Из опыта работы по теме самообразования «Словарная работа на уроках русского языка»
Из опыта работы по теме самообразования «Словарная работа на уроках русского языка»
Учитель русского языка и литературы
1 квалификационной категории
Тарасова Нина Иннокентьевна
МОУ Казачинская СОШ
с. Казачинское
Казачинско-Ленский район
Иркутская область
Словарная работа на уроках русского языка - один из путей повышения языковой культуры обучащихся.
Разговор о русском языке и культуре речи очень актуален в настоящее время, время активных и предприимчивых людей. Открыт широкий простор для выражения различных мнений, убеждений, оценок. Все это требует развития коммуникативных возможностей современного человека. Важнейшим средством коммуникации является слово. Действительно, яркое и страстное слово во все века, как свидетельствует история развития человечества, оказывало большое влияние на людей, их взгляды и убеждения, дела и поступки. Без правильной речи нельзя обойтись. Потому что бизнес - это умение говорить убедительно. Политика - это умение убеждать и завоевывать симпатии. Даже обычные человеческие отношения - дружба, сотрудничество, любовь - насквозь пронизаны словами.
Русский язык по праву считается одним из самых богатых, сильных и выразительных языков мира. Пристальное внимание к своему родному языку и культуре речи необходимо и актуально. Мы способствуем воспитанию уважения к русскому языку, к самому себе, к своей Родине. А значит, решаются задачи по развитию коммуникативных способностей учащихся, а так же задачи нравственно - патриотического воспитания. Русский язык - это не только предмет изучения, но и средство обучения в работе по другим предметам.
Словарная работа на уроках русского языка помогает совершенствовать речь учащихся. Вызывает познавательный интерес к родному языку и делает обучение более продуктивным.
«Для всего, что существует в природе,- воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождя, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий.» Эти слова К.Г. Паустовского должны помочь ребятам осознать один важнейший момент: слово - инструмент познания мира. Именно поэтому я с особой тщательностью отношусь к организации словарной работы на уроках русского языка.
По большому счету весь урок языка - работа со словом. Через слово ученики узнают и сознают законы языка, убеждаются в его точности, красоте, выразительности, богатстве и ...сложности. И поэтому так важен тот структурный компонент урока, который подчинен одной цели: знакомству со словом и осознанию всех его составляющих.
В методике различают словарно - семантические и словарно - орфографические направления словарной работы. Мы же рассматриваем ее как единство этих двух видов. На уроке нас интересуют не только собственно словарные слова, незнакомые учащимся, но и обычные наши родные слова, о которых Вадим Шефнер писал так:
...Сотни слов, родных и метких,
Скинув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни.
Чтобы речь - людское чудо-
Не скудела в наши дни.
Объединив словарно - семантическое и словарно - орфографическое направления в словарной работе, связанные соответственно с обогащением словарного запаса и формированием навыков правописания, на уроке мы рассматривали слово одновременно в четырех аспектах: орфоэпическом, лексико - семантическом, орфографическом и синтаксическом. Программа М.М.Разумовской большое место отводит работу со словом сточки зрения морфемики и этимологии.
Следуя принципу А.М. Пешковского, утверждавшего, что «сперва услышать, а затем смотреть, как это писано», мы вначале знакомимся с орфоэпическим обликом слова. Написанное на доске слово должно прозвучать. Дети должны услышать и запомнить, как оно произносится. Затем мы пытаемся выяснить слова, дать толкование его лексического значения, сначала самостоятельно (опираясь на знания учащихся, предложения, ассоциации), потом с помощью толкового словаря или объяснения учителя. Выяснив семантику слова, непременно отметим его однозначность или многозначность, подберем близкие по значению слова. И только после знакомства с произношением и семантикой переходим к усвоению орфографии данного слова. Ведь практически всегда звучание таких слов не совпадает с написанием.
