем, интересующих старшеклассников. Это способствует развитию речевой и языковой рефлексии, которая стимулирует внимательное отношение к речи. Данный элективный курс способствует совершенствованию коммуникативных умений в области родного языка для осуществления межличностного и межкультурного общения; осознанию роли русского языка в получении профильного высшего образования, готовности использовать разные формы учебно - познавательной деятельности в вузе.
Способы организации освоения элективного курса учащимися:
- уроки - практикумы (с использованием работы в группе и в паре);
- самостоятельная работа с использованием ПК;
- личностно-ориентированный подход в обучении;
- микроисследования.
Характеристика ресурсов
Для реализации программы курса имеются следующие ресурсы:
Дидактические материалы:
- А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Русский язык. Грамматика. Стили речи: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2010;
- С.В. Абрамова. Русский язык. Проектная работа старшеклассников 9-11 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2011;
- Г.Я. Солганик. Стилистика текста. М., «Наука» 1997;
- Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990
- Л.П. Крысин. Языковая норма и речевая практика: лингвистическая статья. Отечественные записки.2005, №2.
- Материалы лингвистической конференции исследовательских работ школьников «Языкознание для всех»;
- Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. Словарь- справочник лингвистических терминов. М., 2001.
- Ю.Н. Караулов. Русский язык и языковая личность. М., 2004;
- Раздаточный материал: тексты, фрагменты исследовательских работ старшеклассников, представленных на лингвистической секции Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. Вернадского. 2007.
- Вопросы анкеты для осуществления рефлексии.
Интернет- ресурсы. Сайты конференций и конкурсов исследовательских и проектных работ школьников.
- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] сайт Российского открытого конкурса исследовательских работ учащихся «Юность. Наука. Культура»;
- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] сайт Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. Вернадского;
- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] сайт Центра развития исследовательской деятельности учащихся.
3. Материальные ресурсы:
-кабинет русского языка;
- медиатека: электронные учебники и пособия; печатные издания: справочная и учебная литература;
- компьютерный класс: 14 компьютеров с выходом в Интернет.
- 5 ноутбуков с доступом выхода в Интернет;
- проектор, экран;
- копировальная техника, сканер.
4.Организационные ресурсы:
-расписание элективных курсов;
-расписание работы медиатеки;
- график работы компьютерного класса;
- расписание проектной деятельности учащихся, консультаций руководителей проектов.
5.Кадровые ресурсы:
- учитель высшей категории;
- ПК по теме: «Подготовка учащихся к олимпиадам и научно- практическим конференциям по русскому языку и литературе» (2011 г.)
Справка
о реализации учебной программы элективного курса
«Работа с научной литературой в ходе исследовательской и проектной деятельности старшеклассников по русскому языку» (профильный уровень).
Данная программа была разработана в 2007-2008 учебном году и успешно реализуется в образовательном процессе школы в настоящее время. Необходимость разработки данного курса возникла в связи с выбором учащимися старшей школы социально- гуманитарного профиля и активного внедрения в образовательный процесс метода проекта и работы учащихся в исследовательском направлении.
Программа курса «Работа с научной литературой в ходе проектной и исследовательской деятельности учащихся» позволила мне как педагогу не только и не столько учить, сколько помогать, старшеклассникам учиться, направлять их познавательную деятельность, развивать самостоятельность в приобретении знаний, формировать ключевые компетентности.
Изучение данного курса дает учащимся возможность расширить и углубить знания в области лингвистики, что способствует формированию лингвистической компетентности. Так, после изучения данного курса Бурцев Владислав, учащийся 11 класса, получить Похвальную грамоту за высокие достижения в окружном туре Всероссийской олимпиады по русскому языку в 2008 году. По итогам государственной аттестации в 2008 году в выпускном классе, где был реализован данный курс, двое учащихся (из шести) Садыков Марат и Бурцев Владислав набрали более 70 баллов, получили оценку «5» и окончили школу с золотой и серебряной медалями. Навыки исследовательской работы и умение работать с научной и учебной литературой помогают выпускникам успешно обучаться в вузах и получать высшее образование.
Изучив программу данного курса, учащиеся успешно выполняют и представляют исследовательские работы на научно- практических конференциях различного уровня. Так, Каменская Анна на окружной конференции старшеклассников в 2012-13 учебном году в номинации «Русский язык» заняла 3 место, в областном конкурсе «Моя малая Родина: природа, культура, этнос» Марусина Ирина и Каменская Анна заняли 2 место в номинации «Гуманитарно - экологические исследования». Ежегодно старшеклассники занимают призовые места в дистанционной Всероссийской олимпиаде «Олимпус» по предметам социально- гуманитарной направленности, «Международном филологическом чемпионате» и Всероссийском конкурсе «Русский медвежонок - языкознание для всех».
Учитель: Л.М. Гусева
Директор школы: О.П. Коршикова
Образцы учебных материалов и оценочных средств, используемые при реализации учебной программы.
Раздаточный материал для анализа композиции текста научного стиля речи.
Задание 1.
Прочитайте разрозненные предложения.
(1) Бурный рост науки и техники вызывает острую необходимость в наименованиях новых явлений и понятий. (2) Так, в начале 20 века возникла радиотехника, в 1930-е годы – ядерная физика, в 1950-е годы – химия синтетических волокон. (3) Научно- техническая терминология является самой подвижной, гибкой и быстро изменяющейся частью общенародной лексики. (4) На глазах одного поколения возникли новые науки, созданы новые отрасли техники и целые системы терминологий.(5) Новое требует себе имени, точного и определенного, и в разных языках тысячи специалистов создают имена научных понятий и явлений - термины.(6) Появились такие перспективные науки, как теория информации, кибернетика, бионика.
