Конспект урока Пусть никогда не гаснет ваш очаг


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к уроку литературы по теме «Пусть никогда не гаснет ваш очаг»
учителя русского языка и литературы
ГКУ ЦОДОУ ЗОЖ ГКОУ « СОГ Ахвахского района»
Абдулкахировой Альбины Багаудиновны
Все уроки, как люди, и похожи, и разны,
Если к ним приглядеться с различных сторон,
Есть уроки, как светлый и радостный праздник,
Есть другие – как страшный мучительный сон.
В.Троцкий
Сегодня становится понятно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании нельзя уверенно двигаться вперёд. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые и грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловна, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять её с любовью и добротой.
Школа должна воспитать в детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрыть истинные ценности семьи, народа и Родины.
Данный урок разработан для общеобразовательного класса с детьми со средним показателем качества обученности. Проводится учителем литературы в 8 классе. Данный урок рассчитан на один академический час (45 минут). На уроке учащиеся выступают с сообщениями, читают стихи, обмениваются информацией, своими исследованиями, коллективно анализируют и приходят к обобщению полученной информации.
Форма урока:
Представление проектов
Методические приемы:
сообщения учащихся, выразительное чтение стихотворений, , выполнение проектной деятельности. Активные формы обучения: создание учебных ситуаций, разноуровневое домашнее задание.
Методы:
словесный, наглядный, аналитический.
Формы работы:
коллективная, индивидуальная, групповая.
Опережающие задания:
ученики получили предварительное домашнее задание:
-подготовить проекты «Очаг горца» и «Колыбельные песни моего народа»;
-подготовить для выразительного чтения наизусть стихотворения Расула Гамзатова, соответствующие теме урока;
Материал, предложенный к данному уроку можно использовать как основной и дополнительный материал при изучении раздела «Устное народное творчество» в 5-9 классах. Предлагается еще дополнительный материал по теме: видеопроекты учеников и подборка стихотворений по теме, которые могут быть использованы во внеклассной работе (декада русского языка и литературы).
Урок может быть использован для ознакомления с новым материалом, закрепления изученного, повторения и обобщения полученных знаний.
Методическая разработка урока
русской литературы по теме:
«Пусть никогда не гаснет ваш очаг»
Цели:
Раскрыть самобытный, многовековой культурный уклада жизни горцев и привить интерес учащихся к истории и культуре своего края.
Задачи:
Обучающие:
Приобщение детей к дагестанской культуре, традициям, истории;
Развить навыки работы в группах;
Сформировать навыки выразительного чтения;
Развить навыки публичного выступления;
Развивающие:
Сформировать исследовательские навыки;
Расширить кругозор учащихся;
Достижение осознанного достижения материала;
Развить творческое мышление учащихся через проектный вид деятельности;
Развить творческие способности учащихся;
Воспитательные:
Воспитание патриотизма, гражданственности учащихся;
Воспитание любви к классической литературе на основе творчества Р. Гамзатова
Тип занятия: представление проектов
Вид учебной деятельности:
Репродуктивная: ответы на проблемные вопросы;
Творческая: выразительное чтение, инсценирование обрядовой песни;
Поисковая: установление ассоциативных связей;
Оборудование:
Мультимедийный проектор;
Раздаточный материал для работы в группах, парах;
Видеоролики «Мой Дагестан»
Ход урока
1. Организационный момент
2. Мотивационное начало урока
Учитель:
Разные поэты в разные годы искали разные образы, чтобы воплотить в них свое представление о Дагестане. Из всего, что видели, из всего, что пережили дагестанцы, жившие до нас и живущие вместе с нами, из песен и рек, поговорок и скал, орлов и подков, из тропинок в горах и даже из эха в горах сотворился наш родной Дагестан.
Уважаемый джамаат, приветствую вас на уроке литературы. Что же такое джамаат? Как вы понимаете это слово?
Ученики:
- Все жители села, объединённые в единую общность, имеющую общие цели, интересы.
