Инновационные методы и приемы работы с непроверяемыми орфограммами в классах среднего звена

Инновационные методы и приемы работы
с непроверяемыми орфограммами в классах среднего звена
Проблема повышения орфографической грамотности учащихся является социально-значимой, поскольку российская школа должна подготовить всесторонне развитого выпускника, владеющего своей речью, способного ориентироваться в социальной среде. Работа над словами с непроверяемыми написаниями способствует развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса, совершенствованию коммуникативных компетенций. Хорошо поставленная словарная работа, во-первых, обеспечивает своевременное умственное развитие детей; во-вторых, способствует глубокому усвоению программного материала; в-третьих, служит средством идейного и нравственного воспитания учащихся. Однако методы и приемы, применяемые в словарной работе, должны быть актуальными и соответствовать тем требованиям, которые предъявляет к ним современная концепция филологического образования в школе.
Изменения и коррективы, которые происходят в системе образования, требуют переосмысления всех факторов, от которых зависит качество обучения. Современная концепция филологического образования создана на принципах личностно-ориентированного обучения, в рамках которой учащийся становится уже не объектом обучения, а его субъектом, что ведет за собой необходимость переосмысления целей и задач современного образовательного процесса, в том числе и по русскому языку. Этим объясняется постоянный поиск педагогами новых методов и приемов работы над словами с непроверяемыми орфограммами, хотя и некоторые традиционные формы работы в полной мере отвечают новым требованиям. Данные утверждения главным образом касаются игровых форм работы (командных состязаний, составления ребусов, кроссвордов и их разгадывание и проч.), которые заняли прочное место в методике изучения данного вопроса учащимися средних классов. Среди них можно выделить, например, следующие:
– Игра «Цепочка»: последняя буква первого слова становится первой буквой следующего слова (гардероб, беседовать, телевизор, рюкзак, корзина и т. д.). Задания такого типа активизируют деятельность учащихся, развивают мышление, воспитывают интерес к слову, формируют орфографический навык.
– Игра «Восстанови текст». Работая с пословицами, поговорками и фразеологизмами, учитель может предложить учащимся восстановить текст, вставив пропущенное слово с непроверяемым написанием:
Кушанье познаётся по вкусу, а мастерство – по (искусству).
имеет, а дела не разумеет (Диплом).
– Игра «Аукцион слов» проводится устно. Побеждает тот, кто последним назовёт слово с указанным в задании признаком: 1) назови слова, имеющие в своём составе греческое «теле», что значит «вдоль, далеко»; 2) назови слова, имеющие в своём составе исконно русскую приставку со- со значением совместимости.
Пристальное внимание в таких упражнениях следует уделять выбору дидактического материала, в качестве которого можно использовать культурно значимые тексты, например, пословицы и поговорки, что будет способствовать также расширению культурной базы учащихся.
Однако важное место принадлежит и современным инновационным методам и приемам, становящимся популярными именно в последнее время. Сегодня перспективы развития многих школьных дисциплин закономерно связывают с внедрением инновационных технологий обучения. Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Именно эту смысловую нагрузку вложил в термин «инновационное» в конце прошлого века Дж. Боткин. Он и наметил основные черты «дидактического портрета» этого метода, направленного на развитие способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации.
К инновационным методам и приемам изучения слов с непроверяемыми орфограммами относятся: 1) мнемонические приемы; 2) приемы, предполагающие использование мультимедийных средств; 3) широко распространенные тестовые задания.
Рассмотрим подробнее мнемонические приемы применительно к теме настоящего исследования. Как отмечает А. Погодина, к мнемоническим приемам относятся такие приемы, которые нацелены на обеспечение успешного запоминания, сохранения и воспроизведения информации и опирающиеся на активизацию различных видов памяти: зрительной, слуховой, ассоциативной, словесно-логической. «К мнемотехнике можно отнести такие стихи, рассказы, рисунки, ребусы, группировки слов, которые, вызывая определенные ассоциации, помогают запомнить трудное слово», – отмечает исследователь.
Для этого необходимо выделить наиболее важные существенные признаки предмета или явления по цвету, форме, размеру, составу, запаху, вкусу, звуковым особенностям. С целью активизации различных ассоциаций к «словарному» слову учитель использует специальные направляющие вопросы:
– что это за предмет (явление)?
