Программа дополнительного образования Ритмика и танец

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества»













Образовательная программа
дополнительного образования детей
«Ритмика и танец»

(возраст обучающихся: 5-6 лет;
Срок реализации 1 год)




Разработчик программы:
Педагог дополнительного образования
МБУ ДО ДДТ
Белова Светлана Викторовна












Алапаевск
2015 год
Пояснительная записка

Любой, пусть даже самый маленький, ребёнок – прежде всего творческая личность. Дети по своей природе очень восприимчивы, эмоциональны и впечатлительны. Но им обязательно нужно как-то выразить свои переживания, чувства и мысли. Каждый ребёнок по-своему ищет пути самовыражения: многие дети рисуют и лепят, а другие пластично двигаются. Вот тут главное - не заглушить эти наклонности в ребёнке, а постараться помочь, посредством занятий танцем и ритмикой.
Двигательная ритмика очень важна. Дети учатся координировать движение и воспринимаемый слухом ритм. Уроки ритмики проводятся и в сопровождении инструмента, и без него. Начало - прохлопывание простейших ритмов под знакомую музыку. Затем добавляются шаги на месте, марш по кругу, усложняя ритмический рисунок.
На уроках ритмики необходимо добиваться осмысленного выполнения задания.
Большое внимание имеет изучение принятого в хореографии разделения на точки. При овладении этим понятием дети быстрее понимают, как им встать и куда повернуться лицом.
Отсюда совершается плавный переход к следующей дисциплине- танцу.
Танец - самая сложная составляющая процесса обучения на подготовительном отделении. От ребёнка худо-бедно можно добиться механической ритмичности, рано или поздно его тело обрастает мышцами, становится гибким, он держит спину, вытягивает ногу, у него появляется правильная выворотность. Теперь же необходимо научить его применять приобретённые навыки в движении, и к тому же каждое движение должно носить эмоциональную окраску. Ребёнка надо научить жить в танце, то есть уметь заражать зрителя своей энергией, радостью своего искусства. Это не простая цель, добиться её возможно только от физически крепкого и чутко слушающего музыку человека.
Простейшие танцевальные движения - это шаги, марш, бег, галоп, подскоки. С самого начала надо практиковать выполнение этих движений как вперёд, так и в боковом направлении, и обязательно назад.

Программа рассчитана на один год обучения.

Основное направление первого года обучения - дать детям первоначальную хореографическую подготовку, развить общую музыкальность, чувство ритма и сформировать у них основные двигательные качества и навыки, необходимые для занятий классическим, народным и историко-бытовым танцем.
Первоначальные задачи обучения и воспитания в студии танцев:
1. Развитие музыкальности.
2. Развитие двигательных качеств и умений координировать движения.
3. Развитие способностей фантазии и импровизации.
4. Развитие и тренировка психических процессов (эмоциональной сферы) умения выражать свои эмоции в мимике и пантомиме детского танца.

Главная цель программы: обучить элементам ритмики и танца, воспитать в учениках чувство к прекрасному (посредством хореографической пластики), чувства дружбы и коллективизма, развитие художественного вкуса, потребностей и интересов, имеющих общественно значимый характер.

Основные задачи программы:

Обучающая: формирование танцевальных умений и навыков на основе овладения и освоения программного материала.

Воспитательная: воспитание ребёнка как личности, формирование гуманного отношения к людям и глубокого эстетического чувства.

Оздоровительная: приобщение к здоровому образу жизни, формирование правильной осанки.

Развивающая: развитие творческих способностей, чувства прекрасного, умение видеть красоту и образность окружающего мира.

Программа содержит следующие разделы:
-Введение в мир танца и музыки
-Ритмика
-Танцевальная азбука
-Танцы
-Концертные выступления
Раздел «Введение» поможет познакомиться с миром танца и музыки через беседу о красоте звуков и движений окружающего нас мира, с детской фантазией.
Раздел « Ритмика» состоит из ритмических упражнений и анализа танцевальной музыки. Следует учитывать, что недостаточное музыкальное развитие детей на первом этапе обычно является основным тормозом в развитии их танцевальных способностей.
Раздел «Танцевальная азбука» откроет перед детьми основы движения, пластики, красивой и здоровой разминки, а так же научит ориентироваться и двигаться в пространстве под музыку.
Раздел «Танцы» включает разучивание детских, народных, бальных танцев, этюдов. Широко используется сюжетные танцы, отражающие детскую творческую жизнь, сказочные сюжеты, животных, птиц, явления природы.
Последний раздел раскрывает успеваемость обучающихся танцевального отделения, что учитывается на различных выступлениях, конкурсах и фестивалях.
По окончанию учебного года проходит отчётный концерт, который способствует раскрытию творческих способностей детей.

Руководствуясь основными принципами, изложенными в настоящей программе, педагог может увеличить или уменьшить объём и степень сложности материала в зависимости от состава коллектива и конкретных условий работы.
Таким образом, ритмика и танец является фундаментом обучения для всего комплекса танцевальных дисциплин.