-Собрание старейшин, уважаемых жителей аула для решения важных вопросов жизни.
Учитель:
-А какое из значений этого слова больше подходит к нашей ситуации
Ученики:
-Люди, у которых общая цель.
Учитель:
Это слово, которое мы не встретим ни в одном толковом словаре русского языка, но знакомое горцам нам чуть ли не с пелёнок. И сегодня мы собрались для того чтобы рассказать о традициях, обычаях обрядах горцев, раскрыть самобытный, многовековой культурный уклада жизни горцев.
Урок у нас проходит в кабинете КТНД. Класс у нас разделён на два годекана. Хочу представить вам первый годекан, где собрались знатоки жизни, быта, нравов горцев XIX века. Второй годекан – это любители поэзии родного края. Это не конкурс проектных работ. Ребята просто объединились вокруг той темы, которая им более близка и интересна Также на уроке у нас присутствует Музыкант, он подготовил видеоролики о Дагестане, подобрал музыку к сегодняшнему уроку. Гамзат у нас любит работать один, поэтому он получил индивидуальное задание.
К сегодняшнему уроку ребята подготовили проекты, предоставляю им слово.
3. Представление проекта «Очаг горца»
Чтец:
Горцы
Стихи слагали стихотворцы
О высях гор, но ни один
Не знал, насколько выше горцы
Своих подоблачных вершин.
Я вглядываюсь вдаль столетий,
Мне кажется, что – дети гор –
Возникли мы на белом свете
Намного раньше этих гор.
Взирая долго исподлобья
На древних горцев, чуждых зла,
По образу их и подобью
Природа горы создала.
Она судила и рядила,
Пока решила, наконец –
И глыбы гор нагромоздила,
Взяв горский дух за образец.
Не потому ль вершины птичьи
В небесный тянутся простор,
Что сила горцев, их величье
Воплощены в идее гор.
Не потому ль, как горцы, горы
Стояли гордо сто веков,
Перед врагом и перед горем
Не опустив седых голов.
По лицам гор лишь в день погожий
Стекают слезы талых вод.
От счастья плачет горец тоже,
А в час печали слез не льет.
Там, в этих высях первозданных,
В снегах, не тронутых досель,
Вместилась чистота горянок –
Орлиц подоблачных земель
И где мы только не бывали,
А горы оставались тут,
Они нас ждали, ждали, ждали,
Как воинов горянки ждут.
Гордитесь, горы, высотою
И красотою без прикрас.
Как ты, Кавказ, горды тобою
И тем, что ты похож на нас.
Видеоролик «Мой Дагестан»
Учитель:
Поэты не устают слагать оды о наших горах. С горами связано историческое прошлое, настоящее и будущего нашего народа Кавказ манили многих русских писателей как таинственный край, «где люди вольны как орлы». В своих творениях они воспевали прекрасную, суровую, дикую красоту гор, колоритную жизнь горцев, чарующую красоту горянок, легенды и сказания аулов.
Дагестан…. Когда мы говорим о Дагестане, мы представляем себе суровые, строгие горы, пронизывающие своими вершинами мягкую гладь серебряного неба.
Ученик 1:
Дагестан - это не просто страна гор. Прежде всего это страна многочисленных языков и народов. Каждый аул – это маленький мир со своим прошлым, будущим и настоящим.
Ученик 2:
Мы – переселенцы высокогорных сёл Ахвахского района. Более полувека назад наши предки покинули свои гнёзда и переселились на равнину. Мы следуем заветам Расула Гамзатова, который верность отцовскому очагу пронес через всю свою жизнь.
Чтец:
Горцы, вы с новой свыкаясь судьбою,Переходя на равнинный простор,Горство своё захватите с собою,Мужество, дружество, запахи гор.Перед дорогою, на перепутье,Перебирая нехитрый свой груз,Говор ущелий в горах не забудьте,Горскую песню, двухструнный кумуз!
