Особенности преподавания русского языка как неродного в поликультурной школе с поликультурным компонентом
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПРОГИМНАЗИЯ №4» г. ТЫРНЫАУЗА ЭЛЬБРУССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ТЕМА КУРСОВ:
-1078671355146
203201286510
МАСТЕР-КЛАСС
подготовлен Давыденко Н.И. учителем высшей квалификационной категории проведён «03» августа 2016 г.
Особенности преподавания русского языка как неродного в поликультурной школе с поликультурным компонентом
Кабардино-Балкарская Республика – полиэтнический регион, где функционируют три государственных языка (кабардинский, балкарский и русский). Согласно принятому в 1995 г. закону «О языках народов КБР», языковая политика, проводимая в республике, направлена на равноправие, развитие и сохранение кабардинского, балкарского и русского языков, способствует развитию национальных языков, двуязычия и многоязычия. Языком межэтнического общения в Кабардино-Балкарии является русский.
На основе материала рабочей программы УМК «Перспективная начальная школа» по учебному предмету «Русский язык» определены разделы содержания систематического курса, наиболее подходящие для дифференцированного формирования и развития языковой компетенции учащихся с разным уровнем языковой компетенции. Среди всех разделов особую актуальность имеет раздел «Грамматика» (морфология и синтаксис).
Изучая грамматику русского языка, учащиеся, для кого русский язык является государственным, испытывают определённые трудности.
К числу морфологических особенностей родного языка учащихся относится агглютинативность (тюркская группа) Агглютинати́вные языки́ (от лат. agglutinatio — приклеивание) — языки, имеющие строй, при котором доминирующим типом словоизменения является агглютинация («приклеивание») различных формантов (суффиксов или префиксов)..., отсутствие категории рода (балтийские языки, тюркские языки, армянский); во флективных языках – своеобразная система окончаний. Эти особенности создают затруднения при изучении свойственных русскому языку грамматических категорий и способствуют появлению в речи учащихся ошибок в согласовании и управлении слов, а на письме – многочисленных ошибок в окончаниях слов.
На карточках представлены задания трёх уровней:
УРОВЕНЬ А - низкий уровень владения русским языком как государственным.
УРОВЕНЬ В - средний уровень владения русским языком как государственным.
УРОВЕНЬ С - высокий уровень владения русским языком как государственным.
Уровни А, В, С имеют следующие характеристики.
Уровень А — учащийся понимает и может употребить в речи знакомые фразы и выражения, необходимые для выполнения конкретных задач. Может представиться/ представить других, задавать/отвечать на вопросы о месте жительства, знакомых, имуществе. Может участвовать в несложном разговоре, если собеседник говорит медленно и отчетливо и готов оказать помощь,
Уровень В — понимает отдельные предложения и часто встречающиеся выражения связанные с основными сферами жизни (например, основные сведения о себе и членах своей семьи, покупках, устройстве на работу и т.п.). Может выполнить задачи, связанные с простым обменом информации на знакомые или бытовые темы. В простых выражениях может рассказать о себе, своих родных и близких, описать основные аспекты повседневной жизни».
Уровень С — понимает основные идеи четких сообщений, сделанных на литературном языке на разные темы, типично возникающие на работе, учебе, досуге и т.д. Умеет общаться в большинстве ситуаций, которые могут возникнуть во время пребывания в стране изучаемого языка. Может составить связное сообщение на известные или особо интересующие меня темы. Может описать впечатления, события, надежды, стремления, изложить и обосновать свое мнение и планы на будущее», понимаю общее содержание сложных текстов на абстрактные и конкретные темы. Говорит достаточно быстро и спонтанно, чтобы постоянно общаться с носителями языка без особых затруднений для любой из сторон. Умеет делать четкие, подробные сообщения на различные темы.
Тема «Род имён существительных»
Задание № 1.
