«Роль школьного музея в воспитании гражданственности и патриотизма в услових введения ФГОС и ИКС»
Тема: «Роль школьного музея в воспитании гражданственности и патриотизма в услових введения ФГОС и ИКС»
(проект по краеведению)
Воспитание любви к краю, к родной культуре,
к родному городу, к родной речи
– задача первостепенной важности…
Постоянно расширяясь, эта любовь
к родному, переходит в любовь к своему
государству, к своей истории,
его прошлому и настоящему,
а затем ко всему человечеству. Д.С. Лихачев
Введение. Пояснительная записка
Сегодня проблема патриотического воспитания является не только одной из самых важных и актуальных в школе, но и относится к разряду общенациональных. Президент РФ В.В. Путин, выступая в дискуссионном клубе «Валдай», сказал: «Патриотизм – это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве и даже о национальном суверенитете». Следовательно, необходимо формировать гражданское и патриотическое самосознание личности, распространять знания об истории и культуре. Огромная роль в формировании патриотизма отводится школе. Новые ФГОС ориентированы на «воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека». Музейная педагогика, в связи с этим, приобретает особое значение. Школьный музей является первым, а порой и единственным местом, где ученики могут ощутить сопричастность к минувшим временам и событиям. Через музейную педагогику начинается любовь к малой Родине, уважение к предкам. «Музейная ниша» в современной школе - основа культурной идентификации, воспитания патриотизма и гражданственности.
Духовно-нравственное воспитание школьников в условиях ФГОСВ развитии образовательной системы России начинается новый этап. В настоящее время уже опубликован пакет документов ФГОС ООО. Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В ФГОС ООО акцентируется внимание на изучение и реализацию программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», обращению к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики. Патриотическое воспитание школьника определяется как целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Согласно требованиям Стандарта в структуре основной образовательной программы в дополнении к фундаментальному ядру содержания образования, базисному учебному плану, примерным программам по отдельным учебным предметам и другим разделам предусматривается концепция духовно-нравственного воспитания школьников и примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Концепция и примерная программа задают основные характеристики организации воспитательного процесса в современной школе. Воспитание и социализация, согласно Стандарту, концепции и примерной программе, должны быть интегрированы во все виды деятельности школьника: учебную, внеучебную, внешкольную, семейную, общественно-полезную, они, в первую очередь, формируют уклад школьной жизни. В сфере личностного развития духовно-нравственное воспитание должно обеспечить: готовность и способность учащихся к духовному развитию, реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной, социальной и профессиональной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — "становиться лучше";
укрепление нравственности — основанной на свободе воле и духовных отечественных традициях внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;
формирование морали — осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
развитие нравственного самосознания личности (совести) — способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных духовных традиций;
позитивную нравственную самооценку и самоуважение;
готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
трудолюбие, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение противодействовать им в пределах своих возможностей;
свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, народом, Отечеством, будущими поколениями; укрепление веры в Россию.
В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие должно обеспечить: сформированность идентичности гражданина России на основе принятия учащимися национальных духовных традиций, базовых
национальных ценностей, нравственных приоритетов и моральных норм;
готовность граждан солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи;
развитие патриотизма и гражданской солидарности;
укрепление целостности российского народа, поддержание межэтнического мира и согласия;
повышение роли институтов гражданского общества, традиционных российских религиозных организаций в воспитании и социализации детей и молодежи;
укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества; сформированность отношения к семье как к основе российского общества; приобщение к ценностям и традициям российской семьи;
бережное отношение к жизни человека, продолжение рода; законопослушание и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;
преемственность (духовную, культурную, социальную) поколений.
В решении комплекса задач духовно-нравственного воспитания должны принимать участие все субъекты общественной жизни. Ведущая роль в этом процессе, конечно же, принадлежит школе. Именно она является ключевым элементом интегративного, социокультурного, общенационального пространства непрерывного (в течение всей жизни) духовно-нравственного развития личности гражданина России.
