Программа дополнительного образования Ритмика и танец для 7-11 классов
Рабочая программа
танцевального кружка
7-11 классы
Составитель:
Педагог дополнительного образования
Руднева Н.В.
2014-2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема формирования гармонически развитой личности тесно переплетается с вопросами эстетического воспитания. Хореография как вид искусства аккумулирует в себе потенциал для физического и эстетического развития человека.
Актуальность данной программы заключается в систематизации принципов работы с воспитанниками в данном направлении. Рабочая программа разработана на основе программы по хореографии для общеобразовательных школ: «Ритмика и танец» 1-8 классы, утвержденной Министерством образования в 2009г.
Данный курс позволяет методически настойчиво направлять энергию учащихся в русло красивых сценических форм. Получив возможность осваивать импровизации, подросток избавляется от физических и психологических зажимов, у него изменяются движенческие привычки, в повседневной жизни появляются новые, более гармоничные движения, он получает удовольствие от выражения эмоций и свободы мысли средствами пластики. Кроме прикладных знаний, в программе учтены воспитательные мероприятия в виде тематических бесед, диспутов, посещения с подростками спектаклей и концертов по данному профилю, конкурсных поездок, направленных на осознание подростками значения современного искусства и их личного творчества, развитие индивидуальных творческих способностей, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Художественно-эстетическая направленность данной программы прослеживается в том, что изучение обучающимися современного танца, проходит неразрывно с изучением истории современного хореографического искусства, знакомства с постановками современных балетмейстеров и мировой музыкальной культуры. Средствами этих занятий у учащихся формируются творческие способности в опоре на эстетическое сознание: эстетических эмоций, чувств, интереса, вкуса, потребностей, представлений о красоте движений, звука, формы, цвета.
Педагогическая целесообразность программы определена тем, что планируемый учебно-воспитательный процесс нацелен на изучение учащимися выразительной палитры движений танца; избавление от физических зажимов; развитие физической выносливости и творческой активности, средствами свободной импровизации; расширение кругозора в стилях и современных течениях музыкальной культуры; на знаниях законов драматургии, на примере классических и современных балетов. А так же, занятия улучшают душевное состояние ребенка, формируют характер, наделяя его лучшими качествами: упорством, терпением, дисциплинированностью, чувством ответственности, умением преодолевать трудности. Все эти необходимые качества приобретаются на занятиях и переносятся воспитанниками из танцевального класса в другие сферы деятельности детей.
Цель: формирование у учащихся вкуса и системы ценностей в восприятии современной культуры, ознакомление воспитанников с различными стилями исполнения танца.
Задачи курса:
В развитии: раскрытие творческой индивидуальности воспитанников; развитие физической выносливости и силы, силы духа; воспитание умения передавать стиль и манеру исполнения различных танцев, создавать яркие сценические образы.
В воспитании: воспитание умения распознавать «прекрасное» и «безобразное» в общем потоке современной индустрии; привитие бытовой и сценической культуры.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 6 лет, на обучающихся 12 -18 летРежим работы по году обучения.
Занятия проводятся по 2 часа 2 раза в неделю в 5-9 классах и 2 часа 1 раз в неделю в 11 классе.
При подготовке к занятию педагог условно делит изучаемый материал на разделы: разогрев, упражнения для развития позвоночника, комбинации или импровизации, которые могут быть построены в разных стилях.
Музыкальное сопровождение занятия. Все занятия сопровождаются аудиозаписями. Подбирается разнообразный музыкальный материал, который знакомит обучающихся с различными стилями и направлениями, формирует музыкальную культуру, слух, а также и манеру исполнения.
Формы занятий и способы их организации.
Формы занятий:
традиционное занятие;
практическое занятие (изучение новых концертных номеров);
выступление, конкурс, фестиваль;
зрительская практика (просмотр видеозаписей, посещение концертов);
открытое, контрольное занятие (согласно данной программе).
Способы организации деятельности на занятии:
групповая (занятия по сформированным группам);
в парах (работа с партнерами)
индивидуально-групповая (свободная импровизация);
ансамблевая (творческая деятельность коллектива);
Основные методы и технологии.
Для реализации данной программы, как показывает практика работы, необходимо учитывать некоторые особенности:
возрастные особенности воспитанников;
личные интересы и приоритеты воспитанников;
потенциал группы в целом и каждого воспитанника отдельно;
качество подготовки к моменту начала изучения предмета;
происходящие в мире перемены.
