Конспект урока русского языка на тему Объединение слов в тематические группы

Урок русского языка во 2 класс по программе «Школа 2100» по учебнику
Е.В.Бунеевой
Тема: Объединение слов в тематические группы.

Цели: 1. Формировать умение у детей объединять слова в тематические
группы.
2. Развивать умение разделять слова на одушевленные и неодушевлён-
ные с помощью вопросов кто? что? и орфографическую зоркость.
3. Воспитывать интерес к предмету, желание расширять свой словар-
ный запас.

Оборудование: лента букв на стене (для звукобуквенного анализа); крыши
домиков, картинка бабочка (для словарной работы); фотогра
фии растений и животных; карточки: КТО? ЧТО?
одушевленные, неодушевленные.

Ход урока:
Оргмомент. Приветствие. Обращение внимания на гостей. Проверка
готовности к уроку. (20 сек.)
Минуточка чистописания.
1) (Ставлю ручку на середину рабочей строки, веду вниз до
нижней линии рабочей строки, возвращать до середины
написанного и пишу наклонную палочку с закруглением
вверху и внизу).
-Пишем под счёт: 1-и, 2-и. Должно быть 13 букв на строке.
2) Отрабатываем скоропись
- Написать еще одну строчку безотрывно до конца.
3. Работа со словарными словами.
- Игра « Кого ты встретишь на пути, ты помоги им домик свой найти!»
( На доске крыши двух домов, под одной написано РАСТЕНИЯ, под
другой ЖИВОТНЫЕ)













- Я показываю рисунки, а вы записывайте в два столбика слова:
Надо проговаривать по слогам с орфограммами.
Собака, береза, медведь, заяц, осина, рябина.


-На какие вопросы отвечают эти слова?
-( Растения –что? Животные –кто?)
Вывешиваю таблички над словами на доске
ЧТО? НЕОДУШ. КТО? ОДУШ.
растения животные
-Как еще называются слова, отвечающие на вопросы КТО? ЧТО?
(одушевленные, неодушевленные.)
4.Сообщение темы и цели урока.
-Какие еще названия растений могли написать? А животных?
-Какие два домика у нас были? (Животные и растения)
-Слова- названия предметов можно делить на группы в зависимости от того, что они обозначают. Сегодня будем учиться объединять слова в тематические группы.
5. Работа по учебнику. (3 человека у доски).
1) упр. 53 стр.37 (Самостоятельная работа)
КТО? ЧТО? КТО?
люди растения насекомые
девочка пшеница жук
артист клен бабочка
ольха
-Допиши по одному своему слову в каждый столбик .
2) Звукобуквенный анализ слова.
(На доске иллюстрация).
БА-БОЧ-КА [БАБАЧКА] 7 б., 7 зв.

Физминутка.
- Если слово отвечает на вопрос КТО? приседайте, если на вопрос ЧТО?- хлопайте 1 раз над головой
6. Игра «Третий лишний».
-Определи, какое слово лишнее. Запиши это слово.
-Какая тематическая группа слов получиться?
1) Понедельник, июнь, среда. (Не день недели).
2) Гроза, гром, лужа. ( Не явление природы).
3) Дуб, роза, гладиолус.( Не цветок).
4) Тарелка, мяч, кувшин. (Не посуда).
5) Лимон, кабачок, огурец. (Не овощ).
-Какие получились слова?
(Июнь, лужа, дуб, мяч, лимон,)
-На какой вопрос отвечают эти слова? (ЧТО?)
-Как называются слова, отвечающие на вопрос ЧТО? (Неодушевленные).
7. Творческая работа. (На листочках по группам)
-Составить свою тематическую группу слов.
-Одни называют группу слов, другие называют тему.
8. Итог: -Чему учились на уроке?
-(Объединять слова в тематические группы)
-Всегда ли можно создать тематическую группу слов?
-Почему это трудно?
ВЫВОД: Надо иметь большой словарный запас, знать значение слов, уметь сопоставлять предмет и слово – его название. Чем шире кругозор человека,
тем больше тематических групп слов он может подобрать.
9. Д/З № 37, стр. 20 (дид.) Выполнять нужно так же, как в классе.
- Спасибо за урок.



















13 EMBED Excel.Sheet.8 1415






























21.10.2008 г. Конспект открытого урока русского языка в 3а классе
учителя начальных классов Путиной И.В.
(программа «Школа 2100»)

Тема: Правописание слов с непроизносимой согласной в корне слова. Обобщение.

Цели: 1. Обобщить и закрепить знания учащихся о непроизносимой
согласной в корне слова.
2. Развивать умение подбирать проверочные слова на изученную
орфограмму.
3. Воспитывать интерес к предмету, расширять словарный запас.

Оборудование: иллюстрация замка, царицы, опорная схема сочетаний
согласных звуков, учебники, тетради, сборники упраж-
нений.

