Конспект урока по теме Права потребителя


Урок по теме «Права Потребителя»
Цель: Познакомить учащихся с правовым статусом потребителя и его основными правами по российскому законодательству.
Задачи:
раскрыть понятие «Потребитель» по Закону о защите прав потребителя;
развитие у учащихся креативного мышления, аргументированного ведения диалога;
развитие навыков самовыражения и рефлексивного мышления;
совершенствование навыков работы в группе;
воспитание потребительской культуры на основе полученных знаний.
Основные понятия и термины: Закон о защите прав потребителя, изготовитель, продавец, исполнитель, потребитель, права потребителя.
Формы организации учебной деятельности: урок новых знаний с элементами индивидуальной творческой работы и работы в группах.
Ход урока
ОргмоментАктуализация опорных знаний
- Работа с тестовыми заданиями
- Работа с заданиями в учебнике
3. Изучение нового материала
1. Запись на доске в 3 столбца: изготовитель, продавец, потребительДля этого предлагаю использовать прием «мозговой штурм» и «хаос слов» (запись на доске фраз, слов, которые, по их мнению, подходят для понятия): - какие признаки, слова подходят к понятию «изготовитель»? (предприниматель, фирма, организация, собирает товар, изготавливает товар…)- какие признаки, слова подходят к понятию «потребитель»? (гражданин, имеет потребность в чем-либо, собирается приобрести, пользуется, приобрел товары и услуги, для личных семейных нужд, платит деньги…).- какие признаки, слова подходят к понятию «продавец»? (предприниматель, организация, предлагает всем товар к продаже, договор купли-продажи, принимает оплату …).Записи в тетрадях понятий ««изготовитель», «потребитель», «продавец» (потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; изготовитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям; продавец - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи).
Подумайте, в каких случаях герои сказок были потребителями:
а) Муха-Цокотуха, когда «пошла Муха на базар и купила самовар» (да);
б) Старик по отношению к золотой рыбке? (Нет, так как старик не платит рыбке за услуги);
в) Робинзон Крузо на необитаемом острове (Нет, он же ничего не покупает).
В каких случаях книга может быть товаром?
— Если вы ее продаете Васе (да).
— дарите маме (нет).
— даете почитать учителю (нет).
2. Работа со стихотворением С.Михалкова «Как мужик корову продавал»
(Работа с текстом закона)
Вопрос: Если богач все же купил бы корову, какие права покупателя были бы нарушены?
Ответ: ст. 4 Закона “Качество товара” гласит: продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору.
Ст. 10 “Информация о товарах” гласит: изготовитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Ст. 12 “Ответственность изготовителя за ненадлежащую информацию о товаре”.
Физкультминутка
Работа в группах по выявлению прав
.А теперь возвращаемся к нашей теме – потребитель и его права. «Потребители – это все мы, » - заявил в Конгрессе 15 марта 1962 г. Президент США Джон Кеннеди и провозгласил основные права потребителя. С тех пор на планете стало одним Всемирным праздником больше (запись в тетради).Давайте выясним, какие же это основные права потребителя имеем мы с вами. Для этого мы с вами разделимся на 4 группы (деление класса). Задание для каждой группы будет состоять в следующем: в течение 5 минут…1.Прочитать предложенную ситуацию и выяснить, о каком праве потребителя идет речь
2.Сформулировать данное право, суть данного права (напишите название права потребителя, основные моменты этого права).3.Работу группы представьте классу, объяснив всем право потребителя.По истечении времени слово предоставляется каждой группе для презентации своей работы (1 группа – право на достоверную информацию о товаре и услуге; 2 группа – право на безопасность товара и услуги; 3 группа – право на качество товара и услуги), запись в тетради групп прав потребителя. Учитель: вопросы каждой команде – случались ли с вами подобные ситуации с правами потребителя: проверка знаний личного жизненного опыта.
Ситуация № 1
Однажды одна престарелая дама, проезжая на велосипеде мимо ресторана «Макдоналдс», решила перекусить. Сунула монетку в автомат, схватила стаканчик и …неожиданно опрокинула напиток на себя. Кофе оказался чересчур горячим!
Дама тут же поняла, что ее потребительские права на………… серьезно ущемлены. И судебные заседатели полностью с ней согласились, присудив в качестве компенсации морального ущерба выплатить пострадавшей дневную выручку всех «Макдоналдсов» данного штата.
С тех пор на стаканчиках сети знаменитых ресторанов стали писать предостережения: осторожно, не обожгитесь!
Ситуация № 2
История американки Лесли Уитли очень хорошо знакома всем табачным предприятиям. Уже умирая от рака легких, бывшая курильщица выиграла иск в 20 миллионов долларов к двум крупнейшим корпорациям – «Филипп Моррис» и «Рейнолдс Табакко Холдинг». Она настояла на судебном расследовании, в результате которого выявились серьезные нарушения в производстве сигарет. Американские судебные эксперты решили дело в пользу Лесли Уитли. Так она смогла защитить свое право на……………
Ситуация № 3
Владельцы автомобилей в нашей стране , наверное, еще помнят одну из нашумевших историй, связанных с постановлением правительства РФ, которое запретило использование автомобилей с правым рулем.
При таком раскладе многие просто вынуждены были бы отправить свои авто на свалку. Конфедерация по правам потребителей ( КонфОП) запросила тогда у правительства документы, которые бы доказывали, что такие машины на самом деле опаснее обычных. В результате, постановление в конце концов было отменено. Так, КонфОП защитила право на ………………
Ситуация № 4
Откусив первый кусок своего любимого яблочного пирога, Венди Куин почувствовала приступ тошноты. В пироге была запечена большая черная муха. На следующий день Венди отправилась в пекарню, где была сделана покупка, с куском пирога. Ей тут же были возвращены деньги. Но Венди этого показалось мало. Поэтому ее муж отнес злополучный пирог в местное отделение по охране здоровья. Через две недели Венди получила письмо от администрации пекарни с извинениями. В письме, кроме того, рассказывалось о мерах предосторожности, принимаемых против таких неприятных происшествий. В конце письма ей предлагалось 5 фунтов в возмещение морального вреда. Так было нарушено право потребителя на …..
Ответы к ситуациям
№ 1- право на полную информацию о товаре или услуге
№ 2 – право на безопасность при использовании товаров
№ 3 – право на выбор товара
№ 4 – право на качество товара
5. Рефлексия
6. Итог урока . Д\з