Цель данных дифференцированных карточек - актуализация категории рода, отработка у учащихся умений определять род имён существительных, придумывать имена существительные разных родов, делить имена существительные по группам с учётом рода на уроках русского языка в классах совместного обучения детей, для которых русский язык – государственный (т.е. с существенно отличающимся уровнем языковой компетентности).
УРОВЕНЬ А
Прочитай стихотворение.
Цветок.
Над уснувшей нивой дышит
Легкий ветерок;
Он ласкает, он колышет
Полевой цветок.
Спят и травка, и былинка,
И от ветерка,
Чуть блестя, дрожит росинка
В чашечке цветка.
(Д. Михайловский.)
Определи род выделенных имён существительных.
Какого рода имён существительных нет среди выделенных слов? Придумай и запиши два слова такого рода.
УРОВЕНЬ ВПрочитай стихотворение.
Цветок.
Над уснувшей нивой дышит
Легкий ветерок;
Он ласкает, он колышет
Полевой цветок.
Спят и травка, и былинка,
И от ветерка,
Чуть блестя, дрожит росинка
В чашечке цветка.
(Д. Михайловский.)
Определи род выделенных имён существительных.
Вспомни, как определить род подчёркнутых имён существительных.
Какого рода имён существительных нет среди выделенных слов?
Придумай и запиши два слова такого рода.
УРОВЕНЬ С
Прочитай стихотворение.
Цветок.
Над уснувшей нивой дышит
Легкий ветерок;
Он ласкает, он колышет
Полевой цветок.
Спят и травка, и былинка,
И от ветерка,
Чуть блестя, дрожит росинка
В чашечке цветка.
(Д. Михайловский.)
Из текста стихотворения выпиши семь имён существительных по группам (если слово повторяется, выпиши его один раз).
Ж.р. - ________________________________________________ .М.р. - ________________________________________________.
Ср. р. - ______________________________________________ .Какого рода имён существительных нет среди выделенных слов? Придумай и запиши три слова такого рода.
Задание №2.
Цель данных дифференцированных карточек - актуализация категории рода, отработка у учащихся умений определять род имён существительных, делить имена существительные по группам с учётом рода на уроках русского языка в классах совместного обучения детей с существенно отличающимся уровнем языковой компетентности.
УРОВЕНЬ А
Прочитай текст.
В селе.
На берегу реки расположилось большое село. … новое. В центре села четырёхэтажное здание. … украшено флагами республики и России. Это школа. … красивая. На территории школы есть сад. … небольшой.
За селом хлебное поле. … опустело. Летом здесь было просо. Теперь … убрано, лежит в амбарах.
Определи род выделенных имён существительных.
Спиши текст. Вместо точек запиши местоимения из слов для справок.
Слова для справок: он, она, оно.
УРОВЕНЬ ВПрочитай текст.
В селе.
На берегу реки расположилось большое село. … новое. В центре села четырёхэтажное здание. … украшено флагами республики и России. Это школа. … красивая. На территории школы есть сад. … небольшой.
За селом хлебное поле. … опустело. Летом здесь было просо. Теперь … убрано, лежит в амбарах.
Определи род выделенных имён существительных.
Спиши текст. Вместо точек запиши местоимения.
УРОВЕНЬ С
Прочитай текст.
В селе.
На берегу реки расположилось большое село. … новое. В центре села четырёхэтажное здание. … украшено флагами республики и России. Этошкола. … красивая. На территории школы есть сад. … небольшой.
За селом хлебное поле. … опустело. Летом здесь было просо. Теперь … убрано, лежит в амбарах.
Определи род выделенных имён существительных.
Спиши текст. Вместо точек запиши местоимения.
Каким словом женского рода можно заменить слово село? Вспомни, как называются такие слова.
Попробуй прочитать текст, заменив слово село словом … . Обрати внимание, как изменятся другие слова в предложениях.
Задание №3.
