Дополнительная образовательная программа Ритмика и танец (второй год обучения)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 156
Утверждаю: ______________ « »__________ 2014г.
Директор школы О.Н.Зудихина Приказ от ___________________ № ___________
Принято на педсовете. Протокол № от ___________________
Дополнительная образовательная программа
«Ритмика и танец»
Программа рассчитана на детей 8- 9 лет.
Срок реализации программы: 1 год.
Автор-составитель программы:
Пектышева Е.В. –
педагог дополнительногообразования
Нижний Новгород
2014 год
Пояснительная записка
Известно, что эффективность образования детей в школе во многом зависит от состояния их здоровья. Мы живём во времена бурного развития современной и массовой гиподинамии, когда ребёнок волей-неволей становится заложником быстро развивающихся технических систем (телевидения, компьютеры, сотовая связь и т.д.) – всё это приводит к недостатку двигательной активности ребёнка и отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения. Приобщение детей к занятиям физическими упражнениями под музыку поможет решить эти проблемы. Именно поэтому программа «Ритмика и танец» представляет дополнительный образовательный курс физкультурно-спортивной направленности.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
При составлении программы использован опыт ведущих специалистов хореографии, учтены современные тенденции, рассмотрены различные танцевальные стили и направления. Автором программы использовалась методическая литература, базовые программы по ритмике, танцам, детскому фитнесу (аэробике), личный опыт работы.
Актуальность программы сегодня осознается всеми. Современная школа стоит перед фактором дальнейшего ухудшения не только физического, но и психического здоровья детей. Чтобы внутренний мир, духовный склад детей был богатым, глубоким, а это по настоящему возможно лишь тогда, когда “дух” и “тело”, находятся в гармонии, необходимы меры целостно развития, укрепления и сохранения здоровья учащихся.
Ритмика – это танцевальные упражнения под музыку, которые учат чувствовать ритм и гармонично развивают тело.
Ритмика способствует правильному физическому развитию и укреплению детского организма. Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения, художественно - творческая и танцевальная способность, фантазия, память, обогащается кругозор. Занятия по ритмике направлены на воспитание организованной, гармонически развитой личности.
Занятия по ритмике тесно связаны с обучением на уроках физкультуры и музыки, дополняя друг друга. У детей развивается чувство ритма, музыкальный слух и память. На уроках дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается пространственная ориентация, улучшается осанка, формируется чёткость и точность движений.
Занятия ритмикой положительно влияют на умственное развитие детей: ведь каждое задание нужно правильно понять, осмыслить, правильно выполнять движения, вовремя включаться в деятельность, надо осмыслить соответствие выбранных движений характеру музыки. Эти занятия создают благоприятные условия для развития творческого воображения школьников. Бесспорно также их воздействие на формирование произвольного внимания, развитие памяти. Потребность детей в движении превращается в упорядоченную и осмысленную деятельность. Занятия ритмикой оказывают на детей организующее и дисциплинирующее влияние, помогают снять чрезмерную возбудимость и нервозность. Повышают творческую активность и фантазию школьников, побуждают их включаться в коллективную деятельность класса. Постепенно ученики преодолевают скованность, у них возрастает осознание ответственности за свои действия перед товарищами, приобретают способность к сценическому действию под музыку с использованием элементов костюма и декорации. Отработанные сценические музыкальные постановки удобно использовать при проведении детских утренников. Особенно хочется отметить ценность народных плясок и танцев. Они приобщают детей к народной культуре. Все народные танцы предназначены для совместного исполнения и совершенствуют навыки общения детей между собой. В них дети учатся внимательно относиться к партнёру, находить с ним общий ритм движения.
Целью программы является приобщение детей к физической культуре, танцевальному искусству, развитие их художественного вкуса и физического совершенствования.
Задачи:
формировать необходимые двигательные навыки, развивать музыкальный слух и чувство ритма;
способствовать всестороннему развитию и раскрытию творческого потенциала;
способствовать развитию эстетического чувства и художественного вкуса.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих образовательных программ:
учебный материал программы носит адаптивный характер, в значительной степени учитывает индивидуальные возможности детей к обучению, что позволяет корректировать задания соответствии с уровнем подготовки детей.
программа разработана непосредственно для учащихся 2 класса;
основу программы составляют ритмические и танцевальные упражнения с элементами аэробики.
