РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХОРЕОГРАФИИ « Ритмика и танец » (художественно-эстетической направленности)
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Управление образования администрации
городского округа Ревда
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 28
с углубленным изучением отдельных предметов»
рабочая программа
дополнительного образования
по хореографии
« Ритмика и танец »
(художественно-эстетической направленности)
Составитель: педагог доп. образования
первой кв. категории
Новоселова А.И
Ревда 2014г.
Пояснительная записка
Данная программа «Ритмика и танец» составлена на основе программ по хореографии для общеобразовательных школ. Имеет художественно – эстетическую направленность. Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития. В программе реализуются теоретические и практические блоки. Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актёрском мастерстве. Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох необходимо, т.к. каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер.
Программа «Ритмика и танец» предназначена для преподавания основ хореографического искусства с 7 до 18 лет в режиме учебных занятий. Программа является основой занятий на уроке. Она предусматривает систематическое и последовательное обучение. Это зависит от уровня общего и музыкального развития детей, мастерства педагога, условий работы.
Сроки реализации.
Данная образовательная программа рассчитана на 3 года. Преподаваемый материал постепенно усложняется новыми элементами.
Задачи курса:
Дать детям формировать представление об общих закономерностях отражения действительности в хореографическом искусстве, конкретно выражающихся в связи форм и линий движений с жизненным содержанием, смыслом, чувством и настроением музыки, переносить культуру поведения и общения в танце на межличностное общение в повседневной жизни;
Использовать специфические средства искусства танца для гармонизации развития учащихся, расширения рамок культурного и исторического образования детей: углубление и расширение средствами историко-бытового танца познавательных возможностей учащихся в области истории, географии, литературы, фольклора;
Использовать этические особенности танца для воспитания нравственности, дисциплинированности, чувства долга, коллективизма, организованности;
Обеспечивать эмоциональную разгрузку учащихся, воспитывать культуру эмоций;
Обеспечивать формирование и сохранение правильной осанки ребёнка, укрепление мышечного корсета средствами классического, народного и бального танцев, воспитать культуру движения;
Развивать потребность двигательной активности как основы здорового образа жизни посредством увеличения периода двигательной активности в учебном процессе;
Данная программа сориентирована на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привитие начальных навыков в искусстве танца.
Программа предполагает освоение азов ритмики, азбуки классического танца, изучение танцевальных элементов, исполнение детских бальных и народных танцев и воспитание способности к танцевально-музыкальной импровизации.
В программу ритмики включены упражнения и движения классического, народного и бального танцев, доступные детям 7-10 летнего возраста, обеспечивающие формирование осанки учащихся, правильную постановку корпуса, ног, рук, головы, развивающие физические данные, координацию движений, тренирующие дыхание, воспитывающие эмоции, вырабатывающие навык ориентации в пространстве.
Цели и задачи обучения.
Образовательная цель программы: приобщение детей ко всем видам танцевального искусства: от историко-бытового до современного танца, от детской пляски до балетного спектакля.
Развивающая цель программы: воспитание единого комплекса физических и духовных качеств: гармоническое телосложение, хорошее здоровье и выносливость, артистизм и благородство;
Воспитательная цель программы: использование этических особенностей танца, и самоопределение ребёнка.
Задачи:
Дать обеспечивать ученикам первоначальную хореографическую подготовку, выявлять их склонности и способности. Прививать интерес к занятиям, любовь к танцам.
Способствовать эстетическому развитию и самоопределению ребёнка: гармонично развивать танцевальные и музыкальные способности, памяти и внимания;
Дать представление о танцевальном образе, выразительности и осмысленности исполнения танцевальных движений;
Воспитывать культуру поведения и общения, развивать творческие способности и умение работать в коллективе;
Организация здорового и содержательного досуга.
Организация образовательного процесса.