Школа - важнейший социальный институт, через который проходят все граждане России. В контексте выше изложенного в общеобразовательном учреждении должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная, культурная жизнь обучающегося. Наша школа имеет многолетнюю историю, она открыла свои двери в 1937 году.
В нашем образовательном учреждении накоплен многолетний педагогический опыт в области воспитания патриотизма через работу школьного музея Боевой Славы, который осуществляет деятельность с 1956 года. Школа является организационной структурой способной выполнять роль центра патриотического воспитания школьников, формировать гражданскую позицию ребенка.
В условиях внедрения ФГОС и с учетом требований сегодняшнего дня патриотическое воспитание для нашей школы является одним из ключевых направлений внеурочной работы с детьми в системе духовно-нравственного развития личности гражданина России, готового и способного отстаивать ее интересы. В учреждении имеются наработки в области музейной педагогики, которая является не только средой воспитания, но и образовательной средой. В условиях музея проводятся как музейные воспитательные мероприятия, так и занятия разных типов и видов. Актуальными формами работы по формированию гражданственности у школьников в условиях введения ФГОС являются: организация и функционирование школьного музея; реализация социальных, творческих, исследовательских проектов; внеурочная деятельность.
А ведь музейный кружок и музейная среда обладают значительным нравственно-эмоциональным воздействием. С помощью музейной среды можно включить ребенка в сферу истиной культуры, где нет места вандализму, где интересно не разрушать, а созидать. Эту проблему и призвана решить данная программа, которая главной целью ставит не обучение ребенка ориентироваться в музейном зале, не воспитание потребителя культуры, а умение самому создавать культуру, то есть стать ее творцом.
Предлагаемый проект является Рабочей программой по внеурочной деятельности «Юный краевед» в 5-6х классах, в рамках внедрения ФГОС второго поколения.
При подготовке данной работы были использованы методические разработки, интернет-ресурсы. А также материалы социологического опроса «Зачем я иду в музей»
Данная программа направлена на приобщение детей к историческому прошлому и настоящему родного края, что имеет большое воспитательное значение. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперёд. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Школьный музей своей программой внесёт достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и поможет воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскроет истинные ценности семьи, историю героического прошлого народов России. Ребёнок, подросток, который будет знать историю своего села, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Школьный музей создаёт особые условия для воздействия на интеллектуально-волевые и эмоциональные процессы личности ребёнка, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений оценок и чувств. Программа рассчитана на 1 час в неделю.
Актуальность
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения. Необходимость данной программы вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствуют иерархии ценностей нравственно – ориентированные, проявляется непонимание значимости культурно – исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание её закономерностей, идёт процесс углубления противоречия между старшим и молодым поколениями. Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности к нему, гордости за его прошлое и настоящее. Задачи, воспитания в нашем обществе Патриота и Гражданина своего Отечества призван в первую очередь решать школьный музей, так как он является хранителем бесценного фонда исторического наследия.
Основная часть
Цель:
Воспитать патриота неравнодушного к прошлому и настоящему своей Родины через деятельность школьного музея, содействовать повышению эффективности учебно – воспитательной работы.
Задачи программы:
Формирование представления об историческом времени и пространстве, об изменчивости и преемственности системы социально – нравственных ценностей;
Формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, потребности общаться с музейными ценностями;
Воспитание музейной культуры, обучение музейному языку, музейной терминологии.
Научить воспитанника самостоятельно понимать язык предметов и пользоваться этим языком.
Развить у воспитанника умение выделять в предметном мире наиболее интересные документальные сведения определенного периода истории, беречь и ценить их.
Сформировать научные и профессиональные интересы.
Воспитать музейную культуру, подготовить юных экскурсоводов к НПК.
Аудитория (адресность): ученики 5-6классов и обращение к определенной социальной группе: детям и подросткам (ориентация на индивидуальность).
Возраст занимающихся: 10-15 лет.
Группы - одновозрастные и разновозрастные, состоящие из воспитанников примерно одинакового уровня подготовки.
Принципы функционирования программы
1. Принцип продуктивности - дети и взрослые в процессе взаимоотношений производят совместный продукт, при этом учитываются достижения самого ребенка с его интересами, чувствами, опытом и произведенным продуктом.
