Презентация Организация предметно-развивающей среды как фактор успешного развития и воспитания дошкольника




Вопрос создания предметно-развивающей среды в ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с новыми Федеральными государственными требованиями (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
При построении предметно-развивающей среды мы руководствовались принципами построения развивающей среды, предложенными В.А.Петровским, Л.М.Клариной, Л.А.Смывиной, Л.П.Стрелковой в «Концепции построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного обучения». а так же в соответствии с программой «Детство», девиз которой «Чувствовать. Познавать. Творить».


Цель взрослого – содействовать развитию ребенка как личности. Это предполагает решение задач направленных на доверия ребенка к миру, на предоставление ребенку свободы, независимости, большего поля для самостоятельных действий, общения на равных.
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы педагоги-практики испытываем повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды.
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится  таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности, как в совместной, так и самостоятельной деятельности.


Среда группы отражает индивидуальность педагога и детей, она неповторима и индивидуальна. И это здорово! Главная сложность для нас состояла в том, чтобы создать предметную среду группы с учётом особенностей восприятия мира ребёнком. При этом среда, окружающая детей в группе выглядела эстетично и была направлена на развитие наших воспитанников, а также была безопасна для их жизни и способствовала укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.
Мы учитывали возрастные особенности детей 5 – 6 лет, период обучения, сезонность, половой состав группы.
Организованная нами предметно-развивающая среда в группе представляет интеграцию пяти образовательных областей. Это позволила каждому ребенку найти занятия по душе, поверить в свои силы и способности, научится взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, что способствует формированию социальной уверенности детей.
Предлагаю познакомиться с развивающими центрами, благодаря которым дети в непринужденной форме получают и развивают навыки общения. У дошкольников развивается игровая и продуктивная деятельность, креативность мышления, двигательная сфера и физические качества, а так же познавательно-речевая сфера и коммуникативные способности.


Детям дошкольного возраста необходима потребность в ежедневной активной двигательной деятельности, поэтому особое внимание уделили центру физического развития «Здоровишка», где имеются тренажёр, мячи разного размера, обручи, скакалки, кегли, дарц, кольцеброс для развития выносливости, ловкости, точности, выдержки, настойчивости и организованности, спортивные модели и схемы, детская литература, картотека, фотоальбом.Например: создан плакат в виде республиканского флага, на котором хакасские спортсмены, дети свою частичку души в рисунках вкладывают в их победу.
Такие разнообразные пособия вызывают у детей интерес к движениям, предупреждают развитие у них двигательных стереотипов, дают возможность наиболее полно самовыразиться каждому ребенку, создают фон для игры и движения. Они широко используются детьми во всех видах деятельности, как в организованной взрослыми, так и в самостоятельной.


В центре «речевого развития» Языка Языковича имеются пособия и дидактические игры, которые позволяют развивать способности к словесному творчеству, экспериментированию со словом, совершенствованию навыков языкового анализа грамматического строя речи: «Определи место звука», «Подбери слово», «Слоговое лото, домино», «Логический поезд», «Умники и умницы».
Язык Языкович пришел из страны «Говорильни» и знает все секреты красивой и правильной речи. Он участник всех речевых ситуациях.
На вербальном уровне ребята становятся увереннее, эмоциональнее, общительнее.
Книга – источник знаний, поэтому в центре «Здравствуй, книжка» создали условия для освоения детьми родного языка, приобщения к общечеловеческим ценностям, развития способностей к сочинительству. В этом центре имеются аудиокассеты с записью литературных произведений для детей, художественная, познавательная литература, книжки-малышки, папки с предметными и сюжетными картинками по 2м-3м изученным темам, энциклопедии


В центре «Заниматика», как самостоятельном виде деятельности, у детей закрепляются не только навыки счета, но и ориентировка в пространстве и на плоскости, навыки логического мышления через увлекательные игры.
Центр «Заниматика» помогает детям рассуждать, решать противоречия, делать умозаключения (кубики Никитина, игры с логическими блоками Дьенеша, «Логическая цепочка».