Цель данных дифференцированных карточек - актуализация категории рода, отработка у учащихся умений сочетать имена существительные того или иного рода с глаголами на уроках русского языка в классах совместного обучения детей с существенно отличающимся уровнем языковой компетентности.
УРОВЕНЬ А
Прочитай стихотворение.
Пчела.
Где была ты?
Тут и там.
Где летала?
По цветам.
Что домой ты принесла?
Мёд, - ответила пчела.
(Г.Сапгир.)
Определи род имени существительного пчела.
Прочитай выделенные глаголы. Чьи действия называют данные глаголы?
Выпиши имя существительное пчела с выделенными глаголами.
Пчела - …, …, …, … .УРОВЕНЬ ВПрочитай стихотворение.
Пчела.
Где была ты?
Тут и там.
Где летала?
По цветам.
Что домой ты принесла?
Мёд, - ответила пчела.
(Г.Сапгир.)
Определи род имени существительного пчела.
Прочитай выделенные глаголы. Чьи действия называют данные глаголы?
Измени выделенные глаголы так, чтобы они сочетались со словом шмель.
Шмель - …, …, …, …. .
УРОВЕНЬ С
Прочитай стихотворение.
Где была ты?
Тут и там.
Где летала?
По цветам.
Что домой ты принесла?
Мёд, - ответила ....
(Г.Сапгир.)
Прочитай выделенные глаголы.
Можно ли догадаться по одним глаголам, кто же принёс мёд домой: шмель или пчела? Докажи.
Заполни строчки, выбрав слова из слов для справок.
Пчела - …, …, …, … .Шмель - …, …, …, … .Облачко - …, …, …, … . Слова для справок: был, была, было, летал, летала, летало, принёс, принесла, принесло, ответил, ответила, ответило. Задание №4.
Цель данных дифференцированных карточек - актуализация категории рода, отработка у учащихся умений определять род имён существительных на уроках русского языка в классах совместного обучения детей с существенно отличающимся уровнем языковой компетентности.
УРОВЕНЬ А
Прочитай текст.
Ёжик проснулся.
Пришла весна. Солнце согрело землю. В лесу по ложбинке побежал ручей. Вот на пути он заметил норку. Зверёк ещё с осени разыскал это укромное местечко. Холодный ручей забрался в постельку ежа и разбудил его. Ёж выбрался из своего убежища. Свежий ветерок разносил по лесу весенний запах. Ёж лёг на спинку и подставил солнцу своё брюшко.
(по Г. Скребицкому.)
Спиши текст.
Определи, какой частью речи являются выделенные слова. Определи род выделенных слов (напиши род над словами).
Подчеркни двумя чертами глаголы, которые относятся к выделенным именам существительным.
УРОВЕНЬ ВПрочитай текст.
Ёжик … (проснулся, проснулась, проснулось).
(Пришёл, пришла, пришло) … весна. Солнце (согрел, согрела, согрело) землю. В лесу по ложбинке (побежал, побежала, побежало) … ручей. Вот на пути он заметил норку. Зверёк ещё с осени … (разыскал, разыскала, разыскало) это укромное местечко. Холодный ручей … (забрался, забралась, забралось) в постельку ежа и разбудил его. Ёж ... (выбрался, выбралась, выбралось) из своего убежища. Свежий ветерок … (разносил, разносила, разносило) по лесу весенний запах. Ёж … (лёг, легла, легло) на спинку и … (подставил, подставила, подставило) солнцу своё брюшко. (по Г. Скребицкому.)
Определи, какой частью речи являются выделенные слова. Определи род выделенных слов.
Спиши текст. Раскрой скобки, выбрав нужный глагол.
УРОВЕНЬ С
Прочитай текст.
Ёжик … (проснулся, проснулась, проснулось).