Возраст детей, участвующих в реализации программы
В работе кружка участвуют учащиеся 2 класса (8-9 лет).
Срок реализации программы - 1 год. Преподаваемый материал постепенно усложняется новыми элементами.
Формы и режим занятий
По программе предусмотрен 1 час в неделю, включая учебное и каникулярное время.
Основная форма образовательной работы с детьми: музыкально-тренировочные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и танцевальных способностей каждого ребенка. Занятия включают чередование различных видов деятельности: музыкально-ритмические упражнения и игры, слушание музыки, тренировочные упражнения, танцевальные элементы и движения, элементы детского фитнеса, творческие задания. Организация игровых ситуаций помогает усвоению программного содержания, приобретению опыта взаимодействия, принятию решений. Беседы, проводимые на занятиях, соответствуют возрасту и степени развития детей.
Формы занятий:
-музыкально-тренировочное занятие;
-занятие-путешествие;
-занятие-игра;
-итоговое занятие
Структура занятий
Структура занятий включает в себя три основные части: подготовительную, основную, заключительную.
Подготовительная часть занятия Общее назначение – подготовка организма к предстоящей работе. Задачами этой части является: организация группы; повышение внимания и эмоционального состояния занимающихся; умеренное разогревание организма. Основными средствами подготовительной части являются: строевые упражнения; различные формы ходьбы и бега; несложные прыжки; короткие танцевальные комбинации, состоящие из освоенных ранее элементов; упражнения на связь с музыкой и др. Все упражнения исполняются в умеренном темпе и направлены на общую подготовку опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Методические особенности. Продолжительность подготовительной части определяется задачами и содержанием занятия, составом занимающихся и уровнем их подготовки. На эту часть отводится примерно 10-15% общего времени занятия.
Основная часть занятия. Задачами основной части являются: развитие и совершенствование основных физических качеств; формирование правильной осанки; воспитание творческой активности; изучение, и совершенствование движений танцев и его элементов; отработка композиций и т.д. Средства основной части занятия: упражнения на силу, растягивание и расслабление); хореографические упражнения; элементы современного, бального, народного танца; танцевальные композиции; постановочная работа. Методические особенности : На данную часть занятия отводится примерно 75-85%общего времени. Порядок решения двигательных задач в этой части строится с учетом динамики работоспособности детей. Разучивание и корректировка новых движений происходит в начале основной части, в конце – отработка знакомого материала.
Заключительная часть занятия. Основные задачи – постепенное снижение нагрузки; краткий анализ работы, подведение итогов. На эту часть отводится 5-10% общего времени. Основными средствами являются: спокойные танцевальные шаги и движения; упражнения на расслабление; плавные движения руками; знакомые танцы, исполнение которых доставляет детям радость. Методические особенности. В заключительной части проводится краткий разбор достигнутых на занятии успехов в выполнении движений, что создает у учащихся чувство удовлетворения и вызывает желание совершенствоваться. Замечания и советы по поводу недостаточно освоенных движений помогает учащимся сосредоточить на них внимание на следующем занятии.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
К числу планируемых результатов освоения курса основной образовательной программы отнесены:
личностные результаты - активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями, проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей.
метапредметные результаты – обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления; анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения; видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека; управление эмоциями; технически правильное выполнение двигательных действий.
предметные результаты – выполнение индивидуальных и групповых действий в подвижных играх, ритмических упражнениях, аэробике с предметами и без, выполнение ритмических комбинаций, развитие музыкальности (формирование музыкального восприятия, представления о выразительных средствах музыки), развитие чувства ритма, умения характеризовать музыкальное произведение, согласовывать музыку и движение.
Эффективность занятий оценивается педагогом в соответствии с учебной программой, исходя из того, освоил ли ученик за учебный год все то, что должен был освоить. В повседневных занятиях самостоятельная отработка учениками танцевальных движений позволяет педагогу оценить, насколько понятен учебный материал, внести соответствующие изменения. Важным параметром успешного обучения является устойчивый интерес к занятиям, который проявляется в регулярном посещении занятий каждым учеником.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
Формой подведения итогов является «Танцевальный марафон», который проходит в конце года.
