Сопровождение учащегося при освоении неродного языка по индивидуальной образовательной программе. (Из опыта работы)
Ф.И.О.: Силанова Альбина Михайловна
Место работы: МОУ «Гимназия №5» г. Чебоксары
Занимаемая должность: учитель чувашского языка и литературы
высшей категории
Контакты: smile.a.m@mail.ruСопровождение учащегося при освоении неродного языка по индивидуальной образовательной программе.
(Из опыта работы)
В 5 класс поступила девочка, которая занималась на дому и ничего не понимала по-чувашски, чувствовала сильное неудовлетворение на уроках и во время выполнения домашних заданий. Родители чувашским языком не владеют. Вскоре стало понятно, что этой ученице бессмысленно двигаться вместе со всем классом: она не успевает за другими, изучавшими чувашский язык в начальной школе, не понимает материал, напрасно тратит время на уроке, в результате угасает желание заниматься предметом. Уделять ей одной внимание во время урока невозможно, потому что остаются без внимания все остальные. Мать девочки, работающая в школе тьютором, предложила мне попробовать заниматься с ней по индивидуальной программе и предложила свою помощь в освоении мной тьюторской позиции. Целью перехода на индивидуальную программу было изменение организации учебного процесса для повышения мотивации у учащегося и освоения им чувашского языка на уровне 5 класса за максимально короткий срок. Было принято решение перевести ученицу на обучение по индивидуальной программе на основе текстов. Выделили время для консультаций (1 раз в неделю).
Первый текст был на тему «Наша школа». Этот текст был отпечатан. По нему сделана аудиозапись и подготовлен список слов. Ученица выписала на карточки и выучила все незнакомые слова по 1 абзацу, отметила все, что ей было непонятно в предложениях. На консультации задала возникшие вопросы по чтению и пониманию абзаца. Я ответила на вопросы и подготовила таблицы, позволяющие систематизировать материал. Например, когда встретились глаголы в 3 лице настоящего времени единственного числа, была сделана таблица по окончаниям глаголов настоящего времени во всех лицах и числах. Встретилось местоимение в основном падеже – сделали таблицу местоимений в основном падеже во всех лицах. После того, как материал из таблиц запомнился, ученица начала узнавать эти местоимения и окончания в других абзацах. И с ними работать было уже легче. Так осваивался весь текст. По окончании работы с текстом она могла выполнить упражнения на чтение, понимание текста, знание грамматических правил. Это было не трудно для ученицы. И ей было интересно. Во время урока с классом девочка занималась работой по своей программе. Время от времени я подходила к ней ненадолго по ее просьбе и объясняла непонятное.
По такой системе мы работали по темам: «Наша семья», «Мой день», «Моя подруга». Появилась мотивация к учению, интерес к предмету. За 2 четверти ученица догнала в знаниях и умениях по предмету своих одноклассников. После четырехмесячной работы девочка умеет рассказывать о своей школе, о своей семье, о своем дне и о своей подруге. Составляет диалоги и может говорить на чувашском языке с одноклассниками на уроке или на перемене. Сама довольна своими результатами. В настоящее время еще три ученика этого класса захотели работать по такой технологии. Следующий этап – внедрение данного способа работы (по индивидуальной программе) в малой группе. Затем хотелось бы применить этот подход в работе со всей подгруппой во время уроков. Так как в каждом классе дети приходят с разным уровнем знаний и умений и важно, чтобы в каждый ученик получал максимальную пользу от занятий на уроке.
При затруднениях учащегося в освоении неродного языка, вызванных его отставанием, можно работать следующим образом:
1. Ученик обращается к учителю - тьютору, выражая желание осваивать язык по индивидуальной программе вместо пустого просиживания на уроках, где он все равно мало что понимает.
2. В случае готовности учителя разрабатываются:
- контрольный лист с перечнем заданий и вопросов, к которым ученику нужно подготовиться за определенный период (в соответствии с уровнем ученика)
- критерии оценки выполненных заданий;
- материалы, необходимые для подготовки к этим заданиям и вопросам.
4. Эти материалы предоставляются ученику, и вместе с ним разрабатывается его индивидуальная программа учения (последовательность и способы освоения материала, режим самостоятельных занятий, время для консультаций у учителя и сроки зачетов и т.д.).
5. Учитель - тьютор регулярно помогает ученику осознавать процесс и результаты учения и корректировать программу в случае необходимости.