Не оставляйте своих колыбелей,Старых, в которых баюкали вас,Седел тугих, на которых сиделиВаши отцы, объезжая Кавказ.Земли щедрее на низменном месте,Больше там света, тепла и красот...Чистой вершины отваги и честиНе покидайте, спускаясь с высот. Вы, уходящие в край, напоённыйСолнечным светом, водой голубой,Бедность забудьте на каменных склонах.Честность её заберите с собой!Вы, оставляя родные нагорья,Не переймите изменчивость рек.Реки бегут и теряются в море, –Сущность свою сохраните навек!Горцы, покинув родные жилища,Горскую честь захватите с собой –Или навечно останетесь нищи,Даже одаренные судьбой.Горцы, в каких бы лучах вы ни грелись,Горскую стать сохранить вы должны,Как сохраняют особую прелестьЛани, что в горном краю рождены.Горцы, кувшины возьмите с собою –Вы издалёка в них воду несли,С отчих могил захватите с собоюКамня осколок, щепотку земли!Горцы, внизу вам судьба улыбнётся.Встретит вас слава на новом пути.Горцы, храните достоинство горцев,Чтобы и славу достойно нести!
Ученик: Мы, первый годекан, хотим представить проект «ОЧАГ ГОРЦА»
(представление проекта «Очаг горца»)
Ученик 1:
Наш проект называется «Очаг горца». Он отражает жизнь, быт, нравы горцев XIX века. Основная цель моего проекта - воссоздать образ жизни, быта горцев. Предметы обихода, одежда, обстановка в жилище наглядно создают образ того времени. В данном проекте мы как можно полнее постарались описать материальную и духовную культуру горцев, семейно-общественный быт, выявить общие черты их исторического развития.
Ученик 2:
Дагестанские аулы издавна славились своей красотой и традиционными промыслами, в которых отражается характер горцев. Интерьер старого дома отличался простотой своего убранства. Важной частью традиционного жилища был пристенный очаг с выпуклым дымоходом. Он был ограничен тесанными каменными плитами, что интересно, в стену забивали деревянные палочки и на них ставили каменные плиты, оставляя отверстие для прохода дыма, и сверху мазали глиной. Он служил для обогрева помещения, приготовления пищи и сушки одежды. Над ними свисала очажная цепь «рахасси».
Ученик 3:
Для приготовления пищи здесь же ставился треножник «миххи». По сторонам очага оставляли свободное пространство. Глава семьи всегда садился у стены с правой стороны очага, а ближе садилась жена. Возле очага постоянно держали куски войлока, шкуры, на которые садились старшие члены семьи. Очаг считался семейной святыней. Очагом клялись и проклинали. С очагом и огнём связаны различные приметы. Так, ночью нельзя было выбрасывать горячую золу, огонь. В очаг нельзя было бросить мусор, подметённый с пола. От этого, по словам старожилов, зависело благополучие дома.
Ученик 4:
Направо от входа в углублении или же на возвышении помещалась посуда с водой. Здесь же в самом внизу стены вешали крупную деревянную посуду. Рядом с очагом на деревянных полках размещалась посуда повседневнего употребления. На стенках к потолку вбивались колышки, к которым подвешивали сушеное мясо, курдюки, домашнюю колбасу. Также с левой стороны от входа на высоте 40-50 см устраивали из досок тахту «манги». Жилище представляло собой большой квадрат или прямоугольник, где всегда был постоянный полумрак, а источником света был очаг. И ещё использовали керосиновую лампу. Большим дефицитом для ахвахцев был керосин. Его меняли на масло в соседнем Ботлихе и привозили в бутылках.
На прядильном станке женщины пряли пряжу. Станок представлял собой длинную плоскую доску, а внизу коробка для ниток, чтобы она не качалась и не отскакивала. Из шерсти изготавливали различные изделия. После стрижки овец, как рассказывают старожилы-женщины, шерсть тщательно промывали, затем сушили и расчёсывали. Для этих работ использовали специальный деревянный станок треугольной формы, насаженный иглами (гьакъу).
