ИГРЫ, ОСНОВАННЫЕ НА ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


ИГРЫ, ОСНОВАННЫЕ НА ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ,
КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
А.В.Ладынина
Воспитатель Гккп я/с-№117
Павлодарская область,г.ПавлодарВ конце 90 годов прошлого столетия практически все страны мира испытывали потребность в выработке новой образовательной стратегии. Быстрое устаревание знаний, «запаздывание» передачи социального опыта являлись показателями организационно-структурного кризиса всей мировой системы образования. Качество образования должно отвечать запросу общества. Вместе с тем, в 1996 году на семинаре Совета Европы Майкл Стобарт в своем докладе обратил внимание на то, что заказ на определенный объем знаний, умений и навыков исчерпал себя. Конкретные знания, умения, навыки в настоящее время не дают гарантии того, что человек займет достойное место в дальнейшей жизни. Необходимо формировать у подрастающего поколения компетенцию - новые универсальные способности и поведенческие модели личности. Современные социально-экономические преобразования в нашем обществе поставили на первый план проблемы развития образовательных систем. Осмысление причин и поиск путей преодоления кризиса привело к формированию новой образовательной парадигмы, ориентированной на личность. В нашей республике накоплен опыт разработки новых подходов к дошкольному образованию. Идея созрела несколько лет назад и получила свое воплощение в документе «Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан. Дошкольное воспитание и обучение. Основные положения 2001 г.». Осознавая, что дошкольное детство – это не подготовка к школе, а самостоятельный период развития человека, новый Стандарт ставит иные цели: создание полноценного пространства развития ребенка и организацию комплексного сопровождения его индивидуального развития, способствующего благоприятной социализации и усвоению им ключевых компетентностей, базирующихся на общечеловеческих и национальных ценностях. Стандарт предусматривает воспитание творческой личности, способной к позитивным отношениям в социуме на основе формирования компетентности ребенка. Компетентность - это уровень развития, необходимый для самостоятельного решения возникающих познавательных проблем, определения своей позиции, позволяющий человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе. Ребенок должен научиться сам планировать свою деятельность, ставить цель, находить способы ее достижения. У дошкольника должна быть сформирована способность к смене социально-культурных позиций, произвольность действий. Новизна Образовательного Стандарта дошкольного детства РК состоит в том, что основу образовательной деятельности дошкольных организаций определяет не деятельность педагога, регламентируемая базисным учебным планом, а ребенок, как субъект педагогического процесса. Ведущей формой деятельности детей становятся не традиционные занятия, а игра.
Только человек, осознающий себя носителем определенных культурных и иных ценностей способен адекватно выбирать глобальные и текущие цели своей деятельности, и, проявляя необходимую гибкость, диктуемую обстоятельствами, неуклонно продвигаться к ее осуществлению. Это возможно только при условии модернизации всех звеньев образования, в том числе и дошкольного образования, отход от традиционного подхода в его организации. Целью компетентностно-ориентированного подхода в образовании является создание условий, необходимых для формирования ключевых компетентностей, проявления потенциальных возможностей, развития интересов и способностей детей дошкольного возраста в разных сферах человеческой деятельности. Иными словами данный подход должен обеспечить ребенку способность быть субъектом своего физического, интеллектуального, личностного развития.
При данном подходе у детей дошкольного возраста в процессе обучения должны быть сформированы технологическая, информационная и социально-коммуникативная компетентность, которые позволят ему успешно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни.
Поиск путей и средств формирования ключевых компетентностей у детей - актуальная проблема сегодняшнего дня для многих педагогов.Важной составляющей данного подхода является выбор педагогических технологий, способствующих формированию компетенции дошкольников. По мнению многих ученых и практиков одной из таковых является технология, основанная на ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Данная технология развивает системное мышление и творческое воображение, обеспечивает умение обучающихся работать с любыми информационными потоками, систематизировать, классифицировать и преобразовывать окружающий мир, решать проблемы. Одной из ключевых компетентностей является информационная, именно её мы будем рассматривать в образовательной деятельности не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ребенка, но и как ресурс эффективности и благополучия всей его будущей взрослой жизни.
