Статья на тему Формы и методы работы со словами с непроверяемыми написаниями (начальная школа)

Формы и методы работы над словами с непроверяемыми написаниями
(Из опыта работы Кудряшовой Н.В., учителя начальных классов
МОУ «СОШ № 8», г. Ржева, Тверской области.)
«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогическая целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка», – писал известный учёный-методист А.В. Текучев.

1) Фонетические упражнения.
2) Упражнения над составом слова.
3) Морфологические упражнения.
4) Синтаксические упражнения.
5) Лексические упражнения.
6) Этимологический анализ слов.
7) Фразеологизмы и пословицы.
Основной смысл фонетических упражнений состоит в том. Чтобы дети научились легко слышать звучащее слово, каждый звук в отдельности и позицию этого звука, умели производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании. Все это способствует формированию фонематического, слуха и речедвигательных навыков.
В результате практических упражнений у детей формируются знания о слоге, о звонких и глухих согласных, о твердых и мягких согласных, об ударении, ударных и безударных гласных, учащиеся начинают понимать, что звуки и буквы не одно и то же, что иногда слово пишется не так, как слышится.
Большая роль в обучении младших школьников отводится зрительному восприятию. Этот вид памяти очень важен при знакомстве со словарным словом. Поэтому немаловажное значение имеют работа над словами с использованием карточек, картинные словарные диктанты, словарные диктанты. Такие виды упражнений применяются очень часто, но однообразие форм работы со словами с непроверяемым написанием, как правило, не дает нужныx результатов.
Особую важность приобретает использование разнообразных методов, приемов, способов, которые являются более эффективными для прочного запоминания грамотного написания словарных слов.
Приведу примеры упражнений для формирования фонетических понятий.
1. Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные: бер.г, в.кзал, з.мл.ника, ж.лез., г.рох, .сина, уч.ник, пл.ток, с.рень, с.пог, к.пуста, .рех.
2. Выпишите слова в два столбика: в первый столбик – с глухими согласными на конце слова, во второй – со звонкими согласными на конце слова: завтрак, народ, адрес, рисунок, морковь, портрет, багаж; карандаш, салют, овёс, билет, язык.
3. Запишите слова, начинающиеся на букву р (т, м, о и т.д.)
4. Запишитe слова, располагая их в алфавитном порядке. Вставьте пропущенные буквы, поставьте знак ударения: г.рой, адр.с, ур.жай, р.кета, ябл.к., п.нал, т.пор, п.суда, б.лот. .
5. Запишите слова с мягким знаком в середине слова, на конце слова.
6. Приведите примеры слов, имеющих ударение на первом, втором, третьем слоге.
7. Игра «Из каких слов выпали гласные?».
д.р.вн.
п.ртр.т

м.л.т.к
с.л.м.

к.ньк.
т.л.ф.н

8. Игра «Догадайся, что за слово».

О

О


ворона


О

О


сорока


О

О


молоко


О

О


корова


О

О


солома



О





овёс







овощи







огород


9. Чайнворд.
В клетки квадрата, круга и т.д. по направлению, указанному стрелкой, впишите словарные слова. Последняя буква предыдущего слова является началом следующего.
10. Игра «Собери слово».
пус, ка, та; роз, мо; же, ин, нер; тор, трак.
11. Игра «Кто больше придумает слов».
Дано несколько букв. Нужно составить с этими буквами как можно больше слов.