Ученик 2:
На таком инструменте работали лудильщики. Специалисты по этому ремеслу изготавливали сельскохозяйственный инвентарь: мужские серпы (чабагг). Почти в каждом дагестанском селе были свои мастера по медночеканному делу. Из меди изготавливали разнообразную бытовую утварь. Это большой водоносный кувшин «анзо» имел несколько форм. В форме кувшина угадывалась фигура человека, а маленький кувшин для питья. Рассказывают легенду о том, как при нашествии Надир-шаха эти большие водоносные кувшины выставлялись на крышах домов для устрашения врагов. Враг, приняв кувшины за пушки, отступил без штурма. Водоносные кувшины были обязательными при преподнесении приданого невесте. В сундуках хранилась мука, а сундуки хранились и другие припасы. Мерка являлась основным инструментом для определения объема и веса зерна и муки. Она очень удобна тем, что во время праздника «Ураза-байрам» это посуда служила меркой для «сах!». Подставки использовали для хранения соли, ложек и вилок. Их ещё называли сушилками. Они были разных видов и форм. Этот предмет тоже входил в состав приданого невесты.
Ученик 5:
Деревянные корыта. Они бывают разных размеров и разного назначения. На ахвахском языке их название «иша». Плоское корыто с небольшим углублением использовали для замеса теста. Деревянные подносы, половник, дуршлаг – шумовка «хик!ехъе», ложка «гъома», вилка «лъану». Среди этих предметов отличается своеобразной формой ступка для чеснока. Она образуется двумя обращенными друг к другу узкой стороной, местами соединения , которая, как правило, похожа на валик. Ступка для чеснока вырезалась из твёрдой плотной древесины. Важную роль в жилище занимал столб в центре комнаты «гьума». Как рассказывают старожилы, на этот столб вешали только мужскую одежду и оружие.

Ученик 1:
В просторы мира мы спускаемся тропой отцов, и везде нас сопровождает огонёк у родного очага.
Чтец:
«Беря за перевалом перевал…»
Ученик 6:
Из исследованного можно сделать следующие выводы:
Каждый предмет домашнего обихода у горцев имел своё название
Мы не можем согласиться с исчезновением многих положительных традиций наших предков, ремесел и промыслов, о чём приходится
Сохранит и передать то лучшее, что нам досталось в наследство о наших отцов и дедов - наша задача.
Нужно, чтобы каждый человек знал, что горец был воином и оружейником, шил обувь, чеканил по металлу, золоту, серебру, искусно выполнял работу по камню и дереву и надо ценить их работу.
Учитель:
Спасибо, ребята, вы проделали огромную работу, собрали много материала. Молодцы. Благодаря тому что в кабинете есть макет «Очаг горца», вы смогли наглядно показать то, о чем говорили, и у вас появилось яркое представление проекта. Спасибо. Теперь я хотела бы обратиться ко второму годекану: вам понравилось выступление ребят? Какие вопросы у вас возникли?
Годекан № 2:
- Как вы готовились к проекту? Было ли вам трудно?
Нам нужно было не только написать и сдать проект, но и представить его на суд зрителей. Поэтому каждый участник нашего годекана получил задание, с которым он мог бы справиться лучше всего: за музыкальное сопровождение у нас отвечает Салихат. Она также вместе с Рашидат подготовили видеоролик «Колыбельные песни». Мадина и Салихат собирали информацию о народных колыбельных песнях. А в целом это наш совместный проект.
- А как вы собирали материал?
Источником для написания проекта послужил материал нашего школьного историко-краеведческого музея имени Алиевой Ш.А., а также материал, представленный в кабинете КТНД нашей гимназии. Очень нам пригодилась и газета «АШВАДО».
- Узнали ли вы что-то новое для себя?
Вся эта информация не была для нас новой. Мы в любой день можем посетить наш музей, попросить дежурного экскурсовода раскрыть нам экспозицию.