Основная форма образовательной работы с детьми: музыкально-тренировочные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и танцевальных способностей каждого ребенка. Занятия включают чередование различных видов деятельности: музыкально-ритмические упражнения и игры, слушание музыки, тренировочные упражнения, танцевальные элементы и движения, творческие задания. Программой предусмотрены занятия теоретическими и практическими дисциплинами: музыкальная грамота, беседы о хореографическом искусстве. Организация игровых ситуаций помогает усвоению программного содержания, приобретению опыта взаимодействия, принятию решений. Беседы, проводимые на занятиях, соответствуют возрасту и степени развития детей, которые помогают развитию способности логически мыслить. На этих занятиях дети получают информацию о хореографическом искусстве, его истории развития и традициях.
Программа «Ритмика и танец» ведется в рамках школьного компонента и не предусматривает оценивание учащихся.
Принципы обучения.
Процесс обучения в курсе хореографии в основном построен на реализации дидактических принципов.
Принципы сознательности и активности предусматривает сознательность в отношении занятий, формирование интереса в овладении танцевальными движениями и осмысленного отношения к ним, воспитание способности к самооценке своих действий и к соответствующему их анализу.
Принцип наглядности помогает создать представление о темпе, ритме, амплитуде движений; повышает интерес к более глубокому и прочному усвоению танцевальных движений.
Принцип доступности требует постановки перед учащимися задач, соответствующих их силам, постепенного повышения трудности осваиваемого учебного материала по дидактическому правилу: от известного к неизвестному, от легкого к трудному, от простого к сложному.
Принцип систематичности предусматривает непрерывность процесса формирования танцевальных навыков, чередование работы и отдыха для поддержания работоспособности и активности учащихся, определенную последовательность решения танцевально-творческих заданий.
Принцип гуманности в воспитательной работе выражает:
безусловную веру в доброе начало, заложенное в природе каждого ребенка, отсутствие давления на волю ребенка;
глубокое знание и понимание физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей;
создание условий для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения;
Принцип демократизма основывается на признании равных прав и обязанностей взрослых и ребенка, на создании эмоционально-комфортного климата в социальной среде.
Методы и методические приемы обучения.
В курсе обучения хореографии применяются традиционные методы обучения: использования слов, наглядного восприятия и практические методы.
Метод использования слова универсальный метод обучения. с его помощью решаются различные задачи: раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой и др. Это определяет разнообразие методических приёмов использования слова в обучении:
Рассказ,
Беседа,
Обсуждение,
Объяснение,
Словесное сопровождение движений под музыку и т.д.
Методы наглядного восприятия способствуют более быстрому, глубокому и прочному усвоению учащимися программы курса обучения, повышения интереса к изучаемым упражнениям. К этим методам можно отнести: показ упражнений, демонстрацию плакатов, рисунков, видеозаписей, прослушивание ритма и темпа движений, музыки, которая помогает закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков. Всё это способствует воспитанию музыкальной памяти, формированию двигательного навыка, закрепляет привычку двигаться ритмично.
Практические методы основаны на активной деятельности самих учащихся. Этот метод целостного освоения упражнений, метод обучения (путём) ступенчатый и игровой метод.
Метод целостного освоения упражнений и движений объясняется относительной доступностью упражнений. Однако, использование данного метода подразумевает наличие двигательной базы, полученной ранее. В эту базу входят двигательные элементы и связки, позволяющие на их основе осваивать в дальнейшем более сложные движения.
Ступенчатый метод широко используется для освоения самых разных упражнений и танцевальных движений. Практически каждое упражнение можно приостановить для уточнения двигательного движения, улучшение выразительности движения и т.п. Этот метод может также применяться при изучении сложных движений.
Игровой метод используется при проведении музыкально ритмических игр. Этот метод основан на элементах соперничества учащихся между собой и повышении ответственности каждого за достижение определённого результата. Такие условия повышают эмоциональность обучения.
Названные методы обучения на практике могут быть дополнены различными приёмами педагогического воздействия на учащихся.
Содержание работы.
Содержание занятий направлено на обеспечение разносторонней подготовки учащихся на основе требований хореографических и музыкальных дисциплин.