Таким образом мы можем рассмотреть содержание информационной компетентности, дидактической единицей в которой выступает « умение»:
1. Умение ориентироваться в некоторых источниках информации.
2. Умение делать выводы из полученной информации.
3. Умение понимать необходимость той или иной информации для своей деятельности.
4. Умение задавать вопросы на интересующую тему.
5. Умение получать информацию, используя некоторые источники.
6. Умение оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой.
Формирование компетентностей предполагает смену используемых педагогами технологий, форм, методов обучения. В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, способной рассуждать, делать выводы, строить замыслы конструкций, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Дошкольный возраст уникален, качество  сформированности ребенка программирует его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. С появлением ТРИЗ стало возможным массовое обучение детей технологии творчества. Развить творческое воображение дошкольников возможно, если  Технология ТРИЗ будут использоваться на учебных занятиях, в организации самостоятельной деятельности детей, в  работе с родителями, а так же система отношений  педагога с детьми будет строиться на основе сотрудничества, а обучение будет носить проблемный характер, и конечно если  педагог будет владеть технологией ТРИЗ и развивающим обучением.
Использование игр на основании, Триз-технологии на занятиях формирования элементарных представлений позволяет успешно формировать информационную компетентность детей через усвоение ими моделей и алгоритмов действий. Методы и приемы ТРИЗ-технологии (такие как системный оператор, морфологическая таблица, работа с именами признаков и т.д.) используются не только в организационных формах образования, но и максимально в совместной игровой деятельности детей и педагога в течение всего дня пребывания ребенка в детском саду. Основная дидактическая задача данных методов — не обучение конкретным действиям, а усвоение ребенком обобщенных способов умственной деятельности при создании собственного речевого продукта- это знание определений, название величин.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательного материала. Роль этого материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания, моей главной задачей было активизировать умственную деятельность, заинтересовать детей математическим материалом, увлечь и развлечь детей, при этом развивать ум, расширять и углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом: умственная задача реализуется средствами игры в игровых действиях. Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. Ребенку интересна конечная цель, которая увлекает его.В процессе решения задач на смекалку обдумывание детьми поиска результата предшествует практическим действиям. Показателем рациональности поиска является и уровень его самостоятельности, и характер производимых проб. Дети подготовительной группы осуществляют поиск или путем сочетания мысленных и практических проб, или только мысленно. У детей формируется умение вести поиск решения путем предположений, осуществлять разные по характеру пробы, догадываться. Используя на занятиях разнообразные головоломки: в старшем дошкольном возрасте наиболее приемлемы головоломки с палочками. В ходе их решения идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие. Организуя эту работу, я ставлю цель — учить детей приемам самостоятельного поиска решения задач, не предлагая никаких готовых способов, образцов решения. В работе с детьми 6 лет использую простые логические упражнения и задачи, с целью развития у них умения осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно размышлять. Эти задачи наглядно представлены в виде чертежа, рисунка, иллюстрированы предметами. Последовательность выполнения данных упражнений
1)Чем отличается одна картинка от другой? На основании зрительного сопоставления надо найти несколько отличий.
2) Найти два одинаковых предмета (по цвету, форме, величине и другим характерным признакам);
3)Какая фигура лишняя и почему;
4)Продолжить ряд изображений, уловив закономерность в следовании предметов;
5)На основе сравнения, выявить закономерность в расположении фигур, вместо знака вопроса поместить нужную фигуру;
6)В лабиринтах на основе зрительного прослеживания ходов, линий надо отыскать нужный предмет, выход и т. д.
При организации таких игр у ребенка формируются умения, в аспекте информационной компетентности: он учится получать информацию, используя различные анализаторы; ориентироваться в источниках информации, выделяя имена признаков объектов (цвет, форма, материал, температура и т.д.). Ребенок осваивает умение задавать различные вопросы. Он учится делать выводы из полученной информации.
Посредством серии игр, основанных на методе системного оператора, происходит формирование информационной компетентности дошкольников. Так во время поисков недостающих звеньев для систематизации представлений об объекте, ребенок начинает ориентироваться в источниках информации, использует новую информацию и различные источники для «заполнения окошечек чудесного экрана», пытается самостоятельно систематизировать знания о новом объекте и ведет поиск признаков, по которым можно произвести сравнение. В своей деятельности ребенок начинает использовать новую информацию о том, что через формулировку и решение противоречия можно решать проблемы в своей жизни.
