Статья Формирование патриотизма и гражданственности на уроках физической культуры и во внеурочное время


Формирование патриотизма и гражданственности
на уроках физической культуры и во внеурочное время
Камсарина Г.В., директор/учитель физической культуры, Аннинский муниципальный район, Воронежская область
Общеизвестна формула: «Патриотами не рождаются – патриотами становятся». Становятся под влиянием тех факторов, тех условий, в которых живут. Возрождение патриотических чувств можно добиться решением разных задач, в том числе и через физическое развитие молодежи и формирование потребности в здоровом образе жизни. Занятия физической культурой и спортом необходимо рассматривать как эффективное средство решения задач нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения.
В образовательном стандарте выделяются три группы достижений школьников при освоении общеобразовательных программ: личностные (ценностные), надпредметные (компетентностные), предметные. При этом среди личностных достижений выделяются социальные (Социальный заказ для школы - подготовка граждан своей страны к жизни и созидательному труду в современных условиях. «Портрет выпускника - гражданина России: патриот, уважающий ценности иных культур, креативный, мотивированный, уважающий других людей, готовый сотрудничать, способный принимать самостоятельные решения»), что еще раз подчеркивает высокую значимость формирования таких ценностей как гражданственность и патриотизм.
При организации учебного процесса необходимо добиваться единства обучения, воспитания, развития. Эффективность решения воспитательных задач зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, предоставляющего ученикам образцы подлинной нравственности, духовности, гражданственности, гуманизма, от профессионализма педагога.
Цель моей воспитательной системы на уроках физической культуры и во внеурочное время состоит в выработке нравственно-этических качеств, развитии интеллектуальных возможностей и способностей, подготовке обучающихся к осознанному выбору профессии служения Отечеству на гражданском и военном поприще.
Основные задачи:
создание и обеспечение возможностей обучающихся для выработки специальных знаний, навыков и умений, необходимых будущему защитнику Отечества;
содействие развитию патриотических качеств личности обучающегося, его уважения к культурному и историческому прошлому России, родного края;
воспитание в обучающихся высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, нравственных ценностей;развитие и совершенствование работы по формированию навыков здорового образа жизни обучающихся и негативного отношения к вредным и пагубным для здоровья привычкам;
развития форм самоуправления.
Для реализации данной цели и основных задач, сейчас я хотела бы показать ту небольшую часть работы, которая ведется по следующим направлениям:
Интеллектуальное развитие определяет круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития, дать шанс на продвижение в интеллектуальном развитии (участие в районных олимпиадах, марафонах знаний, интеллектуальных конкурсах).
Воспитательная система в каждом классе представляет собой комплекс, в основе построения которого лежит принцип реализации базовых потребностей личности: быть здоровым, потребность в безопасности, общении, уважении и признании, самоуважении и самореализации, потребности в поиске смысла, в творчестве, красоте, духовности.
Духовно – нравственное воспитание направлено на осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни. Известна истина: что заложено в человеке, то остается навсегда. Поэтому важно вести работу и с родителями начиная с младшего возраста о том, что именно в детские годы формируются основные качества человека. Чувство Родины… Воспитание его у ребенка начинается с отношения к семье, к самым близким людям: матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины связано и с восхищением тем, что видят перед собой дети, чему они изумляются и что вызывает отклик в их душе…
К основам духовности по моему мнению ребята должны прикасаются не только на уроках литературы, истории, так как именно эти уроки являются неисчерпаемым источником нравственных истин, но и на уроках физической культуры, на физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых мероприятиях во внеурочное время. Например, на уроках физической культуры с теоретическим материалом, посвященных вопросам нравственности, лежит осмысление человеческой жизни: “Для чего человек живет?”, “Кто такой нравственный человек?”, “Духовность – норма человеческой жизни”, «Путь к Олимпу», «Спорт в лицах», а также когда изучают историю своей семьи, историю своего края, при этом принимая участие в таких мероприятиях как: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Олимпийцы среди нас», выставках «Я и мои достижения», «День семьи», «Быстрые, ловкие, смелые». Гражданско-патриотическое воспитание воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга. Как граждане своей страны ученики должны не только знать свои права, уметь активно ими пользоваться, но и иметь свою четкую гражданскую позицию. Большая работа ведётся по пропаганде здорового образа жизни. Большое внимание уделяется мною на современное сейчас движение - волонтерское движение под названием «Мы за здоровый образ жизни». Ежемесячно проводятся агитбригады по различным темам: «Вредным привычкам - нет!», «Качественное питание - залог здоровья», «Быть здоровым – модно!» и др. Работая в этом направлении проводятся такие мероприятия как в форме праздника, так и в форме бесед, лекций, конференций, конкурсов: «Конкурс смотра строя и песни», «Воспитание патриота – гражданский долг», «Зимние виды спорта», «День физкультурника», «Твои права и обязанности», «Противодействие терроризму», «Гимн России», «Наш флаг», «Знамя Победы», «Я и Закон» и т.д.Хочу отметить, что очень важное значение в этом направлении имеет и работа клуба «Юный десантник», исполнение кодекса чести каждым воспитанником клуба.
