Методическая разработка занятия по хореографии для детей 9-10 лет «Народный танец»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №13»

Методическая разработка занятия по хореографии
для детей 9-10 лет
«Народный танец»
педагог дополнительного
образования
высшей квалификационной категории:
Бузина Г.В.





Технологическая карта занятия по хореографии «Народный танец».

Цели деятельности педагога
Приобщение подрастающего поколения к танцевальной культуре русского народа и формирование эстетических начал у детей (эстетического вкуса, эстетического идеала, эстетических чувств).

Тип занятия
Комбинированное занятие.

Планируемые образовательные результаты
Предметные: освоение элементов русской народной хореографии, развитие чувство ритма и понимание музыки.
Метапредметные: формировать коммуникативную компетенцию учащихся; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности.
Личностные: иметь мотивацию учебной деятельности, навыки коллективного способа обучения,

методы и формы обучения
Фронтальная, индивидуальная.

Оборудование
Хореографические станки и зеркала, музыкальный центр, музыкальные инструменты.



Ход занятия
№ п/п
Этапы занятия
Деятельность педагога
Деятельность ученика
Формируемые умения (универсальные учебные действия)

1
Организационный
Здравствуйте, девочки! Я рада встрече с вами.
Под Под музыкальное сопровождение «Трава моя трава» учащиеся входят в класс, выстраиваются в две линии и делают поклон-приветствие педагогу и концертмейстеру в характере русского танца.



2
Актуализация знаний
Неистощимая сокровищница народного танца хранит много бесценных жемчужин. В них творческая сила народной фантазии, образность народного мышления, выразительность и пластичность формы, глубина чувств». (Игорь Моисеев).
Вот как можно сказать о народном танце.


Личностные: понимают значение народного танца для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету,
понимают его важность.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности.


3
Постановка учебной задачи







Мотивация учебной деятельности учащихся
А сегодня у нас занятие какое? Какая цель нашего занятия?... Как и на каждом занятии, мы будем учиться слышать и понимать музыку, красиво двигаться и грамотно исполнять движения.
Какие другие качества вы будете развивать на занятии?......
Своё умение жить и работать в коллективе, потому что хореография это коллективный вид творчества, где один за всех и все за одного! Танцевать много и хорошо- это должно стать девизом нашего коллектива!


Включаются в деловой ритм занятия, демонстрируют готовность к занятию.
Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других



4







































































5


































6


Применение знаний и умений в знакомой ситуации





























































Применение знаний и умений в новой ситуации
































Контроль усвоения знаний
Сегодня наша разминка будет состоять из элементов, которые используются во всех видах русского народного танца.








Р Работа у станка:
Педагог: Ребята, подходим к станку, левая рука на палке, исходное положение 6-я позиция, правая рука вдоль корпуса.


















































Изучение нового движения: Дробные движения:
тройная дробь (поочередные выстукивания всей стопой) на месте и с продвижением вперед,

Показ движения педагогом





Педагог. Строимся тройками, детвора,
Ждёт вас русская игра!
















Педагог. Наше занятие заканчивается, давайте покажем наш танец «Чайный сервиз!»

(под музыкальное сопровождение воспитанники становятся по кругу и начинают разминку с простых медленных шагов и по нарастанию темпа заканчивают беговыми движениями). Используемые музыкальные произведения: «Утушка луговая», «Калинка», «Трава-муравушка», «Светит месяц»,
Размин Разминка по кругу (русские ходы: простой шаг с носка, переменный шаг («акцент ноги вперед», «акцент ноги назад»), академический шаг, переменный шаг на полупальцах (акцент ноги назад и с подъемом ноги до колена вперед), подскоки.


Исполнение экзерсиса у станка:
1) Комбинация demi end grand plies в характере русского танца.
(муз. сопровождение «Белолица-круглолица», 2/4)
2) Комбинация battment tendu в характере итальянского танца.
(муз. сопровождение итальянский танец «Тарантелла», 2/4)
3) Комбинация battment tendu jete в характере кавказского танца.
(муз. сопровождение грузинский танец «Лезгинка», 2/4)
Комбинация releve lent в характере белорусского танца.
(муз. сопровождение белорусский танец «Перепелочка», 2/4)
8) Комбинация grand battements jete в характере молдавского танца.
(муз. сопровождение молдавский танец «Молдовеняска», 2/4)

Работа на середине:
Под музыкальное сопровождение «Вдоль по улице» выход на середину и Port de bras в народном танце.
Под музыкальное сопровождение в характере Матросского танца «Яблочко» дробные выстукивания: Простая дробь на месте, «Ковырялочка» с подскоками. «Ключ» простой на подскоках.
Под музыкальное сопровождение «Русская пляска»: боковое припадание.
Под музыкальное сопровождение «Светит месяц» вращения по диагонали.

Разучивание и отработка нового движения.
















Игра «Шишки, жёлуди, орехи»
Дети встают тройками и, взявшись за руки, образуют круг. Каждый из тройки имеет название: «шишки», «желуди», «орехи». Ведущий находится за пределами круга.
Ведущий произносит слово «орехи» (или «шишки», «желуди»), и все игроки, которые имеют это название, меняются местами, а ведущий старается занять чьё - то место. Если это ему удается, то он стает орехом («жёлудем», «шишкой»), а тот, кто остался без места, стает на место ведущего.

Повторение танца в «Чайный сервиз»




Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.
Познавательные: формирование интереса к данной теме.







































Личностные: формирование позитивной самооценки.
Регулятивные: умение самостоятельно анализировать правильность выполнения действий.




















7
Рефлексия



Педагог: Ребята, каких целей вы добились на занятии? Ближайшие ваши цели? В каких жизненных ситуациях вам могут пригодиться умения танцевать народный танец? Что мы можем сказать о традициях народе зная его танец?.. А для вас, что значит народный танец? Только работая ансамблем, где один за всех и все за одного, можно достичь высоких результатов. Я с уверенностью могу сказать, что у нас есть коллектив, что мы ансамбль!















Поклон. (Под музыкальное сопровождение «Трава моя трава» ребята делают поклон и выходят из танцевального зала)

Регулятивные: оценивают собственную деятельность на занятии.
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Личностные: формирование позитивной самооценки.

Литература:


Барышникова Т. Азбука хореографии. -М., 1999.
Бекина С. И. Музыка и движение. Упражнения, игры и пляски для детей 6 – 7 лет. - М.: Просвещение, 1984.
Бочкарёва Н.И. Русский народный танец: теория и методика [Текст]: учебное пособие по специальности «Народное художественное творчество, специализации «Хореография» - 2006 г.
Гусев, Г.П. Методика преподавания народного танца [Текст с нотами]: учеб. Пособие для ВУЗОВ Танцевальные движения и комбинации на середине зала /Г.П. Гусев. – М.: ГИЦ «Владос», 2003 г. – 97, 118 с.: ил
Шершнев В.Г. Программа для образовательных учреждений дополнительного образования детей «От ритмики к танцу».-М., 2008.







15