Программа содержит разделы:
- ритмико-гимнастические упражнения;
- игры под музыку;
- танцевальная азбука;
- элементы детского фитнеса (базовая аэробика и классическая аэробика с предметами);
Раздел «Ритмико-гимнастические упражнения» содержит общеразвивающие упражнения, упражнения на выработку осанки, на координацию движений, ориентировку в пространстве, чувство ритма, на расслабление мышц. Отстукивание, прохлопывание, протопывание простых ритмических рисунков. Выполнение упражнений под музыку.
Раздел «Игры под музыку» содержит выполнение ритмичных движений в соответствии с различным характером музыки, имитационных упражнений и игр, построенных на конкретных подражательных образах, музыкальные игры с предметами, игры с пением или речевым сопровождением, инсценирование песен.
Раздел «Танцевальная азбука» предполагает знакомство с танцевальными движениями, изучение и исполнение образно-танцевальных композиций, танцев.
Раздел «Элементы детского фитнеса» включает изучение шагов базовой аэробики, движения для обширных мышечных групп, упражнения на гибкость, упражнения на полу – “калистеника”, элементы классической аэробики с предметами (мяч, скакалка).
Тематический план.
№ Содержание и виды работы Общее количество часов Теория Практика
1 Раздел «Ритмико-гимнастические упражнения»
10
1
9
2 Раздел «Игры под музыку»
8 1 7
3 Раздел «Танцевальная азбука» 12 2 10
4 Раздел «Элементы детского фитнеса»
10 1 9
Итого: 40 5 35
№
занятия Тема занятия
Вводное занятие. Беседа о технике безопасности на уроке, при выполнении упражнений, разучивании танцев.
Упражнения на координацию движений. Музыкально-подвижные игры «Запев-припев», «Музыкальное эхо».
Упражнения на координацию движений. Танцевальные игры: «Лавата», «Буги-вуги».
Упражнения на формирование правильной осанки. Музыкально-подвижные игры.
Упражнения на ориентировку в пространстве, чувство ритма. Музыкально-подвижные игры “Слушай хлопки”, “Замри”.
Упражнения на координацию движений. Ритмическая композиция «Зарядка».
Упражнения на ориентировку в пространстве, чувство ритма. Танцевальная композиция «Стирка».
Музыкально-подвижные игры «Творческая импровизация», “Запрещенное движение”.
Упражнения на ориентировку в пространстве, чувство ритма. Музыкально-подвижные игры “Давай поздороваемся”, “Хвостики”.
Общеразвивающие упражнения. Музыкально-подвижные игры “Гусеница”, “Танец в круг”.
Упражнения на формирование правильной осанки. Музыкально-подвижные игры “Музыкальные змейки”, “Пятнашки”.
Упражнения на ориентировку в пространстве, чувство ритма. Танцевальные игры «Медвежата и зайчата», «Ручеёк».
Упражнения на формирование правильной осанки. Танцевальные игры «Эльбрус красавец», «Лесная дискотека».
Упражнения на координацию движений. Танцевальные игры.
Инсценирование песни «Как на тоненький ледок».
Инсценирование песни «Почему медведь зимой спит».
Общеразвивающие упражнения. Позиции в паре. Основные правила.
Упражнения на формирование правильной осанки. Движения парами.
Элементы народной хореографии: ковырялочка, лесенка, елочка.
Элементы русской пляски.
Элементы русской пляски.
Общеразвивающие упражнения. Разучивание танцевальных элементов «Качели», «Мельница».
Общеразвивающие упражнения. Основные движения танца “Полька”.
Танец “Диско”. Элементы танца.
Танец “Лимбо”. Элементы танца.
Базовые шаги аэробики, игровой «стретчинг».
Базовые шаги аэробики, игровой «стретчинг».
Базовые шаги аэробики, игровой «стретчинг».
Комплекс танцевальной аэробики.
Комплекс танцевальной аэробики.
Комплекс танцевальной аэробики.
Аэробика с мячом.
Аэробика с мячом. Упражнения на расслабление мышц.
Аэробика с мячом. Упражнения на расслабление мышц.
Аэробика со скакалкой.
Аэробика со скакалкой. Упражнения на расслабление мышц.
Аэробика со скакалкой. Упражнения на расслабление мышц.
Подготовка к «Танцевальному марафону».
Подготовка к «Танцевальному марафону».