– назовите синонимы к нему;
– где он находится (где его можно наблюдать)?
– из чего он состоит (сделан)?
– какие чувства вызывает?
– какой у него цвет, вкус, запах?
– на что он похож?
– каково его происхождение?
– каков способ действия предмета (что с ним делают)?
– кто производит действие?
Среди мнемонических приемов, которые способствуют прочному запоминанию орфографического облика слова, А. Погодина предлагает использовать следующие:
1. Подбор ассоциаций. Подбор ассоциаций осуществляется таким образом, чтобы в словах, обозначающих ассоциируемые с данным словом понятия, отчетливо выделялся непроверяемый звук, прежде всего безударный гласный. Например, при работе над словами апельсин и мандарин выяснилось, что оба они обладают такими характеристиками, как сладкий, оранжевый, у них неповторимый аромат. Шоколад же может быть молочным, горьким. Слово арена вызывает ассоциации с гладиаторскими боями, амфитеатром (открытое сооружение для зрелищ, в котором места для зрителей расположены вокруг арены). Бинокль имеет линзы, диван – пружины и спинку, телефон ассоциируется с общением, а слово тренер – со словами спортсмен, атлетика, бег.
Обязательным условием в данном случае является тот факт, что ассоциативное слово должно иметь гласную под ударением (арена – гладиатор, салют – Москва). Например, нельзя к слову кабинет подобрать ассоциацию директор, так как «и» в этом слове безударная, значит, не будет достаточной опоры для запоминания.
2. Подбор синонимов. По мнению А. Погодиной, «слово баскетбол легче запоминается, если подобрать синонимы игра, соревнование, синонимы к слову матч (турнир и чемпионат) позволят запомнить обе согласные на конце слова, гардероб – это одежда, слово мечта во времена А. С. Пушкина означало «видение», республика – дело общественное. Следовательно, обязательным требованием к синонимам в данном случае станет наличие в них акцентируемого звука, находящегося в слабой позиции в рассматриваемом слове.
3. Подбор зрительных образов. Написание многих слов можно «объяснить» зрительными образами-ассоциациями, чаще всего это слова с непроверяемой буквой «о», например, компьютер, конфета, корзина, космонавт, шоссе, шофер (так как «о» похожа на компьютерную мышь, конфету, корзину, на шлем скафандра космонавта, на знак «стоп», на руль).
4. Придумывание стихотворений. Пристальное внимание необходимо уделить составлению стихотворений – одному из наиболее продуктивных среди мнемонических приемов. Стихотворения должны быть короткими и выразительными, иметь яркую опору для запоминаемого слова. Такие стихи знает любой школьник: «Парашют, жюри, брошюра, / Ты слова запомни, Юра». Данный прием обыгрывания имени также продуктивно использовать в заданиях подобного характера: рифму к имени подобрать легко, следовательно, и составление стиха у учащихся не займет много времени.
5. Составление ребусов. Также при изучении слов с непроверяемыми орфограммами можно воспользоваться таким приемом, как составление ребусов: слова, содержащие непроверяемую орфограмму, делятся на слоги, часть из которых представляются в виде картинок.
6. Распределение слов по тематическим группам. Распределение слов по тематическим группам, особенно с одновременной группировкой по орфографическим признакам также способствует запоминанию написания.
Не менее интересным, повышающим познавательный интерес учащихся является использование при изучении слов с непроверяемыми орфограммами компьютерных технологий и мультимедийных презентаций. Значительный опыт в этой области накоплен методистом Л. Н. Климовой. Как отмечает исследователь, использование компьютерных технологий помогает «дифференцировать процесс обучения школьников с учётом их индивидуальных особенностей, даёт возможность творчески расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, формирует у учащихся навыки рационального запоминания материала за счёт активной работы зрительного и слухового анализаторов. Благодаря электронной поддержке, в более короткие сроки можно решить такие задачи, как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости, что способствует повышению грамотности». «Учащимся легче запомнить трудный материал с помощью схем и таблиц, рисунков и анимации, в которых кратко и наглядно показан изучаемый материал», – подчеркивает ученый.
При этом использование в обучении информационных и коммуникационных технологий позволяет:
1) развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности;
2) усилить мотивацию учения;
3) формировать у школьников умение работать с информацией, развить коммуникативные способности;
4) активно вовлекать учащихся в учебный процесс;
5) качественно изменить контроль над деятельностью учащихся.