Быть верным Отечеству.
Быть храбрым.
Быть верным и преданным, стойко переносить трудности.
Постоянно овладевать знаниями.
Быть праведным и верным своему слову.
Соблюдать правила вежливости. Всегда быть чисто и аккуратно одетым.
Десантники должны быть примером для других учащихся, быть выдержанными и тактичными.
Вести здоровый образ жизни.
Помнить всегда, что ты помощник младшим.
Быть патриотом своей школы.
Военно-патриотическое воспитание ориентировано на формирование у молодёжи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций. В современной социокультурной ситуации особенно актуализировались вопросы военно-патриотического воспитания, потому что формируется чувство патриотизма, сознания активного гражданства, обладающего политической культурой и мышлением, способностью самостоятельно сделать свой выбор. Кроме того, военная служба для большинства юношей является экстремальной ситуацией в жизни. Поэтому психологическая подготовка и знание основ военного дела помогает молодым людям быстрее адаптироваться к суровым условиям армейской службы и тем самым смягчить стрессовую ситуацию. Небезразлична нравственная позиция молодёжи, которой государство может доверить защиту Отечества. Для будущих защитников Родины такие мероприятия и участие в них являются ступенькой на пути к военной службе - это День Защитника Отечества; спартакиада допризывной молодёжи; соревнования по пулевой стрельбе; уроки мужества и др.
Несколько слов об основных мероприятиях клуба «Юный десантник»
1. Работа над проектом «Создание альбома «Земляки на службе Отечеству». Сбор информации о выпускниках школы, избравших своей профессией службу в Вооружённых силах, прошедших и проходящих действительную военную службу, встречи с ними и их родными, оформление альбома.
2. Участие в районных праздниках, посвящённых праздничным и памятным датам:
День защитника Отечества
День Победы
День комсомола
3. Участие в полуфинале областной военно-спортивной игры «Победа»
12 марта 2013 года на базе Каширского района проводился полуфинал областной военно-спортивной игры «Победы». В этом мероприятии от Аннинского муниципального района принимало участие две команды от нашего клуба (по 10 участников в старшей и младшей группе). Команда «Юнармейцы» в младшей группе заняла второе место в общекомандном зачёте и второе – в комплексно-силовом упражнении. Команды были награждены соответствующими кубком и дипломами. Все участники игры получили сертификаты и памятные значки.
Один из главных результатов работы в этом направлении – эффективность гражданско-патриотического воспитания, заключается в их желании служить на благо Родины и защищать её. Все наши выпускники проходят службу в Армии или многие из них поступают в высшие военные учебные заведения.
Работа по патриотическому воспитанию детей связана и с их физическим развитием, т.к. будущие граждане России должны быть здоровыми, сильными, крепкими, ловкими. В силу своей специфики спорт и физическая культура обладают огромным воспитательным потенциалом, являются одними из мощнейших механизмов формирования таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм, и рассматриваются как спортивно - патриотическое воспитание.
Спортивно-патриотическое воспитание направлено на воспитание и развитие морально – волевых качеств, силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины. Все обучающиеся посещают секции. Принимают участие в районных, областных соревнованиях по кроссу, волейболу, баскетболу, «Лыжня России», лыжам, зимнему полиатлону, футболу, русской лапте, легкой атлетике, эстафете, посвященной Дню Победы, многоборье «Дружба». Хочу обратить внимание на такой важный для меня аспект, заключающийся в том, что воспитание патриотизма и гражданственности на мой взгляд в нашей школе начинается непосредственно с оформления школы, кабинетов, оформлений выставок, где представлена не только символика современной России, но и все оформление подчинено одной общей идее: погрузить учеников в атмосферу современных событий, исторического прошлого не только нашей Родины, но и своего родного края; с первых шагов вызвать у них интерес к достижениям учеников и преподавателей школы; дать возможность ощутить себя частью своей великой Родины и ее истории.
Итак, вывод следующий, что говоря о гражданско-патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо четко подчеркнуть для каждого из нас, что мы вложим в ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому гражданско – патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, её государственной целостности и безопасности.
Подводя итог, хочется сказать, что гражданско-патриотическое воспитание занимало и будет занимать центральное место в моей воспитательной системе. И благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас – педагогов, учителей физической культуры – есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов России.