Подобные мини-экспозиции созданы в каждом кабинете начальной школы. И в кабинетах начальных классов у каждого уголка КТНД нас с радостью встретят учащиеся этого класса и подробно расскажут о каждом предмете домашнего обихода.
Нам было интересно собрать и обобщить весь этот материал, вспомнить и напомнить другим, что историю своего села, своего края нужно помнить.
Но работа над проектом дала нам очень многое.
- А что именно? Чему именно вы научились?
Мы научились слушать друг друга, научились работать вместе, сообща, у нас появились навыки вытупления перед аудиторией.
Учитель:
Спасибо, ребята. Вы молодцы!
- Когда мы говорим Дагестан, мы представляем себе гордых, честных, трудолюбивых людей, населяющих его. Горцы - народ музыкальный, песни и танцы для них так же привычны, как бурка и папаха.
Сейчас я хочу предоставить слово второму годекану, где собрались любители поэзии родного края. Уверена, что нам будет интересно посмотреть, послушать, что они подготовили. Пожалуйста, ребята.
4. Представление проекта «Колыбельные песни горцев»

Ученик 1:
Цели проекта:
Познакомить учащихся с понятием колыбельная песня;
изучить особенности колыбельной песни;
вызывать эмоциональный отклик на музыку колыбельных песен
воспитывать любовь и уважение к традициям своего народа, привить учащимся нравственные качества (доброту, любовь к матери) через знакомство с колыбельными песнями.
Ученик 1:
Колыбель... Это слово знакомо каждому взрослому человеку. Со словом «колыбель» тесно связано одно из действенных средств воспитания детей раннего возраста. Главной целью исполнителя колыбельной песни было усыпление ребёнка. Песней, способствующей засыпанию, взрослые проявляли заботу о здоровье ребёнка, которое не в меньшей мере зависело от хорошего отдыха. Колыбельные песни сочиняли по ходу качания колыбели. Совершенствовали и идейно обогащали колыбельную, передавая её из поколения в поколение. В отличие от всей песенной поэзии. Колыбельные песни исполнялись только у колыбели матерью, бабушкой или же старшей сестрой.
Ученик 2:
Песню начинали запевать, укладывая ребенка в колыбель, а затем продолжали в такт качания колыбели до засыпания ребёнка. Исполняя песню, мать старалась соблюдать песенную мелодию колыбельных песен. Мелодичность колыбельных песен очень сильно развита и у ахвахцев. Она тесно связана как с содержанием, так и вариативностью колыбельных песен. Ребёнок, еще не понимающий смысла слов, уже реагировал на спокойный голос и ласковое пение матери. В аулах Дагестана не было ни одной матери, не имеющей петь колыбельные песни.
Ученик 3:
Колыбельные песни делятся на две группы: песни, посвященные девочке, и песни, посвященные мальчику. По песням можно определить, какие качества ценились выше всего в горах. Горянки заботились о будущем девочек, старались привить девочкам положительные качества, общепризнанные в женской среде. Что же касается колыбельных песен, посвященных мальчику, то они появились на свет стараниями только лишь горянок. В колыбельных песнях, посвященных мальчикам, желая сыну счастливой жизни, мать-ахвахка перечисляет благо жизни, сравнивая его с зёрнышком пшеницы, полевым цветком, пчелиным мёдом.
(исполнение колыбельной песни на ахвахском языке)
Вырастить своего сына здоровым, смелым, отважным - мечта матери. Материнская нежность, выраженная словами родной речи и ритмикой, тоном и движением, оказывала заметное воздействие на пробуждающиеся чувства младенца. При всем разнообразии отраженного в колыбельных песнях понятия о красоте по этим песням можно установить в какой-то мере обобщенный портрет красивой девушки-горянки. Красивой считается та девушка, у которой стройный стан, круглое лицо, длинные чёрные косы, чёрные глаза и белое лицо с румяными щеками. Именно такую естественную красоту хотели видеть матери в своих дочерях.