2. Принцип культуросообразности - ориентация на культурные, духовные, нравственные ценности, имеющие национальное и общечеловеческое значение.
3. Принцип творческо-практической деятельности - вариативность в рамках канона.
4. Принцип коллективности - воспитание у детей социально - значимых качеств, развитие их как членов общества.
Содержание программы
В программе сочетаются системы работы с предметами, явлениями, ситуациями. Предполагается усложнение занятий в плане усвоения. Программа включает:
• изучение истории музея школы;
• ознакомление с основами музейного дела;
• практическое применение полученных знаний на базе школьного музея: организационная работа - составление плана работы музея, учетно-фондовая работа (заполнение инвентарной книги, составление карточек научного описания), научно-пропагандистская деятельность (разработка тематики экскурсий, проведение экскурсий).
Методы обучения
1. Словесный - передача необходимой для дальнейшего обучения информации.
2. Наглядный - просмотр видеофильмов, слайдов, открыток, посещение экспозиций и выставок музея.
3. Поисковый - сбор информации по интересующей теме.
4. Исследовательский - изучение документальных и вещественных предметов из фондов музея для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности.
Средства обучения: научный и практический опыт музеев мира, богатства музейных экспонатов и достижения цивилизаций.
Программа реализуется в следующих формах:
• мероприятия - беседа, лекция, экскурсия, культпоход;
• творческие дела - участие в конференциях, мероприятиях школы, оформление экспозиций музея школы.
Условия для реализации программы
Наличие в образовательном учреждении музея любого профиля.
Ожидаемые результаты
Предполагается, что воспитанник научится самостоятельно выделять памятники истории и культуры, независимо от времени их происхождения и от места, где они находятся.
Разовьется наблюдательность, зрительная память, воображение, ассоциативное мышление.
Сформируется широкий кругозор и профессиональные интересы в области музееведения.
Появится интерес к истории своего Отечества и родного края.
У учащихся школы появится уважительное отношение к ветеранам, к старшему поколению.
Укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни.
Обучающиеся получат знания по основам экскурсоводческой деятельности, навыки общения с аудиторией, навыки работы с другими историческими и литературными источниками.
Методы определения результативности
Оценка полученных знаний производится после прохождения теоретического блока в виде практических заданий.
1. Самостоятельное заполнение:
• книги поступлений;
• акта приемки-сдачи;
• карточки описания.
2. Составление тематико-экспозиционного плана, монтаж экспозиций и выставок музея, оформление сопроводительного текста экспозиций.
3. Разработка и проведение экскурсий.
4. Изучение коллекций музея.
5. Участие в историко-краеведческих областных НПК, конкурсах и викторинах.
6. В конце обучения возможно проведение деловой игры «Создаем музей».
Методические комментарии
Раздел № 1. История музейного дела. Должны оперировать понятиями: музей, коллекция, экспонат, экспозиционный зал, выставка, музейный фонд, архив, опись.
Раздел № 2. Фондовая деятельность в музее. Должны оперировать понятиями: музейный фонд, памятник (документальный, изобразительный, архитектурный, вещественный), книга учета, акт приемки-сдачи, карточка научного описания. Должны уметь самостоятельно составить акт, заполнить книгу учета, составить карточку научного описания, комплектовать фонд по средствам связи с учреждением, населением, коллекционерами или другими музеями.
Раздел № 3. Экспозиционная деятельность. Должны оперировать понятиями: экспозиция, экспозиционный комплекс, этикетка, витрина, диорама. Должны знать: методы построения экспозиции (систематический, тематический, ансамблевый), виды текстов (ведущий, объяснительный, этикетаж). Должны уметь самостоятельно составить: тематико-эспозиционный план, аннотации, оформить экспозиционный комплекс.
Раздел № 4. Экскурсионная деятельность. Должны уметь оперировать понятиями: экскурсия, экскурсовод. Должны уметь самостоятельно составить и провести экскурсию.
