Разработка урока по обществознанию для 9 класса по теме «Права потребителя»
Потребитель и его права. 9 класс.
Цели:
познакомить учащихся с понятием – потребитель, узнать права потребителя и способы их защиты;
учить моделировать ситуации и находить выход из них, используя знания законов;
учить работать с текстом законов;
продолжить развитие умения работать в группе.
План занятия:
Кто такой потребитель?
Права потребителя и их защита.
Моделирование ситуации, решение казусов.
Ход занятия:
Потребностей много. Их собрал и составил пирамиду человеческих потребностей американский социолог Абрахам Маслоу (сообщение ученика, получившего задание ранее). На доску повесить плакат “Пирамида человеческих потребности” и вместе с ребятами рассмотреть и разобрать его (замечательно, если он будет показан через проектор).
Потребность в саморазвитии
Потребностьв уважении(уважении со стороны др.людей и самоуважении)
Социальные потребности(потребности в любви, дружбе,общении с людьми)
Потребность в безопасности(защита от преступников и внешних врагов)
Физиологические потребности (еда, вода, одежда, жилье, воспроизведение рода)
“Пирамида человеческих потребностей” по А.Маслоу.
Набор необходимых потребностей человека несколько различается в разные исторические эпохи и в разных странах (попросить учащихся привести примеры).
Катя, здравствуй! Откуда ты?
На рынок ходила специально туфельки к лету купить.
Ну и как успехи?
Обуви на рынке очень много. Долго искала что-нибудь подходящее, но все-таки выбрала. Получилось удачно – недорогие и красивые.
Покажи, пожалуйста.
Ой, что же это такое? А туфли разные: одна с блеском, а другая просто черная. Что же мне делать?
- Сегодня, ребята, мы должны узнать, что же делать Кате? Куда обращаться в подобных случаях?
Объявляется тема и цели занятия.
Следующим этапом нашей работы является определение – кто же такой потребитель? Эта работа проводится в три этапа.
1 ЭТАП – Работа в парах. Учащиеся за партой выводят своё определение потребителя.
2 ЭТАП – Работа в группах. Учащиеся двух соседних парт объединяются и выводят по общей согласованности определение потребителя.
3 ЭТАП – Представитель из каждой группы зачитывает результат работы группы – определение потребителя.
Учитель на доске, основываясь на данные определения, рисует ромашку.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Кто такой потребитель.
Потребитель – это гражданин, купивший или собирающийся купить товар (услугу) для личных (бытовых) нужд.
Теперь мне хочется обобщить все сказанное вами. Каждый человек в современном мире пользуется предметами, которые он приобрел за деньги. Потребителями, вне зависимости от профессии, пола, возраста, являемся все мы. Даже продавец, стоящий за прилавком – потребитель. Почему? И богатый бизнесмен тоже является потребителем, так как он ездит на “Мерседесе”, который купил. И даже президент страны является потребителем, так как костюм, который на нём надет, он тоже сшил не сам.
Потребителем является не только человек, который уже приобрёл товар и использует его, но и тот, кто только собирается это сделать. Это означает, что если вы обратились к продавцу с просьбой показать товар и рассказать о его свойствах, вы уже стали его потребителем.
Возможна ситуация, когда один человек купил товар в подарок другому. Помните, что потребителем считается не только гражданин, который приобретает товар (услугу), но и тот, кто непосредственно этим товаром (услугой) пользуется. Поэтому тот, кому будет вручен этот товар в качестве подарка, станет его потребителем. Возможен и такой вариант: фирма приобретает своим сотрудникам туристические путёвки. В этом случае сотрудники фирмы тоже являются потребителями, хотя и не сами оплатили услугу.
И последний момент. Человек является потребителем лишь в том случае, если он приобрёл товар для личных нужд.
В России потребителям помогают Гражданский кодекс, закон “О защите прав потребителей”, закон “О рекламе” и т. д.
Кто из героев сказок выступал в качестве потребителя?
Муха – Цокотуха, когда "пошла Муха на базар и купила самовар”.Ответ: да.
Старик по отношению к Золотой рыбке.Ответ: нет, так как старик не платит рыбке за услуги.
Робинзон Крузо на необитаемом острове.Ответ: нет, он же ничего не покупает.
Является ли потребителем Маленький Мук в момент поедания винных ягод в лесу?Ответ: нет, не является, так как собирал дикорастущие ягоды, а не приобретал их на рынке.
Является ли король из сказки В.Гауфа потребителем, когда поедал ягоды, приобретённые для него слугами у Маленького Мука?Ответ: да, хотя он сам и не приобретал ягоды, но он их использовал.
15 марта считается Всемирным днем потребителя. В этот день в 1962 году президент США Дж. Кеннеди провозгласил 4 основных права потребителей:
1. право на безопасность
2. право на информацию
3. право на выбор
4. право быть выслушанным
Позднее ООН расширила эти права:
5. право на просвещение
6. право на компенсацию причиненного вреда.