«Танцевальный марафон»
Содержание программы:
Раздел «Ритмико-гимнастические упражнения»
Общеразвивающие упражнения. Разведение рук в стороны, раскачивание их перед собой, круговые движения, упражнения с лентами. Наклоны и повороты головы вперед, назад, в стороны, круговые движения. Наклоны туловища, сгибая и не сгибая колени. Наклоны и повороты туловища в сочетании с движениями рук вверх, в стороны, на затылок, на пояс. Повороты туловища с передачей предмета (флажки, мячи). Опускание и поднимание предметов перед собой, сбоку без сгибания колен. Выставление правой и левой ноги поочередно вперед, назад, в стороны, в исходное положение. Резкое поднимание согнутых в колене ног, как при маршировке. Сгибание и разгибание ступни в положении стоя и сидя. Упражнения на выработку осанки.
Упражнения на координацию движений. Движения правой руки вверх — вниз с одновременным движением левой руки от себя — к себе перед грудью (смена рук). Разнообразные перекрестные движения правой ноги и левой руки, левой ноги и правой руки (отведение правой ноги в сторону и возвращение в исходное положение с одновременным сгибанием и разгибанием левой руки к плечу: высокое поднимание левой ноги, согнутой в колене, с одновременным подниманием и опусканием правой руки и т. д.). Упражнения выполняются ритмично, под музыку. Ускорение и замедление движений в соответствии с изменением темпа музыкального сопровождения. Выполнение движений в заданном темпе и после остановки музыки.
Упражнения на расслабление мышц. Свободное падение рук с исходного положения в стороны или перед собой. Раскачивание рук поочередно и вместе вперед, назад, вправо, влево в положении стоя и наклонившись вперед. Встряхивание кистью (отбрасывание воды с пальцев, имитация движения листьев во время ветра). Выбрасывание то левой, то правой ноги вперед (как при игре в футбол).
Упражнения на ориентировку в пространстве, чувство ритма
Совершенствование навыков ходьбы и бега. Ходьба вдоль стен с четкими поворотами в углах зала. Построения в шеренгу, колонну, цепочку, круг, пары. Построение в колонну по два. Перестроение из колонны парами в колонну по одному. Построение круга из шеренги и из движения врассыпную. Выполнение во время ходьбы и бега несложных заданий с предметами: обегать их, собирать, передавать друг другу, перекладывать с места на место. Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы. Различие динамики звука “громко — тихо”, “быстро – медленно”. Хлопки в такт музыки. Движения руками в различном темпе. Выполнение упражнений под музыку.
Раздел «Игры под музыку»
Выполнение движений в соответствии с разнообразным характером музыки, динамикой (громко, умеренно, тихо), регистрами (высокий, средний, низкий). Упражнения на самостоятельное различение темповых, динамических и мелодических изменений в музыке и выражение их в движении. Выразительное исполнение в свободных плясках знакомых движений. Выразительная и эмоциональная передача в движениях игровых образов и содержания песен. Самостоятельное создание музыкально-двигательного образа. Музыкальные игры с предметами. Игры с пением и речевым сопровождением: «Запев-припев», «Музыкальное эхо», «Творческая импровизация», “Запрещенное движение”, “Слушай хлопки”, “Замри”, “Давай поздороваемся”, “Хвостики”, “Гусеница”, “Танец в круг”, “Музыкальные змейки”, “Пятнашки”. Танцевальные игры: «Лавата», «Буги-вуги», «Эльбрус красавец», «Лесная дискотека», «Медвежата и зайчата», «Ручеёк». Инсценирование песен: «Почему медведь зимой спит», «Как на тоненький ледок». Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии.
Раздел «Танцевальная азбука»
Повторение элементов танца по программе для 1 класса. Тихая, настороженная ходьба, высокий шаг, мягкий, пружинящий шаг. Неторопливый танцевальный бег, стремительный бег. Поскоки с ноги на ногу, легкие поскоки. Переменные притопы. Прыжки с выбрасыванием ноги вперед. Элементы русской пляски: шаг с притопом на месте и с продвижением, шаг с поскоками, переменный шаг; руки свободно висят вдоль корпуса, скрещены на груди; подбоченившись одной рукой, другая с платочком поднята в сторону, вверх, слегка согнута в локте (для девочек).
Движения парами: бег, ходьба с приседанием, кружение с продвижением. Основные движения танцев:
1. «Стирка»
Имитируется процесс стирки белья.
- два шага вправо, два шага влево, стираем;
- полощем;
- выжимаем;
- развешиваем;
- устали.
