Работа над непроверяемыми орфограммами в корнях слов
Учитель начальных классов КГУ «СШГ № 16 »
Омарова Н.М.,
г . ТалдыкорганРабота над непроверяемыми орфограммами в корнях слов
Всеми словами с непроверяемыми гласными и согласными в корне овладеть в школе не представляется возможным, поэтому составляются словари-минимумы.
Для запоминания правильного написания непроверяемой гласной или согласной в корне слова используются два приёма: послоговое орфографическое проговаривание и этимологический анализ. Работа над словом с непроверяемой орфограммой организуется следующим образом.
Даны слова с непроверяемой гласной в корне слова. Написание гласной в этих словах надо запомнить. Поможет нам слоговое орфографическое проговаривание (учитель произносит слова по слогам). Проговорим эти слова хором по слогам, одновременно глядя на них в учебнике. Записываем эти слова по слогам и слитно. Подчеркнём непроверяемые написания одной чертой, обозначим корень.
Учитель разъясняет происхождение слова (использует этимологический анализ). Например, слово лиловый образовано с помощью суффикса –ов на основе лилас ( что значит сирень), заимствованного из итальянского языка. В нём сохранилась буква и, как в языке-источнике.
Для закрепления умения правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами в корнях слов используются упражнения следующих видов:
подобрать однокоренные слова к данному слову и записать их, подчёркивая непроверяемую орфограмму;
подготовиться к диктанту из слов с непроверяемыми орфограммами, изученными ранее, и написать диктант;
написать каждое слово 3-4 раза;
Дома учащиеся 2-3 раза проговаривают изученные слова с непроверяемыми орфограммами, записывают их по слогам и слитно, подчёркивая непроверяемую орфограмму.
В дальнейшем изученные слова с непроверяемыми написаниями необходимо время от времени включать в дидактический материал урока
для составления предложений и для различных разборов.
В конце темы даётся задание на повторение всех слов с непроверяемыми написаниями, на основе которых пишется словарный диктант.