Учебный материал для занятий обширен, основное его содержание составляет упражнения для развития двигательных качеств и упражнения тренировочного характера. Это связано с тем, что одна из задач работы развитие и совершенствование танцевальных способностей, умений и навыков.
Материал программы включает следующие разделы:
Ритмика, элементы музыкальной грамоты.
Танцевальная азбука (тренаж).
Танец (народный, историко-бытовой, бальный, современный).
Беседы по хореографическому искусству.
Творческая деятельность.
Теоретическая часть каждого раздела содержит перечень знаний, получаемых в процессе обучения: знания по музыкальной грамоте и выразительному языку танца, знания о характерных чертах и истории танца различных эпох и народов, знания по музыкальному этикету. В практическую часть входит перечень умений и навыков: упражнений, движений, танцев.
Раздел «Ритмика и элементы музыкальной грамоты».
С первых уроков дети, приобретают опыт музыкального восприятия. Главная задача создать у детей эмоциональный настрой во время занятий. Отсюда вытекают требования к музыкальному оформлению занятий:
Правильный подбор музыкального произведения в соответствии с исполненным движением;
Художественное и выразительное исполнение музыки, которое является главным методическим приёмом преподавания.
Музыкально-ритмическая деятельность включает ритмические упражнения, построения и перестроения, музыкальные игры для школьников 2 класса, слушание и разбор танцевальной музыки для школьников 3 и 4 классов. Упражнения этого раздела способствует развитию музыкальности: формировать восприятие музыки, развития чувства ритма и лада, обогащение музыкально слуховых представлений, развитие умений координировать движений с музыкой.
Раздел «Танцевальная азбука».
Этот раздел включает изучение основных позиций и движений классического, народно характерного и бального танца.
Упражнения способствуют гармоничному развитию тела, технического мастерства, культуры движений, воспитывают осанку, развивают гибкость и координацию движений, помогают усвоить правила хореографии.
Занятиям по классическому танцу придаётся особое значение, т.к. классический танец является основой хореографической подготовки обучающихся.
Главная задача при изучении движений, положения или позы необходимо разложить их на простейшие составные части, а затем в совокупности этих частей воссоздать образ движения и добиваться от детей грамотного и чёткого их выполнения. Здесь используется подражательный вид деятельности учащихся.
Раздел «Танец».
Этот раздел включает изучение народных плясок, исторических и современных бальных танцев. Наиболее подходящий материал по возможности выбирается в зависимости от конкретных условий. В процессе разучивания танца добиваться, чтобы учащиеся исполняли выученные танцы музыкально, выразительно, осмысленно, сохраняя стиль эпохи и национальный характер танца.
Занятия историко-бытовым и бальным танцем органически связано с усвоением норм этики, выработки высокой культуры, общения между людьми.
В программный материал по изучению историко-бытового танца входит:
Усвоение тренировочных упражнений на середине зала,
Ритмические упражнения,
Разучивание танцевальных композиций.
Вначале учащиеся знакомятся с происхождением танца, с его отличительными особенностями, композиционным построением, манерой исполнения и характером музыкального сопровождения. В танцах определённой композиции отмечается количество фигур, частей и количество тактов. Далее идёт усвоение учащимися необходимых специфических движений по степени сложности. После этого разученные элементы собираются в единую композицию.
Народно сценический танец изучается на протяжении всего года обучения и имеет важное значение для развития художественного творчества и танцевальной техники у учащихся. На первом этапе дети изучают простейшие элементы русского танца, упражнения по народно сценическому танцу, изучаются в небольшом объёме и включаются в раздел «танцевальная азбука». Занятия по народному танцу включают в себя: тренировочные упражнения, сценические движения на середине зала и по диагонали, танцевальные композиции.
Также дети изучают элементы современной пластики. В комплекс упражнений входит:
партерная гимнастика;
тренаж на середине зала;
танцевальные движения;
композиции различной координационной сложности.
Раздел «Беседы по хореографическому искусству».