В России этот день был введен 15 марта 1992 года.
Другой стороной во взаимоотношениях с потребителем выступают: изготовитель, исполнитель, Вспомните отрывок из стихотворения С. Михалкова “Как старик корову продавал”:
Один паренек пожалел старика:- Папаша, рука у тебя нелегка!Я возле коровы твоей постою, Авось продадим мы скотину твою.
Идет покупатель с тугим кошельком,И вот уж торгуется он с пареньком:- Корову продашь?- Покупай, коль богат.Корова, гляди, не корова, а клад!
- Да так ли! Уж выглядит больно худой!- Не очень жирна, но хороший удой.- А много ль корова дает молока?- Не выдоишь за день - устанет рука.
Старик посмотрел на корову свою:- Зачем я, Буренка, тебя продаю?Корову свою не продам никому – Такая скотина нужна самому!
Вопрос: Если богач все же купил бы корову, какие права покупателя были бы нарушены?
продавец (объяснить понятия). Они имеют право на рекламу своего товара.
- Внимание, вопрос. Какая информация должна быть на рекламном плакате, щите, ярлыке?
(Ребята дают ответы, учитель дополняет по необходимости)
Информация об исполнителе (изготовителе): наименование, адрес, режим работы, срок действия и номер лицензии; информация о товаре: вес, объем, калорийность, цена, срок годности, место изготовления, цена, правила использования, гарантийный срок, срок службы.
- Какое право потребителя реализуется в рекламе? (На информацию)
- А сейчас каждая группа получит задание.
I группа – Вы журналисты. К вам в редакцию пришло письмо, в котором гражданин К. сообщает Составьте письмо с рассказом о случае, когда купленный товар не подошел по размеру.
II группа - Вы журналисты. К вам в редакцию пришло письмо, в котором гражданин К. сообщает Составьте письмо с рассказом о случае, когда купленный товар не подошел по цвету.
III группа - Вы журналисты. К вам в редакцию пришло письмо, в котором гражданин К. сообщает Составьте письмо с рассказом о случае, когда купленный товар через месяц вышел из строя.
IV группа – Вы – соседи Кати. Помогите ей решить проблему с покупкой некачественных туфель.
V группа – Вы – юристы. К вам обратилась Катя с просьбой, что делать с туфлями? Как поступить в случае покупки некачественного товара? Используйте закон “О защите прав потребителей” ст. 19 п.1,2; ст. 44,45.
Учащиеся I–IV групп озвучивают ситуации и высказывают свое мнение, что делать в таких случаях. Затем выступают ребята “юристы”. Учитель дополняет.
Если товар некачественный – в течение гарантийного срока - срока, когда изготовитель (исполнитель) берет на себя обязанности исправить недостатки товара потребитель может требовать:
бесплатный ремонт,
обмен товара на новый такой же,
обмен товара на другой товар,
возврат денег,
снижение покупной цены.
Можно обратиться к продавцу. Он должен:
выплатить деньги в течение 10 дней,
направить товар на экспертизу
В некоторых случаях нужны показания свидетелей о том, что товар куплен у этого продавца.
– Какой важный документ должен иметь потребитель? (Чек. Гарантийный талон)
– А если товар покупается на рынке? (Товарный чек)
- Где лучше покупать товары длительного пользования, бытовую технику?
- А лучше всего, если сам покупатель будет очень внимателен при выборе товара, будет знать свои права как потребителя.
1. Магазин продал Петрову буфет с обязательством доставить его на квартиру покупателя. При перевозке буфет попал под дождь и был сильно испорчен. Петров отказался принять покупку и потребовал возвратить деньги или доставить другой буфет. Администрация магазина заявила, что покупатель является собственником товара с момента уплаты за него денег. Поэтому сам должен нести последствия порчи буфета от случайных причин.
2.Малахов потребовал от магазина, продавшего телевизор, возместить убытки, причиненные некачественным товаром. Магазин отказался удовлетворить требования Малахова. Завод, изготовивший телевизор, также отказался возмещать убытки. У Сергея Михалкова постоянно звонил телефон: то Слон, то Тюлень, то Олень. Все они объясняли ему, что звонят в зоопарк, а попадают к нему на квартиру. В результате многочисленных звонков у Сергея Владимировича повысилось давление и отнялись уши. Имеет ли право потребитель Михалков обратиться в суд на АО “Ростелеком”, с которым у него заключён договор, с иском о возмещении морального вреда?Ответ: имеет.
3.Кай и Герда являлись потребителями коммунальных услуг по отоплению. Температура воздуха в квартире детей составляла 110 С. Обратившись с претензией к домоуправу Снежной Королеве (с которой у них заключён договор), они потребовали оказания качественной услуги. Снежная Королева пояснила детям, что холод в квартире – следствие плохой работы котельной, директором которой является Змей Горыныч, и отказалась на этом основании рассматривать претензию. К кому из названных руководителей дети имели право предъявить претензию?Ответ: к Снежной Королеве.