(Пришёл, пришла, пришло) … весна. Солнце (согрел, согрела, согрело) землю. В лесу по ложбинке (побежал, побежала, побежало) … ручей. Вот на пути он заметил норку. Зверёк ещё с осени … (разыскал, разыскала, разыскало) это укромное местечко. Холодный ручей … (забрался, забралась, забралось) в постельку ежа и разбудил его. Ёж ... (выбрался, выбралась, выбралось) из своего убежища. Свежий ветерок … (разносил, разносила, разносило) по лесу весенний запах. Ёж … (лёг, легла, легло) на спинку и … (подставил, подставила, подставило) солнцу своё брюшко. (по Г. Скребицкому.)
Определи, какой частью речи являются выделенные слова. Определи род выделенных слов.
Спиши текст. Раскрой скобки, выбрав нужный глагол.
Определи род всех имён существительных (напиши род над словами).
Задание №5.
Цель данных дифференцированных карточек - актуализация категории рода, отработка у учащихся умений определять род имён существительных, делить имена существительные по группам с учётом рода на уроках русского языка в классах совместного обучения детей с существенно отличающимся уровнем языковой компетентности.
УРОВЕНЬ А
Прочитай текст.
Мой двор.
Вот мой двор. У меня живёт собака Барс, кошка Муся, лошадь Роза и корова Матрёна. Каждое утро моя мама доит Матрёну и провожает её за ворота.
Я и мой брат сегодня готовили сено на зиму. Когда будет холодно, мы будем кормить животных душистым сеном. Моё сено вкусное. Животным оно нравится.
Собака Барс всегда работает с нами. Она помогает пастухам, охраняет мой дом. Она член нашей семьи. А вот Муся всегда делает то, что ей хочется.
Прочитай выделенные сочетания слов. Какие слова помогают определить род имён существительных двор, мама, брат, сено, дом?
Напиши вместо точек слова мой, моя, моё.
... брат, ... сестра, ... мама, … дядя, … перо, … двор, … сено, … кот.
УРОВЕНЬ В Прочитай текст.
Мой двор.
Вот мой двор. У меня живёт собака Барс, кошка Муся, лошадь Роза и корова Матрёна. Каждое утро моя мама доит Матрёну и провожает её за ворота.
Я и мой брат сегодня готовили сено на зиму. Когда будет холодно, мы будем кормить животных душистым сеном. Моё сено вкусное. Животным оно нравится.
Собака Барс всегда работает с нами. Она помогает пастухам, охраняет мой дом. Она член нашей семьи. А вот Муся всегда делает то, что ей хочется.
Прочитай выделенные сочетания слов. Какие слова помогают определить род имён существительных двор, мама, брат, сено, дом?
Распредели слова в три столбика: окно, друг, письмо, подруга, ручка, слово, учебник, книга, тетрадь, пальто, букварь, доска, подруга, карандаш, комната, портфель. МОЙ МОЯ МОЁ
УРОВЕНЬ С
Прочитай текст.
Мой двор.
Вот мой двор. У меня живёт собака Барс, кошка Муся, лошадь Роза и корова Матрёна. Каждое утро моя мама доит Матрёну и провожает её за ворота.
Я и мой брат сегодня готовили сено на зиму. Когда будет холодно, мы будем кормить животных душистым сеном. Моё сено вкусное. Животным оно нравится.
Собака Барс всегда работает с нами. Она помогает пастухам, охраняет мой дом. Она член нашей семьи. А вот Муся всегда делает то, что ей хочется.
Прочитай выделенные слова. Какие слова в тексте помогают определить род имён существительных двор, мама, брат, сено, дом?
Распредели слова в три столбика: окно, друг, письмо, подруга, ручка, слово, учебник, книга, тетрадь, пальто, букварь, доска, подруга, карандаш, комната, портфель. МОЙ МОЯ МОЁ
Дополни таблицу именами существительными из текста.
Фрагмент урока русского языка, посвящен знакомству с новыми словарными словами (оранжевый, голубой, коричневый, фиолетовый, лиловый, жёлтый). Учебник «Русский язык» 4 класс, авт. Н.В. Нечаева, С.Г. Яковлева, с.101, Издательский дом «Фёдоров» Издательство «Учебная литература», 2014 г.…..Учитель:
- Прошу внимания, у вас на столах лежат конверты. Откройте их. Что вы нашли?
