Технологическая карта по русскому языку на тему: Тематические группы слов


Технологическая карта по русскому языку
УМК: «Перспектива»
Класс: 2
Тема: « Тематические группы слов».
Тип урока: урок открытия нового знания.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т.д.
Цель урока: познакомить учащихся с разными группами слов.
Задачи урока:
Образовательная: познакомить с новым понятием «тематическая группа слов», учить объединять слова в тематические группы.
Развивающая: развивать устную и письменную речь, память, внимание, орфографическую зоркость.
Воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку.
Планируемые образовательные результаты.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
1.Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
2.Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.
3.Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
4.Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
5.Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
6.Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
7.Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
Познавательные УУД:
1.Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.
2.Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
3.Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.
4.Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план .5.Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике.
6.Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
Коммуникативные УУД:
1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
4.Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Используемые технологии: икт- технология, технология проблемного обучения.
Оборудование: презентация, учебник Русский язык «Перспектива» 2 класс, документ- камера.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
2. Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
3. Этап выявления места и причины затруднения
4. Этап построения проекта выхода из затруднения
Физминутка5. Этап реализации построенного проекта
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
8. Этап включения в систему знаний и повторения
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Юлия Михайловна , и я у вас проведу урок русского языка.
Сели все правильно, подвинули стульчики так , чтобы между столом проходил кулачок, подровняли спинки, проверили порядок на своём рабочем месте.
Откройте свои рабочие тетради. Отступите две строчки от предыдущей работы. Запишите сегодняшнее число. Сегодня у нас 7 февраля. Подчёркиваем орфограммы в словах седьмое февраля. Какие орфограммы подчеркнули? (седьмое – безударная проверяемая гласная буква е – семь, февраля – словарное слово). На следующей строчке пишем с большой буквы. В классе.
Минутка чистописания. Ребята, посмотрите на слайд. Обратите внимание на соединения букв.
Напишите элементы букв в соединении с чередованием до конца рабочей строки , как у вас поместится.
Запишите слова, в которых есть эти буквы и подчеркните орфограммы.
Соловей, декабрь, заяц, урожай, цветок. Какие орфограммы подчеркнули? (словарные слова) Ребята, какое из этих слов лишнее? (цветок) Почему? (безударная проверяемая гласная буква е можно проверить цвет).
Слова в русском языке можно делить на разные группы. Посмотрите внимательно на картинки. На какие группы можно поделить? (1 группа – фрукты, 2 группа – овощи,
3 группа – птицы). Записываем группы слов: 1 ряд – фрукты 2 ряд – овощи 3 ряд – птиц. Название группы записываем с красной строки с большой буквы, ставим двоеточие, остальные слова записываем с маленькой буквы через запятую.
Фрукты: мандарин, апельсин, лимон, яблоко.
Овощи: горох, капуста, огурец, морковь.
Птицы: воробей, ворона, дятел, сорока. Подчеркните орфограммы в словах.
Как вы думаете , как будет называться тема урока? (тематические группы слов)
Откройте учебники на странице 39. Найдите высказывание Ивана Ивановича. Прочитайте его про себя. По каким темам мы можем объединять слова? Какие признаки вы можете ещё назвать?
Сегодня мы пополним свой словарик и познакомимся с новым словарным словом. (на слайде картинка и слово)
Ракета. Позовём слово хором. Поставим ударение (2 слог). Запомним гласную а в 1 слоге. Запишите слово себе в тетрадь, поставьте ударение и подчерните гласную, которую нужно запомнить.
Транскрипция
[р а к' э т а] 6 б., 6 зв., 3 гл., 3 согл., 3 слога.
Раз - подняться, потянуться, Два - нагнуться, разогнуться, Три - в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - на место тихо сесть
Найдите в учебнике упражнение 53 на странице 40. Прочитайте задание про себя. Что нам нужно сделать? (распределить слова в 3 группы) Работаем комментировано с места. Первую группу слов записываем с большой буквы, ставим двоеточие, остальные слова записываем с маленькой буквы через запятую.
Люди: строитель, дворник, сапожник, учитель.
Машины: грузовик, самолёт, компьютер.
Космос: Луна, Юпитер, комета, ракета, звёзды, Солнце.
Тематические группы слов могут составлять словосочетания (предмет +признак, предмет + действие)
Составьте словосочетания из слов (устно)
Белая берёза, спортивные коньки, трескучий мороз, строгий учитель.
Найдите упражнение 54. Прочитайте задание про себя. Что нужно сделать? ( к каждой группе слов подобрать слово с общим значением) Прочитаем 1 предложение. Какое слово является общим в предложении? (деревья). Запишите 1 предложение с большой буквы. Остальные предложения продолжаем писать на этой же строке с большой буквы. Какое слово может быть общим для всех групп слов (растения) Проверка осуществляется с помощью документ - камеры.
Ребята, давайте с вами вспомним, о чём мы сегодня говорили на уроке?
С какими группами слов познакомились? Приведите примеры
Оцените свою работу на уроке.
Хорошо понял тему и д/з выполню без труда
Плохо понял тему и буду затрудняться при выполнении д/зНичего не понял и не смогу выполнить д/зОткрываем дневники. Записываем д/з уч. стр. 40 упр. 55 (2 группы)
Урок окончен. До свидания. Здороваются с учителем. Внимательно слушают учителя и выполняют все его требования.
Записывают в тетрадях число, подчёркивают орфограммы.
Смотрят, как написаны буквы в соединении.
Записывают элементы букв себе в тетрадь, словарные слова и подчёркивают в них орфограммы.
Цветок. Безударная проверяемая гласная буква е. Проверочное слово – цвет.
Фрукты, овощи, птицы.
Работа по рядам
Формулируют тему урока
Читают высказывание
Люди, растения, животные, машины, космос.
Знакомятся со словарным словом ракета.
Записывают слово в тетрадь и составляют его транскрипцию вместе с учителем.
Выполняют движения вместе с учителем
Работают комментировано с места.
Устно составляют словосочетания и объясняют пропущенные орфограммы.
Выполняют упражнение самостоятельно.
Подводят итоги урока.
Оценивают свою деятельность на уроке.
Регулятивные: 1, 2
Регулятивные: 2, 3, 4, 5
Познавательные: 2, 3, 4, 6
Коммуникативные: 1, 2, 4
Регулятивные: 3, 4
Познавательные: 1, 2, 4, 6
Коммуникативные: 1, 3, 4
Регулятивные: 3, 4
Познавательные: 2, 3, 6
Коммуникативные: 1, 2, 4
Регулятивные: 3
Регулятивные: 3, 4, 5
Познавательные: 6
Коммуникативные: 1, 2, 4
Регулятивные: 3, 4
Познавательные: 1, 3, 6
Коммуникативные: 1, 2, 3, 4
Регулятивные: 3, 4, 5
Коммуникативные: 1, 4
Коммуникативные: 1, 4