Важную роль в развитии старших дошкольников играет и конструирование, где дети развивают свои конструктивно-творческие способности, совершенствуют навыки работы по схеме, модели, чертежу.
В центре «Учимся строить» дети конструируют как фантастические, так и реалистические сооружения. Этот вид деятельности помогает развивать математические способности, приобретать социальные навыки, дает опыт решения проблем.


Для старших дошкольников расширяются возможности познания родного края, страны. В национальный уголок группы помещён герб своего города, края, герб и флаг страны. Совместно с детьми создали коллаж карты Хакасии. Отметили на карте города, озёра в которых побывали дети, затем разместили животный и растительный мир. Знакомимся с традициями хакасского народа.
Местом для самообразования детей является центр «Познаём мир». В этом центре создали оптимальные условия для формирования всесторонних представлений об окружающей действительности. Для этого имеется природный материал (ракушки, камешки, перышки, листья), лупы,
Интересный элемент развивающей предметной среды – детская лаборатория «Хочу всё знать». Она создана для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию научного мировоззрения. В то же время лаборатория - это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в 'ученых', которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения). Специальный экспериментальный столик на колёсах для песка и воды  дает детям прекрасную возможность для познавательных игр, для использования органов чувств. Дети творят, мыслят и общаются. 
Работа в этом центре формирует навык самоутверждения, у детей развивается речь, интеллектуальные способности, тонкая моторика и координация.


Любимый и самый главный вид деятельности для дошкольника – игра. Поэтому большую часть помещения отвели предметно – игровой среде, где ребята имеют возможность играть не только за столами, но и стоя, сидя, лежа на ковре, что способствует правильному формированию осанки, так как в этом возрасте у детей слабые мышцы спины.
Игровую зону оснастили уголками и атрибутами для сюжетно – ролевых игр, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей: швейные машинки, утюги, куклы, пупсы, игрушечный домик для кукол,


релаксации создан уголок уединения, где можно отдохнуть, пообщаться, посекретничать.
Центр «Светофорчик» помогает детям закрепить правила дорожного движения, классифицировать транспорт. Мы с удовольствием наблюдаем, как в игре ребята учатся сотрудничать со сверстниками, осваивают социальный опыт.


В игровой зоне располагается уголок ряжения и театр, способствующий стимулировать творческие замыслы, индивидуальные творческие проявления.
Театрализованная игра помогает реализовать потребности ребёнка-дошкольника в положительных эмоциях, любви, признании, новых впечатлениях, знаниях, умении чувствовать себя уверенно, общении со взрослыми и сверстниками, взаимопонимании и сопереживании, соответствии положительному нравственному герою. Вместе с тем ролевые игры – это стимуляция творческой активности, инициативности и самостоятельности ребёнка как средство снятия тревожных состояний.
Театрализованная игра позволяет ребёнку самовыражаться, осваивать важные социальные навыки, способствует формированию у него норм поведения, что ведёт к правильному осознанию им своего положения в обществе в дальнейшем.
Одним из самых любимых видов деятельности у детей – центр творческого развития «Самоделкин». Здесь дети осваивают новые способы в работе с разными материалами.
Для развития творческих способностей, воображения, в центре художественного творчества кроме обычных материалов, находятся схемы – способы создания образов с помощью разнообразных техник, пооперационные карты, отражающие последовательность действий по созданию какого-либо образа из пластилина, бумаги, бросового материала.


В центре творческого развития у детей развивается эмоциональная восприимчивость, формируется навык самооценки, самоконтроля.
Мы считаем, что занятия рисованием, раскрашиванием, лепкой, конструированием, игры мозаикой способствуют развитию тонкой моторики, готовят руку к письму лучше, чем принудительное выведение палочек и крючочков на бумаге.
Интересный и увлекательный центр, полюбившейся детям, центр музыки «Соловушка». Здесь ребята совершенствуют навыки игры на барабане, дудочке, губной гармошке, бубне, свистульке. А так же имеется магнитофон, аудиокассеты с записью детских песен, и музыки для детей, голосов птиц и т.д., что способствует развитию музыкально-сенсорных способностей детей и творческих проявлений в музыкальной деятельности, развивает уверенность.

Таким образом, предметный мир побуждает ребенка к активным самостоятельным действиям. Право выбора деятельности открывает ему каналы для саморазвития, выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функцию. Но самое главное среда должна работает на развитие самостоятельности.