Беседы по хореографическому искусству проводятся систематически в течении всего года обучения; включает в себя лекции по истории русского балета, истории мирового балета, общие сведения об искусстве хореографии, её специфике и особенностях. Цель занятий состоит в том, чтобы помочь учащимся ясно представить себе исторический путь развития хореографического искусства, его борьбу за прогрессивную направленность, самобытность и реализм, его связь с другими видами искусства.
Раздел «Творческая деятельность».
Организация творческой деятельности учащихся позволяет увидеть характер ребёнка, найти индивидуальный подход к нему с учётом пола, возраста, темперамента, его интересов и потребности в данном роде деятельности, выявить и развить его творческий потенциал.
В играх детям предоставляется возможность «побыть» животными, актёрами, хореографами, исследователями, наблюдая при этом, насколько больше становятся их творческие возможности, богаче фантазия.
При создании творческих ситуаций используется метод моделирования детьми «взрослых отношений», например: «Я учитель танцев», «Я- художник по костюмам» и др.
Одно из направлений творческой деятельности: танцевальная импровизация сочинение танцевальных движений, комбинаций в процессе исполнения заданий на предложенную тему.
Кроме этого в содержание раздела входят задания по развитию ритмо-пластики, упражнения танцевального тренинга, инсценирование стихотворений, песен, пословиц, сказок и т.д.; этюды для развития выразительности движений.
Творческие задания включаются в занятия в небольшом объёме, или проводятся отдельными уроками по темам.
Условия реализации программы.
Программа рассчитана на детей и подростков с 7 до 18 лет, количество учащихся в группах:
Группа 1 года обучения 12 человек
Группа 2 года обучения 15 человек
Группа 3 года обучения 12 человек
Периодичность занятий.
1 год обучения – 3 раза в неделю
2 год обучения - 3 раза в неделю
3 год обучения – 3 раза в неделю
Ожидаемый результат
Развитие деятельности танцевального коллектива «Астерия» позволило вовлечь во внеурочную деятельность широкий круг учащихся и создать условия для развития общих компетенций.
Расширение культурного пространства ОУ концертной деятельностью способствует возможности транслировать опыт профессиональной педагогической деятельности в методических объединениях.
Разработка и постановка танцевальных номеров, творческих проектов ОУ является творческой основой для реализации инновационных идей и идеи продолжения традиций МОУ СОШ №28 «с углубленным изучением отдельных предметов».
Проводятся традиционно тематические мероприятия: День Знаний, День Учителя, День Матери, Новый год, День Защитника Отечества, 8 Марта, День победы, Выпускной вечер.
Оценка эффективности программы.
Востребованность творчества танцевального коллектива «Астерия» во всех общешкольных, общегородских культурных мероприятиях и концертных программах. Участие в городских и областных конкурсах.
Научно-методический аспект моей деятельности связан с руководством методическим объединением педагогов дополнительного образования. Реализация данного направления позволяет принимать активное участие в методических мероприятиях разного уровня.
Учебно-тематический план. 1 год.
№ раздела
Тема занятия
Количество учебных часов
Теория
Практика
Всего
1
Раздел «Ритмика, элементы музыкальной грамоты»
Элементы музыкальной грамоты.
Музыкально ритмические упражнения, гимнастика.
Построения и перестроения.
Слушание музыки.
Гимнастика.
10
4
2
2
4
--
12
12
--
13
10
16
14
2
17
2
Раздел «Танцевальная азбука»
Элементы Классического танца.
Элементы Народно сценического танца.
10
10
15
15
25
25
3
Раздел «Танец»
Детские бальные и народные танцы.
Образные танцы (игровые).
Постановка танцевальной композиции.
6
8
16
16
13
20
22
21
36
4
Раздел «Беседы по хореографическому искусству»
История балета.
Танцы народов мира.
2
2
--
--
2
2
5
Раздел «Творческая деятельность»
Игровые этюды.
Музыкально танцевальные игры.
--
--
6
6
6
6
Итого:
204
Знания, умения и навыки 1 года обучения.