12. Выборочный диктант.
Дети записывают только слова с непроверяемой безударной гласной.
По шоссе едет авшомобиль.
Ребята развели у реки костёр.
Дежурный следит за порядком в классе.
Предметом особого внимания на уроках русского языка является развитие орфографической зоркости учащихся. В этих целях дети выполняют упражнения по подчеркиванию «опасных» мест в слове, т.е. орфограмм, находят в текстах то, что «спрятал» автор, используют такой вид упражнений, как письмо с «дырками», т.е. пропускают ту букву, в которой можно допустить ошибку, находят лишнее слово с другой орфограммой. Также учащиеся проводят работу по редактированию материала, который содержит грамматическую ошибку. умение находить чужую ошибку в предложенном задании приводит к тому, что ребенок учится обнаруживать и устранять собственные ошибки, а затем и не допускать их появление.
Большой интерес у учащихся вызывает работа над составом слова. В результате повторения морфемного состава слова совершенствуется умение распознавать и подбирать однокоренные слова, углубляется представление учащихся о словообразовательной роли приставок и суффиксов, формируется умение разбирать слова по составу, развивается умение точно употреблять в письменной речи словарные слова с приставками и суффиксами. Эти умения вырабатываются путем разнообразных упражнений.
1. От слов берёза, праздник, солома, яблоко образуйте родственные слова. Укажите, при помощи чего они образовались.
2. Подберите слова к данным схемам.
; ;
3. От слов газета, железо, картина, осина образуйте новые слова с суффиксом -к-.
4. Игра «Найди лишнее слово» помогает научиться различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Берёза, берёзовый, березняк, подберезовик, берёзка, берёзонька, берёзки.
Праздник, праздничный, праздники, праздновать.
5. Составьте словосочетания, вставляя в имена прилагательные нужные окончания.
Ребята радостн.. .
Берёза кудряв.. .

Улица многолюдн.. .
Календарь перекидн.. .


6. Составьте слова по схемам. Как словарные слова зашифрованы в схемах?
лис ник
7. Шарада. Узнайте слово, которое задумано.
Задумайте слово однокоренное со словом красивый. Приставка в нем такая же, как в слове превращаться, суффикс, как в слове цветной, окончание, как в слове морковный. А в целом слово является прилагательным.
8. Работа над деформированным предложением.
Восстановите предложения, связав слова меду собой. Какая часть слова поможет в этом?
Мой папа дал объявление в (газета).
Чтобы стать (герой), нужно быть отважным, честным, скромным.
На (горизонт) вспыхивали голубые зарницы.
Морфологические упражнения имеют своей целью осознание учащимися морфологического строя русского языка.
При изучении частей речи разнообразные виды практических упражнений помогают объединить отдельные слова в определенные группы; разграничить и определить формы частей речи: склонение, падеж, время, лицо, число, для того чтобы осознанно употреблять слова с непроверяемым написанием в устной и письменной речи в правильной форме.
1. Подберите словарные слова, обозначающие предметы, признаки предметов, действия предметов.
2. Выпишите из словаря по пять слов 1-го склонения, 2-го склонения, 3-го склонения.
3. Составьте словосочетания. Определите падеж прилагательных.
Воробей (какой?) .
Газета (какая?) .
Молоко (какое?) .
4. Спишите предложения, вставляя нужные по смыслу слова из словаря, отвечающие на вопрос кто?
на ухо наступил.
Слово – не , вылетит – не поймаешь.
5. Составьте предложения, правильно подбирая предлоги. Запишите. Подчеркните предлоги. определите падеж существительного.
Машина остановилась (дом).
Дети читали книги (космонавт).
Заяц быстро нёсся (лес).
6. Подберите к словарным словам однокоренные слова разных частей речи. Например:
адрес (адресный, адресок, адресовать)
ветер (ветерок, ветреный, обветрить)
7. Составьте предложения с данными словосочетаниями. Определите склонения существительных.
интересный случай
аккуратный ученик
берёзовая аллея
Синтаксические упражнения ставят пред собой задачу закрепить те теоретические сведения, которые дети получили по синтаксису, показывают школьникам роль языковых единиц в речи, в общении между людьми, помогают разобраться в структуре несложных по своему построению и составу словосочетаний и предложений, сознательно составлять словосочетания и предложения. Упражнения в анализе предлагаемых словосочетаний и предложений в конструировании своих предложений помогают детям осознать синтаксический строй родной речи и грамотно выражать свои мысли в форме предложений. С синтаксическими упражнениями обычно объединяются и пунктуационные. Вот некоторые упражнения, которые можно использовать на уроке при изучении словарных слов.
1. К словам из левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика. Составьте предложения.
берёза
огурец
воробей
комната
ученик
в небе
в доме
в школе
в лесу
в огороде