(исполнение колыбельной песни на ахвахском языке)
Ученик 4:
В ахвахской колыбельной песне отражаются элементы именно такой женской красоты.
По мнению ахвахских женщин не в одной красоте заключается идея совершенства женщины. Она должна быть не только просто красивой, но и трудолюбивой, и скромной, и хозяйственной. Красиво трудиться, красиво одеваться – всё это тесно связанное в колыбельных песнях складывалось в народное понятие красоты.
Колыбельные песни воспитывают в ребенке положительные качества. Когда в колыбельных песнях говорится о скотоводстве, то в них выражается пожелание, чтобы сын стал хорошим чабаном. Умение вести хозяйство связывалось с общим благополучием в жизни, где население занималось земледелием и скотоводством. Таким образом, матери выражали уверенность в том, что дочь продолжит добрые дела матери, а сын – отца. В момент пеленания ребёнка в люльке обычно мамы сочиняют песню с особой любовью, стараясь успокоить малыша.
Ученик 5:
Когда мать купает своего сына и в конце купания льёт последний ковш воды на голову ребёнка, распевает колыбельную песню, как бы успокаивая малыша, морально воздействуя на плач ребёнка различными словами-ласками. Колыбельные песни развивают эстетические чувства: чувства к природе, к окружающим горам, речкам, к струйкам журчащей воды и т.д. Жизнь сама диктовала матери, в какой форме излагать в песнях те или иные заботы о растущем ребёнке, она интуитивно находила оптимальные методы воспитание своего ребёнка.
Ученик 1:
Обновление и применение народных средств помогает совершенствованию процесса воспитания детей, а также сохранению устного народного творчества. Использование в народной педагогике различных методов и форм воспитания дает свои результаты. В колыбельных песнях отражены народные методы и приемы воспитания детей. Но не только в песнях отражены воспитательные средства ахвахцев, но также в легендах, пословицах, сказках, в детских играх, национальных танцах и т.д. История нашего маленького народа богата и разнообразна по своему содержанию, колориту и духу. На сегодняшний день молодые матери не проявляют интерес к словам и мелодиям народных колыбельных песен, а дети редко слышат от родителей народные сказки, легенды, пословицы и поговорки на родном языке. Без родного языка нет родного очага, нет прошлого, нет настоящего, не будет будущего. Каждый человек, каждая семья, каждый народ просто обязан сохранить, изучить и применить на практике бесценный народный опыт воспитания подрастающего поколения.
Ученик 6:
Лучшие образцы дагестанского устного народного творчества занимают достойное место на страницах школьных учебников по родной и дагестанской литературе. Словесными средствами воспитания не только колыбельные песни, но и детские сказки, пословицы, загадки, клятвы, пестушки, прибаутки. Язык для дагестанцев существовал не только на словах. На родном языке поют ахвахцы свои колыбельные песни, рассказывают сказки и легенды, сочиняют стихи, загадывают загадки, дают клятвы, произносят тосты на свадьбах и вечеринках, общаются между собой.
Словом, язык для любого народа - это та нить, которая затягивала его носителей в единый кулак.
Вот уже несколько поколений современных детей выросли без колыбельных песен. Сейчас «мода» на традиционное воспитание постепенно возвращается, и не только мода. Профессионалам еще долго предстоит изучать старинную науку воспитания, чтобы действительно иметь возможность оценить ее по достоинству и только тогда, возможно, развить. А пока, колыбельные – это то немногое, что можно вернуть детям из утраченного «золотого запаса» нашей культуры.
Ученик 2:
И подводя итог своей работы, хочется сказать, что как нельзя лучше о роли колыбельных песен в жизни человека сказал великий Расул Гамзатов.