2. «Лимбо»
- приставные шаги вперед-назад;
- приставной шаг вперед, два кик вперед, приставной шаг назад; - приставной шаг вперед, два кик вперед и два хлопка, приставной шаг назад, поворот.
Движения повторяются по четырем точкам (1, 3, 5, 7).
3. Танец «Полька»
- галоп по линии танца;
- подскоки по линии танца;
- «Полька» по линии танца;
- хлопушки и прыжки.
4. Танец «Диско»
- шаг-приставка в сторону (вперед, назад);
- пружинка;
- «треугольник»;
- боковое;
- дорожка вперед;
- дорожка назад;
- приседание по II позиции;
- движения рук.
Раздел «Элементы детского фитнеса»
Базовая аэробика
Базовые шаги: “Марш”, “Бейсик”, “Степ-тач”, “Дабл-степ”, “Оупен-степ”, “Стрэдл”, “Ни-ап”, “Захлест”, “Греп-вайн”, “V-степ”, “А-степ”, “Хил-диг”, “Кик”, “Ланч”, “Джампинг-джек”. Шаги выполняются на 4 и 8 счетов.
Методы обучения: целостный и расчлененный. Используется в работе метод “зеркального показа”. Деятельность занимающихся на уроках аэробики может быть организована фронтальным (все занимающиеся одновременно выполняют упражнения) способом.Содержание занятий:
- разучивание базовых шагов;
- локальные движения частями тела (повороты головы, наклоны, круговые движения плечами, выставление ноги на носок, движение стопой);
- движения для обширных мышечных групп (полуприседы, движения туловищем, варианты шагов на месте и с перемещением в сочетании с движениями рук);
- игровой «стретчинг» – упражнения на гибкость и растяжку: «котята», «обезьянки», «партизаны», «каракатица», «ёлочка», «паровоз», «солнышко», «лебедь», «лодочка», «змея», «кошечка», «пиноккио» (растягивание мышц голени, передней и задней поверхности бедра, поясницы, живота, рук);- упражнения на полу – “калистеника” (на силу и силовую выносливость мышц брюшного пресса спины, рук и плечевого пояса, бедра).
Классическая аэробика с предметами (мяч, скакалка)
Классическая аэробика с мячом. При проведении занятий желательно использовать мячи диаметром 18–20 см. Занятие имеет 3 части: подготовительную, основную и заключительную. Подготовительная часть – 8-10 мин. Упражнения без предмета, ходьба в чередовании с бегом, прыжки, упражнения на восстановление дыхания Основная часть – 28-30 мин. Рекомендуется разделить на работу с предметом и игровую. При проведении занятий с мячом темп музыкального сопровождения должен составлять не ниже 110-120 музыкальных акцентов в минуту. Заключительная часть – 5 мин., упражнения на восстановление дыхания, расслабление, внимание. В аэробике с мячом рекомендуется выполнять следующие упражнения для развития координации движений: передачи из одной руки в другую – перед собой, над головой, за спиной, под ногой, партнеру; броски и ловля после удара о пол; броска вверх, в стену, от партнера; ловля – двумя руками, одной рукой; перекаты по полу, по телу;
Классическая аэробика со скакалкой
Скачки, подскоки, прыжки без скакалки и без музыкального сопровождения. Скачки, подскоки, прыжки со скакалкой и музыкальным сопровождением. Прыжки в парах. Синхронность прыжков. Подскоки и прыжки с вращением скакалки вперёд. Подскоки и прыжки с вращением скакалки назад. Прыжки с двойным вращением вперёд, назад. Прыжки с длинной скакалкой «залетай-вылетай». Прыжки с длинной скакалкой в парах. Длина скакалки подбирается следующим образом: нужно встать на скакалку, ноги на ширине плеч, натянуть скакалку вверх. Ручки или узлы должны доставать до плеч. Прыжки через скакалку следует осваивать в следующем порядке:
1. Разучить подскоки, прыжки без скакалки и без музыкального сопровождения.2. Разучить движения со скакалкой без музыки, затем под музыку.3. Разучить простейшие комбинации прыжков без музыки, затем под музыку.
Рекомендации:
избегать травм голеностопных, коленных суставов;
приземление выполнять мягко на подушечки пальцев;
избегать прогиба в поясничной части позвоночника;
выполнять активное движения кистью, чтобы скакалка описывала полный круг.