Структура образовательного процесса:
1. Лекции. 2. Семинары. 3. Дискуссии, деловые игры 4. Индивидуальная или групповая разработка выбранной темы и ее защита. 5. Просмотр кинофильмов по темам.
Содержание кружка.
1. Вводное занятие. О чём будет рассказывать школьный музей. Его основные разделы. Знакомство со школьным музеем. История его создания, экспозиции, выставочные экспонаты. Типы и виды музеев: краеведческие, Боевой Славы, исторические и др. ; государственные, частные, муниципальные, школьные.
2. Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев. Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека. Понятие «социальный институт». Основные социальные функции музеев. Социальная функция школьного музея. Школьный краеведческий музей на современном этапе развития. Структура краеведческого школьного музея и деятельность его подразделений.
3.Свидетели истории. Газеты, журналы, книги – важные источники сведений о родном селе, районе, области, о героях Вов, ветеранах ВОВ, тружениках тыла. «Свидетельства и свидетели истории».
4. Ваши помощники в поисковой работе. Где и как собирать материалы для музея. Основные источники, используемые для сбора материала для музея: книги, брошюры, в которых рассказывается о Великой Отечественной войне, дневники, планы, фотографии, стенгазеты, боевые листки, воспоминания участников войны, тружеников тыла, детей, вещественные памятники ( символы, атрибуты).
5.Поисково - исследовательская и научная деятельность музея. Музеи как современные научные и поисково - исследовательские центры. Основные направления научно-исследовательской деятельности: разработка научной концепции музея; комплектование фондов; изучение музейных предметов и коллекций; хранение и охрана фондов; реставрация, музейная педагогика, исследования в области истории, теории и методики музейного дела.
6. Как работать с газетами, журналами, книгами. Работа с каталогами в школьной библиотеке. Подготовка списка необходимой литературы. Изучение текста. Составление выписок. Как делать ссылки на источники.
7.Учёт и хранение собранных документов и вещей. Книга учёта (инвентарная книга). Какие сведения необходимо в неё вносить. Как хранить собранные материалы.
8. Оформление результатов поиска и создание экспозиции в музее. Оформление альбома, создание презентаций, музейной выставки (отбор и размещение собранных материалов, составление пояснительных текстов).
9. Как подготовить доклад, выступление, презентацию и правильно провести экскурсию. Знакомство с правилами и требованиями к проведению экскурсий. Посещение экскурсий в школьном музее. Самостоятельное проведение экскурсий в музее по разработанной теме для младших школьников.
10. История завода “Полимерфото”. Ветераны завода. Забота о ветеранах – наш священный долг. Связь следопытского поиска с тимуровской работой. Какую помощь можно оказать ветеранам.
11. Как записывать воспоминания. Беседы, анкетирование участников войны, тружеников тыла и других участников и свидетелей изучаемых событий. Подготовка к беседе. Составление вопросов. Как вести себя во время встречи. Запись рассказов и воспоминаний. Использование технических средств.
12. История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца 18в.) Начало коллекционирования древностей, Коллекционирование в античную эпоху. Древняя Греция: святилища, храмы. Общественные и частные собрания Древнего Рима. Коллекционирование в эпоху Средневековья (храмы и их сокровищницы; светские сокровищницы и частные коллекционирование)
13. История музейного дела в России. Коллекционирование. Первые музеи в России. Кабинеты и галереи. Кунсткамера учебных и научных учреждений. Казанский национальный музей.
14. Выставочная деятельность музея. Классификация выставок. Термины «выставка» и «выставочная деятельность музея». Задачи и функции выставки школьного краеведческого музея. Классификация выставок. Организация выставок в школьном краеведческом музее (стационарные, переносные или выездные).
15. Подготовка и проведение итогового мероприятия. Подведение итогов обучения. Проверка знаний, умений и навыков обучающихся; подготовка докладов, оформление экспозиций и выставок.
16. Название улиц и городов. Наш поселок назван именем Левченко. Наша улица носит имя героя Баки Рахимова.