Чтец:
У меня бы не было языка родного,Собственного имени, голоса, лица,В странствиях далеких я давным-давно быЗаблудился, словно в космосе овца…Я б не знал, как сильно, нежно, страстно, смелоТы, любовь, способна вспыхивать во мне, —Если б моя мама песен мне не пела,Колыбель качая, как лодку на волне. Эти песни птичьи в океанах неба,Над ущельем – струны скрипок дождевых,Запах свежих листьев и родного хлеба,Снятого с горящих угольков живых, —Где бы взял я силы для такого дела:Этим всем наполнить сердце, что во мне, —Если б моя мама песен мне не пела,Колыбель качая, как лодку на волне. Разве стал бы этот мир таким родимым,Жизнь такой бесценной, чтоб над ней дрожать,Человек бы разве стал таким любимым,Чтоб его хотелось к сердцу вдруг прижать,Вечное с мгновенным разве бы сумелоТак нахлынуть, слиться, так бурлить во мне, —Если б моя мама песен мне не пела,Колыбель качая, как лодку на волне.
Учитель:
Ребята, вы просто молодцы! Вы даже инсценировали исполнение колыбельной песни. Молодцы!
Пожалуйста, первый годекан, ваши вопросы.
Годекан 1:
-А что вам дала работа над этим проектом?
(ответы учащихся)

Вы, наверное, и сами обратили внимание на то, что все ваши исследования объединяет один образ, знакомый каждому из нас. Что это за образ, ребята?
Правильно, это образ матери. Мама – это особый человек в жизни каждого из нас. Мама – хранительница домашнего очага и мама - та, кто поёт нам колыбельные песни.
Мать, мама, мамочка – самые родные и бликие сердцу слова. Матерью мы ещё называем Родину. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное; А матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов…
Стихотворение «А мать наша общая - это Россия»
Расул Гамзатов говорил: « Дагестан добровольно не входил в состав России и добровольно из него не выйдет». Сегодня эти слова готов повторить, должен быть готов повторить, каждый дагестанец, который мечтает о мире на родной земле.
Стихотворение «Я с любимой Россией остаюсь навсегда»
5. Обобщение полученных знаний
Учитель:
Память – это то, благодаря чему существует человечество, совершенствуя нравственные устои общества. По словам Р. Гамзатова: «Если в прошлое выстрелить из пистолета, оно выстрелит в тебя из пушки».
Сегодня, ребята мы окунулись в прошлое, прошлое своего края, в прошлое Дагестана. Что вам дал этот урок?
(ответы учащихся)
6. Подведение итогов.
Спасибо большое, ребята. Вы показали себя истинными патриотами, знатоками жизни, быта горцев, любителями народной поэзии. И отметить вашу работу на уроке я хотела бы вот такими знаками «Знаток жизни и быта горцев», «Знаток колыбельных песен ». А Гамзат у нас заслужил знак «За лучший видеоролик к уроку литературы». Конечно, хотелось бы поблагодарить нашу маленькую помощницу и пожелать ей удачи.
Дагестан – наша родина, здесь родились мы, наши отцы, наши деды. Каждый ребёнок должен знать свой родной язык, где бы он ни проживал. Это закон. Его нельзя нарушить. Мы не должны забывать своих корней.
Расул Гамзатов в своей книге «Мой Дагестан» пишет: «Дагестан состоит из трёх вещей: горы (земля), море (Каспий) и всё остальное». Подводя итог нашего урока, я предлагаю вам составить кластер (вы знаете, что это такое) по теме «Дагестан». На ваш взгляд, из чего состоит наш край. Давайте постараемся построить как можно больше связей.
Уверена, что у каждого из вас встретятся слова «горы». А если представить себе, что горы исчезнут из нашей жизни?
-исчезнет прошлое
-исчезнет красота
-исчезнут народы
Орлы живут в горах, но зато люди покидают свои гнёзда, отчие места. Ищут, где легче жить. И, уехав однажды, уже более не возвращаются в свои родные сёла. Но будем оптимистами и будем верить, что наше правительство создаст условия, которые заинтересуют горцев оставаться на своих насиженных местах. И на карте Дагестана появятся вновь когда-то забытые сёла. Горы - это наше настоящее и будущее.