Каждое занятие включает различные виды деятельности: Ритмику, слушание и анализ музыки, элементы народного или классического танца, упражнения на ориентировку в пространстве, разучивание танцев. При этом необходимо умело сочетать материал из всех разделов программы, например: ритмические упражнения 5-10 минут, элементы танцевальной азбуки 10-15 минут, разучивание этюдов, танцев 15-20минут. Все виды деятельности должны чередоваться не механически, а соединяться органично, подчиняясь единому педагогическому замыслу.
Особое внимание следует уделять такому немаловажному фактору как дыхание. Правильно поставленное дыхание имеет иногда решающее значение для освоения танцевальной техники.
Танец и ритмика тесно переплетены в обучении. Неразделимы понятия танец и ритмика, не может быть и танца без эмоций. Задача педагога с первых занятий подвести ребят к эмоциональному выполнению простейших элементов. Соответственно, очень большое значение имеет грамотно построенное музыкальное сопровождение уроков. Здесь действует принцип «от простого к сложному».

В конце каждого года обучения необходимо подготовить развёрнутую композицию или небольшой танец, где наряду с усвоением элементов, можно было бы проследить за воспитанием чувства ансамбля у детей и созданием сценического образа. Первый танец занимает много подготовительного времени. Комбинации делятся на составляющие и разучиваются постепенно. В процессе работы движения можно усложнять. Иногда бывает мало даже года, чтобы выучить несложный танец. Много времени уходит на повторение. Непросто добиться от детей соблюдения линий, интервалов, правильного размещения по залу. Выходя первый раз на сцену, ребёнок испытывает большой стресс. Важно психологически подготовить ребёнка к первому выступлению.

Программа предназначена для детей 5-7 лет. Срок реализации – 1 год. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятия – 2 часа (академический час для детей 5-7 лет равен 30 минут) Предусмотрена перемена - 10 минут. Количество детей в группе – 12-18 человек.
















Учебно-тематический план:



Название темы.
Всего часов
Теория
Практика

1
Введение в мир танца и музыки:
-Вводное занятие
-Знакомство через танец и игру
-Организационное занятие

6
2
4

2
Ритмика:
-Счет, темп в музыке и танце
-Ритмические упражнения разминки
-Ритмические игры

12
2
10

3
Танцевальная азбука:
-Простые элементы танца
-Шаги, бег, прыжки, повороты.
-Построения и перестроения в танце
-Элементы народного танца
-Элементы бального танца
-Элементы детского эстрадного танца

37
4
33

4
Танцы:
-Этюды
-Танцуем в парах
-Сюжетные танцы
-Народные танцы
-Бальные танцы
-Танцы с предметами
-Постановочная работа
-Репетиционная работа

80
2
78

5
Концертные выступления:
-Конкурсные выступления
-Открытые занятия
-Итоговые

9
-
9


Итого:
144
10
134

ВСЕГО: 144 часа





Содержание программы

Введение в мир танца и музыки
Беседы «Давайте дружить все», « Что такое –танец», «Этикет в танце», «Учимся танцевать», «Знакомимся через танец и игру».
Изучение терминов музыки и танца. Особенности музыкального и танцевального жанров.
Практическая часть: прослушивание и сравнение мелодий, их характеристика детскими образами. Тестирование на определение танцевальных возможностей. Тестирование на творческие знания, умения, навыки.

Ритмика
Музыкальная грамота: счёт, размеры в музыке, такты, темпы, сильные и слабые доли. Взаимосвязь музыки и движений в танце(медленно-медленно, быстро-быстро, умеренно-умеренно).
Практическая часть: ритмические игры «Хлопушки», «Топотушки», «1-2-3-4», «1,2,3-за мною повтори», «Ехал Ваня на базар», «Прилетели птицы», «Да-да-да»,
«Наши кошечки устали», «Это я», «Сантики-фантики», «Ёжики»,
Музыкально-ритмические игры «1,2-у нас игра!», «Подружки», «Танец-игра сидя», «Стульчики», «А у нас скакалочки!», «Играем в паре», «Здравствуйте!».
Разучивание ритмических упражнений разминки: ходьба с хлопками, приседания и наклоны с хлопками, прыжки с хлопками, бег под счёт. Притопы с продвижением вперёд, назад и в сторону, вокруг себя.

Танцевальная азбука
Беседы «Осанка и походка лучше всех», «Учимся красиво танцевать».
Практическая часть: постановка корпуса и осанки через игру «Карлики-великаны», разучивание позиций рук, ног и головы. Проучивание шага (простой, польки, русский-переменный, с носка, на пальцах), бега (лёгкий, с подскоком, галоп). Разучивание приседаний и полуприседаний в танце. Знакомство с прыжками на 1-2-х ногах, с перемещением.
Разучивание разминки у станка на гибкость и пластику.
Музыкально-танцевальные или сюжетные игры: «Кошки и мышки», «Полетели и присели», «Зайцы и медведь», «Ручеёк», «Весёлые зверята», « Светофор», «Заводные игрушки».
Построения, перестроения в танце (круг, треугольник, линии, шахматы, колонна).
Разучивание и закрепление элементов танцев: народный, бальный, эстрадный.
Обязательное включение на занятиях заданий на фантазию, импровизацию и показу образа(бабочки, зонтики, цветы, зверята и т.д.)