Эффективными средствами формирования информационной компетентности детей являются морфологический анализ (Автор Ф. Цвикке) и метод «Круги Луллия» (Автор Р. Луллия). Целью их являются: уточнение знаний о признаках объектов материального мира, развитие способности давать большое количество вариантов имен признаков какого – либо объекта.
В играх, основанных на данных методах, на каждом круге (Круги Луллия) или координате таблицы (морфологический анализ) устанавливаются показатели, согласно дидактической задаче. Производится пересечение показателей 2-3 кругов или 2 координат таблицы с целью взаимодействия объектов и их признаков. Уточняются знания об объектах (домысливание, воспоминание, критическая оценка). Так, например, в игре «В гостях у робота» робот собственноручно проставляет математические знаки на квадратах морфологической таблицы в хаотичном порядке. Голосом «робота» произносит: « Вопрос», указывая на ту команду, которая должна задать вопрос, при этом указкой показывает знак, например, «+». Команда задает вопрос: «Сколько будет, если к числу 5 прибавить число 2?». Затем робот произносит: «Ответ». Вторая команда должна ответить. Робот проверяет правильность выполнения задания и говорит: «Ответ правильный», в случае правильного ответа. Игра продолжается, пока к каждому знаку не будет задан вопрос и дан ответ.
В игре: «Волшебные круги» дети закрепляют знания о геометрических эталонах, определяют их наличие в объектах окружающего мира. Для развития творческого мышления детей на занятиях по математике применяю Триз-упражнения: «Поиск общих признаков» - найти у двух разных объектов как можно больше признаков; «Третий лишний» «Поиск противоположных объектов» - «Шиворот на выворот» - Наряду с упражнениями ТРИЗ использую игру «Хорошо – плохо», где в качестве объекта выбирается например треугольник. Детям необходимо назвать всё хорошее, что связано с треугольником: похож на крышу дома, устойчивый, похож на косынку; и всё плохое (острый, не катается, заваливается, цепляется углами) В игре «Да и нет» я загадываю детям слово, число, а дети отгадывают, задавая вопросы, так чтобы можно было отвечать на вопросы только «да» и «нет». Например, задумано число 4 из первых пяти цифр. Дети задают вопрос: «Это число больше двух?» И т.д.
Я заметила, что дети испытывают особое удовольствие от решения нестандартных творческих задач. Мне самой интересно работать по данной теме, так как я считаю, что математическая культура развивает потенциал личностного развития ребёнка, развивает те качества, которые необходимы ему в жизни: мышление, внимание, память, речь, готовность учиться в целом.
Таким образом, игры, основанные на технологии ТРИЗ, способствуют не только развитию мышления и воображения детей дошкольного возраста, формированию их навыков проведения мысленных экспериментов и работы с разного рода проблемами, но и являются эффективным средством формирования всех умений информационной компетентности воспитанников.
Формируя элементарные математические представления у воспитанников подготовительной группы на основе этой системы, убедилась в том, что ТРИЗ позволяет придать занятиям комплексный характер (у детей не только формируются математические представления, но и развивается речь, формируются способности к изобразительной деятельности, происходит и познавательное развитие ребёнка).
Подводя итоги работы по данной проблеме  можно отметить:
Диагностика проводилась на основе знаний и умений детей по математике; решение математических задач, знание свойств и признаков геометрических фигур, количество и счёт, ориентация в пространсте. По наблюдениям за детьми  во время занятий по формированию элементарных математических представлений, общении со сверстниками и взрослыми, по умению детей рассуждать, делать умозаключения, выводы, сравнения, по развитию логического мышления.
Если в средней группе высокий уровень  составлял  15%, то в старшей он составил 27%, а в подготовительной к школе группе 49%. Низкий уровень с 58%, понизился до 14%.