Ход урока:
1. Оргмомент. Приветствие. Обращение внимания на гостей. Проверка
готовности к уроку. (1 мин.)
- Сегодня мы снова отправляемся в орфографическое царство, где правят
три сестры – орфограммы согласные. Живут они в этом замке.
(Открывается доска, замок в центре доски)
- За какую орфограмму отвечает каждая из сестер?
- (Первая сестра – за удвоенную согласную в корне слова, вторая-
за проверяемую согласную на конце и в середине слова, третья-
за непроизносимую согласную в корне слова.)
- Посмотрите внимательно на словарные слова и догадайтесь, какая из сестёр ждёт нас в гости.
(На доске слова: лес_ница, праз_ ник, чу_ ство)
- Правильно, мы отправляемся к третьей из сестёр – непроизносимой согласной в корне. (Открывается тема урока на доске).
2. Минуточка чистописания.

- Путь к замку непростой, извилистый.
- Сочетания каких букв будем повторять?
- Почему именно этих букв? (Чаще всего бывают непроизносимыми).
- Посмотрите внимательно на запись и запишите сочетания букв, не отрывая руки. (Показ учителя на доске).
- Помним о правильной посадке.
3. Повторение изученного о непроизносимой согласной в корне слов.
- В каких сочетаниях согласных звуков один из них не произносится?
- ( стн , здн , ств и др. )
- Почему исчезают отдельные звуки? (Три согласных подряд очень трудно произнести и т.о. упрощается произношение слова).
- Как не ошибиться в написании слов с непроизносимым согласным звуком? (Учащиеся произносят правило, приводят примеры )
- Как обозначается орфограмма? (Подчёркивается одной чертой).
- Всегда ли непроизносимый согласный звук есть в слове? (Нет, например, чудесный – чудесен).

4. Упражнения в написании слов с непроизносимыми согласными в корне.
- Царица – непроизносимая согласная приготовила для вас задания – испытания. Если вы всё выполните, то А об этом чуть позже.
1) - Записать слова в столбик, подчеркнуть орфограмму и записать рядом проверочное слово. (У доски Куклина Алёна).
Как по другому назвать торжество?
Синоним слова нечасто.
Синоним слова популярный.
Слово – приветствие.
На доске и в тетради запись:
праздник
редко (реденький)
известный (вести)
здравствуй (здравие)
- Какое слово может быть лишним?
- (Праздник- нет проверочного слова. Редко- на проверяемую согласную )
- Какое слово получилось, прочитайте по первым буквам. (Приз).
- Какой приз ждёт каждого из вас, если работать и правильно выполнять задания? (Приз-оценка).
- Правильно, оценка от Царицы – орфограммы.
2) - Какое слово здесь не на орфограмму – непроизносимую согласную? (Редко).
- Как называется эта орфограмма? (Проверяемая согласная в корне).
- Что общего и чем отличаются эти два правила? (Общего – одинаково проверяются. Разное – непроизносимый согласный можно проверить так, чтобы согласный был на конце слова. Проверяемая согласная оглушается, непроизносимая не произносится).
3) - Вспомните как как можно больше слов где непроизносимого согласного нет. Он и не пишется и не произносится. Сочетание каких звуков? [ сн ] Соревнование по рядам. Выиграет тот ряд, где больше слов.
- Пишем в тетради в строчку с красной строки.
У доски Касимов Павел и Стерхов Иван.
- ( Чудесный, лесной, ужасный, опасный, интересный, прекрасный, вкусный).
- Докажите, что здесь нет непроизносимой согласной.
(Попеременно подбирают проверочные слова).


5. Физминутка. Говорю слово: если есть непроизносимый согласный – хлопайте, нет – приседайте.
(Праздничный, счастливый, прекрасный, прелестный, капустница, лесной, лестница, окрестный, опасный, устный, властный).

6. Звуко – буквенный анализ.
- Царица – орфограмма довольно и говорит прелестно. Разберите это слово (Всё в тетради, у доски Шалавина Э.).
пре-лест-но п р э л э с н а - 9 букв, 8 звуков
- Почему звуков меньше? (т-непроизносимая согласная)

7. Самостоятельная работа.
- Откройте с.38, упражнение № 68. Работаем по образцу в учебнике.
- Перед этим проведём зарядку для глаз. (3 – 4 упражнения).
- Работают самостоятельно. (Взаимопроверка после выполнения )

8. Д/з: № 4, 5 с. 74 – 75, подготовится к проверочной работе

9. Итог:
- Мы добрались до замка, где ждёт нас Царица – орфограмма.
(Открывается замок, а там изображение царицы)
- Слова на какое правило мы повторяли сегодня на уроке?
- (Непроизносимую согласную в корне слова)
- Царица благодарит вас за работу и самым активным раздаёт призы – отметки




п п п - ---------









ЖИВОТНЫЕ

РАСТЕНИЯ





15