Танцы
Практическая часть: постановка этюдов «Я- листочек», «Я- кошечка»,
«Я- куколка», «Я- сказочная фея»; «Заводные игрушки», «Волшебники».
Постановочно-репетиционная работа над танцами по тематике - народные, бальные, сюжетные танцы, парные танцы и танцы с предметами.
Предлагаемый репертуар: народные (полька, кадриль, перепляс)
бальные (вальс-лодочка, ча-ча-ча)
сюжетные (Буратино, Паровозик и вагоны, Ручки)
парные (бабочка и цветок, большой и малый мяч)
с предметами (мячи, обручи, ленточки)

Концертные выступления
Показ результатов объединения на конкурсах и фестивалях детского творчества.
Проведение открытых занятий для родителей и педагогов в 1-м и 2-м полугодиях.
Участие в итоговом концерте, программе по окончанию учебного года.




Требования к уровню подготовки:
(по окончании первого года обучения)

Обучающиеся должны знать:
1.Терминологию музыки и танца
2.Позиции рук, ног, головы и туловища
3.Правую и левую стороны при исполнении танца
4.Простые элементы танцев

Обучающиеся должны уметь:
1. Правильно пройти в такт музыке танцевальным шагом
2. Сохранять красивую осанку
3. Различать музыкальные размеры
4.Понимать музыкальные вступления и завершение музыкального произведения
5.Ориентироваться в пространстве танцевального зала и понимать направление
движения в танце
6.Выполнять простые этюды самостоятельно
7.Прохлопывать не сложные ритмические рисунки самостоятельно



Материально-техническое обеспечение:

Помещение (13 стульев, 2 тумбы для аппаратуры, 1 шкаф под костюмы, 2 встроенных шкафа для реквизита, дисков, костюмов)
Помещение для концертной деятельности и генеральных репетиций (актовый зал)
Приборы и оборудование (магнитофон, телевизор, плеер и ДВДплеер, СД и ДВД с записями)
Накопительный материал (Брошюры, методички, журналы, книги по хореографии, ДВД с выступлениями обучающихся)
Спортивный инвентарь (обручи, мячи разные, скакалки, игрушки)
Список литературы:

1.Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике. «Занятия по ритмике в подготовительных классах» -М, 1963, 1972, 1979.
2.Конорова Е. В. «Танец и ритмика»-М, 1960.
3.Конорова Е.В. «Ритмика в театральной школе»-М, 1947.
4.Руднева С., Фиш Э. «Ритмика. Музыкальное движение»- М, 1972.
5. Брошюра. «Школа танца для юных»- Санкт-П, 2003.
6.Барышникова Т. « Азбука хореографии»- М, 2000.
7.Брошюра. «Играем с начала. Гимнастика, ритмика, танец»-М, 2007.
8. Бахто.С. «Программы для хореографических школ искусств»-М,1984.
9.Брошюра «Танец и дети»-Р, 2008.
10.Захарова Т. «Детская хореография»-Н, 2004.
11.Брошюра «Методическая разработка для преподавателей хореографических школ»-М, 2009.
12. Стуколкина М. «Уроки детского танца»-М, 2002.
13. Программа «Хореографическое развитие детей с 5 лет»-Е, 2005.




Сведения о разработчике:
Белова Светлана Викторовна
Место работы: МКОУ ДОД ДДТ,
Педагог дополнительного образования
Образование:
-СОУК г.Екатеринбург, ОЭ (1991-1994)

-ОЦНТ УК, руководитель самодеятельного
хореографического коллектива(1995)

-Мин. Культ. РФ, курсы по хореографии (1997)

-мастер-класс школы А.Духовой(2001)

-СГОДНТ г.Екатеринбург «Уличные Танцы», «Модерн и постановка танца»(2013)

- г. Н-Тагил «Нижнетагильский государственный социально- педагогический институт (филиал) ФГАОУ ВПО «РГППУ» ,«Современные технологии хореографического образования» (2015)
Педагогический стаж в данной организации: 12 лет
Квалификационная категория:1(первая)
Адрес: г. Алапаевск, Свердловской обл.
Ул. Чехова 13-1,тел.8-912-0381660


Аннотация

Программа предназначена для занятий в хореографических студиях и объединениях в системе дополнительного образования, где занятия проводятся в течении 1-го и более лет с младшими детьми, имеющими склонность к танцевальной деятельности.
Основная цель занятий :
обучить элементам ритмики и танца, воспитать в учениках чувство к прекрасному посредством хореографической пластики, чувства дружбы и коллективизма,
развитие художественного вкуса, потребностей и интересов, имеющих общественно значимый характер.
Программный материал даёт возможность на занятиях усваивать ритмическую динамику, элементы танца, музыкально-танцевальную природу импровизации и сотворчества в коллективе одновременно.
Выбор репертуара постановочной деятельности индивидуален каждым руководителем - что облегчает работу по программе.

15