2. Составьте предложение с данными словами.
ветер, капуста, осина, товарищ
3. Со словарными словами составьте предложения, различные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, восклицательные.
4. Составьте предложения с данными словосочетаниями.
весёлый праздник, красивая одежда, детский рисунок, узкая лестница
5. Заменитe предложения одним словарным словом. Составьте с этим словом свое предложение.
Дорога с высаженными по обеим сторонам деревьями, кустарником.
Край земли у водной поверхности.
Комната для занятий в школе
6. Выделите из предложений словосочетания со словарным словом. Определите, какое слово от какого зависит. Поставьте вопрос.
Андрюша вынул из кармана носовой платок.
Весной Славик снова перебрал отобранные семена и посадил их на своё маленькое поле.
Ребенок, пришедший в школу учиться, уже умеет говорить. Но его речевой арсенал недостаточен для выражения новых мыслей, понятий, чувств, которые он получает в школе с первых дней обучения. Ему не хватает прежде всего слов для этого. Перед учителем стоит задача – активизировать словарь детей.
В связи с изучением грамматики проводятся лексические упражнения, т.е. дети объясняют значения слов как прямые, так и переносные, выясняют многозначность слов, разбираются в отношениях между синонимами и антонимами, составляют с ними словосочетания и предложения.
1. Выпишите из словаря слова на заданную тему: «Птицы», «Овощи», «Одежда» и т.д.
2. Найдите в каждой строке лишнее слово. Подчеркните его. По какому принципу отобраны слова?
автомобиль, урожай, трамвай, самолёт;
капуста, помидор, солома, морковь;
пенал, тетрадь телефон, карандаш
3. Сгруппируйте слова по темам.
малина, лисица, земляника, заяц, тетрадь, пенал, корова, карандаш.
4. К словам багаж, вместе, дорога подберите синонимы. Составьте с ними предложения.
5. К словам весело, девочка, хороший подберите антонимы. Придумайте небольшой рассказ, используя эти слова.
6. Выберите наиболее подходящее слово. Запишите.
Из (ветхого, старого, древнего) жлеза мы сделали ведро.
М.дведи очень испугались и (пошли, побежали, понеслись) в сторону.
7. В данный текст вставьте наиболее подходящиe из следующих слов, сходных по значению: плескаться, литься, лить.
Волны тихо у берега.
Молоко из ведра.
Рабочий продолжает сталь.
8. Многообразие переносных значений слов хорошо показать на таких примерах:
Чистая тетрадь, чистые руки, чистое небо;
Крепкое здоровье, крепкий материал, крепкий чай.
Чтобы яснее было различие в значениях подобных слов, к ним подбирают синонимы, например:
чистая, неисписанная тетрадь;
чистые, вымытые руки.
чистое, безоблачное, ясное небо и т.д.
9. Учащиеся подводятся к пониманию переносного значения слова и к умению употреблять эти слова в собственной речи.
У девочки короткие волосы. – У девочки короткая память.
Ребята идут в парк. – Часы правильно идут.
Кровать стоит на ножках. – Дело стоит.
10. Чтобы подвести учащихся к умению использовать в своей речи наиболее яркое определение предмета, нужное в данный момент речи, предлагаю такое упражнение.
Подберите из данных слов слова, более подходящие к предложениям.
Слова для справок: холодный, пронизывающий, сильный, буйный, заунывный, вольный.
Осенью дует ветер ветер гуляет на просторе ветер гонит стаи туч на край земли.
Необходимо привлечение этимологического анализа слов с непроверяемым написанием, так как использование слова в речи требует понимания его точного смысла. Знакомств этимологией слова пробуждает у детей интерес к рассматриваемому языковому материалу, а следовательно, создает благоприятные условия для запоминания слов.
Вот примеры этимологической характеристики словарного слова:
Аккуратно. Считают, что близким к истоку слова было латинское слово кура, что значит «старание, забота». К нам пришло это слово, вероятно, от немцев, слывших некогда образцом аккуратности.
