Статья на тему Особенности семейного воспитания одаренных детей
В этой статье речь пойдет об особенностях семейного воспитания одаренных детей.
Уже не мало лет тому назад, когда еще мои дети учились в школе, и я работала в данной школе социальным педагогом, психологом, ко мне обратилась учитель русского языка и литературы с просьбой помочь ей разобраться в следующей ситуации. Во время дополнительных занятий во второй половине дня, ребята совместно с учителем в течение нескольких дней готовили сочинение. Тему я уже не помню, но договорились, что раскрывать тему будут на основе произведений А.С.Пушкина. И вот черновой вариант сочинения готов, учащимся дано задание на завтра принести сочинение, переписанное на так называемый «чистовик». Каково же было удивление учителя, когда один из учащихся сдал сочинение, которое совершенно отличалось от чернового проработанного варианта и за основу было взято произведение Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». «Человек – не тварь дрожащая». Сочинение было оценено на отлично. Удивление учителя несравнимо с шоком, который пережила я. Этим ребенком оказалась моя дочь.
И в тот момент я поняла, что не знаю: как мне себя вести с ребенком, что делать с этим талантом, как развивать, как не испугать, каковы перспективы. Вопросов и страхов было много.
И вот, чтобы уменьшить Ваши, уважаемые родители, страхи и тревоги и помочь Вам черпать радость в воспитании своих одаренных детей я постаралась собрать при подготовке к лекции самые простые, но как мне кажется, ценные советы и рекомендации психологов, педагогов и просто родителей.
Прежде чем нам перейти к советам и рекомендациям по воспитанию одаренного ребенка в семье, необходимо определить категории одаренности.
В зависимости от возраста ребенка мы с вами выделим три категории одаренности:
1. Дети, выделяющиеся необычно быстрым темпом умственного развития,
высоким уровнем интеллекта в целом (такие дети относительно чаще встречаются в дошкольном и младшем школьном возрастах).
2. Дети с обычным интеллектом, но резко выделяющиеся в определенных видах занятий (например, в математике или какой-нибудь другой области науки). Такие дети могут обнаруживаться в подростковом возрасте.
3. Дети, которые пока не достигают успехов в каких-либо видах учения или
творческих занятий, но обладающие яркой познавательной активностью,
оригинальностью суждений, незаурядными умственными резервами. Это случаи, когда можно говорить о потенциальной, или «скрытой», одаренности. Умственные возможности таких учащихся нередко раскрываются уже в старшем школьном возрасте.
Так кто же он – «одаренный ребенок»? И что, вообще, это такое – одаренность? Для этого мы с вами выстроим цепочку: способности – одаренность – талант.
Артур Владимирович Петровский в своем учебнике по общей психологии дает следующее определение "способности":
Способности — это психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков.
Необходимо понимать, что одаренные дети – это особые дети, которые похожи на сверстников только на первый взгляд. При этом одаренность ребенка может проявиться довольно рано, а может случиться так, что даже родители не заметят необычных способностей своего одаренного ребенка, пока не поможет вот такой счастливый случай, о котором я рассказывала ранее. Поэтому родителям, заинтересованным в развитии и поддержке одаренности ребенка, необходимо присмотреться повнимательнее к своим детям, понаблюдать за их поведением и если они увидят, что их ребенок:
Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы. - Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
- Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
- Склонен к рискованным действиям.
- Обладает богатой фантазией, воображением;
- Озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов, систем. - Обладает хорошо развитым чувством юмора и видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.
- Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
- Не конформист, не приспособленец, не боится отличаться от других.
- Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
- Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.
- У ребенка отличная память, раннее языковое развитие, большой словарный запас.
Все это подтверждает наличие одаренности у вашего ребенка. И задача родителей – вырастить своего ребенка счастливым, адекватно реагируя на его способности.
Таким образом,
Одаренность – наличие потенциально высоких способностей у человека.
А вот талант означает выдающиеся способности.
Талантливый человек, как правило, проявляет себя сразу в нескольких видах деятельности.
Мы видим, что способность и одаренность являются некими ступенями к таланту и характеризуют нестандартного ребенка, не такого как все.
Талантливый (способный или одаренный) ребенок зачастую находится в замкнутом пространстве своей одаренности. У него другой взгляд на мир, другие ощущения себя в мире, что, безусловно, затрудняет степень его социализации и социальной адаптации. Нет нужды говорить, что такие дети уже в силу своего «творческого одиночества» нуждаются в особом внимании, особенно со стороны родителей.
