Методическая разработка Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах коррекционной школы


МОУ «Белозерская коррекционная школа-интернат»
Методическая разработка
« Словарная работа на уроках русского
в начальных классах коррекционной школы»
Козлова Ольга Александровна, учитель начальных классов
2017 год
Как я работаю над словарём.
Обучению русскому языку в коррекционных школах уделяется большое внимание. От того, как обучающиеся овладеют навыками чтения, письма, связной устной и письменной речью во многом зависит успешность социальной адаптации выпускников.
Трудности овладения письмом зависят от сложности самого правописания, так и от особенностей познавательных процессов у умственно отсталых детей.
Большое место в обучении русскому языку занимает работа над правописанием слов с непроверяемой безударной гласной.
Трудности усвоения их написания связаны с неотчётливым восприятием зрительного образа, недостатками моторного акта, слабостью выработки связей между зрительным восприятием и движением руки во время письма, в результате чего наступает быстрое забывание, потеря полученного навыка.
Прежде всего пишу слово в табличке.
корзина
Орфограмму, которую надо запомнить выделяю красным цветом, если есть безударная гласная, то не забываю об ударении. На обратной стороне карточки пишу это же слово, но с пропущенной орфограммой
к…рзинаТаким образом, налицо два варианта работы над словом. С таблицей работаем тщательно, особенно на первом уроке. Затем проверяю усвоенное, используя обратную сторону таблицы.
На втором этапе определяем значение слова. Читаем слово в учебнике ( в рамке), уточняем его написание.
Далее проговариваем слово по слогам, записываем в тетрадь, ставим ударение, выделяем орфограмму.
Лучшему усвоению написания слова будет способствовать значительное количество упражнений, рассчитанных на зрительно-моторное запоминание. Для того, целесообразно написать целую строчку данного слова.
Затем составляем и записываем с данным словом словосочетание или предложение.
Однако одного знакомства со словом не достаточно для того, чтобы овладеть грамотным написанием. Обязательно включаю это слово в различные упражнения при изучении других тем.
Провожу «орфографические пятиминутки», для которых подбираю слова по темам. Например, в теме «Дни недели» такие слова, как неделя, понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье, в теме «Школьные вещи» слова дневник, класс, портфель, ранец.При работе со словарём не следует забывать и игровые моменты. Детям нравиться, когда урок начинается со слов
«Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг погрызли мышки.
От слов начала откусили,
Из книжки в норку утащили»
На доске записаны слова:
…рога
…зета
…вод
…сок
Использую игру «Подсказки»
- а – е - - и
- а – е - - а
При составлении словосочетаний, предложений, связного текста использую «словарные слова» в качестве опорных.
Однако, следует помнить, что умственно отсталые школьники вследствие особенности их познавательной деятельности овладевают написанием только тех слов, которые часто встречаются в их речевой практике. Поэтому необходимо проводить коррекционную работу по развитию речи учащихся, в данном случае обогащении и уточнении их словаря.
Благодаря такому разнообразию работы у детей появляется интерес к слову, развивается речь.
Литература:
В.В. Воронкова « Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы» Москва «Просвещение» 1988