Полученные результаты   подтверждают  важность использования  технологии ТРИЗ с дошкольниками. Методы данной технологии позволили мне успешно решить задачи интеллектуального развития дошкольников.В процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников необходимо использовать разнообразные методы обучения и умственного воспитания: практические, наглядные, словесные, игровые. В формировании элементарных математических представлений ведущим принято считать практический метод, включающий в себя: игры, элементарные опыты, моделирование, решение проблемных ситуаций. Сущность данного метода заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение определенных способов действий с предметами или их заменителями (изображениями, графическими рисунками, моделями и т.д.) на базе которых возникают математические представления, Это позволяет детям применять полученные ранее знания для того, чтобы решать практические задачи.Для успешного математического образования дошкольников необходимо создание определенных условий, благодаря которым облегчается процесс усвоения математических знаний. В череде необходимых условий на первом месте стоит организация уголка занимательной математики в группах детского сада, в который включены проблемные математические задачи, задания по математическому моделированию, описание экспериментов.
Список литературы
Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений. – М.: Мозаика-Синтез, 2006
Белошистая А. Дошкольный возраст: формирование первичных представлений о натуральных числах // Дошкольное воспитание, 2002, № 11. - с. 20-24.
Белошистая А.В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 320 с.
Белошистая А.В. Современные программы математического образования дошкольников / Серия «Библиотека учителя» - Ростов н/Д: «Феникс», 2005. -256 с.
Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студентов дошк. факультетов высш.учеб.заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.-400 с.
Белошистая А.В. Формирование математических способностей: пути и формы // Ребенок в детском саду, 2001 - № 1.-е. 5-17; № 2. - с. 9-25.
П. Венгер Л. Больше, меньше, поровну... // Дошкольное воспитание, 1994-№ 10.-с.48.
Давидчук А. Дошкольный возраст: развитие элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание, 1997. - № 1. -с. 72.
Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. институтов. В 2 ч. Ч. 1. / Н.А. Курочкина, Б.. Лейкина, В.И. Логинова и др.; Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1988. - 256 с.
Дошкольник изучает математику. Как и где? / Сост. и общая ред. Т.И. Ерофеевой. - М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002. - 128 с.
Дьяченко О. Возможности развития умственных способностей дошкольников // Дошкольное воспитание, 1993. - № 11. - с. 43.
Ерофеева Т.Н., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. - М., 1997.
Ерофеева Т. Использование игровых проблемных ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике // Дошкольное воспитание, 1996 - № 2.-с. 17.
Ерофеева Т. Планирование занятий по математике // Ребенок в детском саду, 2003 - № 4. - с.
Ерофеева Т.И. Знакомство с математикой: методическое пособие для педагогов / Т.И. Ерофеева. – М.: Просвещение, 2006. -112с.
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2000. -414 с.
Колесникова Е.В. Математика для детей 3-4 лет: Методическое пособие к рабочей тетради. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 88 с.
Корнеева Г., Родина Е. Современные подходы к обучению дошкольников математике // Дошкольное воспитание, 2000, № 3. - с.46-48.
Математика от трех до семи /Авт.-сост. З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе. — СПб.: «Акцидент», 1997. - 176 с.
Метлина Л.С. Математика в детском саду. - М.: Просвещение, 1984. - 156 с.
Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. – М.: Просвещение, 1988. – 136с.
Михайлова З.А., Иоффе Э.Н. Математика от 3 до 7. М., 1997.
Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: Кн.2. Психология образования. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. -608 с.
Новикова В.П. Математика в детском саду. Младший дошкольный возраст. -М.: Мозаика - Синтез, 2000. - 104 с.
Овчинникова Е. О совершенствовании элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание, 2005. - № 8. - с. 42-54.
Позднякова В. Игровые комплексы для занятий по формированию элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание, 1996. - № 1.-е. 21; №2.-с. 20.
Самарцева С. ТРИЗ и математика. // Дошкольное воспитание, 1996. - №10.
Стожарова М.Ю. Математика – учимся играя/ М.Ю. Стожарова . – Ростов/ Д: Феникс, 2008. – 203с.
Тарунтаева Т.В. развитие элементарных математических представлений у дошкольников. – М., 1980.
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: учебное пособие для студентов пед. институтов/ Под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988 -303с.
Черникова Е. Ф. Учим ребенка считать. Пособие для родителей. – М.: «ДОМ век», 2007. – 185 с.