Поэтому, зная, как слово произносится, говорится, мы начинаем учиться его писать. На доске четко и аккуратно написано слово, выделены «трудные» буквы, подчеркнуты трудные в правописании места. Работа над орфографией начинается с побуквенного проговаривания слова по слогам (хором несколько раз). Затем это слово заносится в тетрадь и учащиеся, закрыв глаза, пытаются запомнить орфографический облик слова, опять же (шепотом) по слогам побуквенно его проговаривая. После этого пробуем заставить слово работать в контексте - словосочетании и предложении. Записав слово три - четыре раза, ученик невольно запоминает его.
Лучше усвоить семантику и орфографию незнакомого слова позволяет этимологическая справка. Этимологический аспект (пятый) в освоении слова очень важен, но рассмотрение его было затруднено отсутствием нужного справочного материала (этимологического словаря). Учебник М.М. Разумовской включает такие задания «ЗСП» (значение, которое и рассматривается с точки зрения этимологии, состав, правописание). Этимология слова как подспорье, как дополнение, порой помогающей объяснить и запомнить значение слова и его написание. Этот прием - этимологическая справка - формирует интерес к слову, к языку, к его истории.
Первое знакомство со словом обеспечивает понимание его значения и запоминание его написания. Однако это запоминание кратковременно. Поэтому последующие уроки будут еще одной ступенькой к овладению слова. На втором этапе (последующие уроки) возможны такие виды упражнений.
1. Орфоэпический диктант - правильное произнесение записанных на доске слов. Набор слов с трудным произношением не очень велик, поэтому он мало меняется из урока в урок, а многократное повторение обеспечивает хорошее усвоение произносительных норм.2. Диктант «Угадай словечко!» - по лексическому значению обучающиеся должны определить, о каком слове идет речь, и записать его.3. Лексический диктант - диктуемым словам учащиеся должны дать толкование. Эти увлекательные задания не просто обогащает словарный запас учащихся, вызывает желание освоить как можно больше слов для свободного их употребления, но и формируют взыскательность, критичность по отношению к своей речи. 4. Задание «Объясни разницу» - работа с парами слов, сходными по звучанию, но разными по лексическому значению: представить - предоставить, одеть - надеть, экономный - экономичный. Такая работа помогает предупредить ошибки в употреблении данных слов, вызванные незнанием их точного значения. Так идет усвоение лексико-семантического уровня слова.5. Зрительные диктанты используют как на первом, так и на втором этапе работы со словом. Возможен и такой вариант, когда для зрительного диктанта берутся 3-7 предложений, которые записаны на доске или полосках бумаги. Эти предложения поочередно демонстрируются учащимся по 10-30 секунд. За это время ученики должны прочитать предложение про себя и запомнить его, затем молча записать в тетрадь. После окончания диктанта записанное читается. Этот диктант обязательно проверяется. Набор предложений не меняется до тех пор, пока не будет ни одной ошибки ни у одного ученика в классе. Тогда появляется новый зрительный диктант и начинается та же самая работа, но с другими словами и предложениями. Такой вид упражнений в V-VI классах, кроме прочего, еще помогает улучшить технику чтения, зрительную память. Зрительный диктант особенно полезен, на мой взгляд, при работе с непроверяемыми написаниями, так как на помощь слуху учащихся и их знаниям по грамматике приходит зрение как серьезный фактор, способствующий запоминанию нужных орфограмм, выработке навыка правописания. Именно на зрительную память опирается и работа с орфографическим словарем.
Школьный орфографический словарь - необходимый инструмент для работы на каждом уроке русского языка. С пятого класса начинаем систематическое его использование. Хорошее знание алфавита, быстрота психической реакции, сноровка, любознательность учащихся - подспорье в этой работе. Кроме орфографического и грамматико - орфографического словаря, необходим также на каждом уроке и толковый словарь. В классе, как правило, мы пользуемся «школьным толковым словарем» М.С. Лапатухина, Е.В. Скорлуповский и Г.П. Снетовый, дома помогают более солидные: С.И. Ожегова, академический. Трудность заключается в невозможности иметь полный комплект толковых словарей для всего класса.
К.Д. Ушинский писал, что «дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения ... всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета». Именно поэтому так много внимания уделяется формированию потребности в использовании справочной литературы. Работа со словом, теснейшим образом связанная со словарем, способствует повышению не только языковой культуры учащихся, но и их общей культуры.