Задание 2.
В какой последовательности эти предложения образуют текст? (3,1,4,2,6,5)
Восстановите текст.
Задание3.
Определите, в каких предложениях содержится тезис, в каких- аргументы?(3,1; 4,2,6,5)
Вопрос Как вы думаете, какие тексты представляют собой идеал логичности? (Математические)
Раздаточный материал для анализа лексических особенностей текстов научного стиля: точности, обобщенности, отвлеченности.
Эквивалентность множеств. Устанавливая взаимно однозначное соответствие между теми или иными бесконечными множествами натуральными числами, мы пришли к понятию счетного множества.
Ясно, что аналогичным приёмом можно сравнить множества не только с множеством натуральных чисел; этот способ позволяет сравнивать между собой любые два множества. Введем следующее определение.
Определение. Два множества М и N называют эквивалентными, если между их элементами можно установить взаимно однозначное соответствие.
Понятие эквивалентности применимо к любым множествам, как конечным. Так и бесконечным. Два конечных множества эквивалентны между собой тогда, когда число элементов у них одинаково. Определение счетного множества можно теперь сформулировать следующим образом: множество называется счетным, если оно эквивалентно множеству натуральных чисел.
Ясно, что два множества, эквивалентные третьему, эквивалентны между собой; в частности, все счетные множества эквивалентны между собой.
Понятие мощности множества. Если эквивалентны между собой два конечных множества, то они состоят из одинакового числа элементов. Если же эквивалентные между собой множества M и N произвольны, то говорят, что M и N имеют одинаковую мощность. Таким образом, мощность- это то общее, что есть у всех эквивалентных между собой множеств.
Для конечных множеств понятие мощности совпадает с привычным понятием числа элементов множества.
Задания.
1. Подчеркните в тексте математические термины.
2. Выпишите глаголы и существительные с отвлеченным, абстрактным значением.
3. Чем отличается значение глаголов позволять, установить, ввести, пройти в научном стиле от обычного употребления? Посмотрите значение этих глаголов в толковом словаре.
4. Найдите примеры объективности в тексте.
Раздаточный материал для работы со словарями, энциклопедиями.
Список терминов
Антоним, гипербола. Дактиль, композиция, лексическое значение, метафора, синтаксис, множество, термин, префикс, функция, натуральное число.
Задания и вопросы
Выпишите математические, лингвистические и литературоведческие термины.
Выпишите их лексические значения.
Какие слова имеют разное терминологическое значение в разных науках?
Выясните происхождение терминов.
Тезисный план
статьи Крысина Л.П. «Языковая норма и речевая практика»
№ страницы
Тезис
Примеры
36
Понятие «норма» в общественной жизни многозначно.
Нормы питания, нормы этикета
36-37
Понятие языковой нормы в лингвистике также многозначно:
1) в широком смысле –словари, учебники;
2) в узком - как результат кодификации языка.
Нормальным для северорусских диалектов является оканье, а для южно- русских –аканье.
Территориальный диалект, городское просторечие, социальные и профессиональные жаргоны
37
Свойства и функции языковой нормы состоят в устойчивости и консервативности, сформировавшихся на протяжении нескольких веков
В пушкинские времена говорили: домы, корпусы, сейчас - дома, корпуса
40
Речевая практика по отношению к литературной норме всегда расшатывала традицию, норму.
Бизнес-план - план бизнеса (традиционно для русского языка). Появление множественного числа «мирные инициативы», «гонка вооружений»
43
Многие новшества в речевой практике противоречат языковой норме.
Взвода, обыска ( с ударением на последнем слоге); обговорить- в значении «обсудить»
44
Отклонения от языковой нормы часто обусловлены сложившейся социальной обстановкой
Стремление достичь коммуникативного комфорта, не выглядеть белой вороной в определенной социальной среде.
46
Речевая практика не всегда следует нормативным рекомендациям, а зависит как от традиций, так и новых веяний
«Языковая деятельность носителя литературного языка протекает в постоянном согласовании собственных речевых действий с традиционными способами употребления языковых средств»
Анкета для учеников
Ваша фамилия, имя.
Занимались ли Вы прежде исследовательской работой?
Чему Вы научились в ходе изучения данного элективного курса?
Что нового Вы узнали?
Где и как Вы можете использовать полученный опыт?
Что вам больше всего понравилось, вызвало интерес?
С какими трудностями вы встретились и как их преодолели?
Изменились ли Ваши представления о занятии научно - исследовательской работой?
Изменилось ли Ваше отношение к изучению русского языка?
Текст упр. 346 из учебника для 10-11 кл.: Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Авторы: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова
Фрагменты исследовательских работ старшеклассников
Памятка
по оформлению и содержанию исследовательской работы
по русскому языку.
Текст исследовательской работы должен содержать:
1) титульный лист - вверху указывается название конференции, посередине- название работы, ниже - фамилия, имя, отчество исследователя и научного руководителя, название учебного заведения, на самой нижней строке- место и год написания работы;
2) содержание с указанием названий частей и страниц - необязательная часть исследовательской работы; оно оправдано только при значительном объеме(15 и более страниц);
3) введение, в котором должны быть поставлены проблемы исследования, его цели и задачи;
4) краткий обзор научной и научно- популярной литературы - теоретическое основание исследования;
5) основания, исследовательская часть- описание метода исследования, анализ языкового материала и его результаты;
6) выводы;
7) список литературы;
8) приложения.
15