7. Рефлексия.
8. Итог урока
Любовь к родному краю в сердце каждого из нас навсегда. Мы впитываем его с молоком матери и любовью отца, с советами джамаата и красотой родной земли.
Мой край – это уникальное этническое сообщество. Если бы весь мир жил по законам гор, люди научились бы относиться друг к другу с уважением и пониманием. И закончить нашу сегодняшнюю встречу хочется пожеланием: «Пусть никогда не погаснет ваш очаг»!
До свидания, спасибо.
Дагестанцы, говорящие на разных языках, в те дни на весь мир заговорили единым языком, языком любви к Родине, языком единства и монолитности. В тяжелые, критические дни боев с бандитами именно нерушимое единство Дагестана, братская дружба всех народов, огромная поддержка Российской Армии и нашей огромной страны, мужество и героизм простого солдата со всей России, Как много написано и сказано о родном крае! Я часто думаю: почему великие писатели в своих стихотворениях так часто обращались к теме родного края? Вероятно потому , что там находится отчий дом ,там прошло детство моих родителей .
Для меня нет места родней и прекрасней отчего дома, нашего края. А что я вообще знаю о нашем краю, о его истории ? Знаю, что дом, в котором мы живём, построил своими руками еще мой прадед. История нашего края тесно связана с историей наших предков. Я думаю, человек , не знающий своей истории, не знает и себя .
Стихотворение «У меня бы не было языка родного…»
У меня бы не было языка родного,Собственного имени, голоса, лица,В странствиях далеких я давным-давно быЗаблудился, словно в космосе овца…Я б не знал, как сильно, нежно, страстно, смелоТы, любовь, способна вспыхивать во мне, —Если б моя мама песен мне не пела,Колыбель качая, как лодку на волне. Эти песни птичьи в океанах неба,Над ущельем – струны скрипок дождевых,Запах свежих листьев и родного хлеба,Снятого с горящих угольков живых, —Где бы взял я силы для такого дела:Этим всем наполнить сердце, что во мне, —Если б моя мама песен мне не пела,Колыбель качая, как лодку на волне. Разве стал бы этот мир таким родимым,Жизнь такой бесценной, чтоб над ней дрожать,Человек бы разве стал таким любимым,Чтоб его хотелось к сердцу вдруг прижать,Вечное с мгновенным разве бы сумелоТак нахлынуть, слиться, так бурлить во мне, —Если б моя мама песен мне не пела,Колыбель качая, как лодку на волне.
«Нельзя любить Родину, не зная её истории»,- говорил кто-то из великих. Изучая лучшие традиции своего края, мы учимся любить и ценить свой край, свою малую и большую родину.
С любимой Россией
По холмистым полям убегает дорога,
И гудят, и поют на столбах провода.
Прочь с груди моей, грусть, и уймись же, тревога,
Я с любимой Россией остаюсь навсегда.
Над полями российскими солнце встает
Свежий ветер несет обновленье России.
И от радости сердце, ликуя, поет.
Увлекает вперед новой жизни дорога.
Не страшна мне теперь никакая беда.
На родной я земле, у родного порога.
И с любимой Россией остаюсь навсегда!
Чтец 3: А мать наша общая – это Россия,
Как дети, мы преданы ей,
Пред флагом ее – красным, белым и синим –
Клянемся в отваге своей.
Пусть враг еще когти железные точит,
От новых грядущих невзгод
Наш край защищает всегда – днем и ночью –
Единый российский народ!
Мы верим, укрепится наша держава,
Как в те, боевые года.
И мощь ее прежняя, гордость и слава
В наших сердцах – навсегда!
Если бы в моей жизни не было гор, то многие мои друзья исчезают со страниц моей жизни, уходят куда-то много счастливых дней и вечеров. Моя жизнь теряет краски, яркие воспоминания. В горах люди находят покой и гармонию, то чего им так не хватает в обычной жизни. Желаю всем почаще бывать в горах!