Ученики:
- Это смайлики. Я люблю ставить эти изображения, когда переписываюсь с друзьями СМС-ками. - Улыбающиеся смайлики.
Учитель:
- А кто знает, что же это такое - «смайлик»? (Выслушивает ответы детей)
На интерактивной доске слайд:
Читает или учитель или хорошо читающий ученик:
Сма́йлик (англ. Smiley — «улыбающийся») или счастли́вое лицо́ (☺/☻) — стилизованное графическое изображение улыбающегося человеческого лица; традиционно изображается в виде жёлтого круга с двумя чёрными точками, представляющими глаза, и чёрной дугой, символизирующей рот. Смайлики широко используются в популярной культуре, само слово «смайлик» также часто применяется как общий термин для любого эмотикона (изображения эмоции не графикой, а знаками препинания).
Учитель:
- А как вы думаете, почему они разного цвета? (Выслушивает ответы детей)
- Назовите мне цвет показанного мною смайлика. (Учитель показывает поочерёдно цвета: оранжевый, голубой, коричневый, фиолетовый, лиловый, жёлтый, учащиеся называют цвет смайлика)
- Сегодня на уроке мы знакомимся с новыми словарными словами.
На интерактивной доске слайд:
(Смайлики и рядом с каждым - словарное слово с ударением и с подчёркнутыми орфограммами)
ОРÁНЖЕВЫЙ ГОЛУБÓЙ
……… (аналогично каждое слово и рисунок)
Учитель:
- Проговорите слово все вместе, прошу ещё раз. А теперь прочитайте, чётко проговаривая все звуки. (Можно 2-3 раза при необходимости)
- Чем отличается произношение от написания? В чём трудность? (Выясняются трудности в каждом слове, невозможность проверить написание безударных гласных и поэтому эти слова относятся к группе словарных слов, которые необходимо запомнить.)
- Придумайте, пожалуйста, с новыми словарными словами устно словосочетания или предложения (обязательно обозначить род имён существительных), а может быть кто-нибудь придумает сказку или рассказ на 3 - 4 предложения.
- А сейчас в тетрадь каждый из вас самостоятельно записывает то, что понравилось, с чем может справиться самостоятельно. Творите, придумывайте, но без грамматических ошибок.
1 уровень – дети с удовольствием придумывают словосочетания со словарными словами, используя окружающие их предметы, вещи. (оранжевое солнце, голубое небо, коричневая доска и т.п.)
2 уровень – дети придумывают предложения с новыми словарными словами.
3 уровень – дети могут попробовать придумать небольшой рассказ или сказку с новыми словарными словами. (ОБЯЗАТЕЛЬНО надписать над именами существительными род)
Творческая работа на уроке в течение 5-7 минут. На следующем уроке учитель обязательно должен отметить успехи в творческой работе каждого ученика.
- Мы с вами уже знакомы с обозначением цвета для настроения. Какое оно у вас сейчас? Вам нравится работать, учиться, вам всё понятно, о чём мы говорим на уроке? Сейчас вы можете при помощи смайлика показать мне ваше настроение.
- Спасибо, я рада, что у вас хорошее настроение. Я дарю вам все эти смайлики. И пусть они разного цвета, как все мы в нашем классе разные, но радость общения, уважения, дружбы, терпимости друг к другу пусть всегда будут в вашем сердце вместе с весёлой улыбкой смайликов.
- Дома, если будет у вас желание, можете придумать рассказ или сказку с новыми словарными словами и принести на нашу классную выставку творческих работ. (Имеется в классе, где уже лежат творческие работы по литературному чтению, окружающему миру и русскому языку. Любой ребёнок может ознакомиться с работами одноклассников)