Багаж. Слово заимствовано из французского языка. Древнескандинавское слово багги (узел) французы превратили в баг (пакет). От слова баг произвели слово багаж, что означало «разные тюки с вещами». А у нас это слово приобрело и другие значения, например: «кладь, перевозимая отдельно от её хозяина – пассажира».
С большим интересом работают ученики и с фразеологическими оборотами и пословицами. Систематическое использование фразеологизмов способствует развитию внимания, памяти, мышления и речи учащихся.
Провожу игру «Фотоглаз». Показываю карточки с написанными фразеологизмами. Дети должны успеть прочитать и записать, в тетрадь только выделенное словарное слово.
При проверке следует прочитать это слово, вспомнить фразеологизм, объяснить, когда так говорят.
1. Ворона в павлиньих перьях.
Так говорят о человеке, который присваивает себе чужие достоинства безуспешно пытается играть высокую, не свойственную ему роль и поэтому попадает в комическое положение.
2. Прикусить язык.
Это выражение употребляется в значении «помолчать».
3. Дом построить на песке.
Выражение употребляется, когда говорится о чем-нибудь непрочном, необоснованном.
4. Сгореть дотла.
Обычно смысл выражения связывается с глаголом тлеть (тло – значит основание). Сгореть дотла – сгореть до основания.
5. Ждать v моря погоды.
Рассчитывать, надеяться на что-либо, не предпринимая ничего, оставаясь пассивным.
6. Желторотый птенец.
Очень молодой, неопытный человек.
7. Проглотить язык.
Замолчать, перестать говорить, болтать.
8. Ищи ветра в поле.
Не вернешь обратно, не найдешь.
9. Жечь (свои) корабли.
Решительно порывать с прошлым, делать невозможным возврат к прежнему.
10. Медвежья услуга.
Выражение употребляется в значении неумелая, неловкая услуга, приносящая вместо помощи вред, неприятность.
11. Обвести вокруг пальца.
Ловко, хитро, обманывать.
12. На ухо медведь наступил.
Кто-либо совсем лишен музыкального слуха.
13. Длинный язык.
Означает болтливость, неумение сдерживаться в разговоре.
14. Филькина грамота.
Так мы называем не имеющую никакого значения пустую бумажку, не обладающий какой-либо реальной ценностью документ. Буквально: глупо составленный, плохо написанный документ.
15. Ни к селу, ни к городу.
Ни туда и ни сюда.
16. Заячья душа.
Так говорят о трусливом человеке.
17. Потемкинские деревни.
Выражение употребляется в значении показной блеск, скрывающий неблагополучное состояние чего-либо.
18. При царе Горохе.
Это выражение говорит о том, что события происходили давным-давно.
19.. Одна нога здесь, другая там.
Когда дела требуют быстрого действия, употребляют данное выражение.
20. Яблоку негде упасть.
Так говорят, когда очень тесно в каком-нибудь месте или помещении.
На одном уроке достаточно использовать 2-3 пословицы. Ведь за малое количество времени надо и слово пропущенное назвать, и орфограмму в нём найти, и объяснить смысл данной пословицы (дети должны сказать, о чем или о ком она, как они ее понимают).
На доске записаны пословицы с пропущенными словами. Предлагаю прочитать их и записать, вставляя пропущенные слова (подходящие по смыслу).
Не велик да краснеет нос. (Мороз.) любит чистоту. (Посуда.) Чужбина – калина, родина – . (Малина.) человек добро помнит. (Русский.) Нет ничего краше, чем наша. (Родина.) всем мать (Москва, городам.) Крепкую дружбу и не разрубишь. (Топор.) He красит человека, а его добрые дела. (Одежда.) Кто солгал, тому и не поверят. (Вчера, завтра.) Всякая мастера хвалит. (Работа.) Без хлеба нет . (Обед.) Вьюги да метели под налетели. (Февраль.) Не тешет, а плотник. (Топор.) На чужой стороне и сокола зовут . (Ворона.) Сам погибай, а выручай. (Товарищ.) Слово – не , вылетит – не поймаешь. (Воробей.) Береги снову, а честь и здоровье смолоду. (Одежда.) К дому друга никогда не бывает длинной. (Дорога.)















Л

Е

И

Ь

Я

С

А

О

Г

Р

Т



а



Заголовок 315