4.Три Толстяка, сев на диету, купили в магазине консервы “Три Поросёнка”, на ценниках которых было указано, что продукт диетический и калорий не содержит. По заключению экспертизы консервы содержали калорий больше, чем во всех других продуктах магазина вместе взятых. В результате Три Толстяка попали в больницу и провели там 3 месяца. Кому имеют право Три Толстяка предъявить претензию за предоставление недостоверной информации: продавцу или изготовителю?Ответ: к продавцу.
5.Красная Шапочка купила в магазине пирожки и принесла их бабушке в гостинец. Съев один пирожок, бабушка попала в больницу с пищевым отравлением. Имеет ли право бабушка, выйдя из больницы, предъявить претензию магазину, если покупку делала внучка?Ответ: имеет.
6.Белоснежка и Семь Гномов приобрели на рынке платье для Белоснежки. Платье оказалось с недостатком – рукав оторвался на второй день, т.к. нитки, которыми он был пришит, оказались гнилыми. Продавец отказался обменять платье на том основании, что у Белоснежки отсутствовал товарный или кассовый чек. Вправе ли Белоснежка доказывать факт покупки с помощью свидетельских показаний Семи Гномов, если все они – родные братья?Ответ: Степень родства значения не имеет.
7.Сестрица Алёнушка и братец Иванушка гуляли по лесу. Иванушка захотел пить, но он был послушным мальчиком и из копытца воду пить не стал. Придя домой, Иванушка напился воды из-под крана, но все равно превратился в козлёночка. Кому сестрица Алёнушка имеет право предъявить претензию?Ответ: к организации, с которой у неё заключён договор по водоснабжению.
8.Баба Яга, купив в магазине “Змей Горыныч и компания” ступу, получила к ней инструкцию по эксплуатации на тарабарском языке. При посадке ступа упала на Избушку на курьих ножках, в результате чего обе ноги Избушки оказались сломанными. Вправе ли Баба Яга потребовать у продавца возмещения стоимости ступы и Избушкиных ног, учитывая то, что Баба Яга не знает не только тарабарского, но и русского языка, а действие происходит на территории РФ?Ответ: вправе (12 статья).
Примерная памятка потребителя:
Соблюдайте правила самозащиты и это позволит избежать неприятностей.
Относитесь внимательно к выбору продавца.
Покупайте дорогостоящие вещи только в магазине.
Следите за информацией, которую вам предоставит продавец.
При покупке обязательно возьмите чек.
Проверьте правильность оформления технического паспорта, наличие печати и подписи продавца.
Обязательно сохраните чеки, ведь это единственное доказательство, что вы совершили покупку в данном магазине.
Потребительская лингвистика.
Нырок = место купли-продажи товаров и услуг, заключения торговых сделок.Ответ: рынок.
Лак + мера = информация о продукте, имеющая целью его продвижение на рынок.Ответ: реклама.
Траст + дан = нормы, правила, другие документы, которые в соответствии с законом устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг).Ответ: стандарт.
Овод + рог = добровольное соглашение двух или нескольких лиц, заключаемое на предмет выполнения каждым из них принимаемых обязательств по отношению к другим участникам.Ответ: договор.
Тиф + кит + сера = документ, подтверждающий соответствие продукции и услуг установленным требованиям.Ответ: сертификат.
Зоб + пасть + сено = явление, при котором товар (работа, услуга) не наносит ущерб жизни, здоровью, имуществу потребителя при обычных условиях его использования, хранения и т.п..Ответ: безопасность.
Рвота = продукт труда, предназначенный для обмена или продажи.Ответ: товар.
. Нить + поле + лис =организация, индивидуальный предприниматель, выполняющие работы (оказывающие услуги) потребителям по возмездному договору.Ответ: исполнитель.
(1) Потребитель
( ) Период, в течение которого изготовитель обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине.
(2) Изготовитель
( ) организация, индивидуальный предприниматель, выполняющие работы (оказывающие услуги) потребителям по возмездному договору.
(3) Исполнитель
( ) Период, в течение которого, в случае обнаружения в товаре недостатка, продавец обязан удовлетворить требования потребителя.
(4).Реклама
() документ, подтверждающий соответствие продукции и услуг установленным требованиям.
(5) Срок службы
( ) Изготовитель обязан установить его на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары.
(6) Срок годности
(11)продукт труда, предназначенный для обмена или продажи.
(7)Гарантийный срок
() Организация или индивидуальный предприниматель, производящий товары для реализации потребителям.
(8) Договор
() это гражданин, купивший или собирающийся купить товар (услугу) для личных (бытовых) нужд.
(9) Сертификат
()место купли-продажи товаров и услуг, заключения торговых сделок.
(10) Рынок
() добровольное соглашение двух или нескольких лиц, заключаемое на предмет выполнения каждым из них принимаемых обязательств по отношению к другим участникам.
(11).Товар
() информация о продукте, имеющая целью его продвижение на рынок
Подведение итогов.
Заголовок 1Заголовок 315