Включив новое слово в контекст, то есть, составив с ним словосочетание или предложение, ученик не завершает этим освоение слова. Подбор синонимов, антонимов, выбор для выражения своей мысли более точного слова, соответствующего стилю высказывания, творческие задания - это тоже работа со словарем.
После ознакомительной работы учащиеся пишут свое сочинение - миниатюру «Слово о слове». Вот пример освоения слова «приглашение» ученицей 5 класса - сочинение «Осенняя сказка». «Взгляни в окно. Одинокий лист кружится на ветке. Когда-то он был зелёный, весёлый и радостно шептался с другими листочками. Ветер часто звал его побродить по свету, но наш лист не принимал его приглашения. Наступила холодная осень. Начался листопад, и приглашение ветра принято».Кроме словарных слов, на уроках мы тщательно рассматриваем и проверяем написания знакомых орфограмм. Работа с ними включает в себя и словарные диктанты из слов с одной определенной орфограммой, с разными орфограммами, блоками орфограмм, и орфографический разбор, и орфоэпический диктант (из грамматических форм слов), и тренировочные упражнения, повышающие общую грамотность учащихся, и работу над ошибками, и творческие задания. Например, дается набор глаголов, вызывающих у детей трудности при образовании каких-либо грамматических форм. Необходимо, образовать от данных слов глаголы с тся и ться, включив их в контекст. Вот эти слова: слеза, думать, толпа, съехать, хотеть. У одного из учеников 7 класса получилась такая зарисовка: «Набережная – любимое место для прогулок. Там всегда многолюдно и оживлённо. Около самой воды толпятся мальчишки, разглядывая мелких рыбёшек. На лавочках отдыхают бабушки с внучатами, которым очень хочется самостоятельно потопать ножками. К аллее съезжаются велосипедисты, чтобы начать оттуда свой старт. Но налетает резкий порыв ветра, начинают слезиться глаза. Прохожие задумываются «Не пора ли домой?»
Словарная работа как важная часть урока способствует развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса (последнему - обогащению словарного запаса - программа не отводит специальных уроков). В языке всё связано со словом и проявляется в слове, поэтому решение этой задачи совмещается с изучением всех разделов науки о языке. Словарная работа должна присутствовать на каждом уроке, являясь важным моментом в его структуре. Дело учителя определить в уроке подходящее место для нее, сократить или увеличить время знакомства со словом, освоением его. Я практически всегда отвожу словарной работе не менее 5-7 минут, вводя ее на разных этапах урока.
Словарная работа, ограниченная тесными временными рамками, требует выхода на внеурочный уровень. Она может быть продолжена на кружках, факультативах, элективных курсах по общим вопросам культуры речи или вопросам истории языка, его территориальных вариантов.
Важно только помнить, что тщательно спланированная и хорошо организованная словарная работа помогает обогащать словарный запас учащихся, вырабатывать орфографическую грамотность, развивать речь школьников, а в целом способствует повышению языковой культуры, формированию у ребенка внимания, уважения и любви к родному языку.
Русский мыслитель И.А. Ильин сказал когда-то: «И еще один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. Горе нам, что не умели мы беречь наш язык, бережно растить его - в его звучании и закономерной свободе. Русский народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно той высоты, на которую зовет его- его язык».
Литература
Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. - М., 1989.
Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. - М., 1993.
Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 1989.
Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. - М., 1989.
Костомаров В.Г. Русский язык среди других языков мира. - М., 1985.
Липкина А.И. Работа над устной речью учащихся. - М., 1993.
12. Львов М.Р. Общие вопросы методики русского языка. - М., 1983.
13. Панов Б.Г. Внеклассная работа по русскому языку. - М., 1990.
14. Политова Н.И. Развитие речи учащихся на уроках русского языка. - М., 1994.
Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. – М., 1995.
Толстой Л.Н. Пед. соч. – М., 1953.
Ушинский К.Д. Собр. Соч. – Л., 1988-89.
Федоренко Л.П. Методика русского языка. - М., 1984.
Фомичева Г.А. Работа над словосочетанием. - М., 1985.
Яковлева В.И. Слово о словарном слове. – М., 1989.