1. Ритмика, элементы музыкальной грамоты:
уметь правильно пройти в такт музыке, сохраняя красивую осанку, легкий шаг с носка;
чувствовать характер музыки и передавать его с концом музыкального произведения;
уметь тактировать руками размеры 2/4, 3/4, 4/4;
отмечать в движении сильную долю такта;
уметь самостоятельно ускорять и замедлять темп движений;
отмечать в движении музыкальные фразы, акценты; несложный ритмический рисунок;
2. Танцевальная азбука:
знать позиции ног и рук классического танца, народно сценического танца;
усвоить правила постановки корпуса;
уметь исполнять основные упражнения на середине зала;
3. Танец: (понятия: музыкально, красиво, эмоционально, выразительно, синхронно)
В конце 1 года обучения дети должны уметь исполнить: веселую польку на подскоках, вальс в три па, свой национальный танец, танцевальную композицию, построенную на изученных танцевальных движениях.
4. Творческая деятельность:
Раскрытие творческих способностей;
Развитие организованности и самостоятельности;
Иметь представления о народных танцах.
Учебно-тематический план. 2 год.
№ раздела
Тема занятия
Количество учебных часов
Теория
Практика
Всего
1
Раздел «Ритмика, элементы музыкальной грамоты»
1.Элементы музыкальной грамоты.
2.Музыкально ритмические упражнения, гимнастика.
3.Построения и перестроения.
4.Слушание музыки.
5.Гимнастика.
10
4
2
2
4
--
12
12
--
13
10
16
14
2
17
2
Раздел «Танцевальная азбука»
1.Элементы Классического танца.
2.Элементы Народно сценического танца.
10
10
15
15
25
25
3
Раздел «Танец»
1.Детские бальные и народные танцы.
2.Образные танцы (игровые).
3.Постановка танцевальной композиции.
6
8
16
16
13
20
22
21
36
4
Раздел «Беседы по хореографическому искусству»
1.История балета.
2.Танцы народов мира.
2
2
--
--
2
2
5
Раздел «Творческая деятельность»
1.Игровые этюды.
2.Музыкально танцевальные игры.
--
--
6
6
6
6
Итого:
204
Знания, умения и навыки 2 года обучения.
1. Ритмика, элементы музыкальной грамоты:
иметь понятия и трёх основных понятиях (жанрах) музыки: марш- песня-танец;
выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами;
иметь навыки актёрской выразительности;
распознать характер танцевальной музыки;
иметь понятие о детальных оттенках музыки, о звуковысотности;
иметь понятия об основных танцевальных жанрах: полька, вальс, пляска, диско;
2. Танцевальная азбука:
знать танцевальные термины: выворотность, координация, название упражнений;
знать и уметь исполнять танцевальные движения: танцевальный шаг, переменный шаг, боковой шаг, галоп, подскоки, припадания, шаг с притопом, па польки, элементы русского танца (основные движения, ходы): ковырялочка, моталочка, молоточек, маятник; элементы бального танца в простой комбинации;
освоить технику исполненных упражнений в более быстром темпе;
полном приседе и с прыжком.
3. Танец: (понятия: музыкально, красиво, эмоционально, выразительно, синхронно)
В конце 2 года обучения дети должны уметь исполнять: фигурную польку, вальс променад, русские танцы с использованием элементов хоровода и перепляса.
4. Творческая деятельность:
Раскрытие творческих способностей;
Развитие организованности и самостоятельности;
иметь представления о народных, бальных танцах.
Учебно-тематический план. 3 год.
№ раздела
Тема занятия
Количество учебных часов
Теория
Практика
Всего
1
Раздел «Ритмика, элементы музыкальной грамоты»
1.Элементы музыкальной грамоты.
2.Музыкально ритмические упражнения, гимнастика.
3.Построения и перестроения.
4.Слушание музыки.
5.Гимнастика.
10
4
2
2
4
--
12
12
--
13
10
16
14
2
17
2
Раздел «Танцевальная азбука»
1.Элементы Классического танца.
2.Элементы Народно сценического танца.
10
10
15
15
25
25
3
Раздел «Танец»
1.Детские бальные и народные танцы.
2.Образные танцы (игровые).
3.Постановка танцевальной композиции.
6
8
16
16
13
20
22
21
36
4
Раздел «Беседы по хореографическому искусству»
1.История балета.
2.Танцы народов мира.
2
2
--
--
2
2
5
Раздел «Творческая деятельность»
Игровые этюды.
Музыкально танцевальные игры.
--
--
6
6
6
6
Итого:
204
Знания, умения и навыки 3 года обучения.
1. Ритмика, элементы музыкальной грамоты:
исполнять движения в характере музыки четко, сильно, медленно, плавно;
знать темповые обозначения, слышать темпы применительно к движениям;
уметь отсчитывать такты, определять на слух музыкальные размеры;
различать особенности танцевальной музыки: марш, вальс, полька, пляска, хоровод и т. д.;
уметь анализировать музыку разученных танцев;
слышать и понимать значение вступительных и заключительных аккордов в упражнении.
2. Танцевальная азбука:
иметь навык выворотного положения ног, устойчивости, координации движений;
знать правила исполнения упражнений народного тренажа и их названия;
знать положения стопы, колена, бедра открытое, закрытое;
уметь исполнять основные движения русского танца: хороводный шаг, переменный ход (виды) вращения на месте и в движении, дроби простые, синкопированные, ключ, веревочка, присядки простые, с хлопушкой, на полном приседе и с прыжком.
3. Танец: (понятия: музыкально, красиво, эмоционально, выразительно, синхронно)
В конце 3 го года обучения дети должны уметь исполнять: историко-бытовой танец полонез, фигурный вальс; русские танцы: хороводные и кадриль. Иметь навык благородного, вежливого обращения к партнёру.
4. Творческая деятельность:
Раскрытие творческих способностей;
Развитие организованности и самостоятельности;
Иметь представления о народных, бальных, современных танцах.
Используемая литература.
Барышникова Т. «Азбука хореографии» (-М.: Айрис Пресс, 1999)
Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. «Игры, которые лечат». (-М.: ТЦ Сфера, 2009)
Ваганова А. Я. «Основы классического танца» (-С.-П., 2000)
Васильева Т. К. «Секрет танца» (-С.-П.: Диамант, 1997)
Воронина И. «Историко-бытовой танец» (-М.: Искусство, 1980)
Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы». (-М.: ВАКО, 2007)
«Игровые и рифмованные формы физических упражнений». Автор-составитель С.А. Авилова, Т.В. Калинина. (-Волгоград: Учитель, 2008)
Климов А. «Основы русского народного танца» (-М.: Искусство, 1981)
Ковалько В.И. «Школа физкультминуток: 1-4 классы». (-М.: ВАКО, 2009)
Петрусинский В.В. «Обучение, тренинг, досуг» (М.: Новая школа, 1998)
Ротерс Т.Т. «Музыкально-ритмическое воспитание» (-М.: Просвещение, 1989)
Шершнев В.Г. «От ритмики к танцу». (-М., 2008)
Учебно-методический комплекс.
Бондаренко Л. «Методика хореографической работы в школе и внешкольных учреждениях». (-Киев: Музична Украiна, 1985)
Добовчук С.В. «Ритмическая гимнастика: учебное пособие». (- М.: МГИУ, 2008)
Т. А. Затямина, Л. В. Стрепетова «Музыкальная ритмика: учебно-методическое пособие». (-М.: Издательство «Глобус», 2009)
Пустовойтова М.Б. «Ритмика для детей: учебно-методическое пособие». (-М.: ВЛАДОС, 2008)
Фирилева, Ж.Е., Сайкина, Е.Г. Са-фи-дансе. «Танцевально-игровая гимнастика для детей: учебно-методическое пособие». (- СПб.: Детство-пресс, 2001)
13 PAGE \* MERGEFORMAT 142015
·Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315