Уважаемые родители! Воспитание детей - сложная задача, а если в семье растут одаренные дети, то трудности родителей удваиваются. Здесь нужен особый подход . При всем разнообразии ценностей, отношений в семьях наиболее благоприятные условия для развития таланта складываются при соответствующем духовном уровне семьи: признание ценности образования и самосовершенствования личности, интерес и уважение к той сфере деятельности, где проявляются высокие способности ребенка, любовь к детям, вера в их большие возможности.
Впоследствии от этого будет зависеть самооценка ребенком собственных возможностей, его активное или пассивное отношение к своему таланту.
К сожалению, популярная фраза «Талант себя проявит» не соответствует действительности. Талант нужно поддержать и развить. Наблюдения показывают, что в раннем детстве дети часто скрывают свои способности, если значимые для них взрослые не ценят их должным образом. Такие дети быстро приучаются вести себя «как все», ибо за это их хвалят.
И поведение родителей и других членов семьи очень важно, когда обнаруживается одаренность ребенка. Конечно, все родители одаренных детей испытывают гордость и радость, но потом эти чувства сменяются озабоченностью и тревогой. Поэтому первое, что должен усвоить каждый родитель одаренного ребенка, это то, что нельзя выказывать свои страхи и сомнения ребенку и доводить до его сознания тот факт, что его способности не укладываются в возрастные нормы. Также плохо для ребенка, если в семье все только и делают, что восхищаются им и его способностями.
Воспитание одаренных детей требует большого такта. Ранние умственные способности ребенка подразумевают, что он ждет и одобрения и восхищения от взрослых. А развитие тщеславия в ребенке не принесет ему пользу при общении со сверстниками. Если же родители вообще не ценят таланты ребенка, то он и это поймет. Тем более, если его одаренность взрослыми расценивается как странность.
Одаренным детям сложнее, чем обычным. И родителям сложно при воспитании такого ребенка. Поэтому при работе с одаренными детьми большое значение имеет совет психолога, учителя или воспитателя, других родителей одаренных детей.
Причиной неудачи многих родителей одаренных детей является неправильное воспитание и отсутствие индивидуального подхода. В этом случае одаренный ребенок вырастает не умеющим общаться и закомплексованным неудачником. Часто, несмотря на свои умственные способности, они отличаются нежеланием трудиться и беспечностью. Как же правильно воспитать такого ребенка?
Взгляните на своих детей. Посмотрите в их глаза. Может быть, перед Вами уникальный одаренный ребенок?
Тогда советы известного американского психолога Дэвида Льюиса помогут вам в воспитании здорового, радостного и одаренного ребенка.
* Отвечайте на все вопросы ребенка терпеливо и честно.
* Сеpьезные вопpосы и высказывания pебенка воспpинимайте всеpьез.
* Не pугайте pебенка за беспоpядок в его комнате или на столе, если это связано с твоpческим занятием и pабота еще не закончена.
* Постоянно показывайте pебенку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения.
* Поpучайте pебенку посильные заботы.
* Помогайте ему стpоить его собственные планы и пpинимать pешения.
* Беpите pебенка в поездки по интеpесным местам.
* Помогите pебенку найти возможность общаться с детьми из pазных социальных и культуpных слоев.
* Устанавите pазумный поведенческий стандаpт и следите, чтобы он ему следовал.
* Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми.
* Никогда не наказывайте pебенка унижением.
* Снабдите pебенка книгами и матеpиалами для его любимых занятий.
* Пpиучайте pебенка мыслить самостоятельно.
* Регуляpно читайте ему и пpиучайте pебенка к чтению с малых лет.
* Побуждайте pебенка пpидумывать истоpии и фантазиpовать.
* Находите вpемя каждый день, чтобы побыть с pебенком наедине.
* Позволяйте ему пpинимать участие в планиpовании семейных дел и путешествий.
* Хвалите его.
* Учите pебенка свободно общаться со взpослыми любого возpаста.
* Hе существует тем, котоpые вы могли бы исключить для общения с pебенком.
* Дайте возможность действительно пpинимать pешения.
* Развивайте в pебенке позитивное воспpиятие его способностей.
* Никогда не отмахивайтесь от неудач pебенка, говоpя: "Я этого тоже не умею".
* Поощpяйте в pебенке максимальную независимость от взpослых.
Ребенок — продолжение родителей, их любовь, надежда. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был здоровым и счастливым.
Уважаемые родители, у детей собственная судьба и будущее, но зависящее, в первую очередь, от семьи и семейного воспитания. Поэтому родителям необходимо увидеть в каждом ребенке личность, сделать все возможное, чтобы сформировать у детей «умение жить», развить способности, помочь им совершенствоваться и состояться.
Поверьте, уважаемые родители. У вас все получится. И вы будете счастливыми родителями счастливого одаренного ребенка.