Виды подскоков и прыжков:
- вращая скакалку вперед;
- вращая скакалку вперед с дополнительным прыжком;
- вращая скакалку назад;
- прыжок с вращением скакалки вперед, 1 круг скакалкой сбоку вперед;
- прыжок с вращением скакалки вперед, 1 круг скакалкой справа и 1 круг слева вперед;
- прыжок с вращением скакалки назад, 1 круг скакалкой сбоку назад;
- скачки с ноги на ногу.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ 1.Приемы, принципы и методы организации образовательного процесса.
Для достижения цели, задач и содержания программы необходимо опираться в процессе обучения на следующие хореографические принципы:• принцип формирования у детей художественного восприятия через пластику; • принцип развития чувства ритма, темпа, музыкальной формы; • принцип обучения владению культурой движения: гибкость, выворотность, пластичность.Принципы дидактики: • принцип развивающего и воспитывающего характера обучения; • принцип систематичности и последовательности в практическом овладении основами хореографического мастерства; • принцип движения от простого к сложному как постепенное усложнение инструктивного материала, упражнений,
• принцип наглядности, привлечение чувственного восприятия, наблюдения, показа; • принцип опоры на возрастные и индивидуальные особенности учащихся; • принцип доступности и посильности; • принцип прочности обучения как возможность применять полученные знания во внеурочной деятельности, в учебных целях.Для реализации программы в работе с учащимися применяются следующие методы: 1. Метод активного слушания музыки, где происходит проживание интонаций в образных представлениях: импровизация, двигательные упражнения – образы. 2. Метод наглядного восприятия, способствует быстрому, глубокому и прочному усвоению программы, повышает интерес к занятиям. 3. Метод практического обучения, где в учебно-тренировочной работе осуществляется освоение основных умений и навыков, связанных с постановочной, репетиционной работой, осуществляется поиск художественного и технического решения.Приемы: • комментирование; • инструктирование; • корректирование.Техническое и дидактическое обеспечение занятий.
Важным условием выполнения учебной программы является достаточный уровень материально – технического обеспечения: наличие зала, музыкальная аппаратура, аудиозаписи, специальная форма и обувь для занятий (для занятий партером – коврик); костюмы для концертных номеров (решение подобных вопросов осуществляется совместно с родителями).
Используемая литература
«Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ», Министерство просвещения, 1986 г.;
«Секрет танца», Т.К. Васильева, 1997 г.;
«Свободный час. Разучивание массовых и бальных танцев». Челябинск, 1970 г.;
«Народные сюжетные танцы», Изд-во «Советская Россия» , М., 1986 г.;
Приложение к журналу «Клуб».
Андреева М. Дождик песенку поет. – М.: Музыка, 1981.
Андреева М., Конорова Е. Первые шаги в музыке. – М.: Музыка, 1979.
Бекина С., Ломова Т., Соковинина Е. Музыка и движение. – М.: Просвещение, 1984.
Бекина С., Ломова Т. Хоровод веселый наш. – М.: Музыка, 1980.
Бекина С., Соболева Э., Комальков Ю. Играем и танцуем. – М.: Советский композитор, 1984.
Бычаренко Т. С песенкой по лесенке: Методическое пособие для подготовительных классов ДМШ. – М.: Советский композитор, 1984.
Волкова Л. Музыкальная шкатулка. Вып. I-III. – М.: Музыка, 1980.
Дубянская Е. Нашим детям. – Л.: Музыка, 1971.
Дубянская Е. Подарок нашим малышам. – Л.: Музыка, 1975.
Зимина А. Музыкальные игры и этюды в детском саду. – М.: Просвещение, 1971.
Коза-Дереза: Народные сказки с музыкой. Под ред. Н. Метлова. – М.: Музыка, 1969.
Медведева М. А мы просо сеяли: Русские народные игры и хороводы для детей младшего возраста. Вып. 3, 4. – М.: Музыка, 1981.
Метлов Н., Михайлова Л. Мы играем и поем: Музыкальные игры для детей дошкольного и младшего дошкольного возраста. – М.: Советский композитор, 1979.
Слонов Н. Аленушка и лиса: Русская народная сказка. – В сб.: Гори, гори ясно. – М.: Музыка, 1984.
Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. – М.: Советский композитор, 1989.
Луговская А. Ритмические упражнения, игры и пляски. – М.: Советский композитор, 1991.