Однако для прочного усвоения правописания слов с непроверяемыми и трудно проверяемыми орфограммами необходимо проводить планомерную словарно-орфографическую работу. С этой целью исследователь предлагает использовать:
1. Мультимедийные презентации к каждой теме словарных слов.
2. Тренажёры.
3. Тесты.
Презентация, как правило, строится следующим образом:
учащиеся отгадывают слово с помощью ребуса или загадки;
2) проговаривают слово, находят ударный слог, объясняют правописание слабой позиции;
3) появляется запись слова с пропуском буквы в слабой позиции, ученики записывают слово в словарик, выделяют орфограмму;
4) знакомятся с лексическим значением слова;
5) этимологический анализ слова (позволяет увидеть основу слова, в этом случае к моторной и зрительной памяти подключается ассоциативное мышление, что делает запоминание более осмысленным);
6) учащиеся делят слово на слоги, дают характеристику каждого звука, записывая при этом слово в транскрипции, сравнивают буквенную и звуковую запись слова;
7) подбирают к слову однокоренные слова;
8) подбирают синонимы, антонимы;
9) следующий слайд демонстрирует сочетаемость слов с изучаемым словом – фонетические ассоциации;
10) выделение слова во фразеологизмах, пословицах, поговорках;
11) составление предложения с этим словом, или запись предложения со слайда.
Тренажёры включают в себя:
а) подбор родственных слов;
б) составление цепочки слов;
в) подбор синонимов и антонимов;
г) работу с электронным словарём;
д) игру «Подсказка»;
е) загадки, кроссворды, ребусы;
ж) составление текста по опорным словам;
з) работу с фразеологизмами;
и) игру «Вставь букву».
Интерактивное тестирование предполагает, разработанное Е. В. Архиповой, предполагает:
а) зрительный диктант;
б) картинный диктант;
в) дописывание предложения словарными словами;
г) игру «Цепочка слов»;
д) игру «Кто больше запомнит»;
е) игру «Угадай слово»;
ж) игру «Вставь букву».
Основными преимуществами инновационных компьютерных технологий является интерактивность и мультимедийность, позволяющие активизировать различные виды памяти, повышать интерес учащихся и интенсифицировать процесс обучения в целом.
Активная роль на уроке  отводится Л. Н. Климовой презентации темы «словарных слов», т. е. изложению нового материала, иллюстрируемого рисунками, простыми и анимированными схемами. При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой словарной темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. Для построения контрольно-тренировочных программ по русскому  языку  предпочтение отдается  обобщающим темам, которые объединяют несколько «родственных»  правил, то есть правил, имеющих один и тот же  опознавательный  или дифференцирующий признак орфограммы. Также ученый посредством использования мультимедийных презентаций предлагает вводить дополнительную информацию, отсутствующую в школьном учебнике, например, фрагменты из научно-популярных  книг о языке, для того, чтобы вызвать интерес к предмету и полнее  реализовать возможности компьютера. При этом отбираются заранее занимательные, яркие, конкретные факты, развивающие  языковую догадку и чутье. Такой материал сопровождается наглядным раскрытием языковых  явлений: рисунками, мультипликацией.
Таким образом, современная концепция филологического образования ставит во главу угла интенсификацию обучения русскому языку и повышение его эффективности и результативности, что предполагает активное внедрение различных инновационных технологий, в том числе игровых приемов применительно к изучаемой теме, комплекса мнемонических техник (подбор ассоциаций, подбор синонимов, подбор зрительных образов, придумывание стихотворений, в том числе с именами, составление ребусов, распределение слов по тематическим группам), компьютерных технологий, основными преимуществами которых является интерактивность и мультимедийность, что обеспечивает повышение познавательного интереса учащихся к учебному материалу. Их применение обусловлено психолого-возрастными особенностями учащихся средних классов и ориентировано на активизацию различных видов памяти. Разновидностями последних являются мультимедийные презентации, позволяющие представить материал в более зримой и яркой форме и в итоге лучше запомнить «словарное» слово; интерактивные тесты, выполняющие прежде всего контролирующую функцию; тренажеры, обеспечивающие прочное запоминание его графического облика. Все это позволяет сделать изучение «словарных слов» более интересным и, следовательно, результативным на уроках русского языка в классах среднего звена.


15