Тематический план кружка “Юный краевед”
№ Темы Количество часов Дата проведения
всего теоретическое занятие практическое занятие 1.
Вводное занятие. О чём будет рассказывать школьный музей. 1
1
-
2 Его основные разделы. 2 1 3 Его основные разделы. 1 4 Роль музеев в жизни человека. 5 Основные социальные функции музеев 2 1 6 Основные социальные функции музеев 1 7. Свидетели истории.
Ваши помощники в поисковой работе. 2
1
8 Свидетели истории.
Ваши помощники в поисковой работе. 1
9.
Поисково-исследовательская и научная деятельность музея. 1
1
10.
Как работать с газетами, журналами, книгами. 2 1
11.
Как работать с газетами, журналами, книгами. 1 1
12 Учёт и хранение собранных документов и вещей. 2
1
13.
Учёт и хранение собранных документов и вещей 1 14
Оформление результатов поиска и создание экспозиции в музее. 3 1 15-16 Оформление результатов поиска и создание экспозиции в музее. 2 17
Как подготовить доклад, выступление, презентацию и правильно провести экскурсию. 3 1 18-19 Как подготовить доклад, выступление, презентацию и правильно провести экскурсию. 2 20 Забота о ветеранах – наш священный долг. 1 21 Как записывать воспоминания. 1 1 22 История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца 18в.) 2 1 23 История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца 18в.) 1 24 История музейного дела в России. Коллекционирование. 2
1
25 История музейного дела в России. 1 26 Выставочная деятельность музея. Классификация выставок. 1 1 2728 Название улиц и городов. Почему наш поселок назван его именем.(Левченко) 2 1 1 Подготовка и проведение итогового мероприятия 6 Посещение музеев, выставок. Всего: 34 Заключение
В «Концепции модернизации российского образования» определены приоритетные направления образования, среди которых важнейшим является увеличение воспитательного потенциала образовательного процесса. Ставиться задача формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности. То есть учащиеся в школе должны приобретать не только определенную сумму знаний, но и формировать собственную систему гражданских ценностей, соотнося её с общечеловеческими.
Стремление к переходу на качественно новый уровень образования, основная цель которого образование, удовлетворяющее индивидуальности личности каждого ребенка с учетом его потребностей, интересов, склонностей состоит в сочетании приспособления и обособления учащегося в условиях конкретного общества. Значимым фактором при решении данных задач является школьное историческое образование.
В связи с этим особенно важно сочетать общеисторический материал с уникальным историко-культурным наследием родного края. Изучение краеведения в школе – важнейший компонент исторического образования, основа для формирования самосознания человека. Кроме того, рассматривая роль краеведческого образования в системе школьного образования необходимо отметить, что оно играет важную роль в воспитании и обучении школьников как граждан России. На уроках истории учащиеся получают первые знания о своей малой родине, учатся её любить. Патриотизм – это не просто декларация своих чувств.
Полученный результат позволяет сделать ряд выводов о возможности и необходимости проведения самостоятельной работы и использовании краеведческого материала, как основного пути развития навыков самообразования. Активность ребят на уроках возрастает, изменился рабочий настрой класса, ребята стали уверенно чувствовать себя на уроках. Учащиеся не только учатся пользоваться литературой, но и проявляют активность в сборе материала по нужным темам. Происходит развитие умственных способностей учащихся, дальнейшая активизация их самостоятельного творческого мышления, растет стремление к самообразованию и самосовершенствованию. При постоянном проведении на уроках самостоятельной работы с использованием краеведческого материала результаты усвоения учебного материала значительно выше, чем при обычном преднамеренном заучивании. Постоянное усложнение самостоятельной работы с опорой на ранее полученные знания, соблюдение определенной этапности вырабатывает способность к анализу, синтезу, обобщению.
Серия работ с использованием местного материала позволила установить, что прочны лишь знания, добытые собственным трудом с приложением мыслительных усилий. Активный творческий поиск, который создается при проведении самостоятельных работ, позволяет ученику пережить радость успеха, поверить в свои силы, научиться преодолевать трудности, воспитывать в себе навыки самообразования.