Педагог в своей деятельности использует следующие технологии:
здоровьесберегающая технология, помогает воспитать всесторонне развитую личность, бережно относящуюся к своему здоровью, и соблюдающую принципы здорового образа жизни;
информационно-коммуникативная технология, позволяющая воспитанникам получать новую информацию и знания через просмотры видео и мультимедиа, сопровождающиеся пояснениями педагога. Так же этот метод полезен при просмотре концертов и выступлений, в которых они сами принимали участие, для осмысления и оценки своего собственного результата;
деятельностная технология, посредством которой воспитанники изучают новый материал через личный показ педагогом и его объяснениями с последующим повторением;
проектная технология заключается в организации под руководством педагога творческой лаборатории, где провозглашается тема и ставится задача, а воспитанники создают творческую импровизацию, участвуют в процессе подготовки традиционных мероприятий коллектива;
игровая технология, помогает развитию творческого мышления, развивает воображение и фантазию, улучшает общение и взаимодействие в коллективе;
технология дифференцированного обучения, помогает в обучении каждого на уровне его возможностей и способностей, развитии творческих способностей, созидательных качеств личности, воспитании человека высокой культуры.
Для успешной реализации данной программы необходима материально-техническая база:
легко проветриваемый и с хорошим освещением зал. В зале должны быть стационарные зеркала, хорошо налаженное отопление;
музыкальное сопровождение занятий целесообразно осуществлять под музыкальный центр для флэш- и CD-носителей, должна быть сформирована фонотека;
из инвентаря в зале необходимы стол, несколько стульев, гимнастические скамейки, полка для аудиоаппаратуры;
для более полноценного восприятия воспитанниками изучаемого материала необходим мультимедийный проектор;
для более оперативного реагирования педагогом на все новинки в области современной хореографии и музыки необходим Интернет;
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно-тематический план
№\пНаименование разделов и тем
5кл. 6кл. 7,8кл.
1год обучения 8,9кл.
2год обучения 11кл
1 Ритмика. Элементы музыкальной грамоты 12 12 12 12 8
1.1
1.2
1.3 Характер музыкальных произведений
Динамические оттенки в музыке
Строение музыкального произведения 4
4
4 4
4
4 4
4
4 4
4
4 4
2
2
2 Танцевальные этюды и танцы 124 124 124 124 60
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5 Основы классического танца
Основы народного танца
Основы эстрадного танца
Этюды современных танцев.
Постановочная и репетиционная работа. Отработка номеров 20
20
20
34
30 20
20
20
34
30 20
20
20
34
30 20
20
20
34
30 16
14
12
18
-
3 Итого: 136 136 136 136 68
5 КЛАСС
I.Раздел: Ритмика. Элементы музыкальной грамоты
Обучение начинается с упражнений по ориентировке в пространстве и координации движений. Большое организующее значение принадлежит музыке. Именно поэтому первоочередной задачей является приобретение координации слуховых и двигательных навыков и постепенное их осознание. На первом занятии проводится инструктаж по безопасному исполнению упражнений и танцевальных движений, о правилах поведения на занятии и форме для занятий.
Характер музыкальных произведений
Умение слушать музыку, определять ее характер, отражать в движении разнообразные оттенки характера музыкальных пьес (веселый, спокойный, энергичный, торжественный)
Умение выполнять движения в различных темпах музыки (медленно, умеренно, быстро)
1.2 Динамические оттенки в музыке
Понятие длительности (целые, половинные, четверти, восьмые)
Понятие о ритмическом рисунке
Умение выделять сильные и слабые доли на слух, отличать их хлопками и различать музыкальные размеры 2\4, 3\4, 4\4
Строение музыкального произведения
Понятия: вступление, части, музыкальная фраза, финал
Умение менять движение в зависимости от смены частей и фраз
II.Раздел: Танцевальные этюды и танцы
Основы классического танца.
Освоение поз и движений классического танца.
Понятие осанки. Постановка головы, рук, корпуса.
Позиции ног: I, II, III, IV, V. Положение рук – preparation. Понятие «натянутый носок», сокращенная стопа, опорная нога, рабочая нога.
Позиции рук – подготовительная, I, III, II.
Demi plie по I позициии. Музыкальный размер 4/4.
Battement tendu: в сторону, вперед, назад по I позиции. Музыкальный размер 2/4.
Passe par terre проведение ноги через I позицию. Музыкальный размер 4/4.
Releve по I позициии и в комбинации с plie. Музыкальный размер 4/4.
Наклоны корпуса в сторону, позднее назад в положении лицом к станку.
Экзерсис на середине зала
Изучение точек танцевального класса, диагоналей.
Положение корпуса en face, epaulement.
Изучение поворотов и наклонов головы.
Трамплинные прыжки по VI позиции.
Разучивание классического танца в различных темпах музыки.
Освоение элементов танца.
2.2. Основы народного танца.
Освоение поз и движений народного танца.
Позиции и положения ног:
I, II, III свободные позиции (носки под углом 90º);
VI позиция ног.
Позиции и положения рук:
подготовительное положение рук;
I, II, IV позиции.
Понятие сокращенной и вытянутой стопы.
Использование сокращенной и вытянутой стопы в комбинации с plie и притопом.
Упражнения для развития подвижности стопы и укрепления связок: отведение и приведение ноги по I позиции, перевод ноги на каблук.
Комбинация: чередование носок, каблук на прямых ногах; чередование носок, каблук с использованием plie на опорной ноге. Музыкальный размер 2/4.
Танцевальный шаг с носка по I свободной позиции. Музыкальные размеры 2/4, 4/4.
Переменный шаг. Музыкальный размер 2/4.
Положение ноги у щиколотки с вытянутой и сокращенной стопой.
Удары ногой по VI позиции с сокращенной стопой. Музыкальный размер 2/4.
Прыжки по VI и I свободной позициям (temps leve). Музыкальный размер 2/4.
Подскоки поочередные на месте и с продвижением вперед, назад с вытянутой и сокращенной стопой. Музыкальные размеры 2/4, 4/4.
Шаг польки с прискоком. Музыкальный размер 2/4.
«Моталочка». Музыкальный размер 2/4.
«Ковырялочка». Музыкальный размер 2/4.
Упражнения для пальцев и кистей рук. Музыкальные размеры 2/4, 3/4.
Сгибание кистей вниз, вверх, круговые движения; «полоскание» – движение рук из стороны в сторону.
Разучивание движений русского танца в различных темпах музыки.
Освоение элементов танца.
Основы эстрадного танца.
Освоение поз и движений эстрадного танца.
Комплекс ритмических движений на современную тему. Движения для мышц шеи, плечевого пояса, поясничного отдела и бедер – пластика и координация.
Разогрев – пластические элементы современного танца. Эстрадная музыка.
Разучивание движений эстрадного танца в различных темпах музыки.
Освоение элементов танца.
2.4. Этюды современных танцев
Разучивание движений танца.
Разучивание танцевальных комбинаций
Освоение элементов танца.
Постановочная и репетиционная работа
Отработка позиций рук, ног, корпуса, головы в классическом танце.
Тренинг танцевальной пластики.
Отработка исполнительской техники прыжков и вращений, исполнительского мастерства в ритме вальса, польки и эстрадных танцев.
Подготовка танцевальных костюмов, понятие о макияже. Создание сценического макияжа
6 КЛАСС
I.Раздел: Ритмика. Элементы музыкальной грамоты
На первом занятии проводится инструктаж по безопасному исполнению упражнений и танцевальных движений, о правилах поведения на занятии и форме для занятий.
Характер музыкального произведения
Умение слушать музыку, определять ее характер, отражать в движении разнообразные оттенки характера музыкальных пьес (веселый, спокойный, энергичный, торжественный)
Умение выполнять движения в различных темпах музыки ( медленно, умеренно, быстро)
Умение выполнять движения в различных темпах, переключаться из одного темпа в другой, постепенно ускорять и замедлять движение.
Различать динамические оттенки музыки (тихо, умеренно, громко)
Понимать понятия легато (связно) и стаккато (отрывисто)
1.2 Динамические оттенки в музыке
Понятие длительности (целые, половинные, четверти, восьмые)
Понятие о ритмическом рисунке
Умение воспроизводить на хлопках и шагах разнообразные ритмические рисунки
Понятие об акцентах, метрической пульсации (периодически повторяющихся ударениях в музыке), сильных и слабых долях
Умение выделять сильные и слабые доли на слух, отличать их хлопками и различать музыкальные размеры 2\4, 3\4, 4\4
1.3 Строение музыкального произведения
Понятия: вступление, части, музыкальная фраза, финал
Умение менять движение в зависимости от смены частей и фраз
Умение определять характер различных частей и двигаться в характере музыки
II.Раздел: Танцевальные этюды и танцы
Основы классического танца.
Освоение поз и движений классического танца.
Понятие осанки. Постановка головы, рук, корпуса.
Позиции ног: I, II, III, IV, V. Положение рук – preparation. Понятие «натянутый носок», сокращенная стопа, опорная нога, рабочая нога.
Позиции рук – подготовительная, I, III, II.
Demi plie по I, II, III позициям. Музыкальный размер 4/4.
Battement tendu: в сторону, вперед, назад по I позиции. Музыкальный размер 2/4.
Passe par terre проведение ноги через I позицию. Музыкальный размер 4/4.
Releve по I, II, III позициям и в комбинации с plie. Музыкальный размер 4/4.
Наклоны корпуса в сторону, позднее назад в положении лицом к станку.
Экзерсис на середине зала
построение в колонну по одному и перестроение в колонну по два, по три, по четыре;
построение в колонну по одному и перестроение в пары, обход одним партнером другого, смена места с поворотом лицом друг к другу.
Повторение точек танцевального класса, диагоналей.
Положение корпуса en face, epaulement.
Трамплинные прыжки по VI позиции.
повторение уже известных движений и их названий;
бросок ноги на 45° (батман тандю жете) вперед по VI и III позициям;
круговое движение носком ноги по полу (ронд де жамб пар тер).
Разучивание классического танца в различных темпах музыки.
Освоение элементов танца.
2.2. Основы народного танца.
Освоение поз и движений народного танца.
Позиции и положения ног:
I, II, III свободные позиции (носки под углом 90º);
I параллельная или VI позиция ног.Позиции и положения рук:
подготовительное положение рук;
I, II, IV позиции.Понятие сокращенной и вытянутой стопы.
Использование сокращенной и вытянутой стопы в комбинации с plie и притопом.
Упражнения для развития подвижности стопы и укрепления связок: отведение и приведение ноги по I позиции, перевод ноги на каблук.
Комбинация: чередование носок, каблук на прямых ногах; чередование носок, каблук с использованием plie на опорной ноге. Музыкальный размер 2/4.
Танцевальный шаг с носка по I свободной позиции. Музыкальные размеры 2/4, 4/4.
Переменный шаг. Музыкальный размер 2/4.
Положение ноги у щиколотки с вытянутой и сокращенной стопой.
Удары ногой по VI позиции с сокращенной стопой. Музыкальный размер 2/4.
Разучивание элементов русского танца:
- «ковырялочка»;
- тройной притоп;
- «маятник»;
- присядка (для мальчиков);
- хлопушка (для мальчиков).
Разучивание рисунков и ходов в русском хороводе:
- круг (сужение и расширение);
- «звездочка» и «карусель»;
- «воротца»;
- «плетень» и «корзиночка»;
- простой шаг в рисунке хоровода;
- переменный шаг;
- припадание.
Простые шаги с шаркающим ударом каблука по VI позиции. Музыкальный размер 2/4.
Галоп по VI позиции, по диагонали. Музыкальный размер 2/4.
Галоп с притопом. Музыкальный размер 2/4.
Разучивание движений русского танца в различных темпах музыки.
Освоение элементов танца.
2.3 Основы эстрадного танца.
Освоение поз и движений эстрадного танца.
Разучивание ритмической разминки под фонограмму.
Пластические упражнения, движения на координацию:
- ритмические повороты с хлопком;
- ритмические шаги с вынесением ноги вперед на носок (кик-бросок);
- повторение движений, заданных учителем, в быстром темпе.
Разучивание движений эстрадного танца в различных темпах музыки.
Освоение элементов танца.
2.4 Этюды современных танцев
Разучивание движений танца.
Разучивание танцевальных комбинаций
Освоение элементов танца.
Постановочная и репетиционная работа
Отработка позиций рук, ног, корпуса, головы в классическом танце.
Тренинг танцевальной пластики.
Отработка исполнительской техники прыжков и вращений, исполнительского мастерства в ритме вальса, польки и эстрадных танцев.
Подготовка танцевальных костюмов, понятие о макияже. Создание сценического макияжа.
7,8 КЛАСС (1 год обучения)
I.Раздел: Ритмика. Элементы музыкальной грамоты
На первом занятии проводится инструктаж по безопасному исполнению упражнений и танцевальных движений, о правилах поведения на занятии и форме для занятий.
Характер музыкального произведения
Умение выполнять движения в различных темпах, переключаться из одного темпа в другой, постепенно ускорять и замедлять движение.
Различать динамические оттенки музыки (тихо, умеренно, громко)
Понимать понятия легато (связно) и стаккато (отрывисто)
сочинение своего ритма под музыкальное сопровождение.
Танцевальная импровизация
1.2 Динамические оттенки в музыке
Понятие длительности (целые, половинные, четверти, восьмые)
Умение воспроизводить на хлопках и шагах разнообразные ритмические рисунки
Умение выделять сильные и слабые доли на слух, отличать их хлопками и различать музыкальные размеры 2\4, 3\4, 4\4
1.3 Строение музыкального произведения
Умение определять характер различных частей и двигаться в характере музыки
II.Раздел: Танцевальные этюды и танцы
Основы классического танца.
Освоение поз и движений классического танца.
Позиции рук. Основные правила.
Позиции ног. Основные правила.
Общеразвивающие упражнения. Работа над гибкостью позвоночника.
Повороты по точкам зала(1-8). Вращение по диагонали.
Партерная гимнастика.
Работа над высотой прыжка (трамплинные прыжки).
Упражнения на напряжение и расслабление мышц тела.
Упражнения на укрепление мышц брюшного пояса.
Упражнения на улучшение гибкости позвоночника.
Акробатические элементы: колесо, шпагат, мостик, стойка на руках.
Demi plie. Музыкальный размер 4/4.
Battement tendu. Музыкальный размер 2/4.
Passe par terre проведение ноги через I позицию. Музыкальный размер 4/4.
Releve по I, II, III позициям и в комбинации с plie. Музыкальный размер 4/4.
Наклоны корпуса в сторону, позднее назад в положении лицом к станку.
Экзерсис на середине зала
Повторение точек танцевального класса, диагоналей.
Положение корпуса en face, epaulement.
Трамплинные прыжки по VI позиции.
повторение уже известных движений и их названий;
круговое движение носком ноги по полу (ронд де жамб пар тер).
бросок ноги на 90° (гранд батман тандю жете) крестом;
Разучивание классического танца в различных темпах музыки.
Освоение элементов танца.
2.2. Основы народного танца.
Разучивание разминки, построенной на танцевальных движениях разных народов:
- поклон в характере грузинских танцев;
- полуприседание (деми плие) полное приседание (гран плие) восточном характере;
- упражнение на развитие подвижности стопы (батман тандю) в русском характере с выставлением ноги на каблук, подъемом на полупальцы и характерными выстукиваниями;
- маленькие броски (батман тандю жете) с дробными выстукиваниями в испанском характере;
- упражнение с ненапряженной стопой (флик фляк) в цыганском характере;
- круговые движения на полу (ронд де жамб пратерр) в характере венгерских танцев;
- перегибы и наклоны корпуса (пор де бра);
- подготовка к «веревочке» (пассе) в характере матросского танца;
- украинский «тынок» - движение типа «па де баск»,
Разучивание положений рук, принятых в русском танце:
- разведенные на уровне плеч в стороны руки, согнуты в запястьях вверх, ладони направлены наружу;
- подбоченившись;
- руки перед грудью;
- раскрытие рук через I позицию во II.
Разучивание основных движений движений танца:
- основной ход;
- дробный ход;
- мужской ход вперед с хлопушкой, мужской ход из стороны в сторону с хлопушкой;
- перекрещивающиеся шаги;
«веревочка»;
«моталочка»;
«ковырялочка»
Разучивание рисунков и ходов в русском хороводе:
- «прочес»
- «шен»;
- «волны»;
- «плетень» и «корзиночка»;
Разучивание движений русского танца в различных темпах музыки.
Освоение элементов танца.
Основы эстрадного танца.
Основные направления в современной танцевальной хореографии: джаз—танец, брейк-данс.
повторение движений, заданных учителем, в быстром темпе.
Разучивание движений эстрадного танца в различных темпах музыки.
Освоение элементов танца.
2.4. Этюды современных танцев
Разучивание изолированных движений:
- движения головы (наклоны, повороты, квадрат, круг, полукруг);
- движения плеч (подъем и опускание, раскрытие, закрытие, полукруг, полный круг, вытягивание плеч);
- движения бедрами (квадрат, круг, полукруг, покачивание вперед-назад, покачивание в сторону, двойное покачивание в сторону);
- движения корпуса (прямые наклоны, глубокий наклон вперед, перегиб);
- движения на координацию.
Разучивание танцевальных комбинаций
Освоение элементов танца.
Постановочная и репетиционная работа
Отработка позиций рук, ног, корпуса, головы в классическом танце.
Тренинг танцевальной пластики.
Подготовка танцевальных костюмов, понятие о макияже. Создание сценического макияжа.
8,9 КЛАСС (2 год обучения)
I.Раздел: Ритмика. Элементы музыкальной грамоты
На первом занятии проводится инструктаж по безопасному исполнению упражнений и танцевальных движений, о правилах поведения на занятии и форме для занятий.
Характер музыкального произведения
Умение выполнять движения в различных темпах, переключаться из одного темпа в другой, постепенно ускорять и замедлять движение.
Различать динамические оттенки музыки (тихо, умеренно, громко)
Понимать понятия легато (связно) и стаккато (отрывисто)
сочинение своего ритма под музыкальное сопровождение.
Танцевальная импровизация
1.2 Динамические оттенки в музыке
Понятие длительности (целые, половинные, четверти, восьмые)
Умение воспроизводить на хлопках и шагах разнообразные ритмические рисунки
Умение выделять сильные и слабые доли на слух, отличать их хлопками и различать музыкальные размеры 2\4, 3\4, 4\4
1.3 Строение музыкального произведения
Умение определять характер различных частей и двигаться в характере музыки
II.Раздел: Танцевальные этюды и танцы
2.1 Основы классического танца.
Освоение поз и движений классического танца.
Позиции рук. Основные правила.
Позиции ног. Основные правила.
Общеразвивающие упражнения. Работа над гибкостью позвоночника.
Повороты по точкам зала(1-8). Вращение по диагонали.
Партерная гимнастика.
Работа над высотой прыжка (трамплинные прыжки).
Упражнения на напряжение и расслабление мышц тела.
Упражнения на укрепление мышц брюшного пояса.
Упражнения на улучшение гибкости позвоночника.
Акробатические элементы: колесо, шпагат, мостик, стойка на руках.
Demi plie. Музыкальный размер 4/4.
Battement tendu. Музыкальный размер 2/4.
Passe par terre проведение ноги через I позицию. Музыкальный размер 4/4.
Releve по I, II, III позициям и в комбинации с plie. Музыкальный размер 4/4.
Наклоны корпуса в сторону, позднее назад в положении лицом к станку.
Экзерсис на середине зала
Повторение точек танцевального класса, диагоналей.
Положение корпуса en face, epaulement.
Трамплинные прыжки по VI позиции.
повторение уже известных движений и их названий;
круговое движение носком ноги по полу (ронд де жамб пар тер).
бросок ноги на 90° (гранд батман тандю жете) крестом;
Разучивание классического танца в различных темпах музыки.
Освоение элементов танца.
2.2. Основы народного танца.
Разучивание разминки, построенной на танцевальных движениях разных народов:
- поклон в характере грузинских танцев;
- полуприседание (деми плие) полное приседание (гран плие) восточном характере;
- упражнение на развитие подвижности стопы (батман тандю) в русском характере с выставлением ноги на каблук, подъемом на полупальцы и характерными выстукиваниями;
- маленькие броски (батман тандю жете) с дробными выстукиваниями в испанском характере;
- упражнение с ненапряженной стопой (флик фляк) в цыганском характере;
- круговые движения на полу (ронд де жамб пратерр) в характере венгерских танцев;
- перегибы и наклоны корпуса (пор де бра);
- подготовка к «веревочке» (пассе) в характере матросского танца;
- украинский «тынок» - движение типа «па де баск»,
Разучивание положений рук, принятых в русском танце:
- разведенные на уровне плеч в стороны руки, согнуты в запястьях вверх, ладони направлены наружу;
- подбоченившись;
- руки перед грудью;
- раскрытие рук через I позицию во II и обратно.
Разучивание основных движений движений танца:
- основной ход;
- дробный ход;
- мужской ход вперед с хлопушкой, мужской ход из стороны в сторону с хлопушкой;
- перекрещивающиеся шаги;
«веревочка»;
«моталочка»;
«ковырялочка»
Разучивание рисунков и ходов в русском хороводе:
- «прочес»
- «шен»;
- «волны»;
- «плетень» и «корзиночка»;
Разучивание движений русского танца в различных темпах музыки.
Освоение элементов танца.
Основы эстрадного танца.
Изучение основных движений фигурного вальса:
- открытое положение в паре;
- вальсовая дорожка вперед и назад с продвижением по линии танца;
- балансе в сторону и вальсовый поворот;
- фигура «окошечко» со сменой мест;
- обход дамой кавалера, стоящего на колене.
повторение движений, заданных учителем, в быстром темпе.
Разучивание движений эстрадного танца в различных темпах музыки.
Освоение элементов танца.
напряжение и расслабление мышц лица и тела (шеи, плеч, живота, рук, ног);
постепенное освобождение мышц сверху (начиная с мышц лица и заканчивая пальцами ног) сидя на стуле;
перевод тела из состояния полного расслабления в состояние предельного напряжения и снова в состояние расслабления;
2.4. Этюды современных танцев
Разучивание танцевальных движений и комбинаций:
- разминка;
- полуприседание;
- пружина;
- скольжение;
- перекат;
- четвертные повороты;
- шассе с перескоком;
- челнок.
Освоение элементов танца.
Постановочная и репетиционная работа
Отработка позиций рук, ног, корпуса, головы в классическом танце.
Тренинг танцевальной пластики.
Подготовка танцевальных костюмов, понятие о макияже. Создание сценического макияжа.
11 КЛАСС
I.Раздел: Ритмика. Элементы музыкальной грамоты
На первом занятии проводится инструктаж по безопасному исполнению упражнений и танцевальных движений, о правилах поведения на занятии и форме для занятий.
Характер музыкального произведения
Умение выполнять движения в различных темпах, переключаться из одного темпа в другой, постепенно ускорять и замедлять движение.
Различать динамические оттенки музыки (тихо, умеренно, громко)
Понимать понятия легато (связно) и стаккато (отрывисто)
сочинение своего ритма под музыкальное сопровождение.
Танцевальная импровизация
1.2 Динамические оттенки в музыке
Понятие длительности (целые, половинные, четверти, восьмые)
Умение воспроизводить на хлопках и шагах разнообразные ритмические рисунки
Умение выделять сильные и слабые доли на слух, отличать их хлопками и различать музыкальные размеры 2\4, 3\4, 4\4
1.3 Строение музыкального произведения
Умение определять характер различных частей и двигаться в характере музыки
II.Раздел: Танцевальные этюды и танцы
2.1 Основы классического танца.
Освоение поз и движений классического танца.
Позиции рук. Основные правила.
Позиции ног. Основные правила.
Общеразвивающие упражнения. Работа над гибкостью позвоночника.
Повороты по точкам зала(1-8). Вращение по диагонали.
Партерная гимнастика.
Работа над высотой прыжка (трамплинные прыжки).
Упражнения на напряжение и расслабление мышц тела.
Упражнения на укрепление мышц брюшного пояса.
Упражнения на улучшение гибкости позвоночника.
Акробатические элементы: колесо, шпагат, мостик, стойка на руках.
Demi plie. Музыкальный размер 4/4.
Battement tendu. Музыкальный размер 2/4.
Passe par terre проведение ноги через I позицию. Музыкальный размер 4/4.
Releve по I, II, III позициям и в комбинации с plie. Музыкальный размер 4/4.
Наклоны корпуса в сторону, позднее назад в положении лицом к станку.
Экзерсис на середине зала
Повторение точек танцевального класса, диагоналей.
Положение корпуса en face, epaulement.
Трамплинные прыжки по VI позиции.
повторение уже известных движений и их названий;
круговое движение носком ноги по полу (ронд де жамб пар тер).
бросок ноги на 90° (гранд батман тандю жете) крестом;
Разучивание классического танца в различных темпах музыки.
Освоение элементов танца.
2.2. Основы народного танца.
Разучивание разминки, построенной на танцевальных движениях разных народов.
Разучивание положений рук, принятых в русском танце:
- разведенные на уровне плеч в стороны руки, согнуты в запястьях вверх, ладони направлены наружу;
- подбоченившись;
- руки перед грудью;
- раскрытие рук через I позицию во II и обратно.
Разучивание основных движений движений танца:
- основной ход;
- дробный ход;
- мужской ход вперед с хлопушкой, мужской ход из стороны в сторону с хлопушкой;
- перекрещивающиеся шаги;
«веревочка»;
«моталочка»;
«ковырялочка»
Разучивание рисунков и ходов в русском хороводе:
- «прочес»
- «шен»;
- «волны»;
- «плетень» и «корзиночка»;
Разучивание движений русского танца в различных темпах музыки.
Освоение элементов танца.
Основы эстрадного танца.
Фигурный вальс" - История происхождения, своеобразие исполнения. Музыкальный размер, счет в танце.
Основные положения в паре и соединения рук, их названия.
Практика. Разучивание основных положений в паре и соединений рук:
- закрытая позиция;
- открытая позиция;
- позиция «фолловей».
Разучивание основных движений:
- переходы в паре;
- основной ход ;- основной ход на месте;
- поворот в паре на основном ходе;
- соло-поворот партнерши вправо (влево);
- променадные шаги.
Танец «Фигурный вальс», состоящий из восьми базовых фигур.
2.4. Этюды современных танцев
Танцевально-тренировочные упражнения:
- напряжение и расслабление мышц лица и тела (шеи, плеч, живота, рук, ног);
- постепенное освобождение мышц сверху (начиная с мышц лица и заканчивая пальцами ног) сидя на стуле;
- перевод тела из состояния полного расслабления в состояние предельного напряжения и снова в состояние расслабления;
Разучивание изолированных движений:
- движения головы (наклоны, повороты, квадрат, круг, полукруг);
- движения плеч (подъем и опускание, раскрытие, закрытие, полукруг, полный круг, вытягивание плеч);
- движения бедрами (квадрат, круг, полукруг, покачивание вперед-назад, покачивание в сторону, двойное покачивание в сторону);
- движения корпуса (прямые наклоны, глубокий наклон вперед, перегиб);
- движения на координацию.
Разучивание танцевальных комбинаций:
- основной ход рок-н-ролла;
- переходы в паре;
- пружина;
- выпады в сторону;
- перекат;
- четвертные повороты;
- шассе с перескоком;
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
В обучении: научиться двигаться плавнее, шире и более пространственно, стать более сильными и гибкими, координированными, научиться взаимосвязи исполнения движения с дыханием, научиться свободному импровизационному движению, избавиться от скованности и зажатости.
В развитии: научиться концентрироваться на процессе, на практическом применении информации, овладеть импровизационной свободой и способностью принимать творческие решения.
В воспитании:приобрести навыки самовыражения через движение, получать удовольствие от танца, понимать и уметь различать разные стили и направления в современном танце, в современной музыкальной культуре.
К концу обучения учащиеся получат возможность:
Личностные МетапредметныеПредметные
Знать – о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;
- правила поведения на занятиях, в игровом творческом процессе.
- правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению. - знать о ценностном отношении к искусству танца, как к культурному наследию народа.
- иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. необходимые сведения о многообразии танцев особенностях танцев народов мира, народных танцев;
танцевальной азбуке, танцевальных позициях, элементы музыкальной грамоты
Уметь - анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели.
-соблюдать правила поведения в танц. классе и дисциплину;
- правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.).
- выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности. - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - работать с танцевальные движения: танцевальный шаг, переменный шаг, боковой шаг, галоп, подскоки, припадания, шаг с притопом, па польки, элементы русского танца (основные движения, ходы): ковырялочка, моталочка, молоточек, маятник;импровизировать;
работать в группе, в коллективе.
выступать перед публикой, зрителями.
Применять - быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия;
-подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.
- полученные сведения о многообразии танцевального искусства
красивую, правильную, четкую, звучную речь как средство полноценного общения.
способность выполнения музыкально ритмических движений, танцевальных упражнений для получения эстетического удовлетворения, для укрепления собственного здоровья - самостоятельно выбирать, организовывать небольшой творческий проект
- иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества, игре и использовать накопленные знания.
Литература:
Беке А. Учимся танцам за месяц;. – М.: Эксмо, 2008. – 224 с.;
Гальперин Я.Учимся танцевать легко! Увлекательный самоучитель по латиноамериканским танцам. – М.: Центрполиграф, 2009. – 157 с.
Володина О.В. Самоучитель клубных танцев: Funk, Trance, House. – Д: Феникс, 2005. – 155 с. ;Бленфорд Н. Танец – твой путь к идеальной фигуре. – М.: АСТ; Астрель, 2009. – 141с. ;Хаас Ж.Г. Анатомия танца. , 2011. – 200 с. ;Браиловская Л.В. Танцуют все! Клубные, бальные, восточные танцы. – Ростов н /Д : Феникс, 2007. – 251 с. ;
Козлов В.В. Физическое воспитание детей в учреждения дополнительного образования. Акробатика. – М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. – 63 с.;
Словарь терминов гимнастики и основ хореографии / Авторы составители: А.И. Рябчиков и Ж.Е. Фирилева. – СПБ.: Детство-Пресс, 2009. – 288 с.;
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
5 класс
№\пНаименование разделов и тем Общее количество часов Дата
По плану Фактич.
1.Ритмика. Элементы музыкальной грамоты 12 1.1
Характер музыкальных произведений
4
1.2
Динамические оттенки в музыке
4
1.3 Строение музыкального произведения 4 2.Танцевальные этюды и танцы 124 2.1
Основы классического танца
20
2.2
Основы народного танца
20
2.3
Основы эстрадного танца
20
2.4
Этюды современных танцев.
34
2.5 Постановочная и репетиционная работа. Отработка номеров 30 3 Итого: 136 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
6 класс
№\пНаименование разделов и тем Общее количество часов Дата
По плану Фактич.
1.Ритмика. Элементы музыкальной грамоты 12 1.1
Характер музыкальных произведений
4
1.2
Динамические оттенки в музыке
4
1.3 Строение музыкального произведения 4 2.Танцевальные этюды и танцы 124 2.1
Основы классического танца
20
2.2
Основы народного танца
20
2.3
Основы эстрадного танца
20
2.4
Этюды современных танцев.
34
2.5 Постановочная и репетиционная работа. Отработка номеров 30 3 Итого: 136 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
7,8 класс (1 год обучения)
№\пНаименование разделов и тем Общее количество часов Дата
По плану Фактич.
1.Ритмика. Элементы музыкальной грамоты 12 1.1
Характер музыкальных произведений
4
1.2
Динамические оттенки в музыке
4
1.3 Строение музыкального произведения 4 2.Танцевальные этюды и танцы 124 2.1
Основы классического танца
20
2.2
Основы народного танца
20
2.3
Основы эстрадного танца
20
2.4
Этюды современных танцев.
34
2.5 Постановочная и репетиционная работа. Отработка номеров 30 3 Итого: 136 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
8,9 класс (2 год обучения)
№\пНаименование разделов и тем Общее количество часов Дата
По плану Фактич.
1.Ритмика. Элементы музыкальной грамоты 12 1.1
Характер музыкальных произведений
4
1.2
Динамические оттенки в музыке
4
1.3 Строение музыкального произведения 4 2.Танцевальные этюды и танцы 124 2.1
Основы классического танца
20
2.2
Основы народного танца
20
2.3
Основы эстрадного танца
20
2.4
Этюды современных танцев.
34
2.5 Постановочная и репетиционная работа. Отработка номеров 30 3 Итого: 136 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
11 класс
№\пНаименование разделов и тем Общее количество часов Дата
По плану Фактич.
1.Ритмика. Элементы музыкальной грамоты 8 1.1
Характер музыкальных произведений
4
1.2 Динамические оттенки в музыке 2 1.3 Строение музыкального произведения 2 2.Танцевальные этюды и танцы 60 2.1 Основы классического танца 16
2.2
Основы народного танца
14
2.3
Основы эстрадного танца
12
2.4